Адвокатский запрос проблемы эффективной реализации

Проблему эффективности адвокатского запроса нужно решать на законодательном уровне

Участниками были выработаны предложения о приведении к единообразию положений федеральных законов, регулирующих предоставление информации по адвокатскому запросу, об уточнении круга субъектов, обязанных предоставлять такую информацию, о сроках ответа на адвокатский запрос, форме подачи запроса и ряд других предложений.

8 июня в Иваново состоялся круглый стол на тему «Адвокатский запрос. Проблемы эффективной реализации». Участники мероприятия выразили единое мнение о том, что для оказания квалифицированной юридической помощи юрист должен владеть полной информацией. При этом они отметили, что даже при наличии механизмов принуждения к предоставлению сведений по адвокатскому запросу не всегда удается их получить. Причина этого состоит в несогласованности законодательства об адвокатской деятельности и других нормативных актов, регулирующих предоставление информации.

Так, согласно Федеральному закону «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта этих данных, если иное не предусмотрено законом. Право адвоката на получение сведений, составляющих персональные данные, не предусмотрено Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Это становится причиной отказа в предоставлении информации в большинстве случаев, поскольку гражданско-правовой спор, как правило, требует сбора сведений, составляющих персональные данные. Имеют место отказы в рассмотрении адвокатских запросов и от органов, предоставляющих информацию на возмездной основе, согласно внутреннему регламенту, например БТИ.

Срок 30 дней, установленный для рассмотрения адвокатского запроса и ответа на него, является необоснованно долгим. Более того, существует практически неконтролируемая возможность продления срока еще на 30 дней. В результате фактически он составляет 60 дней. В связи с этим адвокатский запрос не является удобным и эффективным средством получения информации.

Участники круглого стола также обратили внимание на разное толкование предмета запроса в Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре и Приказе Минюста об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса от 14 декабря 2016 г. № 288 (далее – Приказ Минюста № 288).

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре дает право получения справок, характеристик и документов. В то же время в нем отмечается, что в предоставлении сведений может быть отказано. Согласно Приказу Минюста № 288 адвокаты указывают в запросе необходимые для получения сведения. При этом неясно, вправе ли они запрашивать информацию, а не конкретный документ, например сведения о деятельности организации. Нужна определенность в вопросе о том, что адвокаты могут требовать предоставить им в ответ на запрос. Кроме того, согласно приказу в случае выбора электронной формы обращения необходимо использовать квалифицированную электронную подпись, которая имеется у ограниченного количества адвокатов. Для многих адвокатов, особенно работающих в отдаленных районах, расходы на удостоверение ЭЦП являются обременительными.

Еще одна проблема – неопределенность понятия субъектов, указанных в качестве получателей адвокатского запроса и обязанных на него ответить. В действующей редакции Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения по адвокатскому запросу, что существенно и необоснованно сужает возможности сбора доказательств адвокатами.

По результатам круглого стола его участники выработали следующие предложения:

1. В подп. 1 п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре расширить круг лиц, обязанных представлять информацию по адвокатскому запросу, включив в него индивидуальных предпринимателей.

2. В п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре сократить срок для ответа на адвокатский запрос до 15 дней, а также исключить возможность его продления.

3. Подпункт 3 п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре изложить в следующей редакции: «3) запрошенные сведения отнесены законом к государственной тайне». При этом для выявления возможных правовых коллизий необходимо проанализировать содержание иных федеральных законов, касающихся порядка получения информации, и внести в них при необходимости поправки в целях приведения в соответствие с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

4. Сделать адвокатский запрос универсальным способом получения адвокатом необходимых сведений. Для этого исключить п. 6 ст. 6.1 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. При этом для выявления возможных правовых коллизий необходимо проанализировать содержание иных федеральных законов, касающихся порядка получения информации, и внести в них при необходимости поправки в целях приведения в соответствие с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

5. Исключить необходимость подписания адвокатского запроса в электронной форме квалифицированной электронной подписью, предусмотренную п. 4 Требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденных Приказом Минюста № 288, и ввести в данный пункт изменение, предоставив возможность направления запроса в виде PDF-файла.

Президент АП Ивановской области Елена Леванюк отметила, что ивановские адвокаты впервые провели мероприятие в формате круглого стола. «Состоялся живой диалог. Было видно, что адвокаты заинтересованы в том, чтобы адвокатский запрос как средство получения информации стал более четко урегулированным и давал бы адвокату реальную возможность получать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи, – рассказала она. – Участники мероприятия обозначили проблемы, с которыми сталкиваются адвокаты при подаче запроса. Было проведено сравнение между тем, как получает информацию рядовой гражданин, и тем, как ее получает адвокат. По многим позициям разницы нет никакой».

Елена Леванюк добавила, что проблема эффективности адвокатского запроса касается не только адвокатов, но и судов, поскольку они заинтересованы в том, чтобы, например, по гражданским делам исковой материал был подготовлен максимально полно и подавался в суд чуть ли не в готовом виде, чтобы судья не тратил время на истребование доказательств по ходатайству сторон.

«Мы считаем, что если адвокаты будут брать на себя ответственность за использование полученных данных и законодатель увидит, что информация защищена, то наши предложения могут быть сформулированы как проект изменений в закон. А иначе получается, что декларировано право адвоката на получение информации, но на практике его реализация невозможна», – подчеркнула Елена Леванюк.

Адвокатский запрос – по Стандарту


Этот Стандарт не настолько обсуждаем, как Стандарт осуществления защиты в уголовном судопроизводстве или Стандарт оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП, которые находятся на передовой линии нашей профессиональной деятельности. Однако по существу он так же значим, как два указанных Стандарта, поскольку связан с применением важнейшего статусного права – права на получение информации, необходимой для доказывания позиции в пользу доверителя, с помощью адвокатских запросов.

Не касаясь подробно истории этого статусного права, отмечу лишь, что его современное положение заслуживает внимания. Со времен СССР адвокатский запрос был важным инструментом по сбору доказательств при оказании помощи доверителям (тогда еще – клиентам), и именно поэтому он был упомянут среди иных статусных прав в первой же редакции Закона об адвокатуре (подп. 3 п. 3 ст. 6).

В 2016 г. государство внесло решительный вклад в совершенствование регулирования порядка применения этого статусного права посредством следующих законодательных новелл:

  • принятия поправок в Закон об адвокатуре, в результате чего нормы новой ст. 6.1 были направлены на более подробное регулирование порядка адвокатского запроса;
  • принятия новой редакции ст. 5.39 КоАП РФ, предусматривающей ответственность адресатов адвокатских запросов за их игнорирование;
  • издания Министерством юстиции РФ специального приказа 1 , установившего требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее – Приказ № 288).

Таким образом, со стороны государства был предусмотрен комплекс правил, обязательных для соблюдения адвокатами, направляющими адвокатские запросы (в Законе об адвокатуре и Приказе № 288); более развернуто определена обязанность адресатов запросов отвечать на них и установлена ответственность за нарушение этой обязанности (в Законе об адвокатуре и КоАП). Подобным образом государство весьма взвешенно усовершенствовало нормативно-правовое регулирование порядка применения данного статусного права.

Однако за минувший шестилетний период выявилась необходимость усовершенствовать порядок подготовки и направления адвокатских запросов, а также получения и представления ответов на них. Законодательное регулирование априори носит общий характер и по определению не может детально регламентировать процесс реализации этого статусного права. Однако практика его применения выявила многие аспекты, которые, во-первых, по-разному трактуются адвокатами, а, во-вторых, вызывают отрицательную реакцию как органов адвокатского сообщества, так и органов государственной власти, включая Минюст.

Анализ опубликованной дисциплинарной практики АП Московской области и АП г. Москвы по этой проблеме, подробный обзор которой я представил на секции кафедры адвокатуры Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках Кутафинских чтений в ноябре 2022 г., выявил следующие яркие примеры направления адвокатских запросов с нарушением сути их применения:

  • запрос другому адвокату с требованием представить отчет о его деятельности по оказанию юридической помощи доверителю (умершему родственнику доверителя адвоката, направившего запрос);
  • запрос по месту работы гражданки о наличии у нее венерических заболеваний, которыми она заразила иных граждан, и требование ее увольнения;
  • запрос в кадетский корпус МЧС в отношении одного из учащихся с просьбой предоставить его характеристику и сведения о спортивной подготовке с указанием в запросе не соответствующей действительности информации о покушении несовершеннолетним Д. на убийство З. и его жены;
  • запрос с требованием совершения определенных действий (обеспечить доверителю адвоката доступ к квартирам, передать ключи от принадлежавших ему квартир, составить опись имущества).

Подобные примеры имелись и в дисциплинарной практике адвокатских палат других регионов.

Стало очевидно, что восприятие адвокатского запроса как инструмента по сбору доказательств для оказания квалифицированной юридической помощи доверителю, как следует из норм Закона об адвокатуре, в адвокатском сообществе не единообразно. Кроме того, допускались злоупотребления некоторыми адвокатами этим статусным правом, укрепленным к тому времени, как указывалось, возможностью привлечения адресатов адвокатских запросов к ответственности в случае неисполнения обязанности по ответу на запрос.

Такое положение, сложившееся по состоянию на 2022 г., требовало особого реагирования.

Отмечу, что в сложившейся ситуации исключительно важно было урегулировать необходимые аспекты корпоративными актами адвокатского сообщества. Таковым стал Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов, принятый XI Всероссийским съездом адвокатов.

Стандарт состоит из преамбулы и трех разделов:

  • общие положения об адвокатском запросе;
  • подготовка и направление адвокатского запроса;
  • получение ответа на адвокатский запрос.

Одним из важнейших аспектов, включенных в Стандарт, является впервые сформулированное в п. 1 определение адвокатского запроса как направляемого адвокатом в органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения и иные организации (далее – адресаты адвокатских запросов) официального обращения по входящим в их компетенцию вопросам о предоставлении информации (документов и сведений), необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи. Данная дефиниция основана строго на норме Закона об адвокатуре, но все же в самом Законе в сформулированном виде отсутствует.

Необходимо отметить, что право на получение информации с помощью адвокатских запросов относится к числу статусных прав, предоставляемых адвокату как законодательством об адвокатуре (п. 3 ст. 6 и ст. 6.1 Закона), так и уголовно-процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 86 УПК РФ), чтобы адвокат, оказывая квалифицированную юридическую помощь, мог самостоятельно собирать доказательства для обоснования позиции, разработанной и сформулированной им в интересах доверителя.

В связи с этим право на получение информации с помощью адвокатского запроса является по правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением – публичной ответственностью за неисполнение адресатами адвокатских запросов обязанности по предоставлению ответа на них.

При этом адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи, и является одним из инструментов для оказания квалифицированной юридической помощи в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре.

Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, – то есть сбора уже имеющихся у адресата запроса конкретно определенных сведений, совокупность которых позволит обосновывать позицию в интересах доверителя по вопросам, входящим в компетенцию адресата.

Таким образом, направление адвокатского запроса может осуществляться только в целях сбора доказательств, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, – то есть только для истребования необходимых для доказывания позиции в интересах доверителя конкретно определяемых документов и фактических сведений, предоставление которых находится в пределах компетенции адресатов запросов.

Соответственно, самыми важными положениями Стандарта, приводящими практику применения рассматриваемого статусного права в соответствие с нормами Закона об адвокатуре, являются п. 2 и 3.

Так, в п. 2 установлены принципиальные моменты, подлежащие непременному соблюдению каждым адвокатом при реализации этого права:

  • адвокат вправе направлять адвокатский запрос только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи;
  • адвокат может направлять адвокатский запрос при оказании любых видов квалифицированной юридической помощи.

Эти положения важны во взаимосвязи, поскольку истребование адвокатом каких-либо сведений и документов с помощью адвокатского запроса возможно исключительно в рамках оказания правовой помощи доверителю на основании соглашения, но при этом направление адвокатских запросов возможно при оказании любых видов юридической помощи, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре. В частности, возможно направление адвокатских запросов при оказании доверителю консультационной помощи.

Пункт 3 Стандарта содержит ограничения, которые адвокат обязан соблюдать при подготовке и направлении запроса:

  • адвокат не должен направлять адвокатский запрос с иными целями, кроме получения информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи;
  • адвокат не должен указывать направление адвокатского запроса (запросов) в качестве самостоятельного предмета соглашения об оказании юридической помощи;
  • адвокат не должен направлять адвокатский запрос в органы адвокатского самоуправления (органы Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатских палат субъектов Федерации) для сообщения или получения какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, за исключением информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи;
  • с учетом требований п. 1 ст. 10 КПЭА адвокат не должен направлять адвокатские запросы в незаконных или безнравственных целях.

В связи с этим недопустимо осуществление адвокатами таких действий, как:

  • направление адвокатского запроса в интересах доверителя, но вне пределов оказания ему адвокатом квалифицированной юридической помощи;
  • требование отдельной оплаты доверителем формулирования, подготовки и направления адвокатского запроса;
  • оформление и направление адвокатского запроса в интересах каких-либо третьих лиц, кроме доверителя (в том числе в интересах лиц, оказывающих услуги юридического и фактического характера);
  • запрашивание с помощью адвокатского запроса мнения адресата запроса по каким-либо вопросам (правового или неправового характера), включая просьбы о разъяснении правовых норм, представление позиции по вопросам правового характера;
  • запрашивание с помощью адвокатского запроса толкования адресатом запроса правовых норм;
  • направление адвокатского запроса с целью явного или скрытого обжалования решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок обжалования.

В заключение добавлю, что исключительно важно правильное восприятие адвокатами положений Стандарта, чтобы мы применяли рассматриваемое статусное право в полном соответствии теперь уже с совокупностью и законодательных, и корпоративных норм. Это тем более ценно, что урегулирование порядка подготовки и направления адвокатских запросов совокупностью норм и законодательного, и корпоративного уровня само по себе расширяет возможности адвокатов по применению этого статусного права на получение необходимой информации, что может сделать нашу профессиональную деятельность еще более эффективной и, соответственно, – более успешной.

1 Приказ Минюста России от 14 декабря 2016 г. № 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса» (с изменениями и дополнениями).

Обзор статусного права по направлению адвокатских запросов

Статусное право по сбору информации с помощью адвокатских запросов имеет давнюю историю, поскольку в советский период было закреплено в Положении об адвокатуре 1980 г. В настоящее время это право закреплено в подп. 1) п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).

Согласно указанной норме адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Нормативная регламентация института адвокатского запроса включает в себя 3 блока:

общие вопросы регулирования института адвокатского запроса;

порядок подготовки и направления адвокатских запросов;

ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов.

Общие вопросы регулирования института адвокатского запроса

В 2016 г. государство предусмотрело более подробную регламентацию данного статусного права – в Закон об адвокатуре была внесена ст. 6.1, полностью посвященная его нормативному регулированию. Важной новеллой стало впервые предусмотренное законодательством нашей страны определение адвокатского запроса.

Согласно п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре адвокатский запрос – это официальное обращение адвоката по входящим в компетенцию указанных в законе органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

На основании положений подп. 1) п. 3 ст. 6 и п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре важно обозначить возможных адресатов адвокатских запросов, обязанных отвечать на них:

органы государственной власти;

органы местного самоуправления;

Под иными организациями можно рассматривать юридические лица любых форм собственности.

В связи с этим необходимо обозначить, что физические лица не обязаны отвечать на адвокатские запросы и что бы то ни было предоставлять в ответ на них.

В п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусматривается, что адресаты адвокатских запросов, обязанные отвечать на них, должны давать ответы на них в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Приведенное выше определение позволяет рассматривать адвокатский запрос как инструмент для сбора адвокатом доказательств в рамках оказания конкретно-определенной юридической помощи конкретному доверителю (или доверителям, если в соответствии с соглашением об оказании юридической помощи предусмотрено оказание такой помощи нескольким лицам). В связи с этим важно обозначить: адвокатский запрос – это именно инструмент для сбора адвокатом доказательств при оказании различных видов юридической помощи – но не отдельный вид юридической помощи.

Это важно в свете того, что направление адвокатом адвокатского запроса не подлежит отдельной оплате – поскольку охватывается гонораром, выплачиваемым адвокату за оказание юридической помощи, в рамках которой адвокат считает необходимым истребовать доказательства с помощью адвокатского запроса.

Существенное правовое значение имеет определение оснований для отказа в предоставлении информации, причем перечень этих оснований носит закрытый характер. В соответствии с п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Однако важно подчеркнуть, что ответ на адвокатский запрос должен быть дан в любом случае: даже при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений письменный ответ на адвокатский запрос должен быть направлен адвокату – с обозначением причин отказа в предоставлении запрашиваемых им сведений и/или документов.

Иное (отсутствие ответа, игнорирование адвокатского запроса) будет являться нарушением предусмотренной законом обязанности адресатов запроса.

Порядок подготовки и направления адвокатских запросов

Согласно п. 3 ст. 6.1. Закона об адвокатуре требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Данные Требования были утверждены Приказом Министерства юстиции России от 14 декабря 2016 г. № 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».

Следует отметить, что этими Требованиями предусматривается возможность оформления адвокатского запроса как на бумажном носителе, так и (или) в электронной форме; во втором случае он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

В п. 5 упомянутого Приказа определены обязательные составные части (компоненты) адвокатского запроса. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии – адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние – при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15) дату регистрации адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Все указанные компоненты являются обязательными, их отсутствие считается нарушением Закона об адвокатуре.

Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

Также обязательным требованием является регистрация адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов, который должен вестись в адвокатском образовании.

На основании подп. 12) приведенного перечня можно сформулировать возможные варианты ответа (содержательного) на адвокатский запрос:

– ответ с изложением содержания известных адресату запрашиваемых адвокатом сведений;

– справки, характеристики и иные документы, запрашиваемые адвокатом (в подлиннике или в заверенной копии), с приложением сопроводительного письма.

Ответ на адвокатский запрос поступает в распоряжение адвоката, и лишь адвокат может определить дальнейшее применение его как доказательства с учетом интересов доверителя:

– в случае соответствия ответа на адвокатский запрос интересам доверителя адвокат может представить ответ и/или поступившие документы в качестве письменного доказательства в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством;

– в иных случаях отсутствует обязанность адвоката кому бы то ни было представлять полученный им ответ на адвокатский запрос.

Практика применения рассматриваемого статусного права привела к тому, что обозначились некоторые проблемы, возникающие в процессе использования адвокатами данного статусного права (и обращения к адвокатскому запросу как инструменту для сбора доказательств по делу). Для урегулирования данных проблем принимались Решения Совета ФПА РФ, обязательные для исполнения всеми адвокатами нашей страны.

Такие решения принимались дважды, в 2019 г. и в 2021 г.

В 2019 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стала получившая широкое распространение практика направления адвокатами адвокатских запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы адвокатского самоуправления с просьбами и/или требованиями дать разъяснения по отдельным правовым аспектам конкретных дел, по которым они оказывают юридическую помощь.

Подобная практика была признана несоответствующей действующему законодательству РФ. При этом Совет ФПА РФ отметил, что использование адвокатского запроса не в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю или в не предусмотренных законом целях (не для сбора доказательств) недопустимо, так же как недопустим сбор информации следователем или судом вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного или гражданского дела. Получение адвокатами с помощью адвокатских запросов мнений адресатов запросов по каким-либо вопросам (правового или неправового характера), а тем более истребование адвокатами толкования адресатами запросов правовых норм не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.

В связи с этим Совет ФПА РФ 24 сентября 2019 г. решил:

Указать адвокатам Российской Федерации на необходимость оформлять и направлять адвокатские запросы только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю и только для истребования необходимых для доказывания позиции в интересах доверителя конкретно определяемых документов и фактических сведений, предоставление которых находится в пределах компетенции адресатов запросов.

Не допускать применения адвокатских запросов для истребования от адресатов запросов толкования в какой-либо форме правовых норм.

Не допускать использование адвокатских запросов для явного или скрытого обжалования процессуальных решений уполномоченных государственных органов.

Не допускать направление адвокатских запросов в органы адвокатского самоуправления (органы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и органы адвокатских палат субъектов Российской Федерации) для сообщения или получения адвокатами какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, если это не обусловлено необходимостью оказания юридической помощи доверителю адвоката – автора запроса.

В 2021 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стало использование адвокатами публичного правомочия по направлению обязательного к исполнению адвокатского запроса в качестве отдельной услуги, предоставляемой адвокатом за плату, в том числе, в отрыве от квалифицированной правовой помощи его доверителю.

По результатам рассмотрения данной проблемы Совет ФПА РФ 8 июля 2021 г. решил:

Адвокатский запрос является правомочием, необходимым для оказания адвокатом квалифицированной правовой помощи своему доверителю, и не может рассматриваться в качестве самостоятельно оплачиваемой услуги. Недопустимо направление адвокатского запроса в интересах третьих лиц, оказывающих услуги юридического и фактического характера. Коммерциализация публично-правового полномочия, предоставленного законом адвокату, дискредитирует его, подрывает авторитет адвокатуры. Каждый такой случай должен становиться предметом реагирования дисциплинарных органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

В обоих случаях Совет ФПА РФ исходил из важного постулата: являясь по своей правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением – публичной ответственностью за неисполнение, адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи. Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, – т.е. сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно-определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя по вопросам, входящим в компетенцию адресата.

Ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов

В п. 5 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусмотрено, что неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность определена в ст. 5.39 КоАП РФ, согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

С заявлением о привлечении к административной ответственности адвокату, столкнувшемуся с нарушением этого статусного права, необходимо обращаться в прокуратуру по месту нахождения адресата запроса.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий