Подписан закон, направленный на совершенствование законодательства в области обеспечения госзащиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного судопроизводства
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 16 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в области обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
В этих целях Федеральным законом внесены изменения в федеральные законы «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральным законом перечень защищаемых лиц дополнен сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащими спасательных воинских формирований и федеральными государственными гражданскими служащими отдельных федеральных органов исполнительной власти. В перечень также включены граждане Российской Федерации, уволенные со службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в отношении которых сохраняется угроза посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.
Федеральным законом устанавливается возможность привлечения войск национальной гвардии Российской Федерации к осуществлению органами внутренних дел Российской Федерации личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества.
«Инициатива главы государства будет способствовать соблюдению прав всех участников уголовного судопроизводства»
Как сообщает «АГ», 23 мая Комитет Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции на заседании рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении президентские поправки в Федеральные законы «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и «О Следственном комитете Российской Федерации». Ранее Федеральная палата адвокатов РФ отмечала, что проект умаляет гарантии объективности экспертного исследования, в связи с чем единственно правильным представляется выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование.
Как ранее писала «АГ», Владимир Путин внес законопроект на рассмотрение депутатов в марте 2019 г. Согласно документу на СК РФ возлагаются не только полномочия по организации и производству ряда судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, но и обеспечение их законности.
Проект уточняет виды судебных экспертиз, производство и организация которых будут входить в полномочия Следственного комитета: молекулярно-генетическая, компьютерно-техническая, видеотехническая, информационно-аналитическая, строительно-техническая, фоноскопическая, лингвистическая, финансово-аналитическая, психофизиологическая (с использованием полиграфа), почерковедческая, дактилоскопическая, баллистическая, портретная, трасологическая, физико-химическая, пожарно-техническая, экологическая, медико-криминалистическая, экспертиза холодного оружия и технико-криминалистическая экспертиза документов. Поправки в Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности, в частности, уточняют соответствующую правовую базу, понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.
Как сообщает пресс-служба профильного комитета Госдумы, его председатель Василий Пискарев считает, что принятие поправок «ставит своей целью существенное сокращение сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, поскольку зачастую их долгие сроки как раз и связаны с большими сроками производства экспертиз в иных учреждениях». «Инициатива главы государства будет способствовать соблюдению прав всех участников уголовного судопроизводства», – отметил он, добавив, что на сегодняшний день правом на проведение подобных экспертиз уже обладают органы МВД, ФСБ и другие правоохранительные структуры.
В апреле Федеральная палата адвокатов РФ выступила против принятия законопроекта, указав в своей правовой позиции, что идея введения экспертных подразделений в структуру СК «приведет к умалению основной гарантии – независимости экспертной деятельности».
По мнению ФПА РФ, предлагаемые поправки повышают риск ситуаций, когда эксперт де-юре будет зависим от руководителя подразделения СК, а де-факто – от следователя, назначающего экспертизу. «В этих случаях от его независимости ничего не остается», – отмечается в документе.
При этом в правовой позиции обращается внимание на ошибочность мнения о том, что Конституционный Суд РФ признал конституционность толкования норм УПК и Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности, допускающего отсутствие зависимости у ведомственного эксперта, проводящего экспертизу по требованию этого ведомства. Подчеркивается, что согласно Определению КС РФ от 23 октября 2014 г. № 2371-О наличие либо отсутствие зависимости лица, привлеченного в качестве эксперта по уголовному делу, от сторон или их представителей устанавливается органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело, на основе его фактических обстоятельств. «Для стороны защиты гарантии независимости эксперта являются критически важными, поскольку возможности защиты по оспариванию заключения эксперта сильно ограничены», – указано в отзыве ФПА РФ.
Единственно правильным вектором развития судебно-экспертной деятельности, по мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, является полное выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование». В своем комментарии президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ранее отмечал, что такое полномочие совершенно излишне для Следственного комитета. «У российской адвокатуры, и так ощущающей дефицит состязательности в судебном процессе, это вызывает большую и обоснованную настороженность», – подчеркнул он.
Позднее глава СК РФ Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» дал развернутый комментарий относительно правовой позиции ФПА РФ. По вопросу непредвзятости эксперта, находящегося внутри следственной системы, он указал, что независимость и объективность гарантируются положениями действующего законодательства, предусматривающими уголовную ответственность за дачу экспертом заведомо ложного заключения и противоправное вмешательство в его деятельность. Александр Бастрыкин также напомнил об обязанности эксперта заявить самоотвод при наличии на него воздействия либо обстоятельств, указывающих, что сам он прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела.
Кроме того, глава СК отметил, что право ходатайствовать о постановке вопросов эксперту и заявлять отвод имеют заинтересованные стороны. По его словам, в экспертном заключении подробно излагаются все объекты исследования, примененные методики, ход и результаты исследования. При необходимости весь процесс исследования можно воспроизвести и проверить в полном объеме. «Таким образом, заключение эксперта помогает установить объективную истину в каждом конкретном случае. Наличие такой независимой позиции позволит вынести аргументированное правовое решение при рассмотрении дела в суде. Все это в конечном итоге будет гарантировать справедливость правосудия», – считает Александр Бастрыкин.
Тем самым председатель Следственного комитета РФ подчеркнул, что российское законодательство в полной мере обеспечивает принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.
Мнения экспертов «АГ» по оценке законопроекта при его внесении в Госдуму разделились. Так, директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин отмечал, что проект является основанием для официального признания СК как субъекта судебно-экспертной деятельности. «Уже на первом этапе планируется закрыть потребность данного ведомства в судебных экспертизах по криминалистическим и другим востребованным видам экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ», – пояснял он. По мнению эксперта, это поможет сократить сроки расследования тяжких и особо тяжких преступлений «при условии объективности и научной обоснованности экспертиз, а также соответствующего надзора».
В то же время адвокат Тольяттинской коллегии адвокатов № 100 «Правовой Центр» Алексей Моторин полагает, что предлагаемые новеллы призваны «закамуфлировать» изменения Закона о СК РФ, фактически направленные на расширение его полномочий за счет создания в данной правоохранительной структуре экспертно-криминалистических подразделений.
По его мнению, принятие поправок создаст систему фактического контроля за назначением и производством судебных экспертиз по уголовно-правовым составам, расследование которых находится в ведении СК РФ, что неизбежно нарушит основополагающий принцип «независимости» судебного эксперта, в том числе от органа или лица, назначившего экспертизу.
Адвокат подчеркивал, что в настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений нуждается в широком реформировании, результатом которого должно явиться их максимальное дистанционирование от судебно-следственных органов, – например, путем создания некой самостоятельной судебно-экспертной службы либо объединения экспертных подразделений различных ведомств на базе Минюста. «Принятие же данных поправок лишь отдалит такое необходимое реформирование и, возможно, приведет к увеличению числа уголовных дел, основанных на необъективных заключениях эксперта», – резюмировал он.
Подписаны законы, которые касаются судопроизводства, нотариата, прокуратуры, СКР и иноагентов
Президент России в канун Нового года подписал пакет из нескольких десятков федеральных законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации. Ряд изменений касаются уголовного судопроизводства, нотариата, прокуратуры, следственного комитета и иностранных агентов.
Дистанционное судопроизводство и электронные повестки
Поправками в УПК РФ расширяется использование цифровых технологий в судебной стадии уголовного судопроизводства. Речь идет о более активном использовании систем видео-конференц-связи (ВКС) и электронных документов. Так, предусматривается возможность участия посредством ВКС в судебном заседании суда любой инстанции для всех участников уголовного судопроизводства. Применение ВКС также будет возможно в ходе выездных заседаний суда. Вопрос об участии будет решаться судом по собственной инициативе или по ходатайству. При этом не допускается участие подсудимого в судебном заседании по ВКС при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. ВКС будет применяться при наличии технической возможности в суде и учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ. Также предусматривается возможность подачи в суд документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Для получения электронных повесток и уведомлений участникам уголовного судопроизводства (таким как, например, потерпевший, гражданский истец) будет необходимо дать предварительное согласие.
Отдельным законом устанавливается, что порядок подачи в суд электронных документов, размещения судебных актов в интернете и применения ВКС в судах будут определять в пределах своих полномочий Верховный суд РФ и Суддепартамент при ВС РФ.
Изменения порядка оплаты нотариальных действий
Внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, направленные на совершенствование системы оплаты нотариальных действий. В частности, ликвидируется понятие «услуги правового и технического характера» (УПиТХ). Существующий порядок взимания платы за совершение нотариальных действий заменяется Единым нотариальным тарифом, который состоит из «федерального тарифа» и «регионального тарифа». Формула расчета регионального тарифа будет разрабатываться Федеральной нотариальной палатой и утверждаться Минюстом РФ.
Норма УПК о хранении предметов без статуса вещдоков
В УПК РФ предусматривается, что учет и хранение изъятых в ходе досудебного производства предметов, включая электронные носители информации и документы, до признания их вещдоками или до их возврата владельцам осуществляются в порядке, установленном правительством РФ. Также вносятся изменения, согласно которым ценности после производства необходимых следственных действий сдаются на хранение не только в банк или иную кредитную организацию, но и в финансовое подразделение органа, принявшего решение об изъятии таких вещдоков, или специально выделенное помещение, обеспечивающее сохранность и надлежащие условия. Кроме того, кабмин наделяется полномочиями на установление порядка учета и хранения арестованного имущества
Усиление ответственности для иноагентов
Усиливается уголовная ответственности за создание деструктивных организаций (в том числе признанных иностранными агентами), деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами и иным причинением вреда их здоровью, с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Кроме того, уточняются основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение законодательства об иноагентах. В частности, уголовно наказуемыми признаются уклонение от исполнения обязанностей иноагента и нарушение порядка деятельности иноагента при условии, что за аналогичные деяния лицо привлекалось к административной ответственности дважды в течение года.
В КоАП РФ уточняются нормы, регулирующие ответственность иногентов, для приведения их в соответствие с положениями Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», вступившего в силу 1 декабря 2022 года. В частности, предусматривается административная ответственность за нарушение порядка деятельности иноагента. В УК РФ вводится ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иноагентов, совершенное лицом после его привлечения к административной ответственности два раза в течение одного года.
Новые статьи УК РФ с пожизненные сроками
Устанавливается уголовная ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных статьей «Диверсия» УК РФ, вооружение или подготовку лица в целях совершения преступлений, а также финансирование диверсии. Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 15 лет или пожизненное лишение свободы. Также вводится уголовная ответственность за прохождение лицом обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, за создание диверсионного сообщества, а равно руководство им — с максимальным наказанием на срок до 20 лет лишения свободы или пожизненным заключением. Корреспондирующие изменения внесены в УПК РФ.
Поправки в закон об исполнительном производстве
Устанавливается механизм перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях или казначейский счет. Предусматривается, что требование об указании реквизитов банковского или казначейского счета будет распространяться на взыскание денежных средств судебным приставов-исполнителем, а также банком или иной кредитной организацией.
Новые основания госзащиты для чиновников
Вносятся изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», которые касаются лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Закрепляется обязанность региональных чиновников уведомлять прокуратуру или другие госорганы обо всех случаях обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения. Также предусматривается, что после уведомления чиновник находятся под защитой государства.
Выплаты бывшим прокурорам и следователям СКР
Устанавливаются основания перерасчета ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой прокурорам и сотрудникам СКР в случае причинения им в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, а также нетрудоспособным членам семей прокуроров или сотрудников СКР в случае их гибели (смерти). Кроме того, уточнены случаи, при наступлении которых сотрудник СКР не считается исполнявшим служебные обязанности.
Кроме того, устанавливается, что одному из членов семьи сотрудника СКР, а также одному из членов семьи сотрудника, уволенного и ставшего инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, один раз в год будет оплачиваться стоимость проезда к месту лечения в санаторно-курортной организации, подведомственной СКР, и обратно.