Правда ли, что в России запретят подержанные запчасти?
С течением времени власти, кажется, возводят автомобилистов во всё жёсткие законодательные рамки. Одним из очередных новшеств стали последние новости о запрете установки на транспортные средства бывших в употреблении запасных частей. Правда это или нет, когда вступит в законную силу и главное, что теперь будет с рынком вторичным запчастей, выясним в этой статье.
Запрет б/у автозапчастей – это правда?
Да. Если говорить о законодательной инициативе по внесению изменений в действующие законодательные акты, то это сущая правда. Действительно, Коллегия Евразийского союза предложила внести поправки в один важный для автолюбителей нормативный акт.
Есть в 2023 году в автозаконодательстве такой документ, который регулирует техническое состояние машин в угоду обеспечения безопасности дорожного движения – Технический регламент Таможенного союза О безопасности колёсных транспортных средств. Именно в него предложено внести новшества касательно запрета комплектации авто подержанными запчастями, компонентами и деталями.
Однако, далеко не всё, что вы прочитаете об этом в интернете, является достоверной информацией!
А что правда?
Речь идёт о соответствующем проекте изменений №877. И есть 2 важные тонкости, которые по своей сути определяют частично хорошие новости для автомобилистов:
- запретить собираются не все б/у запчасти, а только по части компонентов и узлов автомобиля, которые преимущественно так или иначе влияют на безопасность,
- данные поправки в силу ещё не вступили и далеко не факт, что вступят в будущем.
Теперь давайте подробнее рассмотрим оба пункта.
Что запретят?
Итак, пункт 22 2 указанного выше проекта изменений содержит следующую формулировку:
Не допускается повторное использование компонентов, перечень которых приведён в приложении №21 к настоящему техническому регламенту.
Таким образом, нам запрещают устанавливать на машину запчасти и детали, которые ранее уже использовались на этом же или другом автомобиле, но ограничивают список этих деталей неким перечнем из Приложения к Техрегламенту.
И данный перечень перечисляет конкретные компоненты и агрегаты, в которых нельзя использовать подержанные запчасти. К ним относятся:
- подушки безопасности, в том числе запрещается ставить б/у руль, если таковые вмонтированы в него,
- а также все их составляющие, влияющие на их работу: датчики, блок Airbag и прочую электронику, пироустройства,
- ремни безопасности,
- сиденья, если в них присутствуют подушки безопасности,
- детали рулевой системы (по сути сюда включаются и рулевая рейка как исполнительный механизм),
- тормоза,
- иммобилайзер,
- катализатор и сажевые фильтры,
- оборудование для ГБО.
Как видим, запрет использовать б/у запчасти затронул только важные составляющие машины, работоспособность которых влияет на безопасность. Поэтому такие поправки, вероятно, и нужны на российских дорогах.
Когда будут приняты?
Ответа на данный вопрос попросту нет. Дело в том, что пока неизвестно, когда данные изменения вообще примут, потому как это всего лишь проект – он должен будет пройти несколько стадий, прежде чем запрет подержанных деталей будет действовать законодательно на все автомобили.
К тому же, на каком-либо из таких этапов этот проект вовсе могут отклонить, и изменения не вступят в силу вообще.
Как будут наказывать?
А вот прямого штрафа по состоянию на 2023 год за использование б/у запасных частей вообще не предусмотрено – нет соответствующей нормы наказания в Административном кодексе.
Но данное нарушение всё же наказуемо. Формально вы не сможете пройти технический осмотр с нарушениями предписаний Техрегламента. Почему формально? А потому что крайне маловероятно, что оператор технического осмотра определит, заменена ли та или иная деталь в вашей машине, и даже если определит, то чек, подтверждающий покупку именно новой запчасти требовать не имеет права, а вы не обязаны его предъявлять.
Подержанные автозапчасти запретят устанавливать в России
Несколько дней назад появилась информация о том, что в России запретят устанавливать подержанные автозапчасти при проведении ремонтных работ на автомобилях. Эти новости появились после публикации третьего пакета поправок, что был одобрен ЕЭК
Несколько дней назад появилась информация о том, что в России запретят устанавливать подержанные автозапчасти при проведении ремонтных работ на автомобилях. Эти новости появились после публикации третьего пакета поправок, что был одобрен ЕЭК. В тексте документа перечислены все детали, применение которых решили запретить. Теперь их установка на автомобиле, который подвергается ремонту, недопустима. Деталь должна быть новой.
Россия пока не приняла эти поправки окончательно, но в скором времени это будет выполнено. Потому если хотите подержать детали, а потом перепродать или использовать на другой машине, вскоре это будет невозможно.
Какие автозапчасти запретят устанавливать
Под запрет попали:
- Автокресла и рули. Но есть условие – в них должны быть вмонтированы подушки безопасности и блоки управления.
- Датчики удара, если автомобиль попадал в аварию.
- Все части, что входят в систему рулевого управления (рейки, ABS, ESP и т.п.).
- Тормозной механизм, неисправность которого резко снижает безопасность.
- Выхлопные системы, ошибки работы которых делают автомобиль более уязвимым.
- Газобаллонное оборудование и различные катализаторы.
Если установить поддержанную автозапчасть, никто не сможет гарантировать безопасность её работы. Но поправка коснулась не только полноценного ремонта. Поддержанные детали нельзя использовать для доработки транспортного средства. Под запретом б/у фаркопы, багажники, дополнительные фары. О нововведении подробнее можно узнать у юристов.
Водителям запретят устанавливать на автомобили б/у запчасти
Ремонт автомобиля за счет запчастей, купленных на вторичном рынке, является на сегодняшний день распространенным явлением. Продажа контрактных запчастей и деталей с разборов превратилась в доходный бизнес, однако это позволяет автовладельцам отремонтировать свою машину существенно сэкономив средства.
Планируемые поправки в технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств запретят использовать для ремонта авто бывшие в употреблении детали.
Так, недопустимо будет использовать повторно:
- компоненты рулевой системы и тормозов;
- подушки и ремни безопасности;
- сиденья со встроенными креплениями ремней и подушек безопасности;
- катализаторы и сажевые фильтры;
- противоугонные системы;
- глушители.
Вводимые запреты сделают практически невозможным использование старых машин. Безусловно целью таких поправок является предотвращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых оставляет желать лучшего. Однако цена на старые автомобили довольно привлекательна для потребителей, что делает рынок их продажи весьма востребованным.
Вопрос запрета использования старых машин уже давно активно обсуждается во властных структурах. Вносимые в этих целях в Госдуму предложения содержат различные способы постепенного избавления от устаревших транспортных средства, например:
- варианты дополнительного страхования возрастных авто;
- значительное удорожание стоимости страховки;
- увеличение налоговой ставки для владельцев старых машин.
Пока обсуждение затронуло только коммерческий транспорт, пассажирские автобусы и маршрутные такси, но процесс избавления от старого транспорта рано или поздно коснется и владельцев частных авто.
Как показывает статистика средний возраст машины в России составляет около 17 лет , примерно в половину меньше возраст авто в крупных городах, но в сельской местности люди используют машины, выпущенные 30 и более лет назад.
Пока не определено каким образом будет осуществляться контроль за установкой автозапчастей и какой будет предусмотрен штраф за нарушение запрета. Как отмечают специалисты понять какая деталь была поставлена в автомобиль без технической экспертизы практически невозможно.
Однако бизнесмены, деятельность которых связана с продажей запчастей, единогласны во мнении, что вносимые изменения поставят под угрозу такой бизнес. Несмотря на высокий оборот продаж, составляющий более 1,4 трлн. руб. малый и средний бизнес в данной сфере может не выдержать таких изменений. Но учитывая, что нововведения коснулись запрета на использование лишь некоторых деталей, то есть надежда, что предприниматели все же останутся на плаву.
Автозапчасти, снятые с автомобилей, побывавших в аварии, зачастую имеют идеально состояние, отмечает директор автосервиса по ремонту немецких автомобилей Рустам Нигматулин.
«Мы часто покупаем разбитые в авариях автомобили, – говорит он. – и это в целом нормальная практика для России – купить машину после аварии и распродать ее по запчастям. Есть определенные критерии ремонтопригодности, и если запчасти продают официально, в белую, то никто аварийную и восстановленную деталь продавать не станет. Большинство клиентов, кстати, при ремонте часто делают выбор в пользу контрактных запчастей, потому что они на 60-70 % дешевле новых оригинальных».
Однако технический разработчик поправок, заместитель гендиректора по техническому регулированию ФГУП НАМИ Сергей Аникеев считает такую практику опасной.
«Эти компоненты являются критичными для обеспечения безопасной езды, – пояснил он. – Их демонтируют с выведенных из эксплуатации транспортных средств, которые либо исчерпали свой ресурс, либо были повреждены в результате ДТП. Гарантировать отсутствие скрытых повреждений компонентов, а также наличие усталостных разрушений невозможно».
Запрет на применение распространенной практики ремонта автомобилей за счет б/у запчастей в первую очередь коснется автовладельцев, имеющих автомобили с пробегом, на которые новые детали не выпускаются и их невозможно купить. По сути такой автомобиль после поломки или аварии будет невозможно восстановить. Новые требования вынудят владельцев старых автомобилей отказаться от них в пользу новых машин.
В условиях падения продаж на новые автомобили перспектива отказа от старых машин несомненно выгодна для производителей. Так, на сегодняшний день из 43,5 миллионов легковых автомобилей, состоящих на учете, порядка 2,65 миллионов старше 30 лет и в перспективе это цифра может составить объем продаж новых авто.
Какими же еще неприятностями для автолюбителей грозят нововведения? Предприниматели в сфере ремонта автотранспорта прогнозируют следующее:
- замена ранка б/у запчастей продажей китайских новых деталей ненадлежащего качества;
- рост рынка поддельных запчастей;
- увеличение стоимости страховки в связи с увеличением затрат на ремонт автомобилей.
Учитывая, что в данный момент на рынке около 30 % деталей являются контрафактными, то доля обоснованности внесения поправок в Техрегламент присутствует. Однако, как отмечает глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков, пока подержанные и контрафактные детали стоят существенно дешевле новых спрос на них не прекратится несмотря на изменения в регламент. Практика европейских стран показывает, что только низкая стоимость новых запчастей позволяет автовладельцам не подвергать себя риску и не покупать использованную деталь.
Пока вносимые поправки не обсуждались с представителями автосообществ и предпринимателями, которые больше всего рискуют от внесения таких изменений. При этом на сайте Евразийского экономического союза отмечено завершение обсуждения проекта.