Пленум ВС разъяснил особенности рассмотрения дела в упрощенном порядке
Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства даже при неявке сторон, но с соблюдением ряда условий. Однако далеко не все дела подлежат рассмотрению в таком порядке. Об этом говорится в постановлении Пленума Верховного суда России «О применении норм КАС РФ при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства». Судам впервые даются соответствующие разъяснения.
Проект постановления обсуждался на заседании Пленума 17 ноября, однако был отправлен на доработку. Актуальность документа объяснялась ежегодным увеличением нагрузки судов первой инстанции, в том числе в сфере административного судопроизводства. По итогам заседания Пленум ВС принял новую редакцию постановления.
Что такое упрощенное производство
Согласно постановлению Пленума ВС, упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора.
Административные дела в порядке упрощенного производства рассматриваются только в судах первой инстанции и по общим правилам административного судопроизводства. В кассации и апелляции такой порядок недопустим.
Но не все административные дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства. К исключению относятся административные дела, указанные в главах 24, 28–311 КАС РФ. Например, это дела о защите избирательных прав, о депортации, о госпитализации гражданина в психиатрическую больницу.
Как рассматривать
Согласно постановлению, административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства при наличии одного из следующих условий:
— всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
— ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства заявлено истцом, и ответчик не возражает против применения такого порядка;
— указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. рублей.
Также ВС напомнил, что дело может быть рассмотрено даже в отсутствие сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения заседания. В материалах должны отсутствовать ходатайства об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам неявки стороны. ВС обращает внимание судов, что такие обстоятельства могут быть указаны в поступивших в суд письменных возражениях лиц.
«В целях предоставления другой стороне права направить возражения относительно наличия соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства суд вправе продлить ранее установленный им срок представления документов», — отметили в Верховном суде.
Отмена решения
Кроме того, суд может отменить решение, вынесенное в порядке упрощенного производства. Это может произойти, если поступившие на иск возражения подтверждают наличие оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства.
«Для разрешения вопроса об отмене принятого в порядке упрощенного (письменного) производства решения при необходимости не исключается проведение судебного заседания с извещением лиц, участвующих в деле, их представителей о времени и месте его проведения. В случае отсутствия такой необходимости это решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле», — говорится в постановлении Пленума ВС.
Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления возражений. Оно не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.
«Упрощенка» по КАС: что разъяснил Пленум ВС
Пленум ВС принял новые процессуальные разъяснения. Они касаются Кодекса административного судопроизводства, а если точнее – упрощенного порядка рассмотрения административных дел. Пленум рассказал, как считать сроки и что делать, если участник дела одновременно подает апелляционную жалобу и возражения против «упрощенки». Постановление также дало судам пространство для маневра в случаях, когда одна из сторон не отправила копии другим участникам спора.
Верховный суд впервые принимает разъяснения по упрощенному порядку производства административных дел. Постановление призвано унифицировать уже сложившуюся судебную практику, а также внести определенность в некоторые спорные вопросы. «В своих комментариях ВС подчеркнул, что в рамках упрощенного производства важно соблюсти все формальные процессуальные тонкости», – рассказывает Ксения Сочеева из Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Природные ресурсы/Энергетика Профайл компании × .
Постановление вышло относительно небольшим – всего на 16 пунктов. Мы оставили ссылку на полный текст документа в конце материала.
Пленум определился в вопросе о том, какие дела могут рассматриваться в порядке упрощенного производства. Первая инстанция может рассмотреть дело в порядке упрощенного производства только при наличии одного из следующих условий:
✔️ все участники заявили о рассмотрении спора в их отсутствие, которое не является обязательным по конкретной категории дел;
✔️ участники просто не явились в суд, а их явка не является обязательной;
✔️ истец заявил ходатайство об «упрощенке», а ответчик против этого не возражает;
✔️ указанная в административном иске сумма долга по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.;
✔️ при рассмотрении дела об оспаривании «повторного» нормативного правового акта (по правилам ч. 5 ст. 216 КАС).
Верховный суд также разъяснил, в каких случаях суд должен рассматривать дело по общим правилам КАС. Это нужно делать, если для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства, а также в случае невозможности обмена доказательствами между сторонами. «Упрощенка» не подойдет и тогда, и когда к участию в деле нужно привлечь заинтересованных лиц, а также когда стороны намереваются заключить соглашение о примирении.
Учитывая то, что участникам дается 10 дней на подачу возражений с момента получения копии определения, суд не может приступить к рассмотрению дела раньше этого времени.
Обойти правило не получится: если участник административного процесса не получит копию определения суда по зависящим от него обстоятельствам (например, сам откажется от вручения документа), суд все равно перейдет к «упрощенке» сразу после того, как узнает о неполучении письма.
Пленум отдельно отмечает, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, можно указывать и в письменных возражениях на иск. Суд может их учесть. И тогда он вынесет определение о рассмотрении дела в общем порядке и о назначении новой даты заседания.
«Это разъяснение важно с процессуальной точки зрения, поскольку дает дополнительную возможность добиться рассмотрения дела в общем порядке для стороны, которая против «упрощенки», – комментирует Ксения Сочеева из «СЗЮ». При этом заявление ходатайства об отложении само по себе не гарантирует рассмотрения административного дела по общим правилам.
Пленум подчеркивает, что возражения административного ответчика – это безусловное основание для неприменения упрощенного порядка рассмотрения административных дел. «Поэтому переход к «упрощенке» возможен лишь по истечении срока для представления возражений ответчика», – комментирует Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × .
Это положение давно сформировалось в судебной практике, ВС его подчеркнул и конкретизировал, говорит Ксения Сочеева. Сейчас суды исходят в основном только из того, представлены ли возражения в установленный срок или нет, рассказывает эксперт.
Суд вправе отменить свое же решение по административному делу, принятое в упрощенном порядке, напоминает Пленум ВС. Для этого нужно, чтобы «заинтересованное лицо» заявило соответствующее ходатайство.
Такое ходатайство должно содержать возражения относительно применения «упрощенки» или новые доказательства по административному делу, в том числе о наличии уважительных причин неявки на судебное заседание, на котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
На практике суды часто сталкиваются с тем, что одновременно с такими возражениями поступает апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, рассказывает Артур Аванесян, старший юрист Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) 2 место По выручке на юриста 5 место По выручке 28 место По количеству юристов Профайл компании × . Пленум устраняет неопределенность и потенциальную конкуренцию апелляции и заявления в первую инстанцию. Если апелляционная жалоба уже принята к производству, то дело будет рассматривать вторая инстанция. Если так еще не сделали, то первая инстанция сама пересмотрит дело в общем порядке.
Заявление об отмене решения нужно подать в суд не позднее двух месяцев после его принятия. На направление новых доказательств дается не меньше 30 дней со дня, когда суд перешел на упрощенное рассмотрение дела.
«С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат», – уточнил Верховный суд.
Также Пленум подчеркнул, что при переходе от «упрощенки» к обычному порядку рассмотрения течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.
Участники процесса должны не только предоставлять доказательства в суд, но и послать их другой стороне разбирательства. Если так не сделать, то суд может продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений. Пленум дает суду пространство для маневра – он также может отправить копии другой стороне самостоятельно, в том числе и через интернет. Кроме того, судья в таком случае может перейти к рассмотрению дела по общим правилам КАС.
«Это положение сводит к минимуму ситуации, когда одна из сторон не узнала о доказательствах, представленных другой стороной. Также обеспечивается соблюдение принципов равенства сторон и состязательности процесса», – уверена Сочеева.
Подобные «ошибки» со стороны госорганов и чиновников суд исправлять не будет. Если они забудут про копии, то суд не примет доказательства и вернет их.
Пленум ВС разъяснил особенности рассмотрения дела в упрощенном порядке
Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства даже при неявке сторон, но с соблюдением ряда условий. Однако далеко не все дела подлежат рассмотрению в таком порядке. Об этом говорится в постановлении Пленума Верховного суда России «О применении норм КАС РФ при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства». Судам впервые даются соответствующие разъяснения.
Проект постановления обсуждался на заседании Пленума 17 ноября, однако был отправлен на доработку. Актуальность документа объяснялась ежегодным увеличением нагрузки судов первой инстанции, в том числе в сфере административного судопроизводства. По итогам заседания Пленум ВС принял новую редакцию постановления.
Что такое упрощенное производство
Согласно постановлению Пленума ВС, упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора.
Административные дела в порядке упрощенного производства рассматриваются только в судах первой инстанции и по общим правилам административного судопроизводства. В кассации и апелляции такой порядок недопустим.
Но не все административные дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства. К исключению относятся административные дела, указанные в главах 24, 28–311 КАС РФ. Например, это дела о защите избирательных прав, о депортации, о госпитализации гражданина в психиатрическую больницу.
Как рассматривать
Согласно постановлению, административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства при наличии одного из следующих условий:
— всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
— ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства заявлено истцом, и ответчик не возражает против применения такого порядка;
— указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. рублей.
Также ВС напомнил, что дело может быть рассмотрено даже в отсутствие сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения заседания. В материалах должны отсутствовать ходатайства об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам неявки стороны. ВС обращает внимание судов, что такие обстоятельства могут быть указаны в поступивших в суд письменных возражениях лиц.
«В целях предоставления другой стороне права направить возражения относительно наличия соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства суд вправе продлить ранее установленный им срок представления документов», — отметили в Верховном суде.
Отмена решения
Кроме того, суд может отменить решение, вынесенное в порядке упрощенного производства. Это может произойти, если поступившие на иск возражения подтверждают наличие оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства.
«Для разрешения вопроса об отмене принятого в порядке упрощенного (письменного) производства решения при необходимости не исключается проведение судебного заседания с извещением лиц, участвующих в деле, их представителей о времени и месте его проведения. В случае отсутствия такой необходимости это решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле», — говорится в постановлении Пленума ВС.
Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления возражений. Оно не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.