Запущен пилотный проект по оформлению наследства онлайн

Содержание

Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 104 юристов на RTIGER.com

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

  1. Источники:
  2. Подследственность
  3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
  4. Формы предварительного расследования

Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности

Правильное определение и соблюдение подследственности уголовного дела является неотъемлемым условием законности предварительного расследования.

В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.

Следователю (в суд)
______________________
______________________
От защитника — адвоката
___________________
в реестре адвокатов
_________
Адрес для корреспонденции:
____________________
в интересах
___________________

ХОДАТАЙСТВО
(в порядке ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ)
о передаче уголовного дела по подследственности

В Вашем производстве находится уголовное дело № ________ в отношении Н.______________, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, предусмотренных ч.4, ст.159 УК РФ (три эпизода).
Также в отношении Н.____________ возбуждено уголовное дело № _______ по ч.3, ст.291 УК РФ, принятое к производству следователем СО СК РФ Верхнего района города ____________ В._____________.
В силу требований п.2, ч.1, ст.153 УПК РФ, уголовные дела в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступления, подлежат соединению в одном производстве.
Поскольку уголовное дело по обвинению Н.__________ в совершении преступления, предусмотренного ч.3, ст.291 УК РФ, относится к подследственности органов расследования СК РФ (пп. «а», п.1, ч.2, ст.151 УПК РФ), то, уголовное дело № ______подлежит соединению с уголовным делом № ______ и дальнейшее его расследование, с учётом положений ст.153 УПК РФ, должно осуществляться следователем СО СК РФ ________ района города _____________.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ, —

ПРОШУ

направить уголовное дело № ________ в отношении Н. прокурору для последующего решения вопроса о его соединении с уголовным делом № ________ и передаче в СО СК РФ _________ района города ___________ для производства дальнейшего расследования.
С уважением,
«_____»____________20 адвокат

Изменение подследственности: спорные аспекты

Конституционный Суд РФ в Определении от 8 июля 2021 г.

№ 1369-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильницкого Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав взаимосвязанными положениями пункта 1 части первой статьи 39 и статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» проанализировал допустимость изменения территориальной подследственности уголовного дела руководителем следственного органа по субъекту РФ по основаниям, напрямую не указанным в ст. 152 Кодекса.

КС счел возможным изменение подследственности в целях оптимизации предварительного расследованияПо мнению Суда, положения УПК, направленные на оптимизацию предварительного расследования и обеспечение права на судопроизводство в разумный срок, не могут нарушать права заявителя, тем более что территориальная подследственность изменена в рамках населенного пункта

  • В частности, КС оценивал возможность изменения территориальной подследственности уголовного дела в целях распределения нагрузки между территориальными органами, осуществляющими предварительное расследование в рамках одного субъекта Федерации.
  • На мой взгляд, позиция КС является довольно противоречивой.
  • В частности, наиболее спорным представляется указание, что оспариваемые положения ст. 39 и 152 УПК направлены на:
  • оптимизацию предварительного расследования;
  • обеспечение права на судопроизводство в разумный срок.

Однако оптимизация предварительного расследования, как я полагаю, не может служить основанием для произвольного изменения территориальной подсудности, так как напрямую не предусмотрена положениями ст.

152 УПК и может стать основой для злоупотреблений со стороны органа предварительного расследования, фактически сделав подозреваемого (обвиняемого) «заложником» конкретного территориального органа, в который будет направлено дело руководителем следственного органа по субъекту РФ.

Право на разумный срок уголовного судопроизводства не является абсолютным и должно оцениваться во взаимосвязи с другими правами – в частности, с правом на защиту, – сохраняя при этом баланс интересов всех участников уголовного судопроизводства, включая потерпевших.

Более того, при передаче дела в другое подразделение, не имевшее к его расследованию никакого отношения, разумные сроки могут даже нарушаться, поскольку новому следователю потребуется время для его изучения.

Также в новом территориальном подразделении могут отсутствовать возможности для своевременного проведения различных следственных действий (например, судебных экспертиз), соответствующая материально-техническая база и т.д.

При этом указание Конституционного Суда на изменение территориальной подследственности в рамках одного населенного пункта (в частности, г.

Москвы), на мой взгляд, не может свидетельствовать об отсутствии нарушения прав подозреваемого (обвиняемого), так как способно привести к тому, что уголовное дело, расследуемое в отдаленном и труднодоступном с точки зрения транспорта и других факторов регионе, будет передано в орган предварительного расследования, куда обвиняемый физически не сможет добраться либо в котором он никогда не проживал, а основанием для передачи будет являться исключительно распределение нагрузки между территориальными подразделениями, осуществляющими предварительное расследование.

Кроме того, по моему мнению, создается предпосылка для дальнейших злоупотреблений, когда территориальная подсудность будет произвольно меняться не только в рамках одного субъекта РФ, но и на территории нескольких субъектов руководителем вышестоящего органа предварительного следствия, а также в рамках органов предварительного следствия, которые относятся к разным системам (органы внутренних дел, следственного комитета и т.д.).

Конституционный Суд верно указал на недопустимость злоупотреблений полномочиями при использовании права на изменение территориальной подследственности уголовных дел.

В то же время КС, как я считаю, фактически вышел за рамки своей компетенции и вместо проверки конституционности положений оспариваемых норм УПК в конкретном деле оценил действия руководителя следственного органа по субъекту РФ по передаче уголовного дела из СУ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в СУ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г.

Москве с точки зрения законности и обоснованности передачи. Фактически орган конституционного контроля осуществил функции районного суда по рассмотрению жалобы, поданной в порядке ст. 125 УПК, заранее предрешив доводы такого суда при рассмотрении аналогичных случаев.

При этом КС правильно указал, что согласно положениям ч. 4 ст. 152 Кодекса предварительное расследование может осуществляться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Однако в тексте определения на это не делается основной упор, несмотря на то, что это один из немногих возможных способов законного изменения территориальной подследственности при условии сохранения баланса интересов подозреваемых (обвиняемых) и иных участников уголовного судопроизводства.

В своей практике мне приходилось сталкиваться с нарушением органом предварительного следствия правил территориальной подследственности, когда уголовное дело в нарушение ч. 2 ст.

152 УПК не передавалось в орган по месту окончания деяния, содержащего признаки преступления. Согласно указанной норме Кодекса, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

При этом нередко нарушается не только территориальная подследственность дела, но и подсудность.

Вопрос о моменте реагирования на такие нарушения решается не однозначно.

Исходя из тактики защиты, есть возможность реагирования на подобные нарушения правил территориальной подследственности в период предварительного расследования непосредственно после обнаружения нарушения либо на стадии выполнения ст.

217 УПК путем подачи жалоб в порядке ст. 123–124 или 125 Кодекса, либо после поступления дела в суд для рассмотрения по существу путем заявления ходатайств (в частности, о возращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК).

Зачастую суды связывают возможность возвращения дела прокурору в порядке ст. 237 УПК в случае нарушения территориальной подсудности с несоблюдением прав обвиняемого на защиту, когда передача дела повлекла невозможность эффективного и достаточного участия обвиняемого в предварительном следствии, оценивая при этом степень нарушения его прав и последствия для данного лица.

Ситуации, подобные рассмотренной в обсуждаемом определении, на мой взгляд, возникают не часто и характерны в большей степени для регионов со значительной нагрузкой на следователей отдельных территориальных подразделений.

Для таких случаев, полагаю, необходимы разъяснения на уровне Верховного Суда РФ с целью предотвращения не предусмотренных процессуальным законодательством действий и возможных злоупотреблений, которые способны привести к нарушению прав подозреваемых (обвиняемых) на защиту.

Баланс между правом на защиту и правом на разумный срок уголовного судопроизводства должен сохраняться всегда!

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Законодателем уточнены полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Разъясняет начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Путилов А.А.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» пункт 3 части 2 статьи 37 УПК РФ дополнен полномочиями прокурора «требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях».

Согласно пояснительной записке к проекту данного Федерального закона он разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.

Путина от 20 апреля 2017 года и направлен на предупреждение и устранение нарушений при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, так как правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется именно на данной стадии уголовного судопроизводства.

Законодательно закреплена обязанность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа при принятии решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности направить прокурору копию соответствующего постановления в течение 24 часов с момента его вынесения.

Читайте также: Взыскание материального ущерба с работника: порядок взыскания, сроки, размер, образец приказа

По аналогии с частью 8 статьи 151 УПК РФ, согласно которой споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор, Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ предоставлена возможность разрешения прокурору таких споров и до возбуждения уголовного дела.

Так, статья 145 УПК РФ дополнена частью четвертой, регламентирующей порядок и сроки разрешения споров по подследственности: «Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения».

Одновременно с этим Федеральным законом от 27.12.

2019 № 499-ФЗ внесены изменения, направленные на уточнение определения «сообщение о преступлении», пункт 43 статьи 5 УПК РФ помимо заявления о преступлении, явки с повинной, рапорта об обнаружении преступления дополнен постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В соответствии с данными изменениями статья 143 УПК РФ изложена в следующей редакции: «Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления».

В связи с чем, при поступлении в орган предварительного расследования постановления прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании составление рапорта об обнаружении признаков преступления не требуется.

Подсудность уголовных дел: понятие и виды по 31 статье УПК РФ

Подследственность уголовных дел

Рассмотрение нормативных актов, имеющих юридическую силу на территории РФ, усложняется тем, что они не отражают признаки, виды подсудности.

Но благодаря ученым изучающим юриспруденцию и территориальное судопроизводство, удалось сформировать уголовно-правовую науку.

Так, подсудность уголовных дел в уголовном процессе – это целый комплекс, благодаря которому можно определить, какой суд должен рассматривать определенный иск. Также определяется уполномоченный состав суда и присяжных для разбора дела в первой инстанции.

Предметная (родовая)

Основную информацию в российском законодательстве о Родовой подведомственности можно прочесть в положении 31 УПК. Она является базовым институтом, который играет важную роль в распределении дел между различными звеньями судовой системы.

Территориальная (местная)

Она играет важную роль в систематизации судебной работы. Местная подсудность УПК подробно рассмотрена в положениях 32 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Благодаря ей можно определить подведомственность одного суда к другому субъекту в составе РФ.

Персональная

Этот вид применим к лицам, имеющим особый статус (военнослужащие, депутаты, юристы и т. д.). К примеру, преступления, совершенные лицами служащими в армии, рассматривает специальный военный орган. Более подробно об этом написано в положении 452 УПК РФ.

По связи дел

Довольно часто сложно выделить подследственность рассматриваемого дела. В таком случае дела объединяются в одно и вступает в силу положение по делам связи, что позволяет более комплексно изучить нюансы и принять правильное решение.

Для определения вида подсудности УК РФ должны быть учтены все вышеописанные нюансы. Они равнозначны между собой, и ни одному не отдается привилегия.

Воля участников при определении юрисдикции не играет никакой роли, в судопроизводстве определяют ее независимо от желания сторон, которые принимают участие в деле.

Но при выявлении новых обстоятельств, оно может быть передано в орган соответствующего уровня.

Подследственность в уголовном судопроизводстве РФ — это совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование ᴇᴦο соответствующим органом предварительного следствия или дознания.

Подследственность — самостоятельный институт уголовно-процессуального права, нормами которого регулируются отношения, возникающие между соответствующими органами государства и должностными лицами по поводу предварительного расследования уголовного дела (З. З. Зинатуллин)[1].

  • Виды подследственности˸
  • предметная — определяется характером совершенного преступления
  • территориальная — определяется местом производства расследования (местом совершения, обнаружения преступления, либо местом нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей)
  • персональная — определяется субъектом совершенного преступления (несовершеннолетние, военнослужащие, работники правоохранительных или других государственных органов)
  • альтернативная — определенные виды преступлений могут расследоваться любыми органами предварительного следствия
  • вертикальная — связанная с подсудностью уголовных дел (дела, подсудные судам различных звеньев, расследуются органом предварительного следствия соответствующего уровня).

Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

  1. Принципы подсудности
  2. Общие принципы подсудности заключаются в следующем˸
  3. Учреждение, наделённое судебной властью, не должно принимать к своему рассмотрению судебных дел, подведомственных юрисдикции другого учреждения.
  4. Решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным.
  5. Стороны вправе просить об устранении некомпетентного учреждения от решения данного дела˸ он имеет право возражения или отвода.

Подсудность определяется положением, в котором находятся обстоятельства дела ко времени предъявления иска. Последующие изменения (например оставление ответчиком своего домицилиума) не имеют значения. Отсюда общее начало˸ где дело началось, там оно должно быть и окончено.

Подсудность, как правило, имеет территориальный характер˸ она распространяется только на определенные местности в государстве, территория которого разделяется на судебные округа.

Суды, находящиеся в этих округах являются компетентными только для дел, возникающих в пределах данной территории.

Исключение составляет высший суд государства, например, Верховный суд РФ, распространяющий свою деятельность на все государство).

Подсудность и подследственность уголовных дел. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Подсудность и подследственность уголовных дел.» 2015, 2017-2018.

Основные принципы и правила

Соединение уголовных дел

При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:

  • Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
  • В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
  • Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.

Передача уголовного дела

Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.

Обратите внимание! При условии, что судья уже начал рассматривать дело, но в его ходе было обнаружено, что его следует передать в другой суд, возможно оставить его на рассмотрении в данном правовом институте. Но это возможно только при согласии подсудимого.

Таким образом, подсудность уголовных дел – это важная составляющая в рассмотрении исков. Она позволяет правильно определить уполномоченный орган, что позволяет быстро и с учетом интересов всех сторон вынести справедливый приговор.

Как подать жалобу в прокуратуру в электронном виде

Подведомственность и подследственность уголовных дел: в чем разница

Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность

Взаимосвязанными между собой, но при этом являющимися абсолютно самостоятельными институтами УП, являются подведомственность и посредственность.

Обратите внимание! В нормативных актах невозможно найти четкого определения подследственности. Оно выработано в ходе юридической практики учеными-юристами.

Понятие подследственности включает в себя объединение признаков правонарушения, которое дает возможность определить его к различным следственным органам. При этом подследственность налагает обязательство перед органом проводить тщательное расследование, включающее в себя:

  1. Обязательное возбуждение дела относительно совершенного правонарушения.
  2. Проведение расследования, предваряющего судебное разбирательство.
  3. Тщательную проверку собранных материалов и доказательств.
  4. Принятие компетентного решения (прекращение, приостановление разбирательства или передача материалов в суд).

Но стоит отметить, что отнести совершенное преступление к юрисдикции конкретно взятого органа достаточно сложно. При этом учитываются различные факторы, включая то, какой риск общественной безопасности несет свершенное деяние и реакцию на него.

Подведомственность определяет судебную систему по месту совершения правонарушения, а подведомственность в основном применяется в мировых судах при рассмотрении гражданских и административных дел.

Категории дел по первой инстанции

Какие дела подсудны мировому и районному суду

В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и дела. Сама же подсудность дел мировому судье в процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, положение 31 УПК РФ.

Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст.

20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.

Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.

Если необходимо рассмотреть правонарушение, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.

Читайте также: Налог с продажи квартиры, полученной по наследству: расчет, способы уменьшения, сроки уплаты

Обратите внимание!Что касается территориальной подсудности преступлений, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.

Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подведомственность для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.

Положение 30 УПК определило, в каком составе районный суд должен рассматривать иск. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.

Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.

Важно! Присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны.

Практическое значение подсудности

Примерами практического применения подсудности в практике служат принятые решения по рассматриваемым делам:

  1. Апелляционная инстанция приняла жалобу на приговор Октябрьского районного суда. Ранее осуждённый по двум эпизодам (один произошёл в период реабилитации) за преступления, совершённые в Ленинском и Октябрьском районах Л., привёл аргументы в пользу отмены. Вышестоящий суд после изучения материалов, проверил соответствие доводов нормам ст. 32 и 34 УПК, которые были нарушены. Апелляционный суд решил, что обжалуемый приговор был вынесен по делу неподсудному первой инстанции Октябрьского района. Из-за нарушения правила подсудности приговор был отменён.
  2. Мировой суд рассмотрел в порядке определения подсудности материалы в отношении гражданина И., привлечённого к ответственности по части 2 статьи 314.1 УК. Судебным инстанциям этой категории доверено право, рассматривать дела со сроком наказания менее трёх лет. Инкриминируемая статья предусматривает тюремное заключение – один год. Указанный состав, как исключение, не является подсудным мировым судьям, поэтому уголовное дело было направлено в городской суд.

Бездействие руководителя следственного органа при проведении проверки заявления

Рассмотрев 25 апреля 2013 года жалобу адвоката Игоря Копытова судья Петропавловск-Камчатского городского суда Сергей Исенко удовлетворил ее, признав бездействие руководителя следственного органа — начальника СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю Светланы Подкопаевой, выразившееся в непринятии мер по организации проверки в порядке ст. 144 УПК РФ и принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ, — незаконным и необоснованным. Суд обязал начальника СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю устранить допущенное нарушение.

Еще 6 августа 2010 года было зарегистрировано заявление о совершении преступления, поданное генеральным директором ОАО «Камчатское пиво» А.А.

Никитиным в отношении генерального директора ООО «ДЭЯ» Асадова, который получив деньги по договору займа от ОАО «Камчатское пиво» просто скрылся с этими деньгами в неизвестном направлении, то есть совершил хищение.

С этого времени проверкой заявления занималось УМВД РФ по Камчатскому краю, как орган дознания. За период проверки многократно (16 раз) выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые сразу же отменялись прокурором.

5 мая 2012 года начальником УЭБиПК У МВД России по Камчатскому краю материал по факту совершения мошеннических действий генеральным директором ООО «ДЭЯ» Асадовым направлен в адрес заместителя начальника СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю по подследственности.

12 мая 2012 года материал без проведения проверки и принятия соответствующего процессуального решения, со ссылкой на приказ МВД России № 280 дсп от 26.03.2008г.

начальником СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю возвращен в орган дознания для установления места нахождения Асадова и наличия в его действиях преступного умысла.

После проведения дополнительных проверочных мероприятий, в соответствии с ч. 3 ст.145 УПК РФ. на основании постановления начальника органа дознания о передаче сообщения о преступлении по подследственности от 18 декабря 2012 года с указанием о наличии в действиях Асадова признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст.

159 УК РФ, материал вновь направлен СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю. Однако 21 декабря 2012 года материал повторно, без проведения проверки и принятия соответствующего процессуального решения, возвращен начальником СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю в орган дознания для проведения дополнительных проверочных мероприятий. 24 января 2013 года, в соответствии с ч.

3 ст. 145 УПК РФ, на основании постановления начальника органа дознания о передаче сообщения о преступлении по подследственности, материал в очередной раз направлен в СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю, однако 20 января 2013 года, также без принятия соответствующего процессуального решения, сопроводительным письмом возвращен в орган дознания.

15 апреля 2013 года в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в порядке ст.

125 УПК РФ поступила жалоба адвоката Игоря Копытова в интересах ОАО «Камчатское пиво» о признании незаконным и необоснованным бездействия руководителя следственного органа — начальника СЧ СУ УМВД РФ по Камчатскому краю Подкопаевой, выразившееся в том, что на протяжении длительного времени указанным должностным лицом не принимается решение об организации проверки и принятии решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по материалу КУСП № 4/9071 от 6 августа 2010 года в отношении генерального директора ООО «ДЭЯ» Асадова по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В судебном заседании начальник СЧ СУ УМВД РФ по Камчатскому краю Светлана Подкопаева пояснила, что действительно, указанный материал поступал от органа дознания в СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю, передавался следователю для изучения, после чего проводилось совместное совещание с представителями органа дознания, в ходе которого намечены дополнительные мероприятия по установлению значимых обстоятельств для принятия решения по материалу. Сопроводительным письмом материал возвращался в орган дознания. При принятии решения о возврате материала начальник СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю руководствовалась положениями приказа МВД России от 26.03.2008г. №280 дсп, которые регламентируют порядок взаимодействия следственных органов и органа дознания, а также ст. 6 УПК РФ, положения которой гарантируют защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Рассмотрев 25 апреля 2013 года жалобу адвоката Игоря Копытова судья Петропавловск-Камчатского городского суда Сергей Исенко удовлетворил ее признав бездействие руководителя следственного органа — начальника СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю Подкопаевой С.Ю., выразившееся в непринятии мер по организации проверки в порядке ст. 144 УПК РФ и принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ, — незаконным и необоснованным. Обязать начальника СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю устранить допущенное нарушение.

Суд указал, что в ходе проверки в действиях генерального директора ООО «ДЭЯ» Асадова орган дознания усмотрел наличие признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Если сообщение о преступлении поступило в правоохранительный орган, который в силу правил о подследственности не вправе возбудить по нему уголовное дело и расследовать его сам, то этот орган обязан направить данное сообщение вместе с приобщенными к нему материалами по подследственности в тот орган, к компетенции которого относится принятие решения по нему.

С учетом времени, прошедшего после регистрации сообщения о преступлении, и в течение которого проводилась проверка органом дознания, на момент возврата материалов из СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю в орган дознания какой либо неотложной ситуации, вследствие которой орган дознания в соответствии с требования ст.

157 УК РФ мог сам возбудить уголовное дело и направить его в следственный орган, не имелось. При отсутствии такой неотложной ситуации сообщение о преступлении правомерно передавалось органом дознания по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст.

151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 159 частями второй — четвертой, 159.

4 частями второй и третьей, в связи с чем оснований для возвращения материалов проверки КУСП № 4/9071 от 6 августа 2010 года должностным лицом СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю без соответствующего процессуального решения в орган дознания не имелось.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ не предусмотрено принятие решения по направленному по подследственности сообщению о преступлении, как возврат следственным органом сопроводительным письмом материала проверки органу дознания с перечнем мероприятий, которые, по мнению руководителей следственного органа, необходимо выполнить органу дознания, и ссылка в этой части на приказ МВД России № 280 дсп является несостоятельной. Совещание, проведенное представителями следственного органа и органа дознания по материалу, не является процессуальной формой, закрепляющей возможность возврата материала без соответствующего процессуального решения, перечень которых является исчерпывающим и предусмотрен ст. 145 УПК РФ.

Решение, принятое должностным лицом следственного орган, противоречит нормам уголовно-процессуального права, что существенно нарушает права граждан, а доводы заявителя о допущенном должностными лицами бездействии обоснованы и подлежат удовлетворению.

Запущен пилотный проект по оформлению наследства онлайн

Наследство «в один клик»: нот…

Актуальные новости

Наследство «в один клик»: нотариат реализует новые электронные сервисы для «цифровой экономики»

ФНП 12.12.2019

На портале Госуслуги продолжают появляться новые прототипы суперсервисов, которые должны в будущем облегчить жизнь граждан, минимизировать походы по различным инстанциям и оформление различных бумаг. Один из важнейших сервисов, который будет реализован при помощи нотариата — «Утрата близкого человека», в рамках которого будут действовать такие проекты как «Запись к нотариусу», «Получение наследства» и т.д. Предполагается, что в числе прочего, через данные ресурсы граждане смогут быстро и комфортно решать вопросы, связанные с оформлением наследства.

Так, уже в ближайшее время в Москве совместно со Сбербанком в тестовом режиме начнется отработка одного из этапов суперсервиса — «Получение наследства», который, в том числе, позволит наследнику без посещения кредитной организации получить на свой счет денежные средства со счетов наследодателя в банке, входящие в состав наследства. Сейчас для получения таких средств требуется лично посетить банк, имея на руках свидетельство о праве на наследство, заполнить необходимые документы, потратить время на операционное обслуживание, и лишь после этого гражданину на счет поступят денежные средства. Как видим, мероприятие достаточно затратное по времени, а в некоторых случаях и с финансовой точки зрения. Например, в случае, когда банк, в котором наследодатель держал свои счета, находится в другом городе.

С реализацией в полном объеме тестируемого сейчас проекта необходимость в личном посещении кредитных организаций отпадет. Сейчас эта технология будет отрабатываться на московских отделениях Сбербанка. По заявлению наследника нотариус, выдавший свидетельство о праве на наследство, формирует и направляет в электронном виде в банк через Единую информационную систему нотариата удостоверенный им пакет документ для выплаты наследнику причитающихся ему денежных средств. Сотрудник банка проверит комплект поступивших документов и произведет выплату наследства по счетам и вкладам.

В перспективе для того, чтобы минимизировать бумажный документооборот и использовать все ресурсы цифровых технологий нотариата, данную процедуру планируется осуществлять полностью в электронном виде. Предполагается, что все необходимые документы будут сразу оформляться в электронном виде, подписываться простой электронной подписью гражданина (по сути — это простая личная роспись на специальном планшете нотариуса) и удостоверяться усиленной электронной подписью нотариуса.

«Развитие „электронного нотариата“ позволяет нам создавать новые сервисы и нотариальные действия, чтобы в формате цифрового взаимодействия с гражданами и организациями предоставлять людям новые, комфортные и надежные способы реализации своих прав. Создание сервиса по получению наследства без визита является еще одним этапом развития концепции, в которой нотариат в условиях „цифровой трансформации“ является тем институтом, который не только гарантирует гражданам защиту их прав, но и обеспечивает новую, качественно более высокую степень удобства и быстроты совершения юридически значимых действий», — отметил президент ФНП Константин Корсик.

Директор дивизиона «Государственные продукты и сервисы» Сбербанка Дмитрий Огуряев также отметил, что выплата денежных средств со счетов наследодателя без личного визита в банк значительно освободит граждан от ненужных времязатрат, связанных операционным обслуживанием. В среднем, в отделения Сбербанка обращаются около 600 тысяч наследников и каждый из них тратит на данную процедуру более 1 часа.

«Запись к нотариусу» — еще один пилотный проект в рамках суперсервиса «Утрата близкого человека», призванный облегчить жизнь граждан при решении наследственных вопросов. Ожидается, что через портал Госуслуг наследники смогут записаться на прием к любому близлежащему нотариусу в рамках того территориального округа, где открыто наследственное дело (либо предстоит открытие). В случае, если наследник проживает в одном регионе, а наследственное дело должно открываться в другом, также предусмотрена возможность совершить необходимое для этого действие, упрощающее жизнь людям. Так, например, если наследник проживает в Москве, а наследодатель проживал во Владивостоке, отпадает необходимость затратных поездок на другой конец страны. Достаточно обратиться в ближайшую нотариальную контору Москвы, где нотариус засвидетельствует подлинность подписи наследника на заявлении об открытии наследства и по защищенным каналам связи передаст его нотариусу, находящемуся во Владивостоке для открытия наследственного дела. Такой же принцип работает в случае, когда наследственное дело уже открыто и находится у нотариуса в другом регионе.

Важно, что базой для реализации данных инициатив выступит Единая информационная система нотариата, которая обеспечивает надежность и удобство совершения нотариальных действий, сохранение нотариальной тайны, а также гарантирует полную достоверность сведений реестров, как нотариальных, так и государственных. Уже сегодня цифровые технологии нотариата позволяют говорить о быстром и комфортном процессе оформления наследства. Благодаря действующим сегодня электронным реестрам наследственных дел и завещаний, функционирующим на базе Единой информационной системы нотариата, значительно упростилась процедура поиска всей необходимой информации о наследстве и проверки факта составления завещания. Электронные технологии позволили снизить риски реализации мошеннических схем с поддельными и уже недействительными завещаниями. Налажена и система взаимодействия при обнаружении наследуемого имущества, ограниченного в обороте: оружия, драгоценных металлов. Нотариус отсекает случаи незаконного владения, например, самовольно возведенными строениями.

Портал госуслуг поможет выбрать нотариуса для оформления наследства

Стартует пилотный проект, позволяющий через портал госуслуг выбрать нотариуса для оформления наследства. Пока опция должна заработать в двух регионах — Белгородской области и ХМАО. В перспективе планируется распространить электронную услугу на всю страну. «Российская газета» рассказывает об этом.
Система подскажет, какие нотариальные конторы находятся ближе, где график работы удобнее и т.п. Для получения услуги нужно просто зайти в свой личный кабинет на портале госуслуг gosuslugi.ru и заполнить предлагаемую форму. Выбрав удобное для посещения время, останется только вовремя прийти к нотариусу. А в будущем система позволит формировать и направлять нотариусу пакет документов для выдачи свидетельства о праве на наследство в электронном виде.
В итоге человеку будет достаточно только одного визита к нотариусу, чтобы открыть наследственное дело либо заявить о своих правах уже в рамках открытого. Остальные вопросы можно будет решать онлайн. Но хоть раз прийти к нотариусу придется обязательно. Нотариус должен лично посмотреть в глаза наследнику и убедиться, что он тот, за кого себя выдает.
После посещения нотариуса в личный кабинет гражданина на портале госуслуг придет уведомление об открытии наследственного дела. Позднее там же в личном кабинете можно будет получить свидетельство о праве на наследство в электронной форме. Такой документ юридически будет равнозначен традиционному бумажному свидетельству.
По запросу наследника нотариус также может направить в банк распоряжение о распределении денежных средств между наследниками. Унаследованные денежные средства они получат напрямую на свои банковские счета.
Граждане стали чаще регистрировать бизнес дистанционно через нотариуса
По мнению замглавы Минцифры России Дмитрия Огуряева, новая электронная услуга поможет людям в непростой жизненной ситуации быстро решить насущные правовые вопросы.
«Благодаря «электронному нотариату» нам удается создавать новые сервисы и нотариальные действия. «Запись к нотариусу» — это еще один успешный IT-проект, который реализуется нотариатом в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», — отметил президент Федеральной нотариальной палаты, член Бюро Президиума АЮР Константин Корсик.
Сейчас Федеральная нотариальная палата завершает масштабную доработку Единой информационной системы нотариата. Часть удаленных нотариальных действий уже доступна в личном кабинете заявителя на портале ФНП.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий