Может ли инспектор ГИБДД настаивать на предъявлении бумажной версии е-ОСАГО?
Введение электронной автогражданки решило много существовавших проблем, дав собственникам транспорта возможность приобретения обязательной автостраховки без покупки дополнительных услуг. Но вместе с пользой новшество принесло и проблемы.
Поделиться
Одна из проблем вызвана недопониманием между инспекторами ГИБДД и автовладельцами в части необходимости предъявления распечатанной копии полиса е-ОСАГО при остановке автомобиля. Инспекторы ГИБДД часто настаивают на предъявлении копии электронного полиса, вот только водители не всегда имеют возможность распечатать этот документ.
Как же быть в ситуации, когда сотрудники дорожной полиции требуют копию полиса, а у автовладельца ее при себе нет? На этот счет есть четкие инструкции Министерства внутренних дел России.
КоАП и внутренние приказы МВД
Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО регулируется статьей 12.37 КоАП РФ. В первой части данной статьи сказано, что водителя оштрафуют на пятьсот рублей, если он управляет машиной вне периода использования, предусмотренного страховкой, или не вписан в перечень водителей.
Управление транспортом, когда его собственник вовсе не купил автогражданку, наказывается штрафом в восемьсот рублей.
Но в случае с предъявлением копии электронного полиса данная статья применяться не может, так как фактически автовладелец исполнил требование закона. Следовательно, если водитель машины вписан в полис и использует ее в предусмотренный договором период, то нет оснований для применения статьи 12.37 КоАП РФ.
Кроме того, в данной статье нет ни слова про обязанность водителя предъявлять инспектору ГИБДД копию электронной обязательной автостраховки.
Однако в Правилах дорожного движения сказано: «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки страховой полис ОСАГО в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом».
Выходит, что предъявлять электронный полис вроде нужно, но никакой ответственности за отсутствие его распечатанной копии не предусмотрено.
Полную ясность в этот вопрос вносит разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года. Согласно пункту 6 данного документа, руководству региональных подразделений ГИБДД следует обеспечить проведение нарядами ДПС проверок наличия либо отсутствия полисов ОСАГО у владельцев транспорта, купивших полис в виде электронного документа, с использованием ресурса, расположенного в сети ИМТС МВД России, или официального сайта Российского Союза Автостраховщиков.
Там же дословно написано следующее: «При наличии в информационной системе сведений о заключении договора ОСАГО исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ».
Проще говоря, письмо №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года обязывает сотрудников дорожной полиции проверять факт наличия электронного полиса ОСАГО через базу данных МВД или РСА.
Соответственно, оштрафовать водителя они вправе только при нарушении периода использования транспорта или в случае управления транспортным средством лицом, которое не вписано в электронный полис обязательного автострахования в качестве водителя.
Что делать, если инспектор настаивает на предъявлении полиса е-ОСАГО?
Однако на практике некоторые сотрудники ГИБДД либо не знакомы с упомянутым разъяснительным письмом, либо делают вид, что не знают о нем. Периодически даже появляются сведения о том, что водителей по-прежнему штрафуют за отсутствие распечатанной копии электронного полиса ОСАГО.
Естественно, незаконный штраф можно аннулировать через суд, но для этого водителю придется тратить личное время.
Нужно указать сотруднику ГИБДД на разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года, запрещающее штрафовать водителей, оформивших полис е-ОСАГО, за отсутствие обязательной автостраховки.
Если по какой-либо причине у инспектора нет возможности проверить информацию в базе данных, нужно попробовать договориться о том, что он воспользуется для этого смартфоном водителя, посетив официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков.
В особо тяжелых случаях недопонимания водителю остается только молча подписать протокол об административном правонарушении, чтобы не провоцировать сотрудника ГИБДД к развитию конфликтной ситуации, а затем обжаловать его решение в судебном порядке.
В дополнение можно оформить жалобу на неправомерные действия инспектора через официальный сайт местной прокуратуры. Высока вероятность, что нерадивый сотрудник дорожной полиции как минимум получит служебное взыскание.
Беспроблемный вариант
И все же сегодня оптимальным вариантом является наличие в автомобиле распечатанной копии электронного полиса ОСАГО. Тем более, что для этого не обязательно иметь дома принтер. Например, автовладелец может скопировать файл с изображением обязательной автостраховки на карту памяти смартфона, а затем обратиться в ближайший фотосалон.
За распечатку одностраничного документа с него вряд ли возьмут больше десяти рублей, зато точно не возникнет проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД, которые не знакомы с разъяснительными письмами собственного ведомства.
Обязательно ли иметь при себе и предъявлять ГИБДД страховку ОСАГО сейчас?
Правила дорожного движения обязывают водителя иметь при себе и передавать на проверку сотрудникам ГИБДД три обязательных документа: водительское удостоверение, СТС и страховой полис. И если с первыми двумя документами всё предельно ясно, то насчёт ОСАГО возникают вопросы. Тем более, что сейчас полисы продаются и в электронном виде. Можно ли показать инспектору е-ОСАГО с экрана телефона? Или нужно иметь при себе бумажную распечатку электронного полиса? А может показывать ничего не нужно, ведь есть база РСА, и инспектор может сам пробить, застрахована машина или нет? В статье будем выяснять все эти моменты со ссылками на официальные источники и судебную практику.
Обязан ли водитель возить с собой полис ОСАГО в 2023 году?
Начнём с того, что все обязанности водителей подробно регламентированы Правилами дорожного движения, а владельцев машин – еще и Федеральным законом № 40 Об ОСАГО:
- так, пункт 1 статьи 4 ФЗ обязывает владельцев автомобилей страховать свою гражданскую ответственность, путём приобретения полиса ОСАГО,
- а пункт 2.1.1 ПДД устанавливает перечень документов, которые водитель должен возить с собой и предъявлять на проверку по требованию инспекторов ДПС – помимо в/у и СТС в список этих обязательных документов входит как раз страховой полис,
- в том же пункте Правил есть оговорка, что если документ оформлен в электронном виде, то у водителя есть право предоставить его с экрана мобильного устройства, либо в виде распечатки,
- за отсутствие ОСАГО предусмотрена ответственность в рамках КоАП.
Таким образом, действующие в 2023 году ПДД обязывают водителей возить с собой в машине страховой полис. А вот как его предъявлять – зависит от того, какое у вас оформлено ОСАГО: в бумажном или в электронном виде.
Исключение из правил!
Закон позволяет передвигаться на автомобиле без ОСАГО лишь в одном случае.
Речь идёт о ситуации, когда вы приобрели право собственности на машину, к примеру – по договору купли-продажи или в результате наследования. С этого времени у вас есть 10 дней, чтобы заключить договор ОСАГО и переоформить автомобиль в ГИБДД (пункт 2 статьи 4 ФЗ-40). И в течение этих десяти дней вы можете ездить на автомобиле без страхового полиса.
Даже если вас остановят инспекторы, они не вправе выписать штраф за отсутствие ОСАГО. Но не всё так просто. Чтобы подтвердить легитимность передвижения в течение 10 дней вы должны сообщить сотрудникам ГИБДД о том, что приобрели автомобиль и подтвердить этот факт правоустанавливающим документом (к примеру, договором купли-продажи) + быть вписаны в ПТС.
Есть ещё одно исключение, когда закон разрешает ездить без страховки. Но для этого у вас должно быть не транспортное средство. Определение этого термина содержится в пункте 1.2 ПДД. Например, мотоблок, снегоход, квадроцикл и прицеп транспортными средствами не являются – оформлять ОСАГО на них не нужно. Но и ездить на этих средствах передвижения можно в строго определённых местах, вне дорог общего пользования.
Какой штраф, если у водителя нет с собой страховки?
От 500 до 800 рублей.
В 2023 году за неисполнение пункта 2.1.1 (1) Правил водителя машины ждёт административная ответственность:
- если вы вообще не оформляли ОСАГО – штраф составит 800 рублей по части 2 ст. 12.37 КоАП,
- если страховой полис имеется, но человек за рулём в него не вписан – штраф 500 рублей (часть 1 той же статьи),
- если полис есть, но вы не взяли его с собой – 500 рублей (часть 2 ст. 12.3 КоАП).
Надо сказать, что эти мизерные штрафы уже давно стоят поперёк горла представителям Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Проблема в том, что многим автолюбителям проще заплатить 800 рублей и не покупать полис ОСАГО. Поэтому от РСА периодически возникают инициативы об увеличении штрафов за езду без страховки – по последним новостям сумму хотели поднять до 5 000 рублей. Однако до реального принятия поправок и изменения редакции КоАП дело так и не дошло. И не факт, что дойдёт, учитывая статистику отказов по инициативам РСА в последнее время.
К слову, штраф – единственное наказание за отсутствие ОСАГО. Ни лишение водительских прав, ни эвакуация на штрафстоянку, ни снятие номеров не применяются. Зато инспектор ДПС может выписать водителю требование (предписание) о прекращении правонарушения. А за его неисполнение грозит привлечение по части 1 ст. 19.3 Кодекса, где наказания вплоть до ареста. Это незаконно, но на практике применяется сплошь и рядом.
Проверяют ли вообще сейчас ОСАГО на дорогах?
Да, но не всегда.
На практике инспекторы могут проверить у водителя только в/у и СТС – и, если с ними всё в порядке, пожелать счастливого пути. Но довольно часто ИДПС просят предоставить еще и страховку. Особенно если идёт рейд по проверке документов.
А вот при оформлении протокола или постановления о нарушении полис ОСАГО смотрят редко, поскольку сотрудников ГИБДД заботят другие дела. Аналогично и в случае освидетельствования на опьянение – на наличие или отсутствие у вас страховки могут даже не обратить внимание.
Тем не менее, уже в 2023 году контроль за наличием полисов ОСАГО может усилиться.
Это должно стать возможным благодаря технической возможности отслеживать автомобили без страховки с помощью дорожных камер. Судя по последним новостям, базы РСА и ГИБДД уже синхронизированы, а недавно к процессу подключился ещё один крупный игрок рынка – Банк России.
Согласно последним новостям, пока в планах проверять наличие ОСАГО с камер только у нарушителей ПДД. Например, если водитель превысит скорость, а на машину не оформлена страховка, владельцу автомобиля придут сразу два штрафа – один по ст. 12.16 КоАП за скорость, а второй по ст. 12.37 за отсутствие полиса.
Как предъявлять полис инспектору?
Всё просто! Порядок предъявления ОСАГО инспектору зависит от того, какую страховку вы оформляли:
- если классическую бумажную – показываете розовый оригинал полиса,
- если электронный – допускается два варианта предъявления: либо файл PDF с экрана электронного устройства (смартфона, планшета, ноутбука), либо распечатку е-ОСАГО на бумажном носителе.
Как узнать, какой у вас полис? Достаточно посмотреть на серию в самом верху документа – цифровой ОСАГО начинается с «XXX». А в самом низу фигурирует усиленная квалифицированная подпись того страховщика, который выдал вам полис.
Обратите также внимание, что передавать полис в руки инспектору вы не обязаны. В пункте 2.1.1 (1) ПДД указано, что страховку необходимо представить, а не передать. Поэтому вы можете продемонстрировать ОСАГО из своих рук или через стекло автомобиля. Главное, чтобы полицейский смог считать указанную в страховке информацию.
Нужно ли возить распечатанный электронный полис?
Необязательно, но желательно.
До января 2020 года у автовладельцев не было возможности предъявлять страховой полис с экрана телефона. В Правилах дорожного движения было чётко прописано, что при оформлении е-ОСАГО у автовладельца должна быть при себе бумажная распечатка. В противном случае грозил штраф.
Однако со 2 января 2020 года в ПДД внесли изменения и появился выбор. Сейчас при наличии электронной страховки водителю необязательно распечатывать её на бумаге и возить с собой в машине. Достаточно предъявить е-ОСАГО в виде pdf-файла с экрана мобильного устройства, и этого будет достаточно.
Но мы всё же рекомендуем распечатать цифровой полис и возить его с собой. Занимает это от силы пару минут, зато у вас будет бумажный вариант на случай, если мобильный телефон выйдет из строя или на трассе не будет ловить связь.
А если я не смогу показать инспектору е-ОСАГО – будет штраф?
Впрочем, ещё недавно в случае, если водитель не мог предъявить е-ОСАГО с экрана телефона и распечатка у него также отсутствовала, сотрудники ГИБДД выписывали штраф 500 рублей по части 2 ст. 12.3 КоАП за забытую дома страховку. И оспорить наказание было проблематично.
Но вскоре вышло Постановление Пленума Верховного Суда № 20, где эту порочную практику запретили.
Вот на что указал ВС РФ в абзаце 2 пункта 5 ППВС:
5. Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.
Фактически инспекторам запретили штрафовать водителей, если последние не могут предъявить е-ОСАГО с экрана мобильного устройства или передать распечатку.
И это логично! Ведь на том же сайте РСА легко узнать, оформлялся ли полис ОСАГО на конкретный автомобиль. Для этого нужно вбить VIN, госномер, номер кузова или шасси, после чего система выдаст всю информацию. У инспекторов также есть доступ к этой базе, и они могут проверить на месте, застрахована автогражданская ответственность или нет.
Можно ли возить не оригинал, а копию бумажного полиса?
Среди некоторых водителей распространено заблуждение, что вместо оригинала бумажного ОСАГО можно возить копию. Ведь с неё можно считать серию, номер, ФИО собственника, допущенных к управлению лиц и другую важную информацию.
Но по закону копия не подойдёт!
Пункт 2.1.1(1) ПДД указывает, что водитель должен представить на проверку страховой полис. Никакой уточняющей информации на тему того, что можно передать копию бумажного ОСАГО нет. И это легко объяснить – бумажные полисы выдаются на бланках строгой отчётности, которые трудно подделать. А в случае с копией непонятно, на каком бланке распечатан ОСАГО. Отсюда и требование показывать именно оригинал страховки.
Даже заверенную у нотариуса?
Но позвольте, а как же нотариальное заверение документов! Разве что-то мешает сходить к нотариусу и удостоверить копию оригинала его подписью и печатью, а потом ездить с этой бумагой?
На практике 2023 года заверенная у нотариуса копия бумажного ОСАГО не приравнивается к юридической силе подлинника. Хотя бы потому, что эта копия оформлена не на оригинальном бланке и страховая вам её не выдавала.
Отсюда получаем, что возить с собой только копию бумажного ОСАГО чревато штрафом по части 2 ст. 12.3 КоАП, как за забытый дома полис.
Надо ли распечатывать электронный полис ОСАГО
Автомобилисты задаются вопросом, нужно ли распечатывать электронный полис Е-ОСАГО. На самом деле в этом необходимости нет. Однако не все сотрудники ГИБДД осведомлены об этом и могут выписать штраф. Как поступить в такой ситуации?
Электронный полис Е-ОСАГО представляет собой PDF документ. В нем присутствует та же информация, что и в обычном бумажном полисе, такой полис имеет юридическую силу. По электронному документу можно будет получить выплату в случае возникновения ДТП.
Оформить электронный полис возможно в любой страховой компании, это удобно сделать на сайте в онлайн формате. Автомобилисту потребуется указать данные о своей машине, личную информацию, которая будет указана в полисе. В завершении процедуры потребуется оплатить полис. Готовый документ с электронной подписью придет на электронную почту. Там будет сам полис и бланк извещение об аварии на случай ДТП.
Электронный полис имеет юридическую силу, поэтому его можно предъявлять сотруднику ГИБДД на дисплее смартфона или назвать номер документа для того чтобы представитель полиции проверил его по базе. Но на всякий случай лучше иметь при себе распечатанный вариант. Это позволит избежать спорных ситуаций и незаконных штрафов.
Страж порядка проверяет документ на подлинность по базе РСА с помощью рабочих планшетов. К тому же водителя могут попросить назвать серию и номер страхового полиса.
В случае, когда сотрудник ГИБДД не желает принимать электронную версию документа, следует обратиться к стражу порядка с просьбой проверить документ по базе. При этом следует ссылаться на п.2.1.1(1) ПДД, где прописано, что электронный полис распечатывать необязательно.
И все же, во избежание недоразумений, полис можно распечатать, это допустимо сделать в домашних условиях на принтере. Важно при этом, чтобы текст был различим и хорошо читался. Бумажный полис имеет законную силу, он уже был заверен электронной подписью страховой компании, поэтому распечатанный вариант дополнительно заверять не придется.
Удобнее всего будет сохранить документ на смартфоне, чтобы его было удобно предъявлять при необходимости. Показывать документ нужно при нарушении ПДД, когда водителя остановит сотрудник ГИБДД. Также страховой полис нужен при оформлении ДТП для возмещения ущерба, для снятия транспортного средства с регистрационного учета, перерегистрировать машину можно без полиса, в этом случае будет достаточно предъявить паспорт, СТС, ПТС.
За отсутствие страхового полиса сотрудник ГИБДД может выписать штраф в размере 500 рублей. Такая же сумма будет взыскана, если в документе не указана фамилия автовладельца, а если полис был просрочен, водитель заплатит 800 рублей. Штраф, оплачиваемый в первые 20 дней после получения, будет уменьшен в два раза. Оплатить взыскание можно в онлайн формате на сайте ГИБДД или на портале Госуслуги, предварительно зарегистрировавшись.
Если водитель не согласен с таким решением, он имеет право оспорить штраф.