2. Соотношение жилищного и гражданского законодательства
Большинство российских юристов рассматривают ЖИП в качестве самостоятельной отрасли права.
ЖИП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих ЖИПО – в него входят:
– нормы конституционного права, закрепившего право граждан на жилище, основные принципы его осуществления и охраны;
– нормы административного права, обеспечивающего управление отдельными видами жилищных фондов;
– нормы гражданского права, регулирующего отношения по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
ЖИП тесно связано с ГрП и АдП (отдельные законы одновременно содержат нормы жилищного и гражданского законодательства) (пример: ГК РФ – акт, действие которого распространяется на ГрПО и на ЖИПО; отношения, связанные с членством в ЖСК, приватизацией жилья регулируются гражданским и жилищным законодательством (затрагиваются вопросы имущества и права собственности)).
Регулирование жилищных отношений отнесено КРФ (п. «к» ч. 1 ст. 72) к совместному ведению РФ и ее субъектов (гражданское законодательство – предмет исключительного ведения РФ).
Наиболее важная часть жилищных отношений регулируется гражданским законодательством (в частности – отношения, связанные с распоряжением жилыми помещениями путем совершения гражданско-правовых сделок купли-продажи, мены, дарения, ренты и пожизненного содержания, аренды, завещания и др.).
Отношения, связанные со строительством жилых домов, отводом земельных участков под строительство, осуществлением права собственности на жилые помещения, регулируются градостроительным, земельным и гражданским законодательством (существенное значение также приобретают соответствующие положения ГсК РФ и ЗК РФ).
Отношения по контролю за использованием жилищного фонда регулируются нормами ЖИП и АдП (участие государственных и муниципальных органов, осуществляющих властные полномочия, при этом выделяются: социально-экономическая функция (предоставление жилых помещений малоимущим и иным указанным в законе гражданам) и регулирующая функция (организация учета таких граждан)).
3. Принципы жип
Принципы – основные начала, характеризующие систему ЖИПО и определяющие основу строения и развития таких отношений.
Ст.1 ЖК закрепила ряд основных начал жилищного законодательства (принципы жилищного законодательства, которыми должны руководствоваться субъекты ЖИПО; имеют существенное значение для развития жилищного законодательства в целом, так как определяют приоритеты, которым должны соответствовать НПА, регулирующие ЖИПО).
1) Принцип обеспечения органами государственной власти и органами МСУ условий для осуществления гражданами права на жилище (предполагает создание необходимых предпосылок (имущественных, организационных, законодательных) для удовлетворения потребностей граждан в жилье, прежде всего путем приобретения его в собственность, а также посредством заключения договора коммерческого найма).
Для малоимущих и иных указанных в законе граждан реализуется путем заключения договора социального найма жилого помещения.
2) Принцип безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища (никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК целях и в предусмотренных другими ФЗ случаях или на основании судебного решения).
Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ, только в целях спасения жизни граждан (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
3) Принцип необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав (возможность свободно выбирать помещения для проживания, а также способ управления многоквартирным домом и т. д.).
Любое ограничение жилищных прав возможно только на основании ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4) Принцип признания равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями (данные участники независимы друг от друга в имущественном отношении и не имеют административно-властной подчиненности друг другу даже в случаях, когда одним из участников является публичное образование).
5) Принцип восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты (с одной стороны, наличие ответственности участников ЖИПО при нарушений принятых на себя обязательств, а с другой – возможность защищать гражданские права в суде, в том числе оспаривать в суде акты государственных органов или органов МСУ, незаконно ограничивающие права участников имущественного оборота).
6) Принцип обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых, помещений по назначению (создание комплекса законодательных и организационных мер, направленных на сохранение жилищного фонда в целостности и сохранности).
1. Понятие жип и жилищного законодательства. Источники жип
Жилищное право (ЖИП) – система правовых норм, регулирующих общественные отношения по реализации права граждан на жилье, по поводу пользования объектами жилищного фонда и управления ими.
Жилищное законодательство включает в себя ЖК РФ и другие НПА, принимаемые для регулирования жилищных отношений.
ЖИП – отрасль права (система всех правовых норм, регулирующих жилищные отношения).
Предмет правового регулирования ЖИП – указанные выше общественные отношения.
ЖИП – комплексная отрасль права (не имеет самостоятельного метода правового регулирования, его метод включает в себя особенности методов тех отраслей, которые в него входят (гражданское, административное право)).
Основные НПА, регулирующие жилищные правоотношения:
– ГК РФ (отраслевой нормативный актом, в котором отражены общие нормы относительно возникновения, изменения, прекращения права собственности, объем прав собственника);
– ЖК РФ (более подробно отражены возникновение, изменение, прекращение права собственности на жилое помещение, порядок пользования им).
Правовые акты субъектов РФ (правовое регулирование многих вопросов отдается местным органам исполнительной власти).
Группы правовых актов, регулирующих ЖИП:
1) жилищное законодательство;
2) нормы ГрП;
3) нормы, которые нельзя отнести ни к жилищному, ни к гражданскому законодательству, но которые тем не менее являются неотъемлемой частью ЖИП.
В чистом виде нормы ЖИП практически не существуют (многие законы и иные правовые акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства).
Понятие жилищного законодательства включает не только о законах и иных НПА жилищного законодательства, но также и нормы этого законодательства, содержащиеся в законах и иных НПА гражданского и (в некоторых случаях) административного законодательства.
Законодательство, регулирующее правовой режим жилых помещений, включает следующие виды НПА:
– ч. 1 ст. 7 (РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
– ч. 1 ст. 40 (зафиксировано право граждан на жилище);
– ч. 2 ст. 40 (органы государственной власти и органы МСУ поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище);
– ст.25 (гарантия неприкосновенности жилища).
2) Международные соглашения как источник ЖИП (если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора (ст.9 ЖК)).
3) Законодательные акты РФ (законы и другие НПА);
ЖК (вступил в силу 01.03.2005, состоит из 8 разделов и 165 статей, заменил ЖК РСФСР от 24.06.1983):
– определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях;
– устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере;
– особое внимание уделяется разграничению компетенции в жилищных отношениях между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями (основополагающие НПА принимаются на федеральном уровне, а конкретизируются на уровне субъектов РФ и муниципальных образований) (пример: обязанности по предоставлению субсидий на оплату жилых помещений возлагаются на субъекты РФ, а ведение учета нуждающихся и обеспечение жильем – на органы местного самоуправления).
– часть первая (гл. 18 регулирует право собственности и иные вещные права на жилые помещения, права членов семьи собственника жилого помещения; дает понятие квартиры как объекта права собственности; указывает основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья);
– часть вторая (гл. 35 посвящена договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, и нормы; регулирующие особенности продажи жилых помещений);
– часть третья (разд. V устанавливает особенности наследования жилых помещений).
ЖК РФ – системообразующий комплексный НПА (принятие жилищных кодексов в отдельных субъектах РФ не соответствует действующему законодательству).
Законы, содержащие нормы ЖИП (Закон о приватизации жилищного фонда – устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов; определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья).
4) Указы Президента РФ и утверждаемые его указами положения (пример: от 29.03.1996 №432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»).
5) Постановления Правительства РФ (пример: от 22.06.1994 №743 «О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства»).
6) НПА министерств и других федеральных органов исполнительной власти (могут иметь отраслевой и межотраслевой характер и содержать нормы жилищного законодательства).
7) Конституции (уставы) субъектов РФ и их законодательство.
8) НПА органов МСУ (в случае наделения законом этих органов государственными полномочиями).
В других странах жилищное законодательство является неотъемлемой частью гражданского законодательства (в РФ ЖК не рассматривается как часть гражданского законодательства).
Нормы ГрП, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (это относится и к жилищному законодательству) (п.2 ст.3 ГК РФ) (пример: статьи ЖК, в которых говорится о договоре социального найма, не должны противоречить ст. 672 ГК РФ, говорящей о договоре социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, а также устанавливающей, что договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством) (нормы ЖК конкретизируют общие положения ГК РФ).
0002. Соотношение жилищного и гражданского законодательства.
Жилищное законодательство в основной его части до 1980-х гг. включалось в состав гражданского законодательства, пока не было признано целесообразным подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.
Во вступившей в силу с 1 января 1995 г. первой части Гражданского кодекса содержатся наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение:
— собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
— глава Наем жилого помещения
— перевод помещений из жилых в
т.е. что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями (отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере)
то же самое о з-не «О товариществах собственников жилья», и многих др.законам и подзаконным нормативным актам, рассчитанным как на собственно гражданские, так и на жилищные отношения. Четкую разграничительную линию между ними едва ли можно провести.
Одни авторы считают, что жилищное право — это институт или даже подотрасль гражданского права, другие — что жилищное право представляет собой комплексную отрасль права.
Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других, основных отраслях права. Например, для отношений пользования жилыми помещениями характерен гражданско-правовой метод (с использованием административно-правовых средств); для отношений распределения (предоставление) жилья, управления жилищным фондом, других отношений организационного, управленческого характера — метод административного права (метод власти-подчинения). Вместе с тем жилищное право — это не механическая совокупность разнообразных правовых норм. В процессе кодификации жилищно-правовой материал был не просто систематизировано изложен в законах и Жилищном кодексе, а переработан и обогатил содержание правовых норм, восполнил пробелы в праве, ввел в юридическую ткань новые, особые системные нормативные правовые обобщения (в том числе понятие «жилищные отношения»), что позволило создать относительно самостоятельное комплексное правовое образование.
0003. Принцип неприкосновенности жилища и его гарантии в жилищном законодательстве.
Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище и направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения права пользоваться им без нарушения или ущемления этого права. В Конституции определено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нем граждан, что образует состав преступления (ст. 139 УК РФ)*(11), но и иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище.
Этот принцип был подтвержден в постановлении Конституционного Суда России от 23 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности частей 1 и 2 пункта 8 статьи 60 ЖК РСФСР, который признал неконституционными положения указанной нормы, устанавливающие ограничения конституционного права граждан на жилище в связи с их временным отсутствием в жилом помещении, когда оно не связано со злоупотреблением ими своими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей*(12).