Превентивная и примирительная деятельность нотариуса

Превентивная и примирительная функции института нотариата

Фомин Владимир Анатольевич, нотариус г. Москвы, кандидат юридических наук.

На современном этапе Россия столкнулась с серьезными проблемами чрезмерной загрузки судов, которая приводит к снижению эффективности разрешения споров, а также со слабо развитой правовой культурой населения, особенно в сфере разрешения конфликтов, поиска и достижения консенсуса. В связи с этим возникла необходимость направить усилия на досудебное урегулирование юридических конфликтов и формирование правовой культуры мирного разрешения споров. Однако возлагать решение такой задачи на судебную систему сегодня невозможно в силу объективных причин, так как это только усугубит проблему загруженности судей.

В последнее время в органах законодательной власти и научном сообществе идет дискуссия по поводу того, свойственно ли институту нотариата выполнение функций по предотвращению и разрешению конфликтов. Судебному разбирательству по многим категориям дел, таким как наследственные, семейные и коммерческие, предшествует взаимодействие сторон с нотариусом, и грамотная работа нотариуса может предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта.

Для успешного решения задач, заключающихся в разгрузке судебной системы и повышении качества правосудия, наше государство должно развивать систему альтернативных способов разрешения споров. Полагаем, что именно институт нотариата обладает существенными преимуществами для того, чтобы на его основе была реализована общероссийская система внесудебного урегулирования гражданских правоотношений . В какой степени превентивная и примирительная функции присущи нотариату?

Статья В.А. Фомина «Нотариат как один из способов внесудебного урегулирования гражданских правоотношений» включена в информационный банк согласно публикации — «Нотариус», 2013, N 2.

См.: Фомин В.А. Нотариат как один из способов внесудебного урегулирования гражданских правоотношений // Нотариальный вестник. 2013. N 6. С. 4 — 8.

Специфика института нотариата, в том числе его функций, состоит в смешанном — частно-публичном — характере. Данный институт не входит в систему органов государственной власти, но при этом совершает действия от имени государства. В.М. Жуйков отмечает, что нотариат «представляет государство и выполняет публичные функции», а нотариус, таким образом, является публичным лицом, представляющим государство .

Цит. по: Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования: Материалы круглого стола (г. Москва, 5 апреля 2010 г.) // www.notariat.ru/hot/press_3416_21.aspx.

В научном сообществе дискутируется вопрос о том, можно ли употреблять применительно к нотариальной деятельности термин «превентивное правосудие». Такое понимание нотариата характерно не только для нашей страны. Оно пришло к нам из-за рубежа, где давно и активно действует нотариат латинского типа. Так, Х.-Я. Пютцер справедливо отмечает, что нотариат представляет собой «институт по осуществлению предупредительного правосудия», является как бы судьей «в преддверии» . Следует иметь в виду, что данная точка зрения достаточно прочно укрепилась в странах латинского нотариата.

Пютцер Х.-Я. Нотариат в частноправовой системе // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 169.

В то же время И.В. Москаленко указывает на то, что термин «правосудие» вряд ли можно применять относительно нотариальной деятельности, и подчеркивает: осуществление правосудия — исключительная прерогатива судебной власти. Он справедливо отмечает, что «выражение «превентивное правосудие» применительно к нотариальной деятельности можно расценивать только как «жест вежливости к аудитории» и одновременно призыв ориентироваться в своей работе на самые высокие юридические стандарты» .

Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и правосудие // Нотариальный вестник. 2006. N 2.

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что нотариат выполняет превентивную функцию, направленную на предотвращение возникновения судебного разбирательства. И, на наш взгляд, применение термина «правосудие» относительно этой функции создает терминологическую путаницу, приводит к смешению компетенции нотариата и суда.

Превентивная функция нотариата позволяет участникам гражданских правоотношений воспользоваться уникальными способами правовой защиты, выраженными в совершении ряда нотариальных действий, направленных на снижение риска и возможных потерь от участия в гражданском обороте . Формой реализации превентивной функции нотариата выступают конкретные нотариальные действия. Например, нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательств без обращения в суд в следующих формах: совершение исполнительных надписей по некоторым обязательствам (ст. 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы о нотариате); взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации; ст. 7 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 Гражданского кодекса Российской Федерации).

См., например: Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и адвокатура // Современное право. 2006. N 4. С. 68.
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Наиболее часто дискуссии в научном сообществе возникают по поводу другой функции нотариуса — в данной статье мы именуем ее примирительной. В отличие от превентивной функции, она направлена на разрешение уже возникшего юридического конфликта между лицами, обратившимися к нотариусу. Здесь речь идет о применении нотариусом альтернативных способов урегулирования таких ситуаций. Именно в этой сфере, по нашему мнению, потенциал нотариата на сегодняшний день реализован крайне слабо.

Если исходить из содержания Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, то участие нотариуса в делах, где имеет место спор, не соответствует закону. Можно согласиться с мнением В.Ф. Тараненко, что, «разрешая отнесенные к его ведению вопросы, нотариус, в отличие от суда, не исследует и не выясняет спорных обстоятельств. Предмет нотариальной деятельности — бесспорные дела» .

Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян (Institutiones). М., 2002. С. 605.

Однако здесь нужно разграничить два схожих понятия: «юридический конфликт» и «правовой спор». В юридической конфликтологии выделяется два понимания юридического конфликта — широкое и узкое. Согласно узкому толкованию, под юридическим конфликтом понимается такой конфликт, все элементы которого (мотивация, участники, объекты и др.) носят правовой характер. В соответствии с широким толкованием к юридическому конфликту относится противоборство с наличием хотя бы одного элемента юридических отношений, причем необязательно, чтобы правовые отношения имелись на каждом этапе развития конфликта .

См.: Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 90.

В толковом словаре русского языка спор определяется как «взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом» . Правовой спор, или спор о праве, является самостоятельным, но не обязательным этапом в развитии юридического конфликта. Например, если противоречия игнорируются, то спор не возникает. Он появляется, когда противоречия создают такую неопределенность в отношениях или такие препятствия в реализации прав, которые ни одна их сторон своей волей в одностороннем порядке не может преодолеть. Для их устранения требуется либо взаимодействие обеих сторон, либо вмешательство третьей стороны . Наличие спора предполагает существование неких правил, по которым он ведется, признаваемых обеими сторонами, а значит, он уже не является произволом. Таким образом, спор является стадией в развитии конфликта. Эта стадия может быть обязательной или необязательной. В зависимости от значимости конфликта для самих сторон и для общества в целом, а также от степени цивилизованности общества, развитости правовых средств разрешения конфликтов наличие стадии спора в рамках конфликта будет более или менее обязательным.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 658.
См.: Зайцева А.И., Захарьящева И.Ю., Балашова И.Н., Балашов А.Н. Альтернативное разрешение споров: Учебно-методический комплекс. М., 2007. С. 6.

Спор о праве — это регламентированное нормами соответствующего материального права общественное отношение конфликтующих участников . Спор возникает в гражданском обороте как конфликт из-за действительного или предположительного посягательства одного лица на права и охраняемые интересы другого лица. Такими являются, в частности, коммерческие, трудовые, семейные споры. В объем понятия «спор о праве» включаются не все разногласия, а только разногласия, урегулированные правом. Однако юридический конфликт может сочетать в себе правовые и неправовые элементы. Наличие неюридических свойств не лишает спор правового характера, но влияет на возможность его урегулирования и разрешения.

См.: Зайцев И.М. Спор о праве как звено связи материального права с гражданским процессом / Вопросы развития и защиты прав граждан: Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1977. С. 44.

Следовательно, под спором о праве мы понимаем самостоятельный этап развития юридического конфликта, связанный с попыткой перехода к его разрешению. Спор о праве содержит в себе только юридические элементы и разрешается в ходе специальной формализованной процедуры. Конкретным примером правового спора выступает процедура рассмотрения дела в суде, где все элементы существующего конфликта приобретают юридический характер — в суде решается вопрос права. И с этой точки зрения сфера деятельности нотариата — действительно бесспорная юрисдикция. Когда конфликт переходит на стадию правового спора, решение должен вынести суд.

Однако в нотариальной практике нередко возникают ситуации, когда стороны находятся в состоянии конфликта, но при этом спора о праве между ними нет. Например, это происходит в случае конфликтов, связанных с принятием наследства: стороны признают права друг друга в отношении наследования имущества, не оспаривают прав другой стороны, но в связи с конфликтом они не могут договориться о реализации своих прав относительно общей собственности. Подобные ситуации возникают и в сфере семейных отношений, когда у сторон нет спора о правах каждого, но они не могут достичь консенсуса в вопросе совместной реализации этих прав. И именно нотариус может взять на себя роль примирителя, помогая сторонам урегулировать возникший юридический конфликт.

Одной из наиболее успешных форм реализации нотариусом примирительной функции является процедура медиации, в ходе которой нотариус-медиатор не выносит решение по существу, но помогает сторонам прийти к взаимовыгодному соглашению.

С самого своего основания институт нотариата реализует превентивную и примирительную функции, способствуя предотвращению и разрешению юридических конфликтов. Однако для более эффективной реализации этих функций нотариусу необходима правовая и методологическая база, что позволит, с одной стороны, официально закрепить его статус в сфере внесудебного урегулирования споров, а с другой — дать ему необходимые профессиональные инструменты для осуществления этой деятельности. В связи с этим считаем, что вопросы содержания и реализации превентивной и примирительной функций института нотариата необходимо максимально полно урегулировать в новом федеральном законе «О нотариате и нотариальной деятельности» .

Проект Федерального закона N 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности» внесен в Государственную Думу 3 декабря 2013 г. (см.: http://www.notariat.ru/ddata/file-file/8473.pdf).

На сегодняшний день у нас есть доступ к успешному зарубежному опыту осуществления нотариусами примирительной функции. Например, в большинстве стран, где существует нотариат латинского типа, на практике реализована возможность проведения нотариусами процедуры медиации. Г.-В. Юнг указывает, что в Германии деятельность нотариуса в качестве посредника происходит в двух основных формах — удостоверение актов и проведение официальных примирительных процедур. Функции нотариуса, осуществляющего свою деятельность в качестве медиатора, не ограничиваются лишь управлением переговорами, а направлены также на использование его юридической квалификации для оформления решения в юридической форме .

См.: Фар П. и др. Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения споров) / Отв. ред. Катарина Грефин фон Шлиффен и Бернд Вегманан; пер. с нем. С.С. Трутникова. М., 2005. С. 112.

В Российской Федерации институт нотариата, по нашему мнению, наиболее пригоден как основа для развития медиативной практики. В отличие от адвоката, нотариус не является представителем какой-либо из сторон, можно сказать, что «нотариус — адвокат закона» . В первоначальной версии проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» нотариус был указан в качестве основного претендента на роль медиатора, в частности, предлагалась такая идея: мировое соглашение, выработанное сторонами с участием посредника, может быть исполнено в принудительном порядке посредством проставления исполнительной надписи нотариуса .

Алеев Р. Афоризмы о нотариате. М., 2003. С. 3.
Статья 254 проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2011/11/18/notariat-site-dok.html.

Действующим законодательством Российской Федерации нотариусу не запрещено осуществлять примирительную деятельность, в том числе в формате проведения процедуры медиации. Для осуществления медиации на профессиональной основе необходимо достигнуть возраста 25 лет, иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Дополнительные требования к посреднику могут устанавливаться соглашением сторон или правилами проведения примирительной процедуры . Однако в законодательстве о нотариате на сегодняшний день остается неурегулированным вопрос, касающийся нотариальной медиации, процедуры ее осуществления, правовых последствий оформления нотариусом медиативного соглашения и размера государственной пошлины за осуществление такого нотариального действия. Несмотря на это, в современной нотариальной практике применение процедуры медиации становится все более распространенным явлением, особенно при разрешении конфликтов между наследниками о разделе наследственного имущества и порядке его использования .

Статья 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
См.: Загайнова С.К., Малюшин К.А. и др. Медиация в нотариальной деятельности / Под ред. С.К. Загайновой, Н.Н. Тарасова, В.В. Яркова. М., 2012. С. 328.

В проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности» функция нотариуса по урегулированию разногласий с применением процедуры медиации регламентируется через определение задач нотариальной деятельности; в нем содержатся также нормы, определяющие применение этой процедуры на практике (ст. 5). Принятие данного федерального закона позволит российским нотариусам быстрее начать осуществлять и в полной мере реализовывать свою примирительную функцию.

Нотариус, как нам представляется, является лучшим кандидатом на роль медиатора: он обладает большим опытом работы в рамках бесспорной юрисдикции и урегулирования споров, имеет возможность нотариально удостоверить заключаемое медиативное соглашение с проставлением на нем исполнительной надписи, что будет служить дополнительной гарантией, обеспечивающей его исполнение.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Превентивная функция конституционной конфликтологии и использование ее потенциала публично-правовыми институтами (на примере деятельности нотариата)

Москаленко Михаил Николаевич, нотариус, кандидат юридических наук.

В статье охарактеризованы потенциальные возможности нотариата в сфере реализации превентивной функции публично-правовых институтов на современном этапе развития российского государства, обоснована целесообразность использования представителями нотариального сообщества достижений формирующегося учения — конституционной конфликтологии.

Ключевые слова: конфликт, общество, право, конституция, конституционная конфликтология, суд, превентивная функция, функция, нотариус, нотариат.

Preventive Function of Constitutional Conflictology and Use of its Potential by Public Law Institutions (as Exemplified by Notaries’ Activities)

Moskalenko Mikhail N., Notary Public, Candidate of Legal Sciences.

The article outlines the potential of notaries in the implementation of preventive functions of public legal institutions at the present stage of development of the Russian state, the appropriateness of the representatives of the notary community achievements emerging doctrine is a constitutional conflict.

Key words: conflict, society, law, constitution, constitutional conflict, court, preventive function, function, notary, notary.

Объектом изучения конституционной конфликтологии является конституционный конфликт, и прежде всего реально существующие противоречия между различными частями «народа» в его конституционно-правовом понимании, либо значительно чаще искусственно формируемые и представляемые обществу (в интересах группы лиц, партий, блоков и т.п.) мнимые противоречия, используемые для совершения государственных переворотов и иных противоправных действий. Подобного рода процессы и явления, которые во многих постсоциалистических странах обусловили падение темпов экономического развития, «метание» между выбором ориентира развития, «цветные» революции и гражданские войны, и призвана в первую очередь изучать конституционная конфликтология.

Многие авторы обоснованно обращают внимание на то обстоятельство, что «природа конфликта неоднозначна. С одной стороны, столкновение интересов представляет собой не что иное, как борьбу противоположностей, которая выступает движущей силой поступательного развития общественных отношений, которое изменяет сложившееся в обществе равновесие. Такое изменение, обусловленное объективными причинами, сталкивается со стремлением индивидуумов улучшить свое материальное положение, социальный статус и т.д., или, напротив, не допустить ухудшения существующего положения. Как правило, в результате разрешения конфликта, например на основе разумного компромисса, удается восстановить равновесие с учетом изменения объективных условий существования гражданского общества» .

Рыльская М.А. Проблемы разрешения конфликтов в гражданском обществе: повторение пройденного // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 14.

Тем не менее, как правило, конфликт более целесообразно предотвратить, нежели допустить его негативные последствия; превентивную функцию реализуют многие отрасли права. Конституционное право реализует в том числе превентивную функцию; демонстрируя возможность наступления негативных для нарушителя последствий, позиционирует принуждение как государственно-правовой способ подавления отрицательных волевых намерений субъектов, чтобы гарантировать их подчинение нормам права .

Евстифеев Д.М. Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 15 — 25.

Ключевыми составляющими (характеристиками) понятия превентивных функций выступают юридические средства правового регулирования . В теории конституционализма превентивная функция характеризуется обычно в контексте проблематики конституционной ответственности, под которой понимается «закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему диспозициями этих норм, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия» .

Москаленко И.В. Понятие превентивных функций в системе гражданского права // Юридический мир. 2012. N 5. С. 26 — 28.
Конституционное право Российской Федерации // И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др. / Отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с. С. 18.

Н.В. Витрук отмечал, что в качестве сопутствующих функций конституционной (конституционно-правовой) ответственности «служат превентивная и воспитательная функции. Нормы конституции, других источников (форм) конституционного права, регулируя отношения ответственности, тем самым профилактируют возможность их нарушения, ориентируют на их полное и эффективное соблюдение всеми субъектами права в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 15 Конституции России: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» .

Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009. 432 с. С. 77.

На наш взгляд, превентивная функция конституционного права не всегда реализуется в рамках конституционной ответственности, что предопределяет актуальность исследования соответствующей функции конституционной конфликтологии. В этом плане исследователи обосновывают необходимость «искать несколько иные механизмы мирного и бескровного урегулирования международных конфликтов, а именно конституционно гарантированные механизмы раннего, так сказать, преддоговорного предупреждения многообразных международных разногласий. Такие механизмы (например, система определенных духовно, научно и практически проверенных правовых и политических ценностей, целей, принципов, институтов и функций, которые могут позволить конфликтующим и иным заинтересованным сторонам совместно разработать и принять конкретные решения и реализовать их для взаимного блага и перспективного сотрудничества) целесообразно закреплять в содержании основных законов современных государств — конституций народов, которые, в отличие от временно наделенных государственной властью изменчивых людей, могут содержать в себе долговременные и общеобязательные предписания, устанавливающие упреждающий, так сказать, преддоговорный порядок по мирному разрешению тех или иных потенциальных споров между собой» .

Осипян Б.А. Правовые основы международной безопасности // Международное право и международные организации. 2014. N 2. С. 245 — 254.

К настоящему времени в публичной сфере Российской Федерации, как обоснованно отмечает О.В. Макаров, сложился и действует ряд публично-правовых институтов, среди которых не только государственное и муниципальное управление, но и прокуратура, адвокатура, нотариат, патентные поверенные, арбитражные управляющие, саморегулирование и деятельность публичных субъектов. Хотя Конституция Российской Федерации не упоминает и не знает термина «публичная сфера», реально публично-правовая сфера как совокупность публичных институтов, публичных субъектов и организующих и опосредующих форм их деятельности оказывает принципиальное влияние на формирование российской правовой государственности» .

Макаров О.В. Проблемы правового режима организации и деятельности публичных институтов в свете последних законодательных новелл о нотариате // Нотариус. 2015. N 2. С. 12 — 15.

В этом плане, к примеру, суды нельзя отнести к числу органов, «монопольно» реализующих превентивную функцию, ибо их эффективная деятельность возможна лишь при активном содействии других институтов, в том числе нотариата . Нотариат выступает в качестве института превентивного, как бы предупредительного правосудия . Нотариат «выполняет превентивную функцию, направленную на предотвращение возникновения судебного разбирательства» .

См. подробнее: Москаленко И.В., Москаленко М.Н. К вопросу об актуальности изучения роли нотариата в правоохранительной и судебной деятельности (на примере обеспечения доказательственной информации) // Нотариус. 2013. N 6. С. 8 — 9; Москаленко М.Н. Взаимодействие правоохранительных органов, нотариата и суда: историко-правовой анализ российского и зарубежного опыта // История государства и права. 2013. N 20. С. 55 — 62; Москаленко М.Н. Институт «доказательств» и «доказательственной информации»: роль в развитии теории правоохранительной, судебной и нотариальной деятельности // Нотариус. 2013. N 4. С. 6 — 10; Москаленко И.В., Москаленко М.Н. Взаимодействие нотариальной и судебной систем // Нотариус. 2013. N 1. С. 8 — 10.
Соколова Е.И. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в механизме реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 6. С. 57 — 61.
Татаринцева Е.А. Функции нотариата в возникновении и развитии правоотношений по воспитанию детей в семье // Нотариус. 2015. N 1. С. 27 — 31.

Можно отметить, что «расширение полномочий нотариусов, ужесточение требований к лицам, занимающим должности нотариусов, усиление связи системы нотариата с судебными органами и регистрирующими органами не только способствуют популяризации нотариата в Российской Федерации, но и положительно влияют на развитие России как правового государства» .

Синцов Г.В. О влиянии последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ в законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариус. 2015. N 2. С. 10 — 11.

Несомненно важным для работы как нотариата, так и судебной системы является значительное расширение полномочий нотариусов в сфере обеспечения доказательств. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ ликвидировано ограничение, не позволявшее нотариусам обеспечивать доказательства по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находилось в производстве суда или административного органа . Внесение указанных изменений позволит снизить загруженность судей, будет способствовать дальнейшему сближению двух и без того тесно связанных друг с другом систем — системы нотариата и судебной системы .

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. N 299. 31 декабря.
Синцов Г.В. Указ. соч. С. 12.

На это обстоятельство обращают внимание многие авторы: «На современном этапе Россия столкнулась с серьезными проблемами чрезмерной загрузки судов, которая приводит к снижению эффективности разрешения споров, а также со слабо развитой правовой культурой населения, особенно в сфере разрешения конфликтов, поиска и достижения консенсуса. В связи с этим возникла необходимость направить усилия на досудебное урегулирование юридических конфликтов и формирование правовой культуры мирного разрешения споров. Однако возлагать решение такой задачи на судебную систему сегодня невозможно в силу объективных причин, так как это только усугубит проблему загруженности судей. В последнее время в органах законодательной власти и научном сообществе идет дискуссия по поводу того, свойственно ли институту нотариата выполнение функций по предотвращению и разрешению конфликтов. Судебному разбирательству по многим категориям дел, таким как наследственные, семейные и коммерческие, предшествует взаимодействие сторон с нотариусом, и грамотная работа нотариуса может предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта» .

Фомин В.А. Превентивная и примирительная функции института нотариата // Судья. 2014. N 7. С. 34 — 35.

В научном сообществе дискутируется вопрос о том, можно ли употреблять применительно к нотариальной деятельности термин «превентивное правосудие». Такое понимание нотариата, как утверждают некоторые исследователи, «характерно не только для нашей страны. Оно пришло к нам из-за рубежа, где давно и активно действует нотариат латинского типа» . Так, Х.-Я. Пютцер отмечает, что нотариат представляет собой «институт по осуществлению предупредительного правосудия», является как бы судьей «в преддверии» .

Фомин В.А. Указ. соч. С. 35.
Пютцер Х.-Я. Нотариат в частноправовой системе // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 169.

В любом случае превентивная функция нотариата позволяет участникам гражданских правоотношений воспользоваться уникальными способами правовой защиты, выраженными в совершении ряда нотариальных действий, направленных на снижение риска и возможных потерь от участия в гражданском обороте . Формой реализации превентивной функции нотариата выступают конкретные нотариальные действия. Например, нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательств без обращения в суд в следующих формах: совершение исполнительных надписей по некоторым обязательствам (ст. 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации; ст. 7 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 Гражданского кодекса Российской Федерации) .

Фомин В.А. Указ. соч. С. 35.
Там же.

По нашему мнению, превентивная функция нотариата все более активно прослеживается и в сфере «применения нотариусом норм иностранного права» . В современных сложных геополитических условиях, во многом обусловленных «санкционным» давлением на Российскую Федерацию и предопределивших комплекс ответных мер со стороны российского государства, международные договоры уже практически всегда применяются только с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркивающих их «подчиненность» российской Конституции, суверенным интересам нашей страны. В этом плане автор статьи, будучи практикующим нотариусом, полагает, что при подготовке кадров для нотариата, наряду с углубленным изучением гражданского, корпоративного права, не следует игнорировать и конституционное право, «корректирующее» действие всех международных соглашений для России, а также формирующееся учение о конституционной конфликтологии, выполняющее в том числе превентивную функцию, что соответствует и миссии нотариата.

Глава 21 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г., N 4462-1 (ред. от 30.03.2015)) // Российская газета. N 49. 1993. 13 марта.

Литература

  1. Алжеев И.А., Власенко И.Б., Догадайло Е.Ю. Конституционное право Российской Федерации / Отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 18.
  2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009. С. 77.
  3. Евстифеев Д.М. Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 15 — 25.
  4. Макаров О.В. Проблемы правового режима организации и деятельности публичных институтов в свете последних законодательных новелл о нотариате // Нотариус. 2015. N 2. С. 12 — 15.
  5. Москаленко И.В. Понятие превентивных функций в системе гражданского права // Юридический мир. 2012. N 5. С. 26 — 28.
  6. Москаленко И.В., Москаленко М.Н. Взаимодействие нотариальной и судебной систем // Нотариус. 2013. N 1. С. 8 — 10.
  7. Москаленко И.В., Москаленко М.Н. К вопросу об актуальности изучения роли нотариата в правоохранительной и судебной деятельности (на примере обеспечения доказательственной информации) // Нотариус. 2013. N 6. С. 8 — 9.
  8. Москаленко М.Н. Взаимодействие правоохранительных органов, нотариата и суда: историко-правовой анализ российского и зарубежного опыта // История государства и права. 2013. N 20. С. 55 — 62.
  9. Москаленко М.Н. Институт «доказательств» и «доказательственной информации»: роль в развитии теории правоохранительной, судебной и нотариальной деятельности // Нотариус. 2013. N 4. С. 6 — 10.
  10. Осипян Б.А. Правовые основы международной безопасности // Международное право и международные организации. 2014. N 2. С. 245 — 254.
  11. Пютцер Х.-Я. Нотариат в частноправовой системе // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 169.
  12. Рыльская М.А. Проблемы разрешения конфликтов в гражданском обществе: повторение пройденного // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 14.
  13. Синцов Г.В. О влиянии последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ в законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариус. 2015. N 2. С. 10 — 11.
  14. Соколова Е.И. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в механизме реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 6. С. 57 — 61.
  15. Татаринцева Е.А. Функции нотариата в возникновении и развитии правоотношений по воспитанию детей в семье // Нотариус. 2015. N 1. С. 27 — 31.
  16. Фомин В.А. Превентивная и примирительная функции института нотариата // Судья. 2014. N 7. С. 34 — 35.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

ПРЕВЕНТИВНАЯ И ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСА

? медиативным подходом для разрешения конфликтов в своей нотариальной практике.

Нотариат как институт превентивного правосудия

В научном сообществе существует дискуссия по вопросу того, можно ли обозначать нотариальную деятельность как превентивное правосудие. Такое понимание нотариата характерно не только для нашей страны. Оно пришло к нам из-за рубежа, где давно и активно действует нотариат латинского типа. Так, Ханнс-Якоб Пютцер справедливо отмечает, что нотариат представляет собой «институт по осуществлению предупредительного правосудия», он как бы «судья в преддверии».

В. М. Жуйков полагает, что общность в целях, принципах и полномочиях правосудия и нотариата позволяет охарактеризовать нотариат как институт превентивного правосудия: «Какое содержание мы вкладываем в понимание нотариата как института превентивного, предупредительного правосудия? Прежде всего это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия».

Оппонентом этой точки зрения выступает И. В. Москаленко, утверждающий, что функция общей и частной превенции, свойственная и судам, не образует вместе с тем существа правосудия как особой формы применения права, осуществляемой судебной властью. Он справедливо указывает на то, что «выражение „превентивное правосудие» применительно к нотариальной деятельности можно расценивать только как „жест вежливости к аудитории» и одновременно призыв ориентироваться в своей работе на самые высокие юридические стандарты».

Можно сделать вывод о том, что нотариус сегодня действительно осуществляет превентивные функции, которые позволяют предотвратить возникновение судебного разбирательства или упростить его осуществление для сторон. Но в то же время применять к нотариату термин «правосудие» в его законодательном смысле мы не считаем возможным. Превентивная функция нотариата позволяет участникам гражданских правоотношений воспользоваться уникальными способами правовой защиты, выраженными в совершении ряда нотариальных действий, направленных на снижение риска и возможных потерь от участия в гражданском обороте.

Формой реализации превентивной функции нотариата выступают конкретные нотариальные действия. Например, нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательств без обращения в суд в следующих формах: получение по некоторым обязательствам исполнительных надписей нотариусов (ст. 89 Основ законодательства РФ о нотариате), взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст. 349 ГК РФ).

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий