Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве

Равенство полов в сфере семейных правоотношений

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования равенства прав и обязанностей мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений. Обсуждение. Автором проведен анализ конституций советского периода с целью установления наличия гарантии защиты прав и интересов отцов (мужчин), подверженных гендерной дискриминации. Отмечается, что определенные преимущества, предоставляемые государством, направленные на уравнивание правового положения мужчин и женщин, распространяются только на женщин. При этом не учитываются интересы и права мужчин, которые в результате предоставления женщинам соответствующих преимуществ могут быть нарушены, что способно привести к дискриминации мужчин по признаку пола. Заключение. В результате анализа конституций советского периода автор приходит к выводу, что, хотя Основные законы советского периода закрепляли принцип гендерного равенства, они не содержали гарантии защиты института отцовства (за исключением Конституции РСФСР 1978 г.). Конституция РФ демонстрирует новый подход к семье, выделяя и материнство, и отцовство. Автором отмечается, что в настоящее время мужчины не обеспечены фактической гарантией на государственную охрану интересов отцовства. Отцовство не включено в сферу государственной политики, что приводит к гендерной асимметрии статуса матери и отца в обществе. Это подтверждается отсутствием соответствующего закона, направленного на регулирование отношений материнства, отцовства и детства; неустановлением гарантии защиты института отцовства на конституционном уровне.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Новоселов В. М. Проблемы института отцовства в России. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/sociologiya/no. (дата обращения: 10.12.2017).

3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1918. № 51, ст. 582.

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. II Съездом Советов Союза ССР от 31.01.1924) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Вестн. ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2, ст. 24.

5. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утв. постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1925. № 30, ст. 218.

6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Изв. ЦИК СССР и ВЦИК.1936. № 283.

7. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937) // СУ РСФСР. 1937. № 2, ст. 11.

8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии ВС СССР девятого созыва 07.10.1977) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. Ст. 14.

9. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12.04.1978 (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. Ст. 13.

10. О проекте Федерального закона «Об отцовстве» : постановление ГД ФС РФ от 25.10.2000 № 771-III ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 45, ст. 4423.

11. Официальный отзыв Правительства РФ от 31.05.1999 № 2502п-П12 «На проект Федерального закона “Об отцовстве”». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Заключение Комитета по делам женщин, семьи и молодежи от 22.09.1999 «На проект Федерального закона “Об отцовстве”». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 19.05.1999 № 2.2-15/4800 «На проект Федерального закона “Об отцовстве”». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона “Об отцовстве”». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Мархгейм М. В., Деревянко П. А. Институт отцовства в России: проблемы конституционно-правовой теории и практики. Ростов н/Д : РостИздат, 2012. 150 с.

16. Всероссийская перепись населения 2010 // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.12.2017).

17. Кириллова О. С., Петрова Л. Е. Социальные практики одиноких отцов : анализ на основе качественных интервью // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Социология. Психология. 2014. Вып. 3 (19). С. 128–136.

18. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области : закон Брянской области от 20.02.2008 № 12-З (ред. от 07.10.2008) // Официальная Брянщина : информ. бюллетень. 2008. № 3.

19. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства : закон Воронежской области от 02.08.2000 № 176-II-ОЗ (ред. от 02.03.2016) // Коммуна. 2000. № 138.

20. На 89 тысяч одиноких матерей приходится 9 тысяч отцов-одиночек // МК Саратов : [сайт]. URL: http://saratov.mk.ru/articles/2014/05/14/na-89-tyisyach-odinokih-materey. (дата обращения: 15.12.2017).

21. Семейный кодекс Ро ссийской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16 ; 2018, № 1 (ч. 1), ст. 22.

22. Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети» : [сайт]. URL: http://otcydeti.ru/ (дата обращения: 03.01.2018).

23. Алексеева М. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек // Мир новостей : [сайт]. URL: http://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html (дата обращения: 03.01.2018).

24. Межрегиональный отцовский комитет : [сайт]. URL: http://www.otkom.ru (дата обращения: 03.01.2018).

25. С кем останется ребенок после развода // Правовой центр «ЮСТ»: [сайт]. URL: http://gorelikoff.ru/deti_posle_razvoda.htm (дата обращения: 20.12.2017).

26. Шелютто М. Л. Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 56–64.

27. Макеева О. А. Актуальные направления реформи- рования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право. 2012. № 2. С. 11–14.

28. Борисов А. Б. Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный). С практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. М. : Книжный мир, 2010. 416 с.

29. Гусева Т. С. Конституционные основы социального обеспечения семей с детьми // Конституция Российской Федерации – правовая основа развития современной российской государственности : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Конституции Российской Федерации (в рамках VI Саратовских правовых чтений, Саратов, 19–20 сентября 2013 г.) / под общ. ред. С. А. Белоусова. Саратов : Изд-во СГЮА, 2014. С. 327–328.

30. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1 (ч. 1), ст. 19 ; 2017. № 1 (ч. 1), ст. 11.

31. После гибели жены житель Благовещенска отстоял в суде право на государственную помощь детям // Новости Первого канала : [сайт]. URL: https://www.1tv.ru/news/2009-11-12/154778-posle_gibeli_zheny_zhitel_blag. (дата обращения: 10.12.2017).

32. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основные начала семейного законодательства

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 СК РФ.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права представляют собой определенные руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 СК РФ. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равенство мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие .

См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 — 367.

Примерно так же излагал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав .

См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность в заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга .

См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 16 — 20.

В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, законность только гражданского светского брака, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей .

См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) точкам зрения, высказанным в разные периоды истории российского государства, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным, более того — необходимым. Рассматривать основные начала (принципы) семейного права и семейное законодательство нельзя в отрыве от того, что было ранее. Наше современное законодательство освободилось от необходимых в те времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

Среди основных начал семейного законодательства названы:

1) необходимость укрепления семьи;

2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

5) добровольность брачного союза мужчины и женщины;

6) признание только гражданского светского брака;

7) равенство прав супругов в семье;

8) приоритет семейного воспитания детей;

9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

10) недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности .

К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопросов о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами и, соответственно, о количестве таких начал (см., например: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 310 — 315).

На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов ( п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, который писал: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» . Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга» .

Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 311.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие понятия, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

Так, В.И. Синайский писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» .

Синайский В.И. Указ. соч. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре обязательства любить и уважать других членов семьи, как невозможно обеспечить данное обязательство санкциями или создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанности по содержанию одними членами семьи других.

Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права или о необходимости признания семьи субъектом права , закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи, и т.д.

См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19; Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. N 10. С. 61 — 66.

Среди принципов семейного права в п. 3 ст. 1 СК РФ упоминается разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Как представляется, это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с правовой точки зрения обеспечить торжество взаимного согласия попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в семейные дела? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из членов семьи участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи ( ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения ( п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны ( п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью ( п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом ( ст. 69 , 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» свою волю членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ( п. 3 ст. 56 СК).

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части ст. 1 СК РФ по сути воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации прав, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям прав, и т.д.

Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием ( ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом , — государственными органами или органами опеки и попечительства. Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суд.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины ( п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И неважно, от кого исходит давление и руководствуясь какими соображениями его осуществляют, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным ( ст. 27 СК).

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (далее — загс). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния ( ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака. Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно. Церковный брак законом не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов. В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие «гражданский брак» появилось, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в загсе. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует. Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения, т.е. один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно исчезли права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) .

См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу; один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно и исходя из принципа равенства супругов ( п. 2 ст. 31 СК): супруги равны в правах (и обязанностях) — равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса ( ст. 31 — 39 и др.).

По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей Семейного кодекса (см., в частности, ст. 54 , 55 , 63 , 121 — 123 ).

Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в Семейном кодексе установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65) . Родители могут быть лишены родительских прав ( ст. 69 — 70 ). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71) и т.д. и т.п.

Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85) . Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87) . Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89) , и т.д. и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно в семейном законодательстве запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности ( п. 4 ст. 1 СК).

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан ( п. 4 ст. 1 СК). «Истоки» данного правила находятся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве

Главная / Журналы / Журнал российского права / Том 1 Номер 12 / Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве

 Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве

Семейное право, гендерное равенство, алименты на детей, усыновление, материнский капитал, собственность супругов.

Аннотация (русский):
В статье обращается внимание на законодательные решения, не согласующиеся с такими конституционными принципами семейного права, как равноправие мужчины и женщины, равная ответственность родителей за содержание и воспитание детей, пропорциональность ограничений семейных прав, охрана права собственности cупругов.

Ключевые слова:
Семейное право, гендерное равенство, алименты на детей, усыновление, материнский капитал, собственность супругов.

Конституционные нормы позволяют определить подходы к правовому регулированию супружеских и родительско-детских отношений. Предпосылки собственно семейного законодательства обнаруживаются в целом ряде положений Конституции РФ: ст. 7 гл. 1 «Основы конституционного строя»; ст. 17, 19, 21, 23, 27, 35, 38, 43, 45, 46, 60 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». В этом же ряду должна быть указана ст. 55. Конституционный текст наполняется еще более широким смыслом с помощью его толкования с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.

Надлежащая, полная реализация конституционных положений, имеющих семейно-правовое значение, невозможна исключительно в границах семейного законодательства, она обеспечивается системой норм разноотраслевой природы. В целях реализации указанных конституционных положений полезно выявлять отклоняющиеся от следования им законодательные решения и пробелы в правовом регулировании, из-за которых в судебной практике встает вопрос о непосредственном применении Конституции РФ. Мониторинг российского законодательства под этим углом зрения дает немалый по объему «улов» дефектов правового регулирования. Обратим внимание на некоторые из них.

Равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитывать (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Сфера воспитания детей традиционно женская, но благодаря идее равноправия женщинам удалось выйти за ее рамки. В этой сфере принцип равноправия нарушается в настоящее время в отношении мужчин.

Защита от дискриминации по признаку пола, — как отмечает О. А. Хазова, — одна из центральных тем в международных документах о правах человека и деятельности международных организаций и органов. Гендерной дискриминацией не признается дифференциация в правовом регулировании в зависимости от пола, которая определяется физиологическими различиями между мужчинами и женщинами, вынашиванием, родами и грудным вскармливанием матерью ребенка. Однако примеры законодательного регулирования, которые будут рассмотрены далее, нельзя оправдать учетом исключительно женских по их природе функций и следует квалифицировать именно как проявления дискриминации.

По мере постепенного изменения общественного сознания и стирания гендерных стереотипов дискриминация мужчин при осуществлении родительских прав, проявлявшаяся в судебной практике по спорам об определении места жительства ребенка, преодолевается. Хотя в большинстве судебных решений место жительства ребенка по-прежнему связывается с местом жительства матери, в последние годы возрастает число случаев, когда оно определяется судом с учетом места жительства отца. При недавнем обобщении судебной практики на такую тенденцию указали Верховный суд Республики Коми, Пермский краевой суд, Волгоградский и Ярославский областные суды. Вместе с тем российское законодательство по-прежнему не обеспечивает в полной мере условий для воспитания малолетнего ребенка отцом, аналогичных созданным для осуществления материнского ухода. Дискриминация отцов (усыновителей) по признаку пола при осуществлении ими родительских прав напрямую затрагивает права и интересы как родителей, так и детей.

1. Ахмедшина А. Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2009. № 1.

2. Бевзенко Р. С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: проблемы и пути решения // Вестник гражданского права. 2011. № 5.

3. Гуреев В., Туунайнен П. Исполнительное производство в Российской Федерации и Финляндии: международное и национальное исполнение: науч. -практ. пособие. М., 2011.

4. Коротеев К. Н. Конфликт, которого нет. Комментарий к решению Большой Палаты Европейского суда по правам человека по делу «Константин Маркин против России» // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4.

5. Макеева О. А. Актуальные направления реформирования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право. 2012. № 2.

6. Марышева Н. И. Вопросы признания и исполнения в России решений иностранных судов // Журнал российского права. 2006. № 8.

7. Нечаева А. М. Семейное право: учебник. М., 2011.

8. Тарусина Н. Н. О судебном усмотрении: заметки семейноведа: монография. Ярославль, 2011.

9. Хазова О. А. Вступительная статья // Защита личности от дискриминации: хрестоматия: в 3 т. Т. 3. М., 2006.

10. Чефранова Е. А., Чашкова С. Ю. Применение семейного законодательства в нотариальной практике: учеб. пособие. М., 2012.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий