Возможно ли отбыть срок на родине в украине если осужден в россии

Содержание

Осужденные в России украинцы с ужасом ждут депортации

Любой осужденный, как известно, больше всего мечтает о свободе. Но граждане Украины, отбывшие наказание в российских колониях, мечтают еще и сохранить себе жизнь. И воля к жизни у них сильнее желания свободы (что совершенно естественно).

Больше 300 граждан Украины, осужденных в России и уже отсидевших «от звонка до звонка», находятся сегодня в ожидании депортации на родину. Но они не хотят возвращаться. Да и непонятно, как можно было бы их безопасно передать другой стороне в нынешних условиях.

Истории «застрявших» между тюрьмой и волей — в материале обозревателя «МК».

«Мы застряли между тюрьмой и волей»

Фото: Ева Меркачева

«Ненужные и нежелательные»

— Спасите моего сына, — умоляет москвичка-пенсионерка. — Он находится в Белгородской области в каком-то закрытом месте, куда никого не пускают. Его собираются вот-вот передавать Украине. Это смертельно опасно. Не допустите этого!

Страх матери можно понять. «Закрытое место» — это центр временного содержания иностранных граждан (такие есть во всех крупных регионах). Именно сюда свозят людей, в отношении которых принято решение об их нежелательном пребывании на территории России. А такую «черную метку» (обычно на 5–10 лет, но, бывает, и бессрочно) получают все те иностранцы, кто совершил преступление в России.

Логику российских властей тоже понять несложно: где гарантия, что иностранец, который один раз нарушил закон РФ, не сделает это снова? В общем, обычно подобных ненадежных иностранцев быстро депортируют.

Граждане Украины, так же, как и другие, попадают в криминальные сводки и точно так же получают сроки.

— Чаще всего их привлекают по статьям 228 УК («Хранение и сбыт наркотических средств»), 158 («Кража»), 159 («Мошенничество») и 111 («Нанесение телесных повреждений»), — говорит источник во ФСИН России. — В Москве сейчас содержится около 250 граждан Украины, и все они как раз по этим статьям. В целом же по России их несколько тысяч.

Иностранцы, как правило, отбывают наказание в Мордовии и в Белгородской области. Причем сидят они там «от звонка до звонка», потому что условно-досрочное освобождение суды применяют крайне редко. Аргумент — а кто гарантирует соблюдение ими ограничений УДО, если они не имеют российской прописки? Ну а уж тех, в отношении кого вынесено решение о нежелательности пребывания, и подавно раньше срока не отпускают.

Но любой срок (кроме пожизненного), как известно, заканчивается. До спецоперации освободившихся из колоний вывозили в центры временного содержания, откуда обычно в трехдневный срок депортировали. Привычный порядок нарушила СВО. Кто-то из украинцев «застрял» в центре уже на пять месяцев. У родных и близких этих людей паника, они сами — замерли едва ли не в ужасе в ожидании своей участи.

29-летний Артур приехал к родным в Россию, устроился на работу в багетную мастерскую. В 2014 году попал за решетку за наркотики. Суд приговорил его к 7,5 года, которые он отбыл в ИК №4 Пензы. В мае 2022 года вышел, что называется, на свободу с чистой совестью. Ну как «вышел» — по сути, сменил одни решетки на другие. Сейчас он в ЦВИГ Белгорода как подлежащий депортации.

— На Украине у него никого и ничего нет, — плачут мама и тетя, которые живут в Москве. — До начала спецоперации мы понимали, что, возможно, больше никогда его не увидим. Но хотя бы была надежда, что за 3 дня до освобождения (и депортации) приедем к нему на трехдневное свидание.

В начале спецоперации ему сказали, что всех освобождающихся «украинцев» до конца СВО будут держать в месте типа накопителя. И вот он в Белгороде, куда не пускают никого. Так и непонятно, какая ему уготована судьба нашими властями.

Он русский (как и мы), внук и правнук русских офицеров. Рожден (как и мы) во Львове. А на название этого города сегодня многие реагируют неадекватно. Хотя место нашего рождения было обусловлено именно тем, что наши деды, все рожденные в РСФСР, были направлены после ВОВ во Львов на военную службу и там осели. А наш ребенок, выходит, в России теперь ненужный и нежелательный…

Родные боятся, что Артура вот-вот отправят на Украину, довезут до границы, освободят там, а дальше его следы потеряются. Рассказывают истории, когда якобы именно так и происходило, и люди пропадали.

Артур и его украинские товарищи

Условия в белгородским центре вполне сносные. Небольшие камеры на 2–4 человека, где есть холодильник и телевизор, душ и туалет. На прогулки выводят раз в день на час. Кормят бесплатно трижды в день, через администрацию можно заказать продукты. Но все равно это учреждение принудительного содержания: на окнах двойные решетки, двери запираются снаружи, по периметру колючая проволока и т.д. В общем, из одной тюрьмы люди попали в другую.

Фото: Ева Меркачева

В центре всем украинцам разрешают пользоваться телефоном, правда, лимитированно: два раза в день по часу. До Артура удалось дозвониться.

— Нас тут много, — говорит он. — Тех, кто родом из Донецкой или Луганской области, отправляют домой, а остальных держат. К нам недавно пришли сотрудники, сказали заполнить бумагу (якобы разработанную в аппарате уполномоченного по правам человека). Это заявление, что я, такой-то, несмотря на то, что идет военная спецоперация, готов поехать на Украину по месту своей гражданской принадлежности.

Нам пояснили, что это означает: мы просим нас довезти до границы, и как только появится возможность «коридора», нас по нему повезут. То есть вообще сама передача будет не по дипломатическим путям, а по военным. Мы подумали и отказались.

Пообщались еще с несколькими гражданами Украины, которые просят дать им временное убежище. Но для этого нужно было отменить проставление об их депортации и нежелательном пребывании в РФ. Около 30 человек подали такие иски в суд. Увы, многим уже отказали во временном убежище.

— Я отсидел в Вологодской колонии 4,5 года по статье 111 части 4 УК, — рассказывает 39-летний Виктор. — История такая: приехал в Россию, в Санкт-Петербурге работал на стройке, делал ремонты квартир. А потом коллега пристал к моей женщине. Я ему нанес несколько ударов, и он скончался. С марта 2022 года я тут. Возвращаться на Украину, в Львовскую область, я сейчас не могу, потому что это опасно. Попросил временное убежище (женщина меня ждала все эти годы, она примет к себе). Но только что узнал, что мне отказали. Почему? И что теперь со мной будет?

— Я приехал в Россию из Украины в 2015 году, — рассказывает 40-летний Сергей. — Работал в Казани, женщину нашел. А потом получил первый срок за кражу, второй за разбой.

В общей сложности четыре года за решеткой. В последний раз сидел в Белгороде. 6 апреля 2022 года освободился, и меня сюда доставили. По приговору суда я нежелательная персона, и мне запретили въезд в РФ на 10 лет.

Но я рассчитываю на гуманность России, прошу оставить меня здесь, дать временное убежище. Куда я поезду? Никого из родных в Запорожской области (там прописан) не осталось. А в России есть гражданская жена, я мог бы у нее жить, работать сантехником или автомойщиком. А мне тут говорят, что откроется «коридор», и меня вывезут на Украину. Когда он откроется? И куда именно вывезут?

«Я б картошку сажал»

Есть и такие, кто в принципе хотел бы вернуться на родину, потому что с Россией их мало что связывает. Здесь у них нет ни семьи, ни даже дальних родственников. Как выразился один, «я дома бы сажал картошку». Только дома у него больше нет — разрушен в результате обстрелов. А оставшиеся в живых близкие покинули Украину. Эти люди просят разрешить им уехать в «третьи» страны, чтобы там воссоединиться с семьей. Проблема в том, что не у всех есть заграничные паспорта. У кого-то, как у Романа, нет даже обычного удостоверения личности.

— Я приехал в Москву из Донецкой области на заработки, — рассказывает 39-летний Роман. — А потом так случилось, что цепочку с мужика сорвал (компания, вечер, выпили). Суд признал меня виновным в грабеже и дал 4 года колонии. Я отсидел, совесть очистил.

На выходе из колонии меня встретили и привезли сюда, потому что по решению суда мне запрещено находиться в России. В центре пояснили, что отправят в Донецкую область. Я уже было согласился ехать, как выяснилось, что Донецк не принимает меня из-за отсутствия паспорта (я тот давно потерял, а в колонии мне просто дали справку об освобождении). Более того, ДНР не подтверждает мою личность. Оттуда пришла бумага, что, мол, пусть меня отдают Украине. Но я не хочу!

Роман рассказывает, что жена с ребенком после начала СВО уехали в Германию. И он хочет к ним. Но как это сделать, пока не представляет.

Даже те, у кого на руках загранпаспорта, причем с визой, выехать в Европу не могут. Их не выпускают. В МВД объясняют, что принимающая сторона должна дать на это согласие. А кто будет заниматься перепиской, всем документооборотом? По идее, все это зона ответственности как раз МВД и принадлежащих ведомству Центров временного содержания иностранных граждан. Но сотрудники центров, судя по словам украинцев, не особенно проявляют активность.

— Инспектор Ольга за два месяца пришла два раза, — рассказывают в одной из камер. Милая женщина. Но она никаких подсказок не дает — что делать, какие документы собирать. В итоге мы сидим и сидим, и конца этому не видно.

Недавно генерал приезжал, на вопросы «сколько будем сидеть, куда отправят» ничего не ответил. Никто ничего не знает. А у нас люди заболевать стали. В медчасти говорят, что на терапию граждан Украины денег не выделяется… В общем, обстановка у нас накаляется.

Решения у этой проблемы есть. Первое: дать временное убежище тем, у кого есть в России близкие (и те готовы взять их «на поруки»). Второе: помочь тем, кто хочет уехать в третьи страны, с оформлением всех документов. Почему МВД не спешит это делать — в ведомстве не говорят. Но подтверждают, что министр подписал приказ о временной приостановке передачи граждан Украины на родину.

В Госдуме назвали категории подследственных и осужденных смогут избавиться от уголовного преследования или наказания, заключив контракт с ВС РФ в период мобилизации

❗️ Госдума приняла закон о возможности призыва осужденных на военную службу по контракту.

Согласно закону, в период мобилизации или в военное время совершившие нетяжкие преступления при желании смогут заключить контракт.

Теперь люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, заключившие с МО РФ контракт, по его истечении или в случае получения госнаграды будут освобождены от уголовной ответственности, а их судимости – погашены. Законопроект был внесён 13 июня, чтобы принять его окончательно, депутатам потребовалось меньше недели.

▪️ Закон подразумевает, что новые меры будут действовать в отношении военных, заключивших контракт с ВС РФ во время мобилизации, военного положения или военного времени. Нововведение коснётся и тех, кто заключил контракты до вступления закона в силу.

▪️ Военным, уже отбывшим наказания или вышедшим по УДО, судимость погасят.

▪️ Ходатайствовать о приостановке уголовных дел против военнослужащих будут командиры их воинских подразделений. За ними же будет закреплён и контроль за подопечными.

▪️ В случае, если солдат совершит преступление во время службы, наказание ему будут назначать по совокупности приговоров.

▪️ Освобождаться от ответственности не будут осужденные за совершение теракта, публичные призывы к осуществлению теракта или пропаганду терроризма, а также за шпионаж, захват заложника, изнасилование несовершеннолетних.

347 депутатов высказались «за», 14 — воздержались, и лишь 1 — против.

Поправки, освобождающие осужденных, подсудимых и подследственных от наказания в случае подписания ими контракта с Минобороны о прохождении военной службе в зоне СВО, не будет работать «на будущее» и не предполагает режима обратной силы.

Это нужно, чтобы граждане не совершали преступления, рассчитывая на безнаказанность. С таким разъяснением выступил глава конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас.

— Законопроект предполагает освобождение лиц, совершивших преступление до вступления закона в силу. То есть это не на будущее. Это вопрос, который закрывает прошлые периоды.

Так что это не обратная сила.

Лица, которые сейчас находятся под следствием или осуждены, могут воспользоваться этой нормой.

На будущее эта ситуация невозможна.

Понятно почему: чтобы, условно говоря, человек после вступления в силу этого закона не пошел и не поджег дом соседа и не поехал на СВО. Мы этот фактор исключаем. Это осознанное решение, — подчеркнул Клишас в ходе предварительного рассмотрения законопроекта в верхней палате.

Сенатор рассказал, что по подсчетам МВД и ФСИН желающих заключить контракт с Минобороны очень много.

— Пока сложно сказать, какое количество людей. Мы обсуждали этот вопрос с правоохранительными органами. Потенциально это десятки тысяч человек , которые готовы были бы воспользоваться такой нормой, если бы она была. Но у нас не было правовых оснований, — сказал Андрей Клишас.

Глава конституционного комитета Совфеда намекнул, что сенаторы поправки об освобождении осужденных-контрактников от наказания поддержат – разумеется, при условии, если законопроект примет Госдума.

В Думе уточнили, кого освободят от наказания при подписании контракта с Минобороны

Думский Комитет по госстроительству и законодательству дал пояснения…

В Госдуме уточнили, какие категории подследственных и осужденных смогут избавиться от уголовного преследования или наказания, заключив контракт с Вооруженными силами в период мобилизации.

Думский Комитет по госстроительству и законодательству подготовил ко второму чтению текст законопроекта «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции».

При соблюдении определенных условий (получение боевой госнаграды и полностью отбытый срок службы) мобилизованные или заключившие контракт с Вооруженными силами РФ (но не с т.н. частными военными компаниями) смогут рассчитывать на прекращение уголовного преследования или снятие судимости.

Ко второму чтению в «вызвавший бурную дискуссию» документ, по словам главы профильного комитета Павла Крашенинникова («ЕР»), были внесены несколько поправок.

В частности, рассказала первый замглавы комитета Ирина Панькина («ЕР»), уточнены категории лиц, которые смогут воспользоваться невозможным в обычное время механизмом.

Первая из этих категорий — совершившие преступления небольшой или средней тяжести до дня вступления в силу обсуждаемого закона.

Решено сделать оговорку: уйти в армию по контракту или мобилизации не смогут те, в отношении кого расследуются уголовные дела о призывах к терроризму или оправдании терроризма, призывах к экстремистской деятельности, незаконном обращении с радиоактивными материалами или хищении таких материалов.

Вторая категория — те, кто уже имеет судимость.

Исключения (преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступления, описанные 26 статьями Уголовного кодекса, в основном террористического, экстремистского и диверсионного характера) здесь предполагались и первоначально. Сейчас же дополнительно оговорено, что в эту категорию входят и уже отбывшие наказание или освободившиеся условно-досрочно.

Третья категория — это проходящие службу в армии в период мобилизации, военного положения и совершившие преступления, по которым идет предварительное расследование.

Принятый в первом чтении на прошлой неделе текст законопроекта давал право освободиться от уголовного преследования лишь тем военнослужащим, кто совершил преступления до вступления в силу принимаемого закона.

Но, пояснила г-жа Панькина, «посовещавшись с Минобороны, мы решили убрать здесь временность отсрочки по военным преступлениям — время непростое, и такие вопросы могут решаться внутри системы».

Такой подход поддёргивает и Государственно-правовое управление президента РФ, сказал г-н Крашенинников.

Стоит заметить, что в тексте подготовленного ко второму чтению законопроекта говорится не о преступлениях против военной службы, совершенных военнослужащими, а о преступлениях вообще.

Как будут освобождать от уголовной ответственности за военную службу

Госдума рассмотрит закон об освобождении от уголовной ответственности за военную службу

Кто из совершивших уголовное преступление сможет избежать наказания после заключения контракта о военной службе, чем предложенные депутатами нормы отличаются от помилования и как их оценивают юристы — разбирался РБК

Парные законопроекты, которые устанавливают основания для освобождения от наказания подследственных и судимых, если они заключат контракт о военной службе, а также разрешают принимать на контракт ограниченно годных по здоровью, могут быть вынесены на второе чтение в Госдуме уже на этой неделе.

Об этом рассказал соавтор одного из документов, глава комитета по обороне Госдумы Андрей Картаполов, а также подтвердили в комитете по госстроительству Думы (является ответственным комитетом по второму законопроекту). Оба законопроекта были одобрены в первом чтении 14 июня.

По одному из них срок представления поправок ко второму чтению завершился в тот же день, по второму — 18 июня.

Что предлагают депутаты

Первый документ — проект нового федерального закона — разработали глава комитета Думы по госстроительству Павел Крашенинников, его первый заместитель Ирина Панькина (оба представляют «Единую Россию»), а также глава комитета по госстроительству Совфеда Андрей Клишас.

Из его положений следует, что если человек совершил преступление небольшой или средней тяжести, и пока он находился под следствием, его призвали на службу по мобилизации или в период военного времени, либо он заключил контракт в период мобилизации, военного времени или военного положения, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

В тексте законопроекта есть оговорка о том, что уголовное дело в отношении такого человека должно быть приостановлено, то есть речь идет о людях, в отношении которых приговор еще не вынесен. При этом освобождение от наказания возможно только если он был награжден во время военной службы или был уволен со службы (кроме увольнения по ряду оснований, в том числе например, из-за лишения воинского звания).

Такой же подход предлагается распространить на тех, кто совершил преступление во время прохождения военной службы. Оговорка о том, что это касается лишь тех, кто совершил преступления небольшой и средней тяжести, в соответствующей статье законопроекта отсутствует.

Помимо этого, в законопроекте прописано освобождение от наказания для тех, кто уже осужден. Если такие люди были призваны по мобилизации или в военное время, либо заключили контракт с вооруженными силами, их также освободят от наказания, но условно. Это также произойдет после награждения или увольнения со службы. Для таких граждан ограничение по тяжести совершенных преступлений отсутствует.

Если такой человек совершает новое преступление в период прохождения военной службы, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров.

Кроме того, законопроект предусматривает механизм погашения судимости для тех, кто уже отбыл наказание или вышел по УДО. Их судимость могут погасить со дня награждения госнаградой или увольнения с военной службы. Оговорка о тяжести преступлений в соответствующей статье проекта закона также отсутствует.

Контроль за их поведением будет осуществлять командование воинских частей, к которым они будут прикреплены.

В документе уточняется, что под действие предлагаемых норм будут подпадать люди, которые совершили преступления до дня вступления закона в силу. Как пояснила во время пленарного заседания в Думе Ирина Панькина, это было сделано для того, чтобы не создавалось некой «мотивации преступного поведения граждан».

Одновременно в Думе рассматривается еще один законопроект, подготовленный Картаполовым и его первым заместителем в комитете по обороне Андреем Красовым (также «Единая Россия»). Он среди прочего вносит изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе». В тексте говорится, что в период мобилизации, военного положения и военного времени контракт может быть заключен:

  • с гражданами, находящимися под следствием (если предварительное расследование приостановлено), которые совершили преступления небольшой и средней тяжести;
  • с гражданами, имеющими судимость, кроме судимости за ряд преступлений, в том числе за терроризм, захват заложников, хищение ядерных материалов, госизмену, шпионаж, публичные призывы к экстремизму, а также за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
  • с отбывшими наказание в колонии, если их судимость снята или погашена.

Помимо этого, законопроект предлагает разрешить заключать контракт (в период мобилизации, действия военного положения или в военное время) с ограниченно годными по состоянию здоровья, если они не имеют заболеваний из списка, утвержденного Минобороны.

«Невиданный либерализм»

Представляя законопроект в Думе, Картаполов заявил, что есть большое количество людей, которые хотят подписать контракт о военной службе, но законодательство не позволяет им это сделать.

«В условиях проведения специальной военной операции мы полагаем целесообразным, а самое главное, справедливым, расширить базу комплектования наших вооруженных сил в период проведения мобилизации, военного положения, в военное время, в том числе за счет поступления на контракт вот этих категорий граждан», — заявил депутат.

Положения законопроектов вызвали у депутатов вопросы. Ольга Алимова (КПРФ) обратила внимание на то, что человек, осужденный за убийство или покушение на убийство, по новым нормам в теории также будет иметь право на освобождение от наказания в случае заключения контракта. Алимова подчеркнула, что в этом случае «неизвестно, на кого будет направлено» оружие, которое он получит.

«Отбор людей, которые изъявят желание подписать контракт, но совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, будет идти в особом порядке, и далеко не все, кто по этим статьям осужден, получат возможность реабилитировать себя. Конечно, здесь нужен фильтр, нужна система контроля и она будет создана», — ответил Картаполов.

Член комитета по госстроительству Юрий Синельщиков (КПРФ) заявил, что к законопроектам есть «существенные замечания».

Он подчеркнул, что, учитывая суть предлагаемых норм, они должны были быть интегрированы в Уголовный кодекс, однако авторы предложили проект нового федерального закона вместо поправок в УК. «Установить причины такого необычного, автономного от Уголовного кодекса законотворчества мне не представилось возможным.

Вероятно, авторы законопроекта хотели обойти правила, предусмотренные статьей 105 регламента Государственной Думы, о том, что при внесении в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего внесение изменений в Уголовный кодекс, субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены официальные отзывы правительства и Верховного суда Российской Федерации», — подчеркнул Синельщиков.

Кроме того, он отметил, что из текста законопроектов следует, что под их действие подпадут все категории лиц, совершивших преступления, независимо от тяжести. «То есть предусмотрено освобождение от уголовной ответственности и от наказания в том числе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, что является невиданным либерализмом», — пояснил депутат.

Синельщиков также отметил, что в законопроекте предусмотрена приостановка уголовного дела по ходатайству командира воинской части, однако не определены основания, порядок и условия приостановления расследования. «Ну и совсем неясно, что ж будет с групповыми преступлениями? Если два, три, четыре, пять преступников. На одного-то [дело] нельзя приостановить», — подчеркнул он.

О наборе заключенных для участия в военной операции на Украине стало известно в сентябре 2022 года, когда в интернете появилось видео, на котором человек, похожий на основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, вербовал людей, одетых в форму заключенных.

В январе Пригожин сообщал, что первая группа бывших заключенных завершила полугодовую службу по контракту и получила помилование. Позже член Совета по правам человека при президента Ева Меркачева сообщила, что их помиловали секретными указами президента. В Кремле подтверждали, что эти указы имеют гриф секретности.

В феврале Пригожин заявил о прекращении набора заключенных в ЧВК. К концу марта завершили контракт с ЧВК «Вагнер» и были помилованы более 5 тыс. заключенных. Как утверждал Пригожин, в течение месяца после освобождения повторное нарушение совершали 0,31% заключенных.

18 июня он заявил, что 32 тыс. бывших заключенных, заключивших контракт с ЧВК, вернулись домой. Из этого числа, по его словам, на данный момент снова совершили преступления 83 человека или 0,25%.

Кто сможет рассчитывать на освобождение от наказания

  • небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за которые дают не больше трех лет лишения свободы
  • средней тяжести — умышленные действия (не более пяти лет), и неосторожные действия (не более десяти лет).
  • тяжкие — умышленные деяния (не более десяти лет лишения свободы), и неосторожные деяния (не более 15 лет лишения свободы).
  • особо тяжкие — умышленные деяния (более десяти лет или более строгое наказание).

Глава юридической компании AVG Legal, адвокат Алексей Гавришев считает, что среди совершивших преступления небольшой и средней тяжести большого спроса на военные контракты не будет. Он утверждает, что заменить содержание под стражей на участие в спецоперации, как правило, стремятся люди с потенциально большими сроками.

Смогут ли потерпевшие рассчитывать на возмещение

Партнер адвокатского бюро ЗКС Кирилл Махов напоминает, что предлагаемый законопроектом институт не является нормой, которая «реабилитирует» виновного. «Освобождение как от ответственности, так и от наказания не исключают необходимости выплаты компенсаций и сумм ущерба потерпевшим. Поэтому данный вопрос предлагаемые изменения не затронут», — уточняет адвокат.

Председатель московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев также уверен, что механизм освобождения от наказания, предложенный законодателями, не снимает обязательств по возмещению ущерба.

«Если человек освобожден от наказания, либо если он подследственный и преследование в отношении него прекращено в связи с поступлением на военную службу, это не значит, что его не признали совершившим преступление.

Это освобождение от наказания перед государством, но это не означает, что его освобождают от гражданско-правовой ответственности перед лицами, которым он причинил ущерб. Он будет обязан возместить ущерб в гражданско-правовом порядке.

Это два разных института — освобождение от наказания и возмещение вреда», — пояснил адвокат.

В свою очередь управляющий партнер адвокатского бюро Kaloy.ru Калой Ахильгов считает, что при решении об освобождении от уголовной ответственности должен соблюдаться баланс интересов как обвиняемых, так и потерпевших. «А почему никто не спрашивает потерпевших, их мнение тоже важно», — добавляет Ахильгов.

Адвокат Махов отмечает, что предлагаемые нормы ничего не меняют в процедуре заключения контракта о военной службе, поэтому согласие потерпевших на то, чтобы фигурант их уголовного дела ушел на фронт, не было и не будет нужно.

Отличается ли предложенная процедура от помилования президентом

Как поясняет адвокат Александр Передрук, предлагаемый законодателями механизм отличается от процедуры помилования. «Помилование — это акт индивидуальный, он применяется в отношении конкретного лица, — рассуждает Передрук.

— Если человека помиловали, то нет никаких последствий». В случае с законопроектом освобождение будет условное, если человек совершит новое преступление, или будет уволен по не реабилитирующим основаниям, например, расторгнет контракт по собственной инициативе, тогда условное освобождение будет нивелировано, и все правовые последствия вернутся.

«Приостанавливать уголовные дела будут по ходатайству командира, то есть не будут совершать в этот период никакие процессуальные действия, — комментирует юрист. — И если он выслужил этот контракт, то больше его преследовать не будут.

Если нет, то возобновят производство по уголовному делу».

Как отмечает Яковлев, и предложенный в законопроектах механизм, и процедура помилования — это освобождение от наказания, только в одном случае это решение правоохранительных органов, в другом — решение высшего должностного лица государства.

«Помилование также не снимает вины в человека. Он остается виновным, но в силу определенных обстоятельств он помилован», — поясняет юрист.

Есть ли коррупционные риски

Партнер адвокатского бюро ЗКС, адвокат Кирилл Махов считает, что коррупционные риски нельзя исключать, и при реализации предложенного механизма освобождения от наказания возможны «десятки коррупционных схем».

«В этой связи особую роль приобретают контрольно-надзорные органы и прокуратура», — подчеркивает адвокат.

Есть ли риски для общественной безопасности

Председатель московской коллегии адвокатов «Последний дозор» Александр Молохов считает, что представленные законопроекты могут создать систему, при которой подследственные и осужденные «получат возможность в принципе неоднократно избежать наказания», а общество — «возможный всплеск криминала».

Необходимо понимать, что любое преступление является общественно опасным, то есть лицо противопоставляет себя обществу и начинает ему вредить, напоминает Кирилл Махов.

Прощение подобных лиц, как предлагается в тексте закона, будет связано с награждением государственной наградой или увольнением с военной службы по отдельным основаниям. Государственный интерес видится законодателем приоритетной и достаточной причиной «прощения».

Однако представляется, что данные основания никак не связаны с возмещением вреда потерпевшему, с утратой лицом своей общественной опасности. По этой же причине нельзя и исключать вероятности роста преступности в обществе», — заключает Махов.

В свою очередь, адвокат Яковлев полагает, что это вопрос социальной реабилитации и во многом определяется тем, как общество будет относиться к таким людям.

Бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов считает, что принятие предложенных законопроектов делается с опозданием — до сих пор это все осуществлялось вне рамок правового поля.

«Нельзя сказать, что это не отразится на безопасности», — говорит он, но в целом называет правильным решением, так как, по мнению экс-генпрокурора ситуация требует экстраординарных усилий. Скуратов также отметил, что «все будет зависеть от профилактики их [привлекаемых к участию в военной операции] деятельности, насколько правоохранительное органы будут контролировать ситуацию, чтобы минимизировать потенциальные риски».

Законопроект об участии осужденных военных и гражданских лиц в боевых действиях. Освобождение от отбывания наказания

Сенаторы разработали законопроект, предусматривающий возможность участвовать в боевых действиях осужденным как для военнослужащих, так и для гражданских лиц. При этом они могут быть освобождены от наказания, если «проявят мужество и героизм на военной службе».

«Закон актуален, поскольку отвечает интересам безопасности страны и принципам гуманизации уголовного законодательства. В частности, законопроектом предусматривается дополнение УК РФ статьей 82.2, предусматривающей возможность предоставления в военное время, в период мобилизации, военного положения или вооруженного конфликта определенным категориям осужденных отсрочки исполнения наказания в связи с направлением их для участия в боевых действиях», — говорится в пояснительной записке.

Как уточнила сенатор от Крыма Ольга Ковитиди, которая является одним из авторов документа, законопроект разработан на основании обращений граждан и с учетом мнения профессионального и экспертного сообщества.

Согласно документу, военнослужащему, которому назначено наказание в виде ареста, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы на срок до пяти лет, выразившему желание участвовать в боевых действиях в военное время, в период мобилизации, военного положения или вооруженного конфликта, судом может быть предоставлена отсрочка от реального отбывания наказания до фактического окончания боевых действий.

«Если осужденный проявит мужество и героизм при исполнении воинского долга, добросовестное отношение к исполнению обязанностей военной службы и тем самым докажет свое исправление, то по представлению командования суд может освободить его от отбывания наказания или оставшейся части наказания, сняв судимость либо заменив оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания», — отмечает сенатор.

Также возможность предоставления отсрочки либо полного освобождения от наказания может быть предоставлена гражданским лицам, впервые осужденным за преступления небольшой или средней тяжести, выразившим желание принять участие в боевых действиях.

На какие статьи УК не распространяется законопроект

Диспозиция предлагаемой статьи УК не будет распространяться на лиц, осужденных за совершение преступлений, предусматривающих ответственность за призывы или участие в массовых беспорядках, нарушения правил проведения митингов, публичных действиях по дискредитации ВС РФ, пропаганду нацистской символики, призывы к санкциям против РФ, распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ.

Как говорится в законе, отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы будет возможна для военнослужащих только при вынесении приговора, то есть до фактического их направления в места отбывания наказания.

«В остальных случаях военнослужащие, уже осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, отбывающие наказания в местах лишения свободы, подлежат увольнению с военной службы, теряют статус военнослужащего и могут претендовать на предоставление отсрочки отбывания наказания либо полного освобождения от наказания в том же порядке, что и остальные гражданские лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, изъязвившие желание принять участие в боевых действиях», — пояснила Ковитиди.

Если после предоставления отсрочки осужденный откажется от участия в боевых действиях, будет «ненадлежащим образом» исполнять обязанности военной службы или уклоняться от ее прохождения, то суд, согласно законопроекту, по представлению командования должен будет рассмотреть вопрос об отмене отсрочки исполнения приговора и отправить осужденного в исправительное учреждение в соответствии с ранее вынесенным приговором.

Полное освобождение от наказания

Согласно документу, при рассмотрении судом вопроса о предоставлении отсрочки исполнения наказания в каждом конкретном случае судом будут учитываться характеристика личности осужденного, его состояние здоровья, военно-учетная специальность и уровень профессиональной подготовки, а также мнение органов военного управления о целесообразности его использования в боевых действиях.

Как говорится в документе, полное освобождение от наказания осужденных, принявших участие в боевых действиях, будет осуществляться по решению суда, на основании ходатайства военного командования и заключения прокурора.

Также законопроект, как отметила сенатор, устраняет пробел в законодательном регулировании в том, что гражданские лица, отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных или принудительных работ, а также осужденные к ограничению свободы, «по сути пользуются отсрочкой от призыва на военную службу по мобилизации». Согласно документу, суд может принять решение об отсрочке исполнения наказания до окончания мобилизации для граждан, приговоренных к наказанию в виде обязательных, исправительных или принудительных работ, а также к ограничению свободы.

При этом ходатайство осужденного не требуется, судебное решение будет приниматься только с учетом представлению военного комиссара субъекта РФ «о целесообразности призыва на военную службу по мобилизации и направления для участия в боевых действиях».

«Проект федерального закона направлен на обеспечение военной безопасности государства, гуманизации уголовного законодательства, а также предусматривает возможность исправления осужденных в условиях, не связанных с лишением свободы», — отметила Ковитиди.

По словам сенатора, законопроект в настоящий момент выходит на финальную стадию и после заключительных согласований будет внесен в Госдуму.

Один день за 10

Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму законопроект о привлечении осужденных к участию в специальной военной операции на Украине, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу башкирского курултая. Авторы инициативы предложили давать отсрочку отбывания наказания для участия в военных действиях, а также учитывать это при смягчении приговора.

Один день участия в военной спецоперации предлагается засчитывать как 10 дней срока в колонии. В случае, если осужденный будет ранен, суд будет решать вопрос о дальнейшем отбывании наказания и его смягчении.

Согласно документу, отсрочку от отбывания наказания предлагается предоставлять осужденным, которые отбывают наказание в дисциплинарной воинской части, находятся на принудительных работах или получили срок в колонии. При этом заключенные должны дать добровольное согласие на участие в военных действиях.

Однако отсрочку предложили не распространять на осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних до 14 лет и ряд других тяжких уголовных правонарушений.

«Своим участием в военных действиях в защиту интересов Российской Федерации осужденный сможет искупить свою вину перед обществом и достичь таким образом целей уголовного наказания», — приводит пресс-служба слова председателя регионального парламента Константина Толкачева.

Как будут наказывать за преступления в период мобилизации и ведения боевых действий

24 сентября 2022 года вступили в силу поправки в УК. Теперь в кодексе упоминаются мобилизация, военное время и военное положение.

Изменения внесли в статью 63 УК РФ и в главы, касающиеся преступлений против:

  1. Интересов службы в коммерческих и иных организациях.
  2. Государственной власти и интересов государственной службы.
  3. Военной службы.
  4. Мира и безопасности человечества.

Поправки применяются к преступлениям, совершенным после 24 сентября 2022 года. Обратной силы закон не имеет.

Вот что изменится для граждан с принятием поправок.

Расширили перечень отягчающих обстоятельств

Ранее отягчающим обстоятельством считали совершение преступления в период вооруженного конфликта или военных действий.

Теперь дополнительно придется нести бóльшую ответственность за преступления:

  1. В период мобилизации или военного положения.
  2. В военное время.

п. «л» ст. 63 УК РФ

Эта поправка касается всех преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, а не только тех, что связаны с военной службой. Если есть отягчающие обстоятельства, суд имеет право назначить виновному более строгое наказание из перечисленных в соответствующей статье УК. В случае, например, с кражей или мошенничеством вместо штрафа можно получить реальное лишение свободы сроком на 2 года.

Эти изменения касаются всех, кто совершил преступления, — в том числе и тех, кто никогда не служил в армии. Подсудность дел будут определять статьей 31 УПК РФ. В ее части 1 перечислены составы, которые рассматривает мировой судья, то есть даже он сможет учесть преступление в период мобилизации как отягчающее обстоятельство.

Ввели дополнительную ответственность за нарушения по целому ряду статей УК

Статьи, о которых здесь пойдет речь, были и раньше — но в них не упоминали мобилизацию, военное время, военный конфликт и боевые действия. Мера ответственности от этих обстоятельств не зависела.

Преступления, предусмотренные этими статьями УК, до внесения поправок относили к преступлениям небольшой тяжести — по многим из них санкция не превышала 3 лет лишения свободы. Человек, имеющий положительные характеристики и ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности, мог рассчитывать на условный срок.

ст. 15 УК РФ «Категории преступлений»

Сейчас за совершение таких преступлений в период мобилизации или военного положения, в военное время, в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий отвечать придется строже: сроки лишения свободы по тем же статьям будут больше, причем с высокой долей вероятности они не будут условными.

Статьи, по которым будут наказывать строже, чем раньше

СтатьяСоставНаказание
ч. 2.1 ст. 332 УКНеисполнение приказа начальника, отказ от участия в военных или боевых действиях — если это не повлекло существенного вреда интересам службыЛишение свободы на срок до 3 лет
ч. 2.2 ст. 332 УКНеисполнение приказа начальника, отказ от участия в военных или боевых действиях, если этот отказ повлек тяжкие последствияЛишение свободы на срок от 3 до 10 лет
ч. 3 ст. 333 УКСопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его примененияЛишение свободы на срок от 5 до 15 лет
ч.2.1, 3.1, 5, прим. 1, 2 ст. 337 УКСамовольное оставление части или места службы. Неявка в срок без уважительной причиныНаказание зависит от срока, на который военнослужащий покинул часть. От 2 до 10 суток — лишение свободы на срок до 5 лет. Месяц и больше — лишение свободы на срок до 10 лет
ч. 3 ст. 338 УКДезертирство — самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы. Неявка в часть или место прохождения военной службы в тех же целяхЛишение свободы на срок от 5 до 15 лет
ч. 3 ст. 339 УКУклонение от военной службы путем симуляции болезни, членовредительства, или подлога документов, или другого обманаЛишение свободы на срок от 5 до 10 лет
ч. 4, 5 ст. 340 УКНарушение правил несения боевого дежурства по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на РФ либо по обеспечению ее безопасности — при условии, что это повлекло причинение вреда интересам безопасности государстваЛишение свободы на срок до 5 лет. В том числе если нарушение правил произошло вследствие небрежного отношения к службе
ч. 4, 5 ст. 341 УКНарушение правил несения пограничной службы и причинение таким образом вреда интересам безопасности государстваЛишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Если нарушение произошло вследствие небрежного отношения к службе — до 5 лет
ч. 4, 5 ст. 342 УКНарушение уставных правил караульной службы лицом, входящим в состав караула или вахты, если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом или вахтой объектамЛишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Если нарушение произошло вследствие небрежного отношения к службе — до 8 лет
ч. 4 ст. 344 УКНарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если это деяние повлекло тяжкие последствияЛишение свободы на срок до 7 лет
ч. 2. ст. 347 УКУмышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это деяние повлекло тяжкие последствияЛишение свободы на срок до 5 лет
ч. 2 ст. 348 УК РФНарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утратуЛишение свободы на срок до 7 лет

Эти изменения касаются только тех, кто проходит службу по призыву, по контракту либо призван на военные сборы или мобилизован. Дела в их отношении рассматривают военные суды. Статьи главы 33 УК не касаются призывников и запасников — до тех пор, пока они не призваны на службу или военные сборы. Статус военнослужащего человек приобретает с начала военной службы — то есть с момента попадания в воинскую часть либо получения предписания прибыть в часть. Если человек получил повестку лично под подпись, но еще не явился к месту службы, то пока он остается гражданским. Военкомат местом службы не является.

п. 2 ст. 2 закона «О статусе военнослужащих»

Ввели ответственность за добровольную сдачу в плен и мародерство

Добровольная сдача в плен. Наказание — от 3 до 10 лет лишения свободы. Ответственности можно избежать, если военнослужащий совершил такое преступление впервые, принял меры для своего освобождения и не совершил в плену других преступлений.

Мародерство — это когда военнослужащий во время военного положения, боевых действий или вооруженного конфликта присваивает имущество убитых, раненых или мирного населения с целью обогащения. Наказание — лишение свободы на срок до 6 лет, но сроки могут быть и выше.

Отягчающие обстоятельства при мародерстве

ОбстоятельстваСрок
С насилием, не опасным для жизни или здоровья, либо с угрозой такого насилияДо 10 лет
Совершено группой лиц по предварительному сговоруОт 3 до 12 лет
Стоимость похищенного имущества превысила 250 000 РОт 3 до 12 лет
С применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с его угрозойОт 3 до 12 лет
Организованной группойОт 8 до 15 лет
Стоимость похищенного превысила 1 млн рублейОт 8 до 15 лет
Соединено с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшегоОт 8 до 15 лет

Статьи касаются только тех, кто проходит службу по призыву или по контракту. Дела в их отношении рассматривают военные суды.

Ввели ответственность за нарушение условий договора и госконтракта по гособоронзаказу

Теперь за нарушение условий контракта или договора по гособоронзаказу можно лишиться свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной работой. К уголовной ответственности можно привлечь, только если человек ранее привлекался к административной ответственности по части 1 или 2.1 статьи 14.55 КоАП РФ.

Закон вносит изменения в ст. 201.2, 201.3, 285.5 и 285.6 УК РФ

Ответственности можно избежать, если добровольно устранить нарушения.

Эти изменения касаются тех, кто исполняет госконтракт по гособоронзаказу. На военнослужащих эти статьи УК не распространяются. Следствие по этим уголовным делам будет вести следственный комитет, а рассматривать в суде будут по общим правилам подсудности уголовных дел.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий