Налоговая разработает сервис для проверки реальности контрагентов

Содержание

Проверка контрагентов ФНС

Можно ли компании оптимизировать процесс проверки своих контрагентов таким образом, чтобы не испортить отношения с поставщиками, избежать претензий налоговиков и суметь доказать свою законопослушность в суде? Практика показывает, что такие надежные официальные источники информации, как бесплатные сервисы ФНС России, помогут справиться с задачей лишь частично. Что еще следует предпринять?

На сетования предпринимателей, что, мол, для изучения всей подноготной своих поставщиков им нужно обладать, как минимум, функциями полицейских, и что подобные проверки отнимают у них слишком много времени, налоговики традиционно возражают, что методов – хоть отбавляй, было бы желание.

Способы проверки контрагентов

Так, в письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 ФНС России снова напомнила о способах проверки добросовестности контрагентов. Налоговые ведомства советует налогоплательщикам руководствоваться:

  • пунктом 12 Критериев, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007
    № ММ-3-06/333@;
  • информацией, которая размещена на официальном сайте ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков» («Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»);
  • сведениями об адресах «массовой» регистрации и наименованиях юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Эти сведения также размещены на сайте ФНС России.

Проверка регистрации в ЕГРЮЛ

Для проверки можно воспользоваться элект­ронными сервисами на сайте ФНС России:

    Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование контрагента, чтобы узнать, зарегистрирован ли он в ЕГРЮЛ. Если контрагент существует, то будут предоставлены сведения о его ОГРН, ИНН, юридическом адресе, Ф.И.О. руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД; о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Такое решение налоговый орган может принять, если контрагент в течение 12 месяцев не представлял налоговую отчетность и не проводил операций хотя бы по одному банковскому счету. Недействующая организация не может заключать и исполнять договоры (п. п. 1, 2 ст. 64.2, ст. 419 ГК РФ).

Альтернативный вариант – получить выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента в бумажной или в электронной форме (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Проверка иной информации

Для получения прочей информации о контрагенте предназначены следующие сервисы на сайте ФНС России:

Кроме того, необходимо запросить у контрагента следующие документы или их заверенные копии:

  • устав организации;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • решение об избрании (назначении) руководителя организации;
  • вторую и третью страницы паспорта руководителя организации.

Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России.

Рекомендуется также попытаться про­анализировать бухгалтерскую отчетность контрагента за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляла бух­отчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме.

Как доказать факт проверки

Чтобы доказать, что проверка добросовестности контрагента действительно проводилась, следует:

  • сделать копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте с электронных сервисов на сайте ФНС России;
  • оформить справку с приложением к ней полученных или распечатанных документов (скриншотов).

Спасут ли от обвинений сервисы ФНС

Всегда ли пользование «проверочными» электронными ресурсами налоговиков является панацеей от обвинений и стоит ли полагаться только на них?

Итак, на официальном сайте ФНС России функционирует онлайн-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контр­агента». Он включает в себя несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации юрлица.

В ходе судебных разбирательств порой случаются казусы. Так, АС Центрального округа в своем постановлении от 05.08.2016 Ф10-2578/2016 вынужден был указать налоговикам, что отсутствие контрагентов компании по месту регистрации через три года после осуществления сделки не является проявлением неосмотрительности и поводом для доначислений.

Воспользоваться этими ресурсами может любая компания. Однако стоит помнить, что применение этих ресурсов для подтверждения добросовестности контрагента в налоговом законодательстве прямо не установлено.

Некоторые суды принимают факт проверки контрагента через сайт налоговиков и не требуют предоставления других доказательств добросовестности. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11) содержится вывод о том, что у фирмы, отследившей добросовестность контрагентов через официальные информационные источники, отсутствует обязанность проверять их налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также принимать иные меры для выявления благонадежности в качестве налогоплательщиков.

Контрагенты зарегистрированы в ЕГРЮЛ с теми же юридическими адресами и ИНН, которые подтверждены на официальном сайте ФНС России. Фирмой были приняты все зависящие от нее меры, проявлена должная осмотрительность. Поэтому она не может быть лишена по формальным основаниям права на уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы и на вычет по НДС.

В постановлении все того же ФАС Московского округа от 15.02.2012 № А40-128151/2010 судьи признали, что компания проявила должную осмотрительность и осторожность с помощью:

  • истребования учредительных документов, лицензий на проведение работ, документов о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • доказательств ведения деловой переписки, в том числе по вопросу назначения ответственных лиц;
  • проверки правоспособности контрагентов путем обращения к открытым источникам информации (СМИ, Интернет);
  • получения в инспекции выписок из ЕГРЮЛ.

Однако в иных ситуациях судьи могут решить, что данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2011 № А40-21233/2011 служители Фемиды встали на сторону ИФНС. В решении было указано, что фирма не представила доказательства истребования документов у контрагентов в спорный период, а сведения о спорных контрагентах, имеющиеся в ЕГРЮЛ и на интернет-сервисах, не свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов и не позволяют сделать вывод о реальности ведения ими финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, судебная практика довольно противоречива. Безусловно, компании могут использовать электронные сервисы ФНС России для проверки контрагентов, но лишь как вспомогательные средства. Изменится ли что-то в ближайшее время? Обе­щают, что да…

Разглашение налоговой тайны

С 1 июня в России все сведения о компаниях, которые не составляют налоговую тайну, стали общедоступными. Такие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ. В связи с этим, ФНС России выпустила Информацию, где говорится о том, что публикация открытых сведений о компаниях будет проходить в течение года – до 1 июля 2017 года.

Речь идет о размещении таких сведений, как: среднесписочная численность работников организации за календарный год, о доходах и расходах компании, об уплаченных налогах и сборах, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Данные будут размещаться в бесплатном открытом доступе на официальном сайте ФНС России.

По задумке разработчиков документа, закон должен был дать бизнесу инструмент проверки будущих бизнес-партнеров. При этом авторы поправок полагали, что сам факт публикации данных должен мотивировать коммерсантов заботиться о репутации компании. Но, по мнению экспертов, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на применение лекарства с массой побочных эффектов.

Выписка из ЕГРЮЛ не может рассматриваться судом как единственное доказательство того, что компания была осмотрительна при выборе партнера (постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 27.10.2014 по делу №А05-3286/14).

Во взаимодействии налогоплательщика и инспекций нововведение об отмене тайны будет иметь свои последствия. Например, фискалам будет проще предъявить претензии к компании относительно недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.

При этом некоторые открытые показатели – как, например, численность сотрудников – могут быть необъективными критериями при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело.

На практике случается так, что даже если у организации мало работников, это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков и выполнить все качественно и в срок. Граж­данское законодательство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.

Еще одно уязвимое место нового закона – это желание властей сделать открытыми данные о недоимках компании. На практике может случиться так, что организация оспаривает и «отбивает» доначисления инспекции, а споры с налоговой – процесс не быстрый. Разрешение конфликта может занять год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и этот факт может влиять на конечное решение клиентов фирмы.

Проявление должной осмотрительности: ТОП-7

Необходимые меры, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности, выработаны на основе арбитражной практики. Однако их перечень не является исчерпывающим. Приведем основные.

СМИ: споры о необоснованной выгоде из-за сделок с однодневками обрастают судебной практикой

СМИ: споры о необоснованной выгоде из-за сделок с однодневками обрастают судебной практикой

В России начинает формироваться судебная практика по делам об оспаривании налоговых претензий, связанных с продажей продукции фирмам-однодневкам. Об этом, ссылаясь на источники в юридических фирмах, пишет РБК.

Инспекции стали чаще доначислять налоги компаниям-производителям, утверждая, что те необоснованно занизили налоговую базу путем реализации продукции через сомнительных посредников. Пока что таких споров – не более 5% от общего количества, но в ближайшие два-три года цифра заметно вырастет, утверждают эксперты.

Суть схемы заключается в том, что товар продается через формально неподконтрольную производителю фирму-однодневку по цене ниже рыночной – для последующей перепродажи уже по рыночной цене. В результате часть прибыли от добавленной стоимости достается посреднику, который не платит налоги со своей наценки. Сэкономленные таким образом деньги уходят частным лицам – менеджерам или владельцам компании-производителя.

В качестве характерного примера этой схемы эксперты приводят дело ПАО «Нижнекамскнефтехим», который проиграл налоговикам в трех инстанциях спор на 826 млн рублей. Инспекция выяснила, что предприятие в течение трех лет использовало цепочку компаний-прокладок, через которые постепенно наращивала стоимость продукции до рыночной, а налоговую базу рассчитывала исходя из цены первичной реализации.

Юристы советуют налогоплательщикам внимательно проверить всех покупателей: риски доначисления существуют, даже если первый контрагент в цепочке – реальная компания, но однодневки выявлены на дальнейших стадиях. В минувшую пятницу Госдума в третьем чтении приняла поправки в Налоговый кодекс РФ, которые позволяют предъявлять претензии аффилированным с продавцом фирмам, получившим от него товар по заниженной цене и не заплатившим налоги (см. «Профанация, а не кодификация»: юристы оценили поправки в НК о необоснованной выгоде»).

Весной налоговая служба выпустила письмо, в котором сообщила, что ключевое значение имеет контрагент первого звена (см. «ФНС объяснила, как доказывать получение необоснованной выгоды»). При этом благодаря имплементации системы АСК НДС-2 теперь инспекции могут отследить все звенья, подчеркивают эксперты. Они сомневаются в том, что судебную практику удастся привести к единообразию в короткие сроки и что таковая не будет в итоге склоняться в пользу государства.

Ранее сообщалось, что налоговая служба планирует создать электронный сервис для самостоятельной проверки бизнесом контрагентов на предмет ведения ими реальной экономической деятельности (см. «ФНС разработает сервис для проверки реальности контрагентов»).

Проверка контрагента

Проверка контрагента – это широко распространенный термин, который обозначает сбор и анализ информации о любом юридическом лице и/или индивидуальном предпринимателе.

Проверка контрагента позволяет сделать правильные выводы о перспективах сотрудничества.

Понятие проверка контрагента

Проверка контрагента делится на два вида:

изучение контрагента в плане налоговых рисков и,

проверка контрагента на надежность (финансовые, кредитные риски).

Цели проведения проверки контрагента

Целей у проверки контрагента может быть несколько:

1. Проверка контрагента с целью минимизации налоговых рисков;

2. Проверка контрагента с целью минимизации кредитно-финансовых рисков.

Минимизации налоговых рисков

Удостоверившись в благонадежности делового партнера, фирма минимизирует риски предъявления претензий по обоснованности налоговой выгоды в части вычетов по НДС и расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Должная осмотрительность

С целью минимизации налоговых рисков необходимо проявлять так называемую должную осмотрительность.

Суть этого термина заключается в том, что каждый руководитель обязан проверять своих контрагентов.

Чтобы правильно проявлять должную осмотрительность, существует два варианта.

Первый вариант заключается в том, что организация самостоятельно проверяет своих контрагентов.

Но для этого нужно знать все источники информации, а также обладать необходимыми правами и компетенциями.

Второй вариант, заключается в том, что организация проверяет своих контрагентов с помощью специальных онлайн-сервисов, которые позволяют видеть всю необходимую информацию в одном месте.

Проведение проверки контрагента. Алгоритм действий

Итак, для проверки контрагента следует провести специальные мероприятия. Рассмотрим пошагово алгоритм действий Организации по проверке контрагента.

Шаг 1. Документальное оформление процедуры проверки контрагента

Система проверки контрагентов на предприятии должна быть упорядочена. Для этого издают локальный акт, назначают ответственных, а также предусматривают все критерии, подлежащие рассмотрению.

Например, из этой процедуры можно исключить те организации, которые работают на российском рынке уже давно и заслужили надежную репутацию.

Целесообразность проводимых проверок может быть ограничена суммой, а также периодичностью сделок.

Шаг 2. Электронная проверка

Для начала необходимо воспользоваться электронными публичными сервисами на сайте налоговой службы: www.nalog.ru.

На сайте можно проверить правоспособность контрагента по реквизитам ИНН; ОГРН или по названию, то есть проверить, зарегистрирована ли данная организация в ЕГРЮЛ.

В случае ее отсутствия в соответствующем реестре заключать с ней договор нельзя.

Сервис также позволяет узнать, отказался ли руководитель или участник контрагента от управления или участия в такой организации.

Необходимо проверить налоговую задолженность, а также своевременность сдачи отчетности.

Там же можно уточнить, принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении в связи с неосуществлением последним деятельности.

Еще одним шагом при определении добросовестности контрагента является получение информации о том, что в отношении потенциального поставщика или покупателя не проводится процедура банкротства.

Такие сведения могут быть получены из Единого федерального реестра, содержащего в себе факты деятельности всех субъектов хозяйствования РФ.

Здесь же может быть найдена и другая весьма полезная информация, которая позволит создать общую картину о контрагенте, например, стоимость его чистых активов.

Шаг 3. Проверка юридического лица по ИНН

Получение сведений с помощью данного способа доступно всем желающим. Проверка контрагента по ИНН осуществляется онлайн.

Для этого используются следующие базы данных:

— реестра плательщиков налога на добавленную стоимость, где можно сверить реквизиты партнера;

— реестра, содержащего аннулированные свидетельства НДС;

— реестра свидетельств единого налога.

Существуют также отдельные специальные сервисы, которые предоставляет налоговая инспекция.

Проверка контрагента на них осуществляется при введении ИНН в соответствующую строку. Результат выдается мгновенно.

Шаг 4. Запрос документов

С целью минимизации налоговых рисков перед заключением сделки налогоплательщику рекомендуется запрашивать документы, подтверждающие правоспособность проверяемого контрагента и возможность выполнить взятые на себя обязательства.

Так, можно порекомендовать компаниям запрашивать следующие документы:

свидетельство о внесении сведений организации в ЕГРЮЛ или ИП в ЕГРИП;

свидетельство о постановке организации или ИП на налоговый учет;

документ о назначении руководителя (решение общего собрания и приказ о назначении);

выписку из ЕГРЮЛ по организации или выписку из ЕГРИП по ИП;

среднесписочную численность сотрудников;

налоговую и бухгалтерскую отчетность;

лицензии (если деятельность подлежит лицензированию);

сведения о транспортных средствах (если заключается договор поставки или перевозки);

сведения о строительной технике (если компания осуществляет подрядные работы).

Все представленные копии документов должны быть заверены надлежащим образом, то есть подписью и печатью (при наличии у ИП) проверяемого контрагента.

Шаг 5. Обоснованность выбора

Кроме этого не следует забывать о вопросах обоснованности выбора именно этого контрагента.

В данном случае надо будет сохранить информацию о контрагенте, полученную из Интернета, например, распечатки скриншотов рекламных объявлений.

Также следует сохранять и коммерческие предложения, прайс-листы и деловую переписку.

Кроме этого, желательно убедиться в том, что контрагент не входит в состав лиц, связь с которыми по данным налогового органа через юридический адрес отсутствует.

Наряду с этим желательно иметь копии паспортов руководителя или лиц, подписывающих первичные документы.

Шаг 6. Запрос в инспекцию

Несмотря на то, что вы можете узнать о наличии или отсутствии налоговой задолженности контрагента через официальный сайт ФНС, желательно сделать запрос в территориальный налоговый орган по месту учета контрагента об исполнении им своих обязательств по уплате налогов.

Это также явится проявлением осмотрительности.

Шаг 7. Выписка из ЕГРЮЛ

ЕГРЮЛ предоставляет сведения о регистрации субъектов хозяйствования.

Если потенциальный партнер ко всем собранным им документам подложит недавно полученную выписку, подтверждающую, что он состоит на государственном учете, то это также явится основанием для того, чтобы считать его благонадежным.

Кроме того, по данному документу могут быть проверены реквизиты контрагента, которые он указывает в договорах.

Подобная выписка может быть как предоставлена самим партнером, так и получена в налоговом органе или на соответствующем ресурсе.

Шаг 8. Проверка счетов в банке

Подобная процедура позволит получить дополнительную информацию в тех случаях, когда проводится проверка контрагента.

Счета в банке не должны быть:

не иметь каких-либо ограничений.

Для того чтобы убедиться в том, что счет не является заблокированным, достаточно зайти на специальный сервис ФНС и ввести ИНН контрагента, а также БИК обслуживающего его банка. Выяснить о наличии каких-либо ограничений по счету удается не всегда. Одни банки подобный сервис уже создали. У других он пока отсутствует.

Шаг 9. Аудиторское заключение

Кроме этого можно получить от контрагента ответ на запрос о привлечении компании или ее руководителя к налоговой ответственности, а также запросить копию аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности контрагента за прошлый отчетный год.

Шаг 10. Прочие способы проверки

Помимо получения информации о потенциальном партнере по всем перечисленным выше вопросам, необходимо убедиться в том, что у него:

не имеется счетов в сомнительных кредитных учреждениях;

существуют все необходимые условия для выполнения договорных обязательств, такие как торговые точки, склады, транспорт и т.д.;

есть возможность выполнить заказ на пробную, небольшого объема партию товара. Кроме всего прочего, понадобится узнать, действителен на момент подписания договора паспорт руководителя.

Для этого необходимо посетить сервис Федеральной миграционной службы РФ.

В случае соблюдения указанных рекомендаций риски признания налоговой выгоды необоснованной сокращаются.

Все источники информации для проверки контрагентов собраны в статье «Как проверить фирму-контрагента: все бесплатные источники информации».

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. благонадежности контрагента, 2. Основная («углубленная») проверка контрагента — проверка деловой репутации, платежеспособности, . Считаю, что налогоплательщик проводит процедуру проверки контрагентов, руководствуясь принципами законности получения необходимой . полноты проверки контрагента Налогоплательщик не вправе ограничиваться проведением лишь стандартной процедуры проверки контрагентов . ). Принцип разумности сроков проведения проверки контрагента При проведении проверки компании приходится .

Идеальная процедура проверки контрагента в 2023 г. Как составить . до введения в компании процедуры проверки контрагента, если последние отвечают признакам фирм .

. содержанием объектов налогообложения. Инспекция при проверке контрагента имеет право осмотреть ваши помещения . инспекторов на свою территорию при проверке контрагентов. Впрочем, как всегда есть и .

. реальности сделки, равно как и проверки контрагента по ней на благонадежность. Наличие . и исполнение регламента проверки контрагента 1 звена на благонадежность, наличие .

. рамках предпроверочных мероприятий либо встречных проверках контрагентов необходимо также учитывать положения ст .

. . Риски несоблюдения коммерческой осмотрительности В проверке контрагента, как основной составляющей коммерческой осмотрительности . доказательство коммерческой осмотрительности Утвержденный регламент проверки контрагента — это первое доказательство, которое подтверждает . компании налогоплательщика был утвержден регламент проверки контрагентов, по которому оценивалась благонадежность партнера . в проявлении коммерческой осмотрительности Качественная проверка контрагентов — это долгий и трудоемкий .

. очевиден: проверять всех и каждого. Проверка контрагентов давно перестала быть необязательной мерой . очевидной необходимость построения надежной системы проверки контрагентов. И если раньше такую систему . в бюджете. Что же касается проверки контрагентов как метода минимизации налоговых рисков . договора. Проверка или скоринг? Обычная проверка контрагента, как правило, предусматривает получение и .

. информации направлен в рамках налоговой проверки контрагента, то налогоплательщика за неисполнение такого .

. осмотрительность. То есть ту степень проверки контрагентов, которая свойственна деловому обороту. Подобная . ) не требует такой же тщательной проверки контрагента, как покупка недвижимости или дорогостоящего .

. сделок купли-продажи компаний и проверку контрагентов на предмет финансовой устойчивости и . ухода иностранных собственников. Что касается проверки контрагентов, то и здесь спрос обусловлен .

. , внесите изменения в действующие регламенты проверки контрагентов. У кого таких регламентов до . . Необходимо назначить лиц, ответственных за проверку контрагентов, внести в договоры налоговые оговорки.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий