Фас больше не будет проверять рекламу и тарифы компаний

Из тарифов вынимают лишнее

ФАС усилит контроль за их расчетами для потребителей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ужесточает надзор в сфере тарифного регулирования. Для этого ведомство намерено поделиться со своими территориальными органами полномочиями по контролю за экономической обоснованностью тарифов. Это увеличит охват проверок, при этом принятие решений по их результатам остается за центром. Включение подразделений службы на местах в эту деятельность увеличит присутствие центрального аппарата в регионах и может сократить масштабы недобросовестных практик тарифных регуляторов, которые подчиняются непосредственно губернаторам. Эксперты отмечают, что, поскольку территориальные органы лучше знают местную конъюнктуру, этот шаг позволит заметнее снижать тарифную нагрузку, уровень которой напрямую влияет на инвестиционную активность бизнеса.

ФАС намерена пристальнее вглядеться в устанавливаемые в регионах тарифы

ФАС намерена пристальнее вглядеться в устанавливаемые в регионах тарифы

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

ФАС намерена пристальнее вглядеться в устанавливаемые в регионах тарифы

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

ФАС опубликовала на regulation.gov.ru проект постановления правительства, корректирующего модель контроля за решениями тарифных регуляторов и за обоснованностью тарифов, включив в число контролеров собственные территориальные органы. Как пояснили “Ъ” в ФАС, проверки региональных органов тарифного регулирования проводит только центральный аппарат службы. Он выявляет такие нарушения, как установление тарифов выше или ниже предельного уровня, а также неустановление тарифов в срок.

С марта по август 2022 года действовал мораторий на такие проверки. В результате по его окончании, по данным ФАС, она выдала ряд предписаний и приказов об отмене тарифных решений — так, удалось исключить из тарифов 3,58 млрд руб. необоснованных сумм. Всего в 2022 году выдано 36 предписаний со сроком исполнения в 2023 году. В итоге при пересмотре тарифов регуляторы должны исключить нагрузку еще в 9,2 млрд руб. Поясним, что к экономически не обоснованным расходам в составе тарифа могут относиться, например, траты на невыполненные инвестпрограммы или на содержание избыточного персонала (если его численность превышает предусмотренную нормативами).

В ФАС полагают, что расширение полномочий терорганов позволит повысить эффективность контроля в тарифной сфере и снижать необоснованно завышенные тарифы. При этом увеличение охвата контрольной деятельности не потребует расширения штата. Принятие решений — вынесение акта реагирования по итогам проверки, а также последующий контроль его исполнения — остается в ведении центрального аппарата ФАС. В службе это объясняют необходимостью сохранения единообразия практики надзора, а также дополнительного внутреннего процедурного контроля.

Наделение терорганов контрольными полномочиями в сфере тарифов на деле означает углубление ФАС в региональную специфику. От главы ФАС Максима Шаскольского при его назначении ожидали наведения порядка именно в сфере тарифного регулирования (см. “Ъ” от 12 ноября 2020 года). На прежней должности вице-губернатора Санкт-Петербурга он был известен успешными тарифными переговорами с госмонополиями, которые всегда необходимы для поиска баланса между ростом экономики в целом и заинтересованностью госмонополий в достаточном уровне тарифной прибыли для инвестиций в инфраструктуру. Однако из-за пандемии и военной операции РФ на Украине ФАС пришлось заниматься «текучкой» и регулированием цен на социально значимые товары, а введение единого тарифного законодательства наткнулось на сопротивление ведомств и рынка. Впрочем, в ФАС рассказали, что соответствующий законопроект уже поддержан отраслевыми ведомствами, продвижения удалось добиться и в части его согласования с бизнес-сообществом. Таким образом, до повторного внесения проекта в правительство остался только один важный этап — его рассмотрение на подкомиссии правительственной комиссии по административной реформе. Так что де-факто ФАС, не теряя времени в ожидании единого регулирования, приступила к наведению порядка в доступной ей сфере контроля за обоснованностью тарифов.

Эксперты инициативу оценили положительно. Директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов при этом предупреждает о сложностях ее внедрения на первом этапе. «Это необходимость более детального погружения управлений ФАС в проблематику тарифного регулирования, усиление компетенций»,— говорит он. По словам же руководителя направления экономических исследований Kulik&Partners Law.Economics Татьяны Басовой, терорганы ФАС уже выполняют контроль за ценообразованием (в составе коллегиального органа, принимающего тарифные решения в регионах), а сама служба уделяла немало внимания программам наставничества. «При правильно выстроенном взаимодействии и консультационной поддержке ФАС совершенствование централизованной иерархической модели контроля за тарифными решениями с включением в нее дополнительных полномочий регионов позволит еще больше снижать тарифную нагрузку на потребителей энергоресурсов в социальной и промышленной сферах»,— считает эксперт.

Юрист практики конкурентного права BGP Litigation Елена Сатина предполагает, что ФАС будет направлять тероргану поручение о проведении проверки в отношении установленного регионом тарифа, то есть в задачи терорганов будет входить сбор материалов и предварительная оценка обоснованности тарифов, а служба сможет на их основе принимать решения. «Мера повысит эффективность проводимых проверок с учетом роста их количества — как правило, проверка антимонопольного органа на предмет обоснованности тарифа объемна и предполагает кропотливый анализ процедуры его установления»,— добавляет она. Самое важное, по словам Ильи Долматова, это то, что с федерального уровня тяжело глубоко погрузиться в региональную специфику, «рассмотрение на местах причин, приводящих к нарушениям, может позитивно сказаться на результативности контрольной работы».

Разрешите за айти посмотреть

ФАС обсуждает с Минцифры введение внеплановых проверок IT-компаний вопреки предоставленным им льготам, если организация допустит утечку данных или нарушит антимонопольное законодательство — в первую очередь речь идет о завышении цен. Эксперты и участники рынка допускают обоснованность проверок, однако опасаются, что на время их проведения прекратится действие и других преференций, включая отсрочку от мобилизации для сотрудников. В отрасли рассчитывают, что подписанная недавно хартия об ограничении роста цен предотвратит возвращение проверок.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Источник “Ъ”, близкий к правительству, рассказал, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минцифры обсуждают снятие моратория на внеплановые проверки для IT-компаний в случае, если те допустили утечку персональных данных или нарушили антимонопольное законодательство. Эту информацию подтвердил участник телекоммуникационного рынка. По его словам, вопрос обсуждался в мае на межведомственной рабочей группе и ФАС уже готовит поправки к постановлению правительства об аккредитации IT-компаний, по которому для них отменены внеплановые проверки в 2023–2024 годах.

В соответствии с разрабатываемыми поправками, уточнил собеседник “Ъ”, «в отношении компаний можно будет проводить проверки, если в сети появится база данных, прямо или косвенно принадлежащая организации, а также при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства».

По словам источника “Ъ” в IT-отрасли, речь идет о «завышении цен на продукцию в условиях отсутствия альтернативы».

В Минцифры подтвердили, что получили от ФАС соответствующий проект документа, но не согласовали его: «Вопрос отмены моратория на те или иные проверки IT-компаний требует дополнительного обоснования и обсуждения». В ФАС не ответили на запрос “Ъ”.

Рост цен на IT-продукты российских компаний после ухода из страны зарубежных вендоров обсуждается не первый месяц: так, в марте крупные потребители ПО и операционных систем заявляли, что стоимость отечественных разработок за год выросла на 30–50%. Ответным шагом стала подготовка Минцифры «Ценовой хартии социально-ответственного IT-бизнеса». Шестнадцать компаний подписали ее 1 июня, они обязуются не повышать стоимость своих продуктов больше чем на 15% в год плюс величину инфляции (см. “Ъ” от 2 июня).

Одной из целей хартии было именно снятие причины для возобновления проверок, поскольку заказчики жаловались ФАС, говорит собеседник “Ъ” на IT-рынке: «Но если начнутся проверки, пострадают не только крупные компании, но и все в отрасли. Например, одна из угроз в том, что на время проведения проверки останавливается действие преференций для аккредитованных IT-компаний, в том числе брони от мобилизации для сотрудников».

«Надеюсь, что массовое присоединение IT-компаний к хартии уберет необходимость проверок»,— отметил директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев.

Вопрос с утечками данных также стал чувствительной темой для регулятора за последний год. Объем персональной информации граждан, незаконно попавшей в сеть только за первый квартал, превысил 118 млн уникальных записей, что в 2,3 раза выше, чем годом ранее (см. “Ъ” от 18 апреля). С инициативой вернуть внеплановые проверки в случае утечки у компании чувствительной информации выступало само Минцифры. Министерство предлагало дать право Роскомнадзору с органами прокуратуры провести контрольную проверку, если был отмечен факт утечки базы данных (см. “Ъ” от 16 декабря 2022 года).

Как Минцифры пытается соблюсти баланс интересов отрасли и конечных пользователей IT-решений

Утечек данных становится глобально больше, подтверждает замгендиректора Zecurion Александр Ковалев: «Стремление государства регулировать цифровую среду в текущих условиях понятно. Но не всегда в утечке данных можно напрямую обвинить даже IT-компанию, тем более что чаще в подобных инцидентах фигурируют как раз другие отрасли (финансы, ритейл)». Поэтому, добавляет эксперт, стимулировать компании инвестировать в защиту данных, безусловно, нужно, «но важно найти эффективный баланс».

«Догонялки» от ФАС. Над рекламным рынком России нависла монополия

Рекламный рынок РФ наблюдает очередную попытку взять под контроль эту отрасль. Ранее пытались пролоббировать закон о едином операторе рекламы. В этом году зашли с другой стороны: крупнейший оператор рекламы поглотил своего конкурента. На рынке появляется монополия, а ФАС лишь «догоняет» ситуацию.

Рынок рекламы одним росчерком пера может стать монопольным. ФАС России одобрила прошение об заключении сделки, в результате которой лидер рынка Russ Outdoor поглотил компанию Gallery — своего основного конкурента.

«ФАС России рассмотрела ходатайство о приобретении ООО „Стинн“ (владеет оператором Russ Outdoor — прим. ред.) 100% уставного капитала ООО „Медиа-1 аутдор“ и одобрила его. Сфера наружной рекламы на едином рынке рекламы в 2022 году составила примерно 8%. Таким образом, сделка не приведет к установлению доминирующего положения ООО „Стинн“ на едином рынке рекламы. В связи с этим основания для отказа в согласовании ходатайства отсутствуют», — отмечается в сообщении ФАС.

Ранее ряд общественных объединений предостерегал о рисках монополизации и просил антимонопольщиков всесторонне изучить проблему. Эксперты говорили: если сделка состоится, на российском рынке появится компания-монстр, которая контролирует 90% наружной рекламы в Москве и 50% в России. Об этом в частности заявлял Союз операторов наружной рекламы.

«По мнению союза, сделка двух крупнейших операторов наружной рекламы России приведет к изменению состояния конкурентной среды и возможному росту цен на конечный рекламный продукт. Группа компаний Russ Outdoor уже обладают эксклюзивным правом размещения рекламы на всех остановках Мосгортранса Москвы, в московском метрополитене и метрополитене Санкт-Петербурга, — говорится в заявлении общественной организации, — приобретенная в результате сделки рыночная сила может привести к одностороннему определению общих условий распространения рекламы, в том числе по определению стоимости размещения рекламы на остановках, вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга, что также может неблагоприятным образом отразиться на других участниках рынка».

Дело не только в доле рынка, которым теперь владеет Russ Outdoor, и уже случившимся повышении цен. В следующем году должен состояться конкурс на право заключить 10-летний контракт на размещение всей наружной рекламы в Москве. Как теперь конкурировать с таким монстром? Однако основной вопрос сегодня: будут ли вообще торги в Москве? Или всемогущие Russ Outdoor найдут очередную лазейку и так же не будут (как это было в случае с ФАС) извещать о своих действиях и поставят правительство Москвы и Собянина в позицию догоняющих.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий