Инспекция обязана передавать информацию в СК
Полномочиями по расследованию налоговых преступлений наделен Следственный комитет. А чтобы он мог делать свою работу, нужна информация. Ее он получает от налоговиков. Это является их обязанностью, закрепленной в НК РФ. И оспорить «неправоту» инспекции, которая направила материалы проверки следователям, не получится.
Взаимодействие ФНС и СК
Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 года № 1182 Следственному комитету РФ переданы полномочия по расследованию налоговых преступлений. Взаимодействие СК и ФНС РФ на стадии обнаружения признаков налоговых преступлений строится на основании пункта 2 статьи 36 НК РФ и Соглашения о взаимодействии между этими структурами от 13 февраля 2012 года № 101-162-12/ММВ-27-2/3 (далее — Соглашение).
ФНС и СК РФ даже разработали методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях. Они опубликованы Письмом ФНС от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@ и содержат описание большинства возможных налоговых схем.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1.6. Протокола совместного заседания коллегий ФНС и СК РФ от 7 июня 2016 года № 2/4@ региональным управлениям ФНС было поручено организовать централизованное направление материалов налоговых проверок, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ, непосредственно в аппараты территориальных следственных органов СК РФ.
Уголовные статьи по налогам
Установление в ходе проверки доказательств совершения умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) влечет не только увеличение размера штрафа по статье 122 НК РФ, но и «помогает» следственным органам возбуждать уголовные дела (пп. 2 п. 4 Протокола № 1 к Соглашению).
Фирма, ИП или обычное физлицо могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании Уголовного кодекса по шести видам преступлений:
- статья 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП; — избежание уплаты налогов юрлицом; — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей; — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет; — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
- статья 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.
Основные виды наказаний, предусмотренные этими статьями Уголовного кодекса:
- штраф;
- дисквалификация;
- принудительный труд;
- лишение свободы.
Вместе с тем и инспекция может использовать материалы оперативно-розыскных мероприятий следственных органов. Если такие материалы поступают на этапе предпроверочного анализа, ей остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.
Преступные недоимки для физлица
Уклонением от уплаты налогов и сборов физического лица, совершенным в крупном размере, считается сумма сокрытых платежей, которая за три года подряд превысила 900 000 рублей.
Дополнительное условие — эта сумма должна превышать 10 % от подлежащих уплате сумм налогов.
Если указанная сумма укладывается в 10 %, то она не считается крупным размером, пока не превысит 2 700 000 рублей.
Особо крупным размером считается 4 500 000 рублей за 3 года, в случае если они превышают 20 % от сумм неуплаченных налогов, или 13 500 000 рублей.
Преступные недоимки для юрлица
Для юридических лиц уклонением, совершенным в крупном размере, считается сумма сокрытых платежей за период в пределах 3 финансовых лет подряд, превышающая 5 000 000 рублей. Дополнительное условие — эта сумма должна превышать 25 % от подлежащих уплате сумм налогов.
Если указанная сумма укладывается в 25 %, то она не считается крупным размером, пока не превысит 15 000 000 рублей.
Особо крупным размером считается 15 000 000 рублей за три года, в случае если они превышают 50 % от сумм неуплаченных налогов, или 45 000 000 рублей.
Что инспекция направит в СК
Состав материалов, направляемых в следственные органы, определен п. 5 — 8 Протокола № 1 к Соглашению.
В Письме ФНС от 6 июня 2012 года № АС-4-2/9338@ «О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета РФ» указано, что материалы проверки должны быть направлены с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения налогового законодательства РФ, в том числе:
- описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии);
- общую сумму неуплаченных налогов и сборов;
- расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов, предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (крупный и особо крупный размеры).
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога должник не погасит недоимку в полном объеме, а ее размер позволяет предполагать налоговое преступление, инспекция направит материалы в СК. На это ей отведено 10 дней с того дня, когда она выявит факт неисполнения требования (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Передачу информации в СК оспорить не получится
Направление материалов проверки следователям еще не означает, что инспекция обвинила компанию в преступлении. На это указали судьи ВС РФ в Определении от 6 февраля 2020 года № 310-ЭС19-27235.
Фирме по итогам проверки доначислили более 170 млн. рублей налогов и пеней. Налогоплательщик обжаловал решение в арбитражном суде, и решение инспекции было приостановлено.
Но в период приостановления инспекция отправила в СК РФ материалы налоговой проверки. Суммы недоимок позволяли это сделать. Было возбуждено уголовное дело.
Компания посчитала, что именно из-за действий инспекции было открыто уголовное дело, и пыталась оспорить ее действия и признать их незаконными.
Судьи фирму не поддержали.
Инспекция лишь выполнила свою обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 82 НК РФ, где указано, что контролирующие органы должны информировать друг друга:
- об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
- о принятых мерах по их пресечению;
- о проводимых ими налоговых проверках.
Обмен информацией между контролирующими органами является их законной обязанностью. А подтверждение факта преступления — это уже вопрос дальнейшего расследования.
Эта обязанность возложена на налоговые, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними.
Поводов для возбуждения «налоговых» уголовных дел станет меньше
Принятый Госдумой законопроект № 80928-8 предусматривает возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях только на основании материалов, которые направляют налоговые органы. Такая норма действовала до 2014 года.
Как следует из пояснительной записки к проекту, ограничить возможности следователей по возбуждению дел предлагается для защиты прав налогоплательщиков.
По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, инициатива позволит сократить нагрузку на предпринимателей. «Количество возбужденных уголовных дел по этим статьям без материалов ФНС в последние годы выросло. Хотя большинство таких дел не доходят до суда, бизнес может из-за давления закрываться за время следственных проверок»,— говорит эксперт.
Преступление и наказание в налоговой сфере: если к делам придет следственный комитет
Следственные органы зачастую считают неуплаченными налогами всю сумму оборота и предъявляют бизнесу неподъемные суммы к оплате, налоговая экспертиза качественнее. «Технические возможности ФНС выросли: служба видит всю картинку в режиме онлайн, операции бизнеса стали прозрачны, поэтому прежних опасений о том, что нарушители сбегут, пока ФНС соберет материалы, уже нет»,— поясняет г-н Калинин.
Некоторые юристы, опрошенные «Коммерсантом», полагают, что с точки зрения краткосрочной конъюнктуры для бизнеса такое решение будет позитивным. Однако с точки зрения того, как система должна работать, правильным такое решение назвать нельзя, поскольку оно «выключает» оперативные подразделения управлений экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) из выполнения ими своих прямых обязанностей — выявлять и пресекать налоговые преступления. Должны произойти качественные изменения в их работе, чтобы оперативные подразделения действительно научились выявлять такие преступления, а не просто пользоваться плодами работы налоговых органов — как это произошло после того, как их уже «выключали» из этой работы.
Дмитрий Медведев против идеи возбуждать уголовные дела без участия ФНС
«Мы получаем много жалоб на параллельное давление — против бизнеса могут проводиться налоговые проверки и одновременно возбуждено уголовное дело. Такая ситуация, конечно, способствовала повышению эффективности при сборе налогов, но это давление избыточное»,— говорит руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко.
Он отметил, что у налоговиков достаточно инструментов для налогового контроля. Эксперты считают, что продвижению проекта может способствовать другая инициатива ФНС — о возможности ареста имущества на стадии налоговой проверки, поскольку такой арест возможен как раз в рамках уголовного дела .
Налоговые проверки 2012: перемирие закончено
По словам юристов, поддерживающих поправки, когда аналогичные нормы действовали, давление со стороны правоохранительных органов на бизнес сильно снизилось. По статистике небольшое число возбужденных дел доходит до суда — часть из них прекращается в связи с добровольным погашением ущерба, немало дел «разваливается», но бизнес никак не защищен ни от возможности возбуждения дел, ни от доследственных проверок. К тому же, все равно на практике правоохранительные органы всерьез «берут в оборот» преимущественно там, где у них есть поддержка со стороны налоговиков, которые собирают доказательственную базу и делают расчет недоимки, с которого начинается расследование.
Появление законопроекта именно сейчас, очевидно, является частью пакета поддержки экономики, входящей под действием санкций, «финансовых контрсанкций» и торговых эмбарго в ситуацию острого спада.Само по себе воздействие этих поправок на экономическую ситуацию будет по крайней мере краткосрочно ограниченным.Но, скорее всего, это лишь первая попытка такого рода, и в ближайшее время Правительство РФ будет выступать с серией предложений и более широкого свойства. И объявленные накануне новые льготы для IT, призванные противостоять паническому оттоку специалистов из сектора, и действия ЦБ в отношении банков показывают, что правительство в состоянии идти на довольно большие даже по «пандемическим» меркам 2020–2021 годов уступки.
«С возвращением!»
Поправки о новом порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям фактически возвращают действовавший в 2011–2014 годах порядок, введенный тогда в рамках либерализации УПК. Напомним, в 2011 году по инициативе Дмитрия Медведева (занимавшего тогда пост президента) была проведена либерализация налоговых статей кодекса: силовики потеряли право возбуждать уголовные дела по ним без получения материалов от налоговых органов.
Порядок, согласно которому нельзя было возбудить дело по налоговому преступлению без мнения ФНС, действовал в 2011–2014 годах в рамках либерализации УПК. Инициатива принадлежала тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. В 2014 году президент Владимир Путин вернул прежний порядок. Следователям, которые запросили мнение налоговиков, разрешили не ждать ответа и не считаться с ним. Сейчас к ним решили вернуться, чтобы помочь бизнесу в условиях надвигающегося экономического кризиса из-за санкций.
Тогда этот шаг привел к обвалу числа подобных дел: если в 2009–2010 годах возбуждалось по 12–13 тыс. налоговых дел в год, то в 2012-м — лишь 2 тыс. И в итоге в конце 2014 года от ограничения поводов для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям отказались. Следственный комитет России тогда подготовил законопроект, который президент Владимир Путин от своего имени внес в Госдуму,— следователям вернули право возбуждать такие дела, но они стали обязаны запрашивать мнение налоговой службы. В ст. 144 УПК РФ появилась норма о порядке получения следователями заключения налогового органа о наличии в материалах дела признаков налогового нарушения (в статье оговорено, что уголовное дело может быть возбуждено и до получения мнения налоговиков).
Эти формулировки тогда стали компромиссом. Изначально предлагалось вернуть правоохранителям право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям вообще без участия налоговиков, что вызвало тогда горячие возражения не только у бизнес-ассоциаций (они опасались возобновления практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в качестве инструмента давления на предпринимателей), но и у чиновников — самым высокопоставленным оппонентом СКР был ставший уже премьером Дмитрий Медведев .И сама ФНС, которую тогда возглавлял нынешний премьер Михаил Мишустин, настаивала на том, что «мотивированное суждение» налоговиков в таких делах необходимо.
Эта тема в начале года уже возникала — в рамках Гайдаровского форума в ходе дискуссии «Будущее налоговой системы». Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров тогда предложил восстановить прежнюю практику — руководитель ФНС Даниил Егоров отнесся к инициативе осторожно, отметив, что есть «и за, и против».
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Преступление и наказание в налоговой сфере: если к делам придет следственный комитет
В Госдуму внесен законопроект, позволяющий правоохранительным органам возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям в обход ФНС. Зачем это делается? Пойдет ли раскрываемость вверх?
Налоговая проверка
Сегодня путь от преступления до наказания в налоговой сфере выглядит следующим образом. Сначала инспекция проводит проверку. Предположим, что по ее результатам вскрываются налоговые нарушения. Тогда фискалы начисляют штраф, который фирма может выплатить, устранив при этом допушенные ошибки. Но если предприниматель с претензиями ревизоров не согласен, участникам конфликта придется пройти внутренние процедуры урегулирования споров, существующие в ФНС. Если и в результате этих мер договориться не удастся, то только тогда дело отправится в арбитражный суд.
Допустим, служитель Фемиды, выслушав позиции обеих сторон, в итоге принимает решение в пользу ФНС. И лишь с этого момента результаты проверки вступают в законную силу. Но это далеко не конец процедуры. Налоговики будут обязаны выждать еще два месяца. Если в течение этого срока коммерсант добровольно не погасит долги, тогда уже инспекция сможет передать дело в Следственный комитет.
Но и после этого СК не всегда может завести дело на предпринимателя. Следователям придется учесть ряд ограничений. Во-первых, неуплаченный за трехлетний период долг должен составить более 2 млн. рублей. Во-вторых, часть невыплат должна оказаться выше 10 процентов суммы подлежащих уплате налогов (альтернатива: долг перед государством должен превысить 6 млн. рублей без учета процентов). В-третьих, потребуется доказать вину руководителя, но сделать это не всегда просто.
Предварительное следствие
Но и это еще не все. При соблюдении всех перечисленных выше условий потребуется провести предварительное следствие. И только по его окончании уголовное дело отправится в суд. Впрочем, если налоговое преступление бизнесмен совершил впервые и готов оплатить все штрафы, пени и недоимки, то дело будет прекращено.
Сначала инспекция проводит проверку. Предположим, что по ее результатам вскрываются налоговые нарушения. Тогда фискалы начисляют штраф, который фирма может выплатить, устранив при этом допушенные ошибки.
Нетрудно догадаться, что следуя такой процедуре СК удается заводить дела либо на крайне упорных уклонистов, либо на окончательно разорившихся коммерсантов. И если в первом случае следователи могут рассчитывать на удовлетворительный результат, то во втором – лишь добавят плюс к общему количеству раскрытых преступлений, но финансовый эффект расследования продемонстрировать все равно не смогут.
«Повысится ли раскрываемость после изменения существующей практики? Я так не думаю, – рассуждает генеральный директор компании «Эдвайс Бюро», аудитор Михаил Новиков. – Ведь такие преступления, как правило, вполне успешно раскрываются и налоговыми органами. Движение средств на банковских счетах никуда не скроешь – информация есть и у клиента, и у банка. Здесь вопрос уничтожения доказательств достаточно спорный. Зато возродится хорошо забытое старое и усилится давление на предпринимателей».
Налоговая полиция
Право возбуждать налоговые дела было у правоохранителей и раньше. С 1992 года этим занималась налоговая полиция (ФСНП). Она подчинялась непосредственно Президенту, им же назначался и руководитель службы. Помимо борьбы с фискальными преступлениями, ФСНП расследовала коррупцию в налоговых органах. Полномочия полиции были весьма весомыми: начальник службы и его заместитель имели право замораживать счета компаний на срок до одного месяца, арестовывать имущество вплоть до его реализации и внедрять своих сотрудников в коммерческие структуры с целью выявления преступлений.
Нетрудно догадаться, что следуя такой процедуре СК удается заводить дела либо на крайне упорных уклонистов, либо на окончательно разорившихся коммерсантов.
Несмотря на то, что орган со штатом в 53 тыс. человек полностью возмещал расходы на свое содержание, в 2003 году Президент РФ Владимир Путин его упразднил. Большинство функций и часть бывших налоговых полицейских при этом перешли в МВД, а материальная база и большая часть штата – к Госнаркоконтролю. В результате до 2011 года возбуждением налоговых дел занималось уже МВД – пока новый Президент РФ Дмитрий Медведев не подписал закон, по которому возбуждать такие дела правоохранители могли лишь с согласия ФНС.
Расследование налоговых преступлений
Уже в 2013 году, по прошествии всего пары лет, глава СК Александр Бастрыкин предложил создать финансовую полицию, то есть фактически восстановить ФСНП. Экономический блок правительства идею раскритиковал, посчитав, что она расходится с линией на либерализацию и строительство мирового финансового центра. Тем не менее, в октябре Президент внес инициативу Следственного Комитета в Госдуму в виде готового законопроекта.
Логично, что число налоговых дел вырастет. Повысится и раскрываемость. Эффективность работы следователей будет оцениваться по числу дошедших до суда дел.
Почему новая норма не очень согласуется с экономической либерализацией? Как уже говорилось, все дело в том, что документ по сути предлагает избавиться от условностей и передать СК полную свободу в вопросе возбуждения налоговых дел. Но подобная практика, существовавшая до 2011 года и не требовавшая участия ФНС для начала расследования, себя не оправдала – не только по мнению предпринимателей, но и законотворцев. «Были нередки случаи, когда правоохранительные органы возбуждали уголовные дела против предпринимателей за неуплату налогов, хотя по данным налоговых органов все было уплачено», – передавал «КоммерсантЪ» слова Андрея Назарова, депутата-единоросса Госдумы прошлого созыва, экс-первого зампреда думского комитета по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству.
Чего же ждать предпринимателям? Логично, что число налоговых дел вырастет. Повысится и раскрываемость. Эффективность работы следователей будет оцениваться по числу дошедших до суда дел. Впрочем, нет единого мнения о том, какой процент расследуемых преступлений окажется в реальности не связанным с административным давлением на бизнес. Поэтому есть риск получить количество, не переходящее в качество. В то же время, раз для бизнеса повышается вероятность столкнуться с уголовным преследованием, то есть надежда, что нарушать закон и уходить от уплаты сборов коммерсанты все же станут реже и за противоречивостью нормы, откроются ее достоинства, ведь существующие сегодня правовые проволочки действительно мешают власти бороться с злостными уклонистами.
Что за это будет?
Избежать столкновений с законодательством очень сложно. Что Вам будет грозить, если чаша весов в конфликте с государством склонится не в Вашу пользу? Мобильное приложение ответит на этот вопрос. Узнайте больше >>