Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество

Публикации

Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество

  • Автор: Елена Степанова
  • Услуга: Недвижимость и строительство
  • Дата: 25.09.2018

Если человек много лет владеет вещью и никто не возражает против этого, почему бы не признать за ним право собственности? И государство признает – через институт приобретательной давности. Однако не всё так просто: эксперты утверждают, что сделать это гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Основания приобретения права собственности

Граждане и юрлица могут бесплатно приобрести чужое или бесхозяйное имущество в собственность. Для этого нужно добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом как своим в течение пяти лет или недвижимостью – в течение 15 лет. Такой процесс называется приобретательная давность (п. 1 ст. 234 ГК).

Подразумевается, что владелец не знает и не должен был знать, что у него нет оснований для возникновения права собственности (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). «Основная проблема получения вещи по приобретательной давности – нужно многое доказать, в частности подтвердить свою добросовестность. По сути, владелец должен полагать, что является собственником вещи», – объяснил партнер практики по разрешению споров BRYAN CAVE LEIGHTON PAISNER (RUSSIA) LLP Иван Веселов. «Человек не должен знать о неправомерности завладения имуществом. Такое возможно, например, если изначально имущество украли, а затем оно перешло к наследникам, которые не в курсе кражи», – сообщила юрист КА города Москвы Барщевский и Партнеры Александра Диденко. Партнер Пепеляев групп Алексей Коневский советует показать, что гражданин осуществлял права и обязанности публично-правового образования (№ 5-КГ17-76 ). «Доказать добросовестность помогут инвентарные карточки объектов – там указана организация, на балансе которой они находились. План приватизации подтвердит право правопреемника, если имущество не выбывало из владения его предшественника. О добросовестности приобретателя также говорит, что недвижимость не похищалась. Еще можно предъявить документы, подтверждающие расходы на содержание имущества», – рассказал управляющий МАБ Адвокаты и бизнес Дмитрий Штукатуров.

Лицо не должно скрывать владения имуществом (постановление пленума ВС № 10, пленума ВАС № 22). Подтвердить открытое владение помогут:

  • договор аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект. «Нередко в процессе признания права собственности на здания по приобретательной давности возникает риск полной потери земельного участка. Еще иногда обнаруживается незаконное пользование и распоряжение землей, что может повлечь штрафы», – заявила адвокат, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Виктория Данильченко;
  • договор аренды спорного объекта. В этом случае открытость владения можно подтвердить, например, постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления в отношении спорного имущества;
  • договоры электроснабжения, газоснабжения, охраны, вывоза мусора, технического обслуживания газового оборудования и прочие доказательства содержания объекта, а также квитанции об оплате всех этих услуг;
  • документы о регистрации владельца по месту нахождения спорного имущества (№ А56-16350/2015);
  • чеки на ремонт объекта;
  • разрешение на реконструкцию объекта;
  • акты и уведомления о передаче бесхозного имущества и постановке его на баланс приобретателя (№ 13АП-20619/2015);
  • переписка по вопросам владения объектом с органами власти;
  • свидетельские показания.

Нужно, чтобы движимое имущество (например, машина) было у нового владельца постоянно не менее пяти лет, а если это недвижимость – 15 лет (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). Как указывает Верховный суд, передача имущества во временное владение другому лицу не влияет на непрерывность (№ 32-КГ15-16, № 307-ЭС14-329). О непрерывности свидетельствуют:

  • договоры аренды и дополнительные соглашения к ним;
  • финансовые документы;
  • документы, подтверждающие размещение оборудования на объекте;
  • квитанции об оплате налога на имущество;
  • чеки на ремонт и эксплуатационные расходы.

Все эти документы должны относиться к разным временным периодам (например, с 2013 по 2017 год машина сдавалась в аренду по договору, а в 2018 году она пять раз была в ремонте, о чем есть чеки).

Если объект опечатывался и владелец не мог им пользоваться, непрерывности не будет (№ А40-115/13).

Владение вещью как своей собственной

Между владельцем и собственником не должно быть договоров аренды, хранения, безвозмездного пользования и других (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010). Иначе вещь нельзя приобрести в собственность, поскольку владение ею осуществляется не вместо собственника, а наряду с ним – если, конечно, собственник не отказался от своего права на вещь и не утратил к ней интерес (№ 127-КГ14-9).

Владение имуществом как своим собственным подтверждается свидетельскими показаниями, инвентарными карточкам учёта основных средств, декларациями по налогу на имущество, договорами на обслуживание, документами о затратах на содержание объекта.

Порядок приобретения права собственности

Если пять лет добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом (например, машиной) как своим, право собственности на него возникнет автоматически. В случае с недвижимостью придется обратиться в суд с иском к прежнему собственнику. Если прежний собственник неизвестен, суд проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица привлекается представитель Росреестра. Решение суда становится основанием для регистрации права собственности (п. 1 ст. 234 ГК).

Доказать момент завладения вещью должен заявитель-давностный приобретатель. Ставить бесхозяйную недвижимость на учет не нужно, дожидаться от суда отказа в признании права муниципальной собственности на недвижимость тоже не обязательно (п. 19 постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

ВС указал: владелец недвижимости всегда знает об отсутствии у него права собственности, поскольку её нужно регистрировать, но это не должно мешать получению права собственности в силу приобретательной давности (п. 20 постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010, № 127-КП6-12).

Когда муниципалитет или иные заинтересованные лица заявляют о своих правах на недвижимость до того, как давностный владелец успел оформить это имущество в собственность, суд переходит к исковому производству. В этом случае будет решаться, был ли известен прежний собственник давностному владельцу. Суд учитывает:

  • предпринимал ли муниципалитет какие-либо действия до подачи иска;
  • осуществлял ли муниципалитет свои права собственника в отношении указанного имущества;
  • оспаривал ли законность владения истцом спорным имуществом (№ 5-КГ17-76).

«Лицо, считающее себя собственником недвижимости в силу приобретательной давности, должно доказать, что органы местного самоуправления точно знали о его выбытии», – отметила партнёр Capital Legal Services Елена Степанова. Бездействие публично-правового образования означает, что имущество можно передать заявителю (№ 81-КГ18-15). Если муниципалитет не проявлял интереса к спорному имуществу и не заявлял о своем праве собственности, никаких препятствий для давностного приобретателя возникнуть не должно.

Что можно и что нельзя приобрести

«В земельном законодательстве нет приобретательной давности. Нормы о публичной собственности на землю должны быть известны всем, поэтому лицо, построившее объект на чужой земле, не является добросовестным застройщиком и не может приобрести его в собственность («Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утв. Президиумом ВС 19.03.2014)», – рассказал руководитель практики по недвижимости и строительству Maxima Legal Константин Бойцов. Дело в том, что земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, является государственной (п. 2 ст. 214 ГК). Участок, от которого отказался собственник, с даты госрегистрации прекращения права собственности становится собственностью публичного образования (п. 1 ст. 16, п. 1.1 ст. 19 ЗК). Однако не стоит забывать про «дачную амнистию» – если у вас есть правоустанавливающий документ на землю, выданный до 30 октября 2001 года, собственность должны зарегистрировать («Совфед продлил «дачную амнистию» до 2020 года»).

На самовольную постройку нельзя получить право собственности по приобретательной давности, если она угрожает жизни и здоровью граждан (ст. 222 ГК, Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 143). Когда угрозы нет и интересы третьих лиц не нарушены, проблем не возникает (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС № 143). Самовольная постройка должна быть расположена на законно занимаемом земельном участке («Обзор законодательства и судебной практики ВС за первый квартал 2003 года») при условии, что её владелец ранее не мог узаконить постройку (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 143).

Статья 290 ГПК РФ. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (действующая редакция)

1. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

2. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.

Комментарий к ст. 290 ГПК РФ

1. Глава 33 ГПК РФ устанавливает процессуальный порядок возникновения права собственности на бесхозяйное имущество, определяя форму судебного осуществления материальных гражданских прав и являясь процессуальным продолжением соответствующих положений ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь является бесхозяйной при наличии одного из следующих условий:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) от права собственности на вещь собственник отказался.

Бесхозяйный статус вещи нежелателен для гражданского оборота, его следует рассматривать как временное явление, поскольку он не только затрудняет извлечение из такой вещи ее полезных свойств, но и создает неопределенность в вопросах ее содержания, ответственности вследствие причинения вреда при ее использовании, а также влечет другие негативные последствия.

2. Гражданское законодательство предусматривает разные способы приобретения права собственности на бесхозяйные вещи.

Право собственности на движимые и недвижимые бесхозяйные вещи может быть приобретено в силу давностного владения (ст. 234 ГК РФ), срок которого для недвижимого имущества составляет пятнадцать лет, для движимого имущества — пять лет. Лицо, которое считает, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества. В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Таким образом, приобретение права собственности на бесхозяйное имущество в порядке приобретательной давности по основаниям, установленным ст. 234 ГК РФ, осуществляется не по нормам главы 33 ГПК РФ, а в порядке искового производства или в особом производстве путем разрешения заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение (глава 28 ГПК РФ, глава 27 АПК РФ).

3. Право собственности на бесхозяйные вещи может возникнуть и до истечения давностного срока владения.

Материальный закон разделяет порядок приобретения права собственности на бесхозяйные вещи в зависимости от отнесения их к движимым или недвижимым вещам.

К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

ГК РФ предусматривает несколько способов приобретения права собственности на бесхозяйные движимые вещи в зависимости от ценности имущества, способов его выбытия из владения прежнего собственника, места нахождения имущества.

Во внесудебном порядке право собственности на бесхозяйные движимые вещи возникает:

1) у лица, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный или иной объект, где находится брошенная собственником малоценная вещь, — то есть такая вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, — приступившего к использованию бесхозяйной вещи или совершившего иные действия, свидетельствующие об обращении ее в собственность (п. 2 ст. 226 ГК РФ). Таким образом, с учетом норм ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» стоимость брошенной вещи, поступающей в собственность землевладельца, на участке которого она находится, не должна превышать 500 рублей;

2) у лица, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный или иной объект, на котором находятся брошенный лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, приступившего к использованию бесхозяйных вещей или совершившего иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность (п. 2 ст. 226 ГК РФ);

3) у лица, нашедшего бесхозяйную вещь, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления (п. 1 ст. 228 ГК РФ);

4) у лица, нашедшего безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления об их задержании в полицию или в орган местного самоуправления их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них (п. 1 ст. 231 ГК РФ);

5) у лица, которому принадлежит земельный участок, строение или иное имущество, в котором обнаружен клад, и у лица, обнаружившего клад (п. 1 ст. 233 ГК РФ).

В остальных случаях право собственности на бесхозяйное движимое имущество, а также право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество может быть установлено в судебном порядке по правилам главы 33 ГПК РФ.

4. Комментируемая статья разделена на две части, устанавливая различный порядок рассмотрения заявлений в отношении бесхозяйных вещей в зависимости от отнесения их к движимому или недвижимому имуществу с учетом соответствующего разделения оснований и порядка приобретения права собственности на бесхозяйные вещи в ГК РФ.

Часть первая регулирует порядок рассмотрения заявлений в отношении движимых вещей, часть вторая — в отношении недвижимых вещей. Несмотря на схожесть процедуры рассмотрения тех и других требований, они имеют существенные различия между собой в определении условий судебной подведомственности, подсудности, круга заявителей, содержания решения.

5. Дела о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подведомственны судам общей юрисдикции.

Иногда судами допускаются ошибки в определении подведомственности, связанные с неверной оценкой таких дел как исковых, связанных с разрешением спора о праве.

Пример: судом апелляционной инстанции было отменено определение судьи районного суда об оставлении без рассмотрения заявления органа местного самоуправления о признании бесхозяйным автомобиля. Требования заявителя были обоснованы тем, что транспортное средство брошено, разукомплектовано, выявлено органом местного самоуправления в результате обследовании территории района, собственник за автомобилем не является. Суд первой инстанции сделал вывод о наличии спора о праве, который подлежит рассмотрению арбитражным судом. Суд апелляционной инстанции указал, что заявление подано в порядке особого производства в отношении брошенной вещи, о наличии спора о праве между заявителем и собственником либо иным заинтересованным лицом сведения отсутствуют (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 октября 2015 г. N 33-39336).

Как и иные дела особого производства, дела, предусмотренные главой 33 ГПК РФ, не связаны с разрешением спора о праве. Спор о праве представляет собой материально-правовой конфликт двух субъектов, имеющих притязания на один объект. Поскольку в основе дела лежит утверждение заявителя о бесхозяйности вещи, то есть отсутствии у нее собственника или отсутствии притязания на вещь отказавшегося от нее собственника, и заявитель по рассматриваемым делам не указывает о нарушении его прав каким-либо лицом, которое может быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика, спор о праве как категория искового производства в данном случае отсутствует. Признание права собственности на бесхозяйное имущество призвано устранить неопределенность в правовом статусе имущества, не имеющего собственника.

Однако обращение в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ, не должно использоваться для одностороннего разрешения в суде спора о гражданском праве. В случае если в поданном в суд заявлении или в материалах дела имеются сведения о собственнике имущества при отсутствии информации о его отказе от права собственности, заявление не может рассматриваться в порядке особого производства. Такой спор должен разрешаться в исковом производстве с учетом подведомственности дел, определенной исходя из субъектного состава участников спора.

Пример: судом не было принято к производству заявление о признании бесхозяйными движимых вещей, оставленных арендатором в помещении после окончания срока договора аренды. Судом было учтено, что у движимых вещей, которые заявитель просил признать бесхозяйными, есть собственник, который должен был освободить помещение по окончании срока аренды. Следовательно, между сторонами договора имеется спор по вопросу надлежащего исполнения условий договора. Этот спор вытекает из экономической деятельности участников договора и может быть разрешен арбитражным судом (см. Определение Московского городского суда от 26 июня 2015 г. N 33-18649).

Концепцией единого Гражданского процессуального кодекса РФ предложено перераспределение дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество между судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с общими критериями подведомственности. Учитывая то, что в большинстве случаев заявителями по таким делам являются юридические лица, реализация этой задачи может привести к передаче значительной части этих дел арбитражным судам.

6. Комментируемая статья в совокупности со ст. 225 ГК РФ устанавливает дополнительные условия судебной подведомственности дела. Эти условия различаются в зависимости от того, в отношении движимой или недвижимой вещи подано заявление.

Заявление о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество может быть рассмотрено судом только после истечения годичного срока со дня принятия этой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Если заявление подано в суд ранее истечения этого срока, наступают правовые последствия неподведомственности дела: на первой стадии гражданского процесса судья отказывает в принятии заявления, а если неподведомственность дела выявлена уже после его возбуждения — прекращает производство по нему.

Подведомственность суду требования о признании бесхозяйной движимой вещи определяется с учетом норм п. 2 ст. 225, п. 2 ст. 226, п. 1 ст. 231, п. 1 ст. 233 ГК РФ. Дела в отношении движимых бесхозяйных вещей, право собственности на которые приобретается во внесудебном порядке (см. п. 3 комментария к настоящей статье), неподведомственны суду.

7. Родовая подсудность дел о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество определяется на основании ст. 24 ГПК РФ. Как и другие дела особого производства, эти дела рассматриваются районными судами.

Нормы комментируемой статьи устанавливают специальные правила территориальной подсудности:

1) заявление о признании бесхозяйной движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти, подается в суд по месту нахождения вещи.

Пример: прокурор обратился в суд с заявлением о признании бесхозяйным движимого имущества, представляющего культурную ценность, с обращением имущества в федеральную собственность и передачей его Министерству культуры РФ. Определением судьи заявление возвращено как неподсудное суду, в который обратился прокурор. Судом апелляционной инстанции Определение отменено и обращено внимание на то, что прокурор обратился в суд по месту нахождения (хранения) вещи, которая была изъята федеральным органом исполнительной власти (см. Определение Оренбургского областного суда от 6 августа 2015 г. N 33-5603);

2) заявление о признании бесхозяйной иной движимой вещи подается суд по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Пример: Управа Красносельского района г. Москвы обратилась суд с заявлением о признании бесхозяйным транспортного средства, выявленного по результатам комиссионного обследования брошенного на территории района автомобильного транспорта, помещенного на специализированную автостоянку. Судьей районного суда заявление возвращено, заявителю предложено обратиться в суд по месту нахождения транспортного средства. Судом апелляционной инстанции Определение отменено ввиду того, что подсудность по месту нахождения бесхозяйного движимого имущества определена законом для случаев, когда имущество было изъято федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Управа района является территориальным органом исполнительной власти субъекта РФ — г. Москвы, автомобиль выявлен и помещен на автостоянку управой района, а не федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, дело подсудно суду по месту нахождения заявителя (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 14 августа 2015 г. N 33-28444);

3) заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту нахождения вещи. Пункт 2 ст. 290 ГПК РФ об исключительной территориальной подсудности таких дел согласуется с общими правилами подсудности гражданских дел, определяющими исключительную подсудность дел о правах на недвижимое имущество по месту нахождения этого имущества (ст. 30 ГПК РФ).

8. Заявителем по делам о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество могут быть следующие лица:

1) по требованию о признании бесхозяйной движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти, — соответствующий финансовый орган.

В соответствии с нормами ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 1 ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ч. 3 ст. 125 ГК РФ).

Предписание п. 1 ст. 290 ГПК РФ об обращении в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным финансового органа следует применять в совокупности с иными нормами федерального законодательства, регламентирующими полномочия государственных органов по обращению в суд.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» создано Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, на которое возложены функции по реализации движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 (п. 6.10), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) наделено полномочиями от имени Российской Федерации обращаться в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным.

Таким образом, с заявлением о признании бесхозяйной движимой вещи, подлежащей обращению в собственность Российской Федерации, вправе обращаться Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальные органы.

Относительно того, принадлежит ли право на обращение в суд с такими заявлениями исключительно органам Росимущества или с заявлениями о признании имущества бесхозяйным вправе обращаться в суд иные государственные органы, в правоприменительной практике имеются разные подходы.

Имеются многочисленные примеры обращения с такими заявлениями различных государственных органов, которые произвели изъятие вещей, обладающих признаками бесхозяйных. Часто суды признают таких лиц ненадлежащими заявителями.

Пример: УМВД России по г. Саратову обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйным хранящегося в дежурной части отдела полиции охотничьего гладкоствольного ружья и передаче его на уничтожение в специализированный орган. Заявитель ссылался на то, что собственник оружия умер, возможные наследники своих прав на спорное оружие не заявили, срок временного хранения оружия истек. Определением суда в принятии заявления было отказано на том основании, что заявитель не наделен полномочиями на обращение в суд с заявленными требованиями. На основании ч. 1 ст. 290 ГПК РФ, п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432, правом на обращение в суд с таким заявлением обладает Росимущество. Суд апелляционной инстанции с этими выводами согласился (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 2 декабря 2015 г. N 33-8069).

Представляется, что ограничение круга государственных органов, имеющих право на предъявление заявления о признании бесхозяйным движимого имущества, только Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не соответствует положениям ч. 1 ст. 290 ГПК РФ. Право на обращение в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной взаимосвязано с полномочиями государственного органа по изъятию вещей и вытекает из этих полномочий.

Так, п. 2 ст. 186 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность обращения в федеральную собственность товаров на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным. При рассмотрении в кассационном порядке одного из дел по заявлению таможенного органа о признании бесхозяйной изъятой вещи Верховный Суд РФ пришел к заключению о наличии у таможенных органов права на обращение в суд с такими заявлениями.

Пример: Южная оперативная таможня просила признать бесхозяйной пластиковую лодку, которая вместе с тюками с товаром была изъята сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области, передана в таможню и помещена на хранение на склад. Изъятые товары были признаны предметом административного правонарушения, изъяты по протоколу изъятия вещей и документов. Лодка предметом административного правонарушения не признана. Лицо, незаконно переместившее товары через таможенную территорию Таможенного союза, в ходе разыскных мероприятий не установлено. Определением районного суда производство по делу было прекращено, Апелляционным определением Ростовского областного суда Определение оставлено без изменения.

Верховный Суд РФ отменил постановления судов первой и апелляционной инстанций и направил дело на новое рассмотрение суд первой инстанции. Указал, что изъятые по делу об административном правонарушении вещи и документы после рассмотрения дела подлежат возвращению законному владельцу, если они не изъяты из оборота, а при неустановлении его передаются в собственность государства, задержанные товары, не являющиеся предметами административных правонарушений, обращаются федеральную собственность. Поскольку собственник лодки не установлен, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, установленном главой 33 ГПК РФ. Право обращения таможенных органов в суд с требованием о признании имущества бесхозяйным закреплено подпунктом «в» п. 12 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (см. Определение Верховного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 41-КГ15-31);

2) по требованию о признании бесхозяйной иной движимой вещи — любое лицо (физическое или юридическое), вступившее во владение вещью.

Если для возникновения права собственности на бесхозяйную движимую вещь в силу приобретательной давности необходимо истечение пятилетнего срока давностного владения (ст. 234 ГК РФ), то для приобретения права собственности на брошенные вещи в соответствии со ст. 226 ГК РФ продолжительность владения вещью юридического значения не имеет.

Следовательно, с заявлением о признании бесхозяйной движимой вещи может обратиться лицо, владеющее вещью, не относящейся к отходам, стоимость которой составляет не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, независимо от срока владения вещью;

3) по требованию о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь — орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Поскольку на бесхозяйное недвижимое имущество может возникнуть лишь право муниципальной собственности или право собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, именно муниципальные органы и органы управления городов Москвы и Санкт-Петербурга являются надлежащими заявителями по таким требованиям.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в Российской Федерации статус города федерального значения имеют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Глава 33 ГПК РФ наделяет правом на обращение в суд с заявлениями о признании бесхозяйных недвижимых вещей только уполномоченные государственные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и ст. 225 ГК РФ предусматривает переход бесхозяйных недвижимых вещей, расположенных на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга, в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации. Отсутствие в главе 33 ГПК РФ и ст. 225 ГК РФ упоминания о Севастополе объясняется его вхождением в состав Российской Федерации после принятия указанных кодексов.

Вместе с тем Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 и вступающий в силу с 1 января 2017 г., определяет единый для всех трех городов федерального значения порядок осуществления действий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.

Представляется, что указанная коллизия нуждается в законодательном разрешении, а до ее устранения нормы главы 33 ГПК РФ и ст. 225 ГК РФ должны применяться по аналогии в отношении бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Севастополь.

9. Вопрос о возможности обращения в суд прокурора с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество является дискуссионным.

Существует мнение о недопустимости обращения прокурора в суд по таким делам, поскольку круг заявителей по делам особого производства определяется законом в отношении каждой категории дел, ст. 290 ГПК РФ о праве прокурора на обращение в суд не упоминает.

Пример: районным судом прекращено производство по делу по иску прокурора о признании движимого имущества бесхозяйным. Обращаясь в суд, прокурор указал, что сотрудниками полиции был выявлен факт незаконного осуществления игорной деятельности; в ходе осмотра места происшествия изъято 20 игровых автоматов без идентификационных признаков; изъятые игровые автоматы находятся на хранении в полиции; документы, подтверждающие право собственности на автоматы, отсутствуют; с момента изъятия указанного имущества собственник или уполномоченное им лицо по вопросу его возврата не обращались.

Суд пришел к выводу, что полномочия обращаться в суд с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным возложены на финансовые органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а не на прокурора. Вышестоящим судом Определение районного суда оставлено без изменения (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2014 года N 33-4502/14).

Сторонники противоположной позиции указывают на то, что процессуальные полномочия прокурора регулируются ст. 45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Поэтому даже при отсутствии в главе 33 ГПК РФ упоминания о прокуроре-заявителе прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным или признании права собственности на бесхозяйное имущество, если эти требования направлены на защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Примеры: прокурор обратился в суд с заявлением о признании бесхозяйными денежных средств в размере 12500 руб., изъятых в ходе проверки игрового клуба. Производство по делу об административном правонарушении прекращено, собственник денежных средств не установлен. Прокурор просил признать денежные средства бесхозяйными и обратить их в собственность Российской Федерации. Судьей районного суда было отказано в принятии заявления, поскольку прокурор не вправе обращаться в суд с таким заявлением. Однако суд апелляционной инстанции Определение отменил, указав, что в соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации и это право не ставится в зависимость от наличия или отсутствия специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями (Определение Верховного суда Удмуртской Республики от 18 ноября 2015 г. N 33-4454/15).

Апелляционным определением Свердловского областного суда было отменено решение районного суда об отказе прокурору в удовлетворении заявления о признании бесхозяйным и обращении в собственность Российской Федерации электронного игрового оборудования, изъятого органами полиции в ходе проверки клуба в связи с подозрением в организации азартных игр. Принято новое решение об удовлетворении заявления. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что, поскольку законом предусмотрен конкретный орган, наделенный правом на обращение в суд, прокурор не вправе обращаться с подобными требованиями. Суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился и отметил, что право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия специально созданных государством органов, которые могли бы обратится в суд с аналогичными заявлениями (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14 мая 2013 г. N 33-5596/13).

Вторая позиция представляется наиболее правильной. Прокурор не указан прямо как заявитель ни по одной категории дел особого производства, однако право прокурора на обращение в суд в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предусмотрено общей нормой ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в которой ограничение этого права в зависимости от вида судопроизводства не установлено.

В информационном письме Генеральной прокуратуры от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» отмечено, что полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве могут быть реализованы путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства.

Признание изъятой федеральными органами исполнительной власти движимой вещи бесхозяйной осуществляется в целях обращения ее в федеральную собственность. Бесхозяйная недвижимая вещь поступает в муниципальную собственность или в собственность городов федерального значения. Таким образом, возбуждение прокурором дела в соответствии с главой 33 ГПК РФ направлено на защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Следовательно, если заявление о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество предъявляется в интересах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, прокурор может обращаться в суд с соблюдением общих требований, содержащихся в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

«КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий