Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

5. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства в соответствии со ст.121–123 СК РФ. Органы опеки и попечительства входят в структуру органов местного самоуправления, поэтому их деятельность должна определяться уставом муниципального образования.

Граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, а также должностные лица дошкольных, общеобразовательных и иных воспитательных учреждений обязаны сообщать о таких детях в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня по­лучения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка. При установлении факта отсутствия попечения ребенка родите­лями или его родственниками орган опеки и попечительства в течение месяца обязан обеспечить устройство ребенка для дальнейшего содержания и воспитания. При невозможности устройства ребенка в указанный срок орган опеки и попечительства направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если этот орган в течение месяца не сможет устроить ребенка, сведения об этом ребенке в соответствии с п.3 ст.122 СК РФ должны быть направлены в федеральный орган исполнительной власти, опре­деленный Правительством РФ, для учета в Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования и пользования Государственным банком о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

Формы содержания и воспитания детей: усыновление (удочерение); опека или попечительство; передача детей на содержание в воспитатель­ное учреждение для детей-сирот или в приемную семью.

Усыновление, опека (попечительство) и другие формы содержания и воспитания допускаются только в отношении несовершеннолетних детей. При устройстве ребенка должны учитывается его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, вере, родной язык, воз­можность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Социологи и психологи считают, что только семья является наиболее благоприятной средой формирования личности ребенка. Поэтому лучшим вариантом является сохранение семьи. И лишь при невозможности этого следует искать иные формы содержания и воспитания детей. Наиболее безболезненным для психики ребенка является вариант его усыновления.

Порядок усыновления ребенка определяется в гл.19 СК РФ. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществление контро­ля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей определяются соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Разница в возрасте между усыновителями и усыновляемым должна быть не менее шестнадцати лет. Ври усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется. Усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста,, допускается только с его согласия.

Не имеют право быть усыновителями:

1) липа, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;

4) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

5) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

6) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права и обязанности;

7) лица, не имеющие дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает усыновитель;

8) лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка с учетом перечисленных условий.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, кото­рое должно быть выражено в нотариально удостоверенном заявлении либо может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в следующих случаях:

– если родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

– если родители лишены судом родительских прав;

– если родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

За усыновленным ребенком могут быть сохранены его фамилия, имя и отчество, если усыновитель не выразит желания изменить фамилию и отчество ребенка. За усыновленным ребенком также сохраняются права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей. Усыновленные дети и их потомство приобретают все имущественные и неимущественные права в отношении усыновителей и их родственников, а в отношении своих родителей утрачивают все имущественные и неимущественные права и освобождаются от обязанностей.

В интересах ребенка может быть установлена тайна усыновления, охраняемая законом. За разглашение тайны усыновления предусматривается уголовная ответственность в соответствии со ст.155 УК РФ. За незаконное усыновление предусмотрена ответственность по ст.154 УК РФ.

При наличии оснований, предусмотренных ст.141 СК РФ, усыновление может быть отменено судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. При отмене усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного и усыновителей прекращаются, и если этого требуют интересы ребенка, он может быть передан своим родителям. При этом взаимные права и обязанности родителей и детей восстанавливаются. При отсутствии родителей либо, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. На бывших усыновителей может быть возло­жена обязанность выплачивать средства на содержание ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается и прекращается в соответствии ‘со ст.35–40 Гражданского кодекса РФ. Опекунами (попечителями) могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица, если они не лишены родительских прав и способны выполнять обязанности по содержанию и воспитанию ребенка, а также обеспечивать ему условия для получения образования и всестороннего развития. До достижения подопечным шестнадцатилетнего возраста опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком совместно. С подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста, опекуны и попечители могут проживать раздельно с разрешения органа опеки и попечительства. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка исполняются безвозмездно. При этом опекуну (попечителю) должны ежемесячно выплачиваться денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Опекун (попечитель) может временно передать ребенка в воспитательное учреждение, но это не влечет прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении своего подопечного. Детям, находящимся на пол­ном государственном попечении в воспитательных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение опекунских (попечительских) обязанностей возлагается на администрации воспитательных учре­ждений. Попечительство над детьми прекращается без особого решения по достижении подопечными восемнадцати лет, а также при их вступле­нии в брак до восемнадцати лет. Защита прав выпускников воспитатель­ных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

Приемная семья как одна из форм содержания детей, оставшихся без попечения родителей, образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки у попечительства при соблюдении требований, предъявляемых к усыновителям, опекунам и попечителям.

Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в семью должно включать в себя перечень условий воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителей; обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье; срок действия договора; основания и последствия прекращения договора.

Данный договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей (вследствие болезни родителей, изменения семейного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком и т.д.), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий воспитания и образования ребенка, либо в случае возвращения ребенка родителям, либо в случае усыновления ребенка. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от количества принятых на воспитание детей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений обеспечивает устройство ребенка.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, включает несколько этапов: 1) выявление таких несовершеннолетних; 2) постановка их на учет; 3) избрание формы устройства применительно к конкретному ребенку исходя из обстоятельств утраты им родительского попечения, возраста несовершеннолетнего, наличия или отсутствия других родственников, состояния здоровья ребенка, черт его характера и др.; 4) последующий контроль за условиями жизни ребенка (воспитания, образования, содержания).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Тема 19. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются ор­ганы местного самоуправления (ст. 121 СК. РФ).

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

— выявление детей, оставшихся без попече­ния родителей;

— учет детей, оставшихся без родительского попечения;

— выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попе­чения;

— осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образо­вания детей.

Указанные функции являются исключитель­ной компетенцией органов опеки и попечитель­ства в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее рас­пространенные причины, по которым дети утра­чивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогич­ных учреждений.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

В п. 1 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан сообщать об известных им фактах утраты детьми родительского попечения в органы опеки и попечительства по месту фактическо­го нахождения детей.

Получив такие сведения орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка и при подтвержде­нии полученных сведений обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 123 СК РФ закрепляет четыре реально существующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

— передача под опеку или попечительство;

— передача на воспитание в приемную семью;

— устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, уч­реждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Возможно также использование иных форм, обеспечивающих интересы детей.

Тема 20. Усыновление (удочерение) детей Понятие усыновления

Согласно п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление яв­ляется приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме этого, усыновление рассматривается в семейном праве как:

— юридический акт, порождающий возник­новение прав и обязанностей между усыновите­лем и усыновленным;

— правоотношение между усыновителем и усы­новленным;

— институт семейного права.

Субъекты отношений по усыновлению

Субъектами отношений по усыновлению вы­ступают усыновители и усыновленные.

В Российской Федерации возможно усынов­ление только несовершеннолетних детей и толь­ко в их интересах. Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в ис­ключительных случаях, когда это отвечает инте­ресам детей (п. 2, 3 ст. 124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолет­ние лица обоих полов. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усынов­ляемым должна быть не менее 16 лет. При нали­чии уважительных причин суд вправе сократить разницу в возрасте в интересах ребенка. При усыновлении ребенка отчимом или мачехой раз­ница в возрасте значения не имеет.

Усыновителями могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. При этом граждане РФ имеют приоритет, который не касается родственников детей.

Дети могут быть переданы на усыновление лицам, постоянно прожива­ющим за пределами РФ, по истечении трех месяцев со дня поступления све­дений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попе­чения родителей. Этот срок не распространяется на родственников детей.

Любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей — посредническая деятельность по усыновлению — не допускается (ст. 126-1 СК РФ).

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной влас­ти по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государ­ствами органов или организаций по усыновлению детей, осуществляемая на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принци­па взаимности. При этом такая деятельность не может преследовать коммер­ческие цели.

Лица, желающие усыновить ребенка, имеют право привлекать представителей. Такие представители посредниками не являются. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

В ст. 127 СК РФ указан круг лиц, которые не могут быть усыновителями:

— лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограни­ченно дееспособным;

— лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

— лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадле­жащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

— бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

— лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родитель­ские права (см. перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в прием­ную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542);.

— лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечива­ющего усыновляемому прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;

— лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого по­мещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требова­ниям;

— лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

— лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Порядок усыновления (ст. 125 СК РФ)

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела рассматриваются по правилам особого производст­ва с обязательным участием усыновителей, прокурора, органов опеки и по­печительства, которые дают заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения су­да направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. Усыновление подлежит государственной регистрации.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий