Правовые условия задержания лица по подозрению в совершении преступления

Понятие, основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении пре­ступления.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

Основания задержания подозреваемого (ст. 91 УПК РФ).

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Порядок задержания подозреваемого (ст. 92 УПК РФ).

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Понятие, значение и классификация мер пресечения в уголовном процессе.

Мерами пресечения в уголовном процессе называются предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого или подозреваемого, которые заключаются в лишении или ограничении его свободы, угрозе имущественных потерь или установлении за этими лицами присмотра.

От всех остальных мер процессуального принуждения меры пресечения отличаются рядом специфических признаков:

1) они применяются в отношении обвиняемых, а в исключительных случаях – подозреваемых;

2) цели их применения – пресечение возможности совершения обвиняемым действий, препятствующих производству по конкретному уголовному делу;

3) они имеют особые основания применения;

4) личный характер, они представляют собой ограничения личной свободы конкретного обвиняемого или подозреваемого.

Исчерпывающий перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.

Закон предусматривает следующие виды мер пресечения:

1) подписка о невыезде, письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда

2) личное поручительство, состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами (не менее двух) письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Эта мера пресечения применяется по ходатайству поручителей или с их согласия.

3) поручительство общественной организации, состоит в выдаче ею письменного обязательства о том, что общественная организация (профсоюзная, кооперативная либо трудовой коллектив) ручается за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда

4) заключение под стражу, — самая строгая мера пресечения, состоящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого. Арестованный, подозреваемый или обвиняемый изолируется от общества, содержится в специально охраняемом помещении с соблюдением установленного режима. Поэтому применение меры пресечения содержания под стражей обусловлено определенным сроком и особыми условиями.

5) залог, составляют деньги или ценности, вносимые в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией для обеспечения явки обвиняемого, подозреваемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. Постановление об избрании этой меры пресечения должно быть санкционировано прокурором.

6) наблюдение командования воинской части, мера пресечения, которая применяется только в отношении обвиняемых (подозреваемых), являющихся военнослужащими, и состоит в принятии мер, предусмотренных уставом Вооруженных Сил, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и их явку по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора,. суда

7) отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а также под надзор администрации закрытых детских учреждений, если несовершеннолетний там воспитывается.

Избранная мера пресечения должна быть соразмерна тем целям, которые ставятся при избрании меры пресечения конкретному подозреваемому или обвиняемому. Поэтому закон дает возможность выбора мер пресечения, указывая их виды от менее к более строгим.

59. Задержание в качестве подозреваемого. Основания, условия, мотивы и сроки задержания. Процессуальный порядок осуществления и оформления задержания.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

пыталось скрыться, либо

не имеет постоянного места жительства, либо

не установлена его личность, либо

если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

«Иные данные» — фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:

показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;

показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;

результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;

материалы ревизий, инвентаризаций;

сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство. Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

пресечение преступно­го деяния;

предотвращение совершения новых преступле­ний;

лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;

установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;

своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);

кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);

командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;

секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию — при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

2. Задержание подозреваемого.

Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого – это мера уголовнопроцессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, и помещении его в изолятор временного содержания.

Следует разграничивать задержание как меру уголовно-процессуального принуждения, предусмотренную главой 12 УПК РФ, и захват лица с доставлением его в ОВД или другой правоохранительный орган. Такие действия с целью отграничения от уголовно-процессуального задержания называют фактическим задержанием.

Произвести фактическое задержание, т.е. захват и доставление лица, совершившего преступление, имеет право любой гражданин, сотрудник правоохранительного органа. Данное задержание не является уголовно-процессуальным, так как соответствующие лица не наделены правом осуществлять уголовное преследование. Задержание лица в связи с подозрением в совершении преступления в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ могут осуществлять только орган дознания, дознаватель, следователь.

Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК РФ). Задержание предназначено для:

1) проверки подозрения – установления причастности или непричастности лица к совершению преступления;

2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

В этой связи недопустимо применение задержания для получения признательных показаний подозреваемого. Такое неправомерное воздействие всегда является существенным процессуальным нарушением (ч. 3 ст. 7 УПК РФ) и влечет утрату допустимости полученных показаний, отмену процессуальных решений, а в некоторых случаях – уголовную ответственность следователя, дознавателя (ст. 301 УК ).

Задержание подозреваемого в соответствии с законом (ст. 91 УПК РФ) применяется при наличии следующих обстоятельств:

1) наличие обоснованного подозрения в совершении преступления именно данным лицом;

2) лицо должно подозревается в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

По делам несовершеннолетних следователь, дознаватель обязаны также принимать во внимание, что задержание целесообразно производить тогда, когда мерой пресечения предполагается избрать заключение под стражу, что возможно только в том случае, если несовершеннолетний подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в порядке исключения – в преступлении средней тяжести

Фактические данные (сведения), позволяющие заподозрить лицо в совершении преступления именуются основаниями задержания. Рассмотрим далее указанные основания.

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Понятие «при совершении преступления» означает, что лицо было застигнуто при покушении на преступление (например, при взломе замка в квартиру, офис или магазин с целью кражи), а также во время совершения действий, образующих оконченное преступление (например, совершение хулиганских действий, причинение телесных повреждений).

Говоря о возможности задержания лица, застигнутого непосредственно после совершения преступления, закон имеет в виду такие случаи, когда лицо уже не совершает преступных действий, но нахождение его на месте совершения преступления, его внешний вид, обстановка совершения преступления и другие обстоятельства в своей совокупности являются основанием для подозрения этого лица в совершении преступления. К рассматриваемому основанию также следует отнести случаи, когда лицо застигнуто после оконченного покушения (например, после выстрела в жертву) или в момент бегства с места совершения преступления.

2. Указания потерпевших или очевидцев на данное лицо, как на совершившее преступление. Пункт 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ, которому в УПК РСФСР соответствовал п. 2 ч. 1 ст. 122, изложен, как мы видим, в иной редакции и не содержит обязательного требования о том, чтобы очевидцы и потерпевшие «прямо» указывали на конкретное лицо как на совершившее преступление. В этой связи возникает вопрос: могут ли показания потерпевших, которые не были очевидцами преступления, и указывают на конкретное лицо как на совершившее преступление, считаться основанием задержания подозреваемого, охватываемым означенным пунктом? Полагаем, что нет. Если потерпевший не был очевидцем преступления, то его сообщение о лице, совершившем преступление, относится к «иным данным», предусмотренным ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Таким образом, п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ подразумевает случаи, когда потерпевшие или иные лица, указывающие на конкретное лицо как на совершившее преступление, сами наблюдали преступление.

При этом не всякое указание потерпевшего или очевидца на лицо, как на совершившее преступление, может рассматриваться в качестве основания для задержания подозреваемого, а лишь такое, когда они конкретно, уверенно называют и указывают лицо, которое, по их убеждению, совершило преступление. Причем объяснения, аргументы потерпевшего или очевидца должны привести к убежденности и следователя, дознавателя в том, что именно данное лицо причастно к совершению преступления.

3. Обнаружение явных следов преступления на подозреваемом, на его одежде, при нем или в его жилище (п. 3 ч.1 ст. 91 УПК РФ). К явным следам преступления необходимо относить обнаружение у подозреваемого похищенных вещей, оружия или иных предметов, послуживших средством совершения преступления; крови на его одежде, ссадин, царапин и тому подобных телесных повреждений, причиненных потерпевшим в целях самозащиты. Эти фактические данные устанавливаются путем осмотра места происшествия или подозреваемого, обыска, освидетельствования.

При этом явные следы, как представляется, могут быть обнаружены не только в жилище, но и по месту работы, в гараже, на даче.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК РФ). «Иными данными» могут являться: данные осмотра места происшествия, указывающие на совершение преступления определенным лицом; показания свидетелей или потерпевших, не являющихся очевидцами преступления; показания обвиняемого о соучастниках преступления; наличие у лица примет, сходных с теми, на которые указал свидетель или потерпевший; наличие на месте происшествия орудий преступления или иных предметов с признаками, указывающими на их принадлежность определенным лицам; пребывание лица в районе места совершения преступления до, во время или после совершения преступления, когда по роду своих обычных занятий, месту работы и месту жительства оно не должно было там находиться, и т.д.

По основанию, указанному в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий:

1) если это лицо пыталось скрыться (оказало сопротивление при фактическом задержании, покушение на побег, приготовление к отъезду и т.п.);

2) если это лицо не имеет постоянного места жительства. С учетом редакции

п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, должно отсутствовать постоянное место жительство на территории Российской Федерации;

3) не установлена его личность (отсутствуют соответствующие документы, а проверить, уточнить сообщенные сведения не представляется возможным; в представленных документах имеются признаки подчисток, исправлений, подделки, повреждения);

4) в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. По этому условию задержание применяется для обеспечения явки подозреваемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивами задержания является пресечение возможности лицу, подозреваемому в совершении преступления: а) уклониться от дознания или следствия; б) помешать установлению истины по делу; в) продолжить преступную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 128 УПК РФ при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания. При этом законодателем (п. 15 ст. 5 УПК РФ) фактическое задержание определяется как момент производимого в установленном порядке фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления [1] .

В зависимости от процессуальной формы оформления задержания подозреваемого, выделяет два его вида:

1) задержание на основании постановления о задержании, с последующим оформлением протокола задержания;

2) задержание без вынесения постановления о применении указанной меры принуждения, оформленное только путем составления протокола задержания.

Первый порядок оформления задержания подозреваемого имеет место уже по возбужденному уголовному делу. Если у следователя имеются основания для задержания конкретного гражданина в качестве подозреваемого, то он выносит об этом постановление, а затем дает органу дознания письменное поручение об исполнении данного постановления (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК ).

Оформление задержания подозреваемого путем составления только протокола задержания осуществляется обычно тогда, когда фактический захват (задержание) лица производится до возбуждения уголовного дела, в силу внезапности возникновения оснований. Такая ситуация почти всегда возникает, например, когда лицо застигнуто при совершении преступления. После захвата лицо доставляется в компетентный орган, например дежурную часть полиции. После доставления лица в дежурную часть решаются вопросы о возбуждении уголовного дела и о процессуальном оформлении задержании подозреваемого.

В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. ст. 92 УПК РФ), который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. В нем указываются дата и время составления, дата, время, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и его объяснения. Кроме того, в протоколе целесообразно отразить состояние задержанного (опьянение, наличие травм), состояние его одежды, указать присутствовавших при задержании лиц. Протокол объявляется подозреваемому, разъясняются его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, в том числе право на помощь защитника с момента фактического задержания, о чем в протоколе делается отметка. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

Согласно ч. 1.1 ст. 92 УПК РФ В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно

Протокол задержания прямо не назван в законе в числе доказательств (ст. 83 УПК РФ). Само задержание уголовно-процессуальный закон не относит к следственным действиям. Однако процессуальный закон не исключает доказательственного значения протокола задержания. Такое значение могут иметь: место и время задержания, объяснения задержанного и объяснения очевидцев, если они указаны в протоколе. Согласно ст. 285 УПК РФ протокол задержания может быть оглашен в ходе судебного следствия.

Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался (ч. 2 ст. 46 УПК РФ). То есть допрос должен быть проведен немедленно после задержания – так скоро, как это представится возможным. При отказе подозреваемого от дачи показаний должен быть составлен протокол допроса, который фиксирует факт предоставления ему возможности дать показания. УПК (ч. 4 ст. 92) предусматривает право подозреваемого до начала допроса на свидание с защитником продолжительностью, как правило, не менее 2 часов. Ограничение продолжительности свидания до 2 часов должно быть обосновано необходимостью производства процессуальных действий с участием подозреваемого в силу неотложной ситуации.

Задержанный по подозрению в преступлении подлежит личному обыску, который производится без специального постановления.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель и следователь обязаны в течение 12 часов с момента задержания в письменном виде сообщить прокурору (ч. 3 ст. 92 УПК РФ).

При этом согласно приказу от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» (подпункт 1.4.) при проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений (осуществляется ежедневно) и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае прокуроры обязаны выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия прокурор организует проверку, а при наличии к тому оснований выносит мотивированное постановление и направляет материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующие подразделения Следственного комитета РФ. При наличии оснований освобождения подозреваемого прокурор должен вынести постановление о его освобождении.

Важной гарантией права на защиту подозреваемого является положение ч. 1 ст. 96 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 437-ФЗ) о том, что он в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания.

В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания.

Рассматриваемое нормативное предписание является формой реализации международно-правовых средств защиты личной и семейной жизни человека. Так, в ст. 10 международной Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений говорится о необходимости незамедлительного предоставления точной информации о задержании и месте пребывания задержанного членам его семьи или другим заинтересованным лицам, если самим задержанным не высказано иное.

Согласно Минимальным стандартным правилам ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. (Пекинские правила) задержание несовершеннолетнего сопровождается уведомлением заинтересованных лиц без всяких дополнительных условий и ограничений. Так, п. 10.1 Пекинских правил говорит нам о том, что «при задержании несовершеннолетнего ее или его родители или опекун немедленно ставятся в известность о таком задержании, а в случае невозможности такого немедленного уведомления родители или опекун ставятся в известность позднее в кратчайшие возможные сроки».

На основании указанных положений УПК РФ предусматривается возможность запрета уведомления родственников совершеннолетнего подозреваемого о задержании лишь в исключительных случаях с санкции прокурора (его заместителя), если этого требуют интересы предварительного расследования (ч. 4 ст. 96 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 96 УПК РФ при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, в срок не позднее 12 часов об этом уведомляется командование воинской части, а случае задержания сотрудника органов внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, в соответствующий срок об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая наблюдательная комиссия (ч. 2-1 ст. 96 УПК РФ).

В соответствии с ч. 2.2 ст. 96 УПК РФ при задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта РФ, членом которой он является.

О задержании лица, являющегося гражданином или подданным другого государства, об этом уведомляется посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК РФ).

Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и уведомить об этом подозреваемого (ст. 160 УПК РФ).

По общему правилу общаться с задержанным по уголовному делу имеет право лишь тот, в чьем производстве находится уголовное дело, причем такое общение имеет во всех случаях совершенно определенные форму и цели (допрос, очная ставка, опознание и др.). Поэтому встречи оперативного сотрудника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению следователя, дознавателя, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ). Для получения разрешения на встречу оперативный сотрудник должен обосновать необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий или выполнять поручение следователя, дознавателя.

Подозреваемый содержится под стражей в изоляторе временного содержания или в ином помещении (следственном изоляторе, гауптвахте) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязан незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

Условия содержания под стражей должны исключать угрозу жизни и здоровью подозреваемого (ч. 3 ст. 10 УПК РФ).

Важной гарантией обеспечения прав задержанных подозреваемых является обязательная процедура их медицинского осмотра при поступлении в изолятор временного содержания (ИВС), с отражением данных осмотра в медицинском журнале. Указанный осмотр, согласно п. 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, проводится с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемого.

При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.

Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись. При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, которых подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного и самим доставленным, которому вручается копия этого акта.

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового – медицинским работником лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты освидетельствования обязательно доводятся до подозреваемого. По просьбе подозреваемого либо его защитника им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании.

По решению начальника ИВС либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. При этом отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

Основания освобождения подозреваемого. УПК РФ предусматривает следующие основания освобождения подозреваемого (ст. 94 УПК РФ):

1. Не подтвердилось подозрение в совершении преступления. В этом случае должно быть прекращено уголовное преследование подозреваемого (ч. 1 ст. 27 УПК). За ним признается право на реабилитацию (ст. 133 УПК РФ).

2. Отсутствуют основания применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом подозрение не снимается. Обычно оно перерастает в обвинение (выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и избирается иная мера пресечения, например подписка о невыезде). Мера пресечения может быть применена и в отношении подозреваемого (ст. 100

3. Задержание было произведено с нарушением требований закона об основаниях, условиях и порядке задержания. Освобожденное по указанному основанию лицо имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконным задержанием, однако оно сохраняет статус подозреваемого, пока его уголовное преследование не прекращено.

4. Истечение срока задержания. По общему правилу срок задержания подозреваемого составляет 48 часов с момента фактического задержания. Однако этот срок может быть продлен судом, но в целом не более чем на 72 часа. В результате общий срок задержания может составить почти 120 часов.

Порядок продления срока задержания установлен применительно к процедуре избрания заключения под стражу (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ). Так, не позднее 8 часов до истечения срока задержания орган уголовного преследования направляет в суд свое ходатайство о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу и подтверждающие материалы. В результате рассмотрения ходатайства суд по просьбе стороны обвинения или защиты может отложить принятие окончательного решения для того, чтобы стороны представили дополнительные доказательства обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом продление срока задержания допускается только в том случае, если обоснованность задержания не вызывает сомнений. В постановлении судьи указывается дата и время, до которых продлевается срок задержания.

В ходе судебного заседания суд может отказать в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу и принять решение об избрании в отношении него меры пресечения в виде залога. При этом, если подозреваемый задержан, суд при условии признания задержания законным и обоснованным продлевает срок задержания (48-часовой) до внесения залога, но не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения. В случае, если в установленный срок залог не внесен, суд по ходатайству, возбужденному в соответствии со ст. 108 УПК, рассматривает вопрос об избрании в отношении подозреваемого иной меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу.

В абзаце 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» закреплено положение о том, что если участие защитника в судебном заседании в соответствии с требованиями статьи 51 УПК является обязательным, а приглашенный подозреваемым или обвиняемым, его законным представителем либо другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого защитник, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания (в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС- извещения адресату), в суд не явился, то дознаватель или следователь в силу части 3 статьи 16 и части 4 статьи 50 УПК РФ должны принять меры по назначению защитника. В этом случае судья выносит постановление о продлении срока задержания с учетом положений пункта 3 части 7 статьи 108 УПК РФ. После назначения защитника к указанному в постановлении сроку судья с участием сторон рассматривает ходатайство по существу.

Таким образом, подозреваемый подлежит освобождению:

— по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении его него не была избрана мера пресечения виде заключения под стражу и суд не продлил срок задержания в порядке, предусмотренном п. 3 ч.7 ст. 108 УПК РФ;

— если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, либо продлении срока задержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания;

— если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

Однако в условиях чрезвычайного положения возможно продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца. Продлевать срок задержания должен суд, поскольку правосудие осуществляется только судом даже в условиях чрезвычайного положения.

Следует также иметь в виду, что капитан морского судна вправе задержать подозреваемого до передачи его компетентным органам в первом порту Российской Федерации, в который зайдет судно, или направить туда подозреваемого вместе с материалами дознания на другом российском судне (ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ). В связи с этим кратковременность задержания в указанных случаях обеспечивается не столько установлением его минимальных сроков, сколько доставлением задержанного в суд так быстро, как это практически возможно.

В связи с истечением срока задержания освободить подозреваемого обязан, в том числе начальник места содержания под стражей. Он уведомляет об этом орган, ведущий производство по делу, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК РФ, ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

При освобождении задержанному вручается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время, и основания освобождения (ч. 5 ст. 95 УПК РФ).

Кроме этого, если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого документа выдается подозреваемому при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК РФ).

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий