Изменится порядок расчета пособия по безработице в россии

Работодателей освободили от расчёта заработка для выплаты пособия по безработице

Граждане, которые после увольнения находятся в поиске работы, имеют право (при соблюдении определенных требований) на пособие по безработице. Для этого нужно встать на учёт в органе службы занятости в качестве безработного. Орган занятости назначит пособие в процентном отношении к такому заработку (ст. 3, 30, 31, 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, далее – Закон № 1032-1). Ранее средний заработок работодатели определяли в соответствии с Порядком, утв. постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок № 62). С 25.09.2021 действуют новые Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 (далее – Правила № 1552). Они предусматривают некоторые новшества.

Кто теперь рассчитывает средний заработок для пособия, как это определяется?

Законодатель изменил принцип расчёта заработка для выплаты пособия по безработице. Если раньше заработок во всех случаях рассчитывал последний работодатель, то при постановке на учёт в качестве безработного с 25 сентября 2021 года этот заработок считает служба занятости на основе выплат, с которых исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В качестве расчётного периода берутся 3 месяца перед кварталом, предшествующим месяцу обращения физлица в службу занятости за пособием, а для недавно уволенных с военной службы – 3 месяца перед кварталом, предшествующим месяцу призыва (пп. «а» п. 2 Правил № 1552).

За работодателем обязанность по исчислению заработка сохраняется в следующих случаях (п. 3 Правил № 1552):

  • весь расчётный период гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребёнком;
  • в расчётный период гражданин получал выплаты, которые не облагались страховыми взносами по пп. 14 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 422 НК РФ (выплаты следователям, прокурорам, судьям, военнослужащим и пр.);
  • в расчётном периоде сотрудник был занят не у последнего работодателя;
  • по последнему месту работы у физлица отсутствовал доход в течение расчётного периода, а также предшествующего периода, равного расчётному.

Гражданин уволился по соглашению сторон в сентябре 2021 года. В этом же месяце он встал на учёт в центре занятости в качестве безработного.

Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель — июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь — март 2021 года. Это расчётный период по Правилам № 1552. При этом вплоть до июня 2021 года гражданин работал в организации «Альфа». С июля по август он был занят по срочному трудовому договору в организации «Бета». Поскольку последним работодателем является «Бета», но в расчётном периоде гражданин работал в иной организации, средний заработок должен рассчитать работодатель. В данном случае это организация «Бета».

Работник по собственному желанию уволился в августе 2021 года. До сих пор он находится в поиске работы и решил встать на учёт в службе занятости как безработный и получать пособие. Гражданин обратился в службу занятости в сентябре 2021 года. Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель — июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь — март 2021 года. Заработок за этот период будет использовать служба занятости для расчёта пособия по безработице.

Как работодателю исчислить средний заработок?

В части расчёта среднего заработка для работодателей с 25.09.2021 ничего не изменилось. Средний заработок необходимо рассчитывать по тем же правилам, что и до указанной даты. Так, не изменился (п. 5 – 15 Правил № 1552, п. 4 – 11 Порядка № 62):

  • состав выплат и дней, учитываемых и не учитываемых;
  • особенности учёта премий и вознаграждений, повышения размера надбавок, тарифных ставок, окладов;
  • порядок определения среднего дневного заработка.

Напомним, что средний заработок нужно исчислить за 3 месяца перед увольнением: с 1-го по 1-е число (п. 6 Правил № 1552, п. 3 Порядка № 62). Исчисленную сумму необходимо отразить в справке о среднем заработке. Эту справку гражданин представляет в орган службы занятости (п. 4 Правил № 1552). Форма справки до сих пор не утверждена законодательно. Работодатель может составить ее в произвольной форме либо по форме, рекомендуемой в письме Минтруда России от 10.01.2019 № 16-5/B-5.

Как служба занятости будет считать средний заработок?

Если средний заработок исчисляет служба занятости, расчётным периодом выступают (п. 2 Правил № 1552):

  • 3 месяца перед календарным кварталом, предшествующим месяцу призыва на военную службу – если гражданин признан безработным в течение 12 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;
  • 3 месяца перед календарным кварталом, предшествующим месяцу обращения гражданина в службу занятости за пособием – во всех остальных случаях.

Служба занятости, как было указано выше, использует в подсчётах данные о выплатах и вознаграждениях, на которые были начислены взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 Порядка № 1552). Средний заработок она рассчитывает путём деления дохода физлица, на который были начислены взносы на ОПС, на количество месяцев в расчётном периоде (пп. «в» п. 2 Правил № 1552). При этом:

  • если в каком-либо месяце расчётного периода у физлица не было дохода, этот месяц не учитывается при расчёте среднего заработка (пп. «б» п. 3 Порядка № 1552);
  • если в течение всего расчётного периода у физлица отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчётному.

Заметим, что с апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса центры занятости в целях назначения пособий по безработице самостоятельно запрашивают у ПФР сведения о выплатах и об исчисленных пенсионных взносах в рамках межведомственного взаимодействия. Эти данные приравниваются к информации, указанной в справке работодателя о среднем заработке (п. 4 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460).

Таким образом, у работодателя не возникает обязанности представлять в службу занятости какие-либо сведения, если на него не возложена обязанность по расчёту среднего заработка.

В иной ситуации, когда средний заработок исчисляет работодатель, необходимо выдать бывшему сотруднику справку о сумме такого заработка. При этом она выдаётся только после получения об этом письменного заявления от физлица не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). При этом даже если по Правилам № 1552 средний заработок должна определить служба занятости, но бывший сотрудник обратился к работодателю за справкой о заработке, целесообразнее рассчитать средний заработок и выдать физлицу справку.

В Минтруде разъяснили предлагаемые изменения выплат пособий по безработице

Отсчет повышенных выплат по безработице могут начать вести не с момента регистрации человека безработным, а с даты первой выплаты. С таким предложением выступил Минтруд. Соответствующий проект постановления представлен для общественного обсуждения.

«По действующим правилам выплаты пособий по безработице гражданин начинает получать пособие по безработице с момента признания безработным. При этом в первые 3 месяца гражданин может получать пособие в размере 75% заработка, но не более 12130 рублей, а вторые 3 месяца — до 60% от среднего заработка, но не более 5 тыс. рублей. Предлагаемые поправки позволят урегулировать вопросы начисления пособий в тех случаях, когда начало периода выплат смещается или период выплаты пособия по безработице прерывается», — пояснили «Российской газете» в Минтруде.

Там рассказали, что, например, есть ситуации, когда граждане начинают получать пособие не с первого дня безработицы, а позже. Так гражданам, которые были уволены в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, на протяжении первых трех месяцев после начала безработицы выплачивается средняя заработная плата по прошлому месту работы. Для таких граждан максимально возможный размер пособия будет начисляться с 4 по 6 месяцы безработицы, а в следующие 3 месяца — до 60% от заработной платы, но не более 5 тыс. рублей.

Также бывают случаи, когда период выплаты пособия по безработице прерывается. Например, женщина, будучи беременной, осталась без работы. Она зарегистрировалась в центре занятости в сентябре, через месяц — в октябре — у нее уже подходит срок оформления пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами (оно оформляется всем женщинам — как работающим, так и не работающим — за 70 дней до предполагаемой даты родов). В таком случае женщина может воспользоваться пособием в связи с беременностью и родами и получать его на протяжении 140 дней, а уже после вернуться в центр занятости и возобновить поиск работы и получение пособия по безработице. В случае внесения поправок женщина, даже по истечению этого периода, сможет еще два месяца получать повышенное пособие по безработице.

Или, например, мужчина был признан безработным 15 января и начал получать пособие. С 1 февраля его на 2 месяца призвали на воинские сборы. В период сборов он находится на государственном обеспечении и не может получать пособие по безработице. Предлагаемые поправки предполагают, что после возвращения со сборов мужчина еще 2,5 месяца сможет получать повышенное пособие по безработице.

«То есть, предлагается включать в три месяца выплаты пособия в максимально возможном размере не 3 месяца с момента признания безработным, а 3 месяца, в течение которых пособие может быть выплачено», — подчеркнули в Минтруде.

Средний заработок для пособия по безработице: что изменилось в правилах исчисления (Часть 1)

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. В общем случае средний заработок исчисляется органами службы занятости населения (СЗН). Но в определенных случаях исчисление среднего заработка возложено на работодателя.

Постановлением Правительства РФ от 24.06.2023 № 1026 утверждены новые правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Новые правила действуют с 04.07.2023. Прежние правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552, признаны утратившими силу (п. 3 постановления № 1026).

Помимо новых правил постановлением № 1026 утверждены изменения, которые внесены:

  • в правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (утв. постановление Правительства РФ 02.11.2021 № 1909);
  • в особенности применения законодательства о занятости населения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области (утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2022 № 2371).

Основы социальной защиты от безработицы

Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно закону № 1032-1 (п. 1 ст. 3) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах СЗН в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами СЗН по месту жительства гражданина. Решение СЗН принимает не позднее 11 дней со дня подачи безработным заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. При невозможности предоставить подходящую работу в течение 10 дней со дня регистрации гражданин признается безработным с первого дня подачи указанного заявления.

Безработным выплачивается пособие.

В общем случае пособие выплачивают гражданам:

  • уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и
  • состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие начисляют с первого дня признания гражданина безработным. Период выплаты пособия не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Первые 3 месяца пособие начисляют в размере 75 % среднего заработка по последнему месту работы (службы). В следующие три месяца размер пособия составляет 60 % среднего заработка.

Размер пособия не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины, увеличенных на размер районного коэффициента. Согласно постановлению Правительства РФ от 14.11.2022 № 2046, для всех безработных в 2023 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 руб.

В общем случае максимальная величина пособия по безработице в период выплаты в 2023 г. составляет:

  • 12 792 руб. – в первые 3 месяца
  • 5000 руб. – в следующие 3 месяца.

Для безработных граждан предпенсионного возраста максимальная величина пособия составляет 12 792 руб.

Интервальные сдвиги расчетного периода по новым правилам

В общем случае СЗН исчисляет средний заработок на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее — доход) по последнему месту работы (службы).

До 04.07.2023 для расчета использовали период из 3-х месяцев до календарного квартала перед месяцем подачи заявления о содействии в поиске работы. Новые правила изменили порядок определения расчетного периода. Теперь для расчета среднего заработка выплаты берут за 3 календарных месяца, предшествующих календарному месяцу перед месяцем увольнения гражданина. Сохранено исключение, предусмотренное для расчета среднего заработка гражданину, уволенному с военной службы по призыву. В этом случае расчетным периодом являются 3 календарных месяца, предшествовавшие месяцу призыва на военную службу.

Новые правила предусматривают сдвиг расчетного периода с интервалом в месяц. Что это значит?

Если в каком-либо из месяцев расчетного периода у гражданина отсутствовал доход (сведения о доходе) и (или) гражданин болел, при исчислении среднего заработка в качестве расчетного используется иной период. Это ближайший к месяцу увольнения и равный расчетному периоду в пределах 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения (подп. «а» п. 3 правил).

Гражданин трудился в организации с мая 2016 г. В мае и июне 2023 г. сотрудник болел, а 14.07.2023 он уволился. 25.07.2023 гражданин обратился в орган СЗН по месту жительства с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В течение 10 дней подходящая работа органом СЗН не была найдена, в связи с чем гражданин был признан безработным.

При увольнении гражданина 14.07.2023 расчетным периодом для определения среднего заработка в общем случае является период с апреля по июнь. Но в мае-июне у гражданина были периоды временной нетрудоспособности. По новым правилам расчетным периодом для исчисления среднего заработка становится период с февраля по апрель 2023 г.

Если в пределах года (12 календарных месяцев), предшествовавшего месяцу увольнения (предшествующий период), у безработного не находится трех последовательных календарных месяцев с полным доходом, в качестве расчетного периода используется период, равный двум последовательным календарным месяцам, ближайшим к месяцу увольнения (подп. «б» п. 3 правил).

Воспользуемся условиями предыдущего примера, несколько изменив их. Даты увольнения и обращения гражданина с заявлением в СЗН остаются прежними. Но в период с июля 2022 г. по июнь 2023 г. у уволенного работника не было трех последовательных календарных месяцев, в которых бы его доход был полным. Ближайшими к июлю двумя последовательными месяцами с полным доходом становятся март и апрель 2022 г.

Поэтом в качестве расчетного периода используется ближайший к месяцу увольнения период, состоящий из двух последовательных календарных месяцев с полным доходом – это март и апрель 2022 г.

При отсутствии в пределах предшествовавшего периода двух последовательных календарных месяцев с полным доходом, в качестве расчетного периода используется период, равный одному календарному месяцу, ближайшему к месяцу увольнения, в пределах предшествующего периода (подп. «в» п. 3 правил).

Еще один нюанс. Гражданин мог быть принят на работу позднее первого рабочего дня календарного месяца. В этом случае такой неполный месяц не включается в расчетный период или период, принятый в качестве расчетного в соответствии с подпунктами «а», «б» и «в» п. 3 правил (подп. «г» п. 3 правил).

Органы службы занятости определяют средний заработок как частное от деления совокупного дохода гражданина за расчетный период или период, используемый в качестве расчетного, на количество месяцев в соответствующем периоде (п. 4 правил).

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий