Что делать, если купил машину с запретом на регистрационные действия?
Самое главное — сохранять спокойствие. Звонить лицу, продавшему авто, не нужно. Возьмите паузу: зайдите на сайт судебных приставов и посмотрите сумму задолженности. В нашей практике запрет на регистрацию машины накладывали из-за неоплаченного штрафа в 500 рублей. Если же сумма серьезнее, тогда хорошо подумайте о том, есть ли у Вас необходимый ресурс, чтобы надавить на продавца.
Главный вопрос, который бы я Вам задал: у кого вы приобрели авто? Продавцы бывают двух видов:
- Перекупщики
- Владельцы по ПТС
1) Перекупщики используют 2 тактики. Например, Вы купили автомобиль по законной схеме через цепочку договоров. Сначала собственник продает авто перекупщику, тот вписывается в ПТС. Только после этого продает транспортное средство Вам. Либо перекупщик составляет договор (напрямую с собственником) и подделывает подпись. Тогда, если перекупщик вписан в ПТС и не хочет возвращать деньги, оплачивать задолженность, необходимо обратиться к юристу. Подготовьте претензию и сообщите об этом: если слова подкрепляются действиями, любая задача решается в кратчайшие сроки.
Вторая схема очень неприятная: Вы фактически ничего не покупали, а просто передали деньги незнакомцу. Скорее всего, телефон выключен, а паспорт вообще отсутствует. Так водитель, мечтающий о “железном коне”, становится участником мошеннической схемы с поддельным ДКП.
Вы не поставите машину на учет, не будете иметь права на автомобиль. Забрать свои деньги у перекупщика будет очень сложно. Есть только один вариант: предоставить расписку и найти свидетелей подделки в ДКП. Когда возбуждается уголовное дело,деньги находятся быстро.
2) Владелец по ПТС. Раз речь идет о задолженностях, разделим собственников авто на “Законопослушных” и «Попавших в сложную жизненную ситуацию».
- Законопослушный. Задолженность будет погашена в ближайшее время и запрет регистрационных действий будет снят. Методы воздействия: Если время идет, а задолженность остается, говорите продавцу, что продаете автомобиль «горячим парням». Все данные с камер видеофиксации станут приходить к нему, пока будет существовать авто. Задолженность ФССП будет пополняться: от 10.000 руб. в день (если речь идет о Москве и области). Снять с учета или утилизировать автомобиль невозможно. Когда человек полностью это осознает, деньги на погашение найдутся.
- Должник с многолетним опытом. Нет возможности или желания заплатить долги. Прессинг приставов и коллекторов безуспешен. Законных методов воздействия на продавца нет, остается только судиться. В некоторых случаях при предоставлении ПТС, ДКП, справки из ГИБДД в отказе регистрационных действий, сотрудник ФССП снимает запрет и без суда. Все зависит от того, когда был наложен запрет на регистрационные действия и какова сумма взыскания.
Что делать с автомобилем, на который наложили запрет на регистрационные действия, а владелец не возвращает деньги и не оплачивает задолженность? Вариантов несколько:
Запрет на регистрационные действия с автомобилем.
Никогда не думал, что попаду в ситуацию, когда в моих руках будет автомобиль с клеймом «Запрет на регистрационные действия».
Простым языком это означало, что машину нельзя поставить/снять с учета, продать или совершить любые юридические процедуры. Она забанена.
Главным действующим лицом оказался мой автомобиль Daewoo Leganza.
Расписываю все подробно, ибо совершить подобную ошибку может каждый и мой случай показательный из серии: «Ну чего его проверять, Свой же.».
В конце 2015 года я произвожу обмен машинами с гражданином из категории знакомых «через второе рукопожатие». Скажем так, он являлся служащим, до которого я мог дотянуться в любой момент.
Производя обмен ему было обозначено, что машину ставить на учет я не буду, сумма транспортного налога на время владения я ему добросовестно заплачу.
Для проформы я тогда пробил его ФИО через сайт судебных приставов по факту выявления задолженностей или ограничений. Он был чист словно Ангел.
Почему тогда не стал пробивать VIN машины через сайт ГИБДД (проверка авто) я не знаю. Поленился, затупил, доверился, вообщем все вместе.
Мы обменялись ключами и разъехались.
Накатавшись на машине я решил ее продавать и добросовестно подал объявление о продаже. Слава Б*гу, машина оказалась, мягко говоря, на любителя и мало распространена. Следствием этого было крайне малое количество звонков.
Чему я крайне удивился- подавляющее число звонков было из центра и юга России. Запрашивали фотографии, видео и прочее. Я всем все добросовестно отсылал. Тут один из интересующихся alien6631 запрашивает скрин ПТС, я ему скидываю, он пробивает VIN машины через базу ГИБДД- «Запрет на регистрационные действия».
Самостоятельно пробиваю машину по ГИБДД- «Запрет от приставов», пробиваю человека через приставов- он чист. Странно.
Я логически понимаю, что пороть горячку лишнее, того мужчину я найду достаточно быстро. Снимаю объявление с продажи и откладываю разбирательство на месяц. Ко мне приехала проверка из Москвы, стало не до машины.
Единственно, что в голове крутилось : «Как долго будут снимать этот запрет»? Наши эти интернеты ясности не внесли: некоторые снимали запрет через день, некоторые месяцами мучались.
Прошло 1,5 месяца. Звоню предыдущему владельцу:
— Игорь, ты знаешь, что на Леганзе стоит запрет на регистрационные действия? Причем с сентября 2014 года!
— Не может быть такого! У меня все, везде уплачено. Я в январе машину ставил на учет. Никаких вопросов не было.
— Ок, съезжу в МРЭО, узнаю, что да как, будь готов подъехать.
— Без проблем.
Алгоритма действий я не знал, но логично предположил, что надо работать с ГИБДД.
Единственно смущало то, что в МРЭО и ФССП наверняка затребуют личное присутствие хозяина машины. Забегая вперед скажу, что ошибся.
Итак, еду в МРЭО.
В любых государственных МРЭО существует штатная должность/вменены в должностные обязанности функции «Инспектора по работе с правоохранительными органами». Этот человек отвечает, в частности, за взаимодействие с ФССП, ведет следственную линию, катается в мировые суды и другое прочее.
Конкретно в Пскове к этому специалисту не было никакой очереди. Инспектором оказалась милая девушка, в звании старшего лейтенанта.
Никаких документов она не смотрела- только спросила гос.номер машины. Посмотрела базу ГИБДД- действительно запрет.
Распечатала бумагу и порекомендовала идти к судебному приставу, вынесшему определение в запрете регистрационных действий.
Судебный пристав оказался на месте, и опять таки девушка.
Спросила ФИО владельца, посмотрела по базам- он в должниках не числиться.
Я: Подождите, а как же запрет с 2014 года?
Пристав: Ну, видимо, забыли отправить ответ в МРЭО.Он погасил долг, а в базу забыли забить
Я: Как забыли? Как просто у Вас все.
Пристав При такой текучке кадров-это не удивительно.
Ёлки -палки! Забыли они! Забыли. И ведь никакого спроса то нет, «текучка у нас большая…»
Пристав распечатала бумагу для МРЭО, о том, что никаких долгов на хозяине машины нет и запрет с нее ФССП снимает.
Одновременно она внесла в электронную базу ФССП изменения на сей счет и направила по ведомсвенной связи в ГИБДД эту же информацию.
Юридические сроки «чистоты» машины обозначила в 1-5 рабочих дней.
Запрет был снят на второй рабочий день.
Мой случай частный.
Я уверен, что мне повезло в части решения проблемы за несколько суток.
Фактически я напрягся на 2 часа съездив лишь в два пункта МРЭО и ФССП, а самое главное:
— Все чиновники были на своих местах;
— Никто не решил поумничать и отнестись по скотски к посетителю: «Подождите, Вас позовут», «Извините, у меня посетители», «Она в суде/отпуске/больничном/отъехала. Молодой человек, ее документацию я не знааааааю», «Вы видете какая очередь! А я одна»!
— Никто не затребовал реального владельца.
— Тот владелец, на всякий случай, оказался в городе.
Из всего вышеописанного можно сделать три вывода:
Если попали в такую ситуацию, то ни в коем случае не отчаиваться и не паниковать.
Сразу же пытаемся найти предыдущего владельца. Проясняем ситуацию.
В первую очередь идем в МРЭО и разбираемся что случилось. У них есть все установочные данные о запрете. Кто поставил, когда, на основании какого исполнительного документа. Уверяю Вас, на данный момент правоохранительные органы меняются и Вам придут на помощь. Вы только грамотно все изложите и не впадайте в агрессию. Всегда помните, что в случае «отфутболивания» Вы имеет право жаловаться в вышестоящее руководство. Сейчас это самая эффективная мера. Не стесняйтесь и действуйте. Инспектора на земле отреагируют моментально. Но ГИБДД лишь исполнитель, инициатор-ФССП.
Поэтомуво вторую очередь идем в ФССП. Там все до конца проясняем и мучаем приставов в подсказках путей решения. Если начинают «вола иметь». Включайте режим «жалоба в вышестоящее руководство».
Чисто физически проблема решается в течении нескольких дней.
Но, повторюсь, максимально избегайте этого «головняка» до покупки машины, а не уже как следствие.
-Покупать машину необходимо только у истинного владельца! Никаких «друзья заняты-попросили показать», «тетя больная», «дедушка попросил». В случае всплывшего косяка куда вы побежите? Где Вы найдете продавца? Он выкинет симку и «Привет, Андрей»! Только с реальным владельцем можно вести диалог. Остальное искушение, которое может всплыть ситуацией «Не Богу посох, ни черту кочерга».
— При покупке первым делом всегда смотреть паспорт продавца и запомнить/записать его прописку.
-Идеальный вариант взять продавца под ручку и идти вместе с ним в МРЭО. В одном окне снимаете/ставите на учет машину и расплачиваетесь с продавцом. Адекватный человек все поймет.
-Никогда не ленитесь пробивать владельца и машину по всем свободнодоступным базам: ГИБДД, ФССП, залоги банков. И делать это необходимо до осмотра машины!
Осмотрев машину Вы, возможно, эмоционально «поплывете», машина очень понравиться и уже решив, что эта lastochque Ваша-«забьете» на все проверки.
Более подробно можно почитать здесь, в первой, подготовительной, части.
-Скачайте на смартфон несколько приложений из серии «Автоэксперт», «Автоассистент» и прочие. Большинство из них бесплатные. Очень помогают.
И самое главное- поймайте настроение «недоверия» к продавцу. По умолчанию он пытается Вас обмануть, не дайте это сделать.
Не надо думать, что Вы, дексать, самые умные и с вами обмана случиться не может. Может.
В рыночных отношениях нет порядочности. Здесь действует главный принцип уголовного судопроизводства- презумпция невиновности. Он говорит, что не виновен? Докажите обратное!
И не забывайте
It’s not personal, it’s just business
Тачка-камикадзе: стоит ли брать автомобиль c запретом на регистрацию
Автовладельцы всё чаще попадают в неприятные ситуации, покупая автомобили с запретом на регистрационные действия. Как правило, клиентов привлекают богатая комплектация, мощный мотор и хорошее состояние при цене существенно ниже рыночной для данной модели. С виду такие машины весьма заманчивы для покупки, но за ними тянется шлейф неприятных событий, включая огромные долги, уголовное дело, угон или международный розыск. «Известия» расскажут, чем опасны такие покупки.
Продать нельзя купить
Автомобили с запретом на регистрационные действия в ГИБДД на сайтах продаж машин с пробегом присутствуют в большом количестве. Сейчас на одной из таких площадок предлагается Hyundai ix35 — весьма популярный корейский кроссовер 2013 года выпуска. При среднерыночной цене этого автомобиля в 700–800 тыс. рублей машина предлагается всего за 380 тыс. рублей. Продавец честно указывает в объявлении, что на машину наложен запрет в ГИБДД, но в процессе разговора выясняется, что он сам не является владельцем авто, а реальный «бывший» хозяин имеет некую задолженность перед банком.
«Машина в хорошем состоянии, как на фото она есть. С запретом ситуация никакая, вариантов ее снять (с учета в ГИБДД) нет. Ездите столько, сколько нужно, а потом либо продаете, либо… в общем, ну, сами решите… Я лет пять на ней езжу, это моя машина семейная, езжу сколько времени на ней, просто сейчас она мне не нужна уже, беру новую, а эту продаю. У бывшего владельца банковские долги, машина не в залоге — у него свои проблемы, машины они не касаются. Из-за тех банковских долгов, которые у него есть, на машину наложили ограничения на регистрационные действия, чтоб он ее не мог продать. Вот и всё. Если б можно было ее изъять, то давно уже изъяли бы. Я поставил ее ровно в полцены», — обрисовал сделку обладатель автомобиля.
В качестве одного из доводов на покупку машины собеседник приводит то обстоятельство, что за пять лет обладания кроссовером он ни разу не платил за него транспортный налог и дорожные штрафы, поступающие с камер видеофиксации нарушений ПДД. Однако на вопрос об официальном заключении договора купли-продажи через нотариуса дает твердый отказ.
«С гаишниками проблем нет, они же по базе этого не видят: права, ПТС, страховку показали — и поехали. Насчет купли-продажи — а что мы будем заключать? Мы возьмем мой паспорт, поедем к нотариусу — и что? Я же не владелец автомобиля», — парирует продавец.
Впишем в ПТС
Второй случай не менее курьезен. Неофициальный автосалон предлагает кроссовер Suzuki Grand Vitara 2006 года выпуска за 225 тыс. рублей. Среднерыночная цена этой машины — 350–400 тыс. рублей. По телефону продавец заверяет, что автомобиль находится в отличном состоянии, просто у владельца есть коммунальные долги, поэтому судебные приставы наложили ограничения на регистрационные действия в ГИБДД. Сам кроссовер достался этому автосалону по сделке «трейд-ин», когда старую машину с доплатой отдают взамен новой.
Заключить договор купли-продажи с владельцем-должником не получится, поскольку он-де живет за 400 километров от автосалона «и вряд ли согласится приехать на сделку». А единственным подтверждением покупки будет паспорт транспортного средства (ПТС), куда обещают вписать нового владельца.
«Сделаем простой договор-купли продажи, вписываем вас в ПТС — и всё. Собственник живет за 400 километров, я думаю, никто не поедет. Смысл ему ездить просто так? Впишем вас в ПТС просто шариковой ручкой», — попытался убедить сотрудник автосалона.
Формально дилер или комиссионный магазин имеют право внести нового собственника в ПТС. Но это возможно лишь при условии, что на автомобиль не наложен арест, а сделка совершается непосредственно между номинальным собственником и покупателем. Однако в данном случае, по словам продавца, владелец Grand Vitara на нее приехать не сможет. Иными словами, такая продажа будет недействительна перед законом. Более того, продажа автомобиля, находящегося под арестом, будет квалифицирована правоохранителями как мошенничество, а саму машину ждет изъятие в качестве доказательства по делу.
Что будет
В таких сделках всегда нужно учитывать, что перспективе есть большой риск лишиться автомобиля, потому что если есть запрет на регистрационные действия, то это означает, что у номинального собственника есть долги перед бюджетом, ЖКХ, налоги, алименты, кредиты — что угодно, предупреждает правозащитник и автомобильный адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Рано или поздно машина будет изъята и продана с торгов. Как оперативно будет искать машину пристав — будет зависеть от того, насколько активно его будут стимулировать взыскатели долгов. Вопрос времени — можно покататься и год, и три, а возможно, будет какая-нибудь совместная операция судебных приставов и ГИБДД. Они увидят, что машина под арестом, собственник в долгах, и ее изымут прямо на дороге», — рассказал Радько.
По его словам, для ГИБДД, ввиду развития современных средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД, совершенно нет никаких проблем найти автомобиль должника.
«Можно отследить, где машина паркуется, где она стоит, и просто ночью подъедет эвакуатор с судебными приставами и изымет машину. Таких случаев очень много. Не советую такие машины вообще рассматривать в качестве покупки, поскольку здесь расчет только на авось. Такую машину можно брать, если только за копейки. К примеру, такой автомобиль на рынке стоит миллион рублей, то с учетом наложения запрета больше 100 тыс. рублей за него не стоит давать. И это только в том случае, если не жалко эти деньги потерять», — предостерег Радько.
Вернуть трудно
Очень часто граждане узнают о том, что на приобретенную машину установлен запрет на регистрационные действия, только в ГИБДД. Как правило, это происходит, когда новый покупатель, понадеявшись на добросовестность продавца, уплатил деньги и отправился самостоятельно ставить машину на учет. Единственным способом возвращения потраченных средств в этом случае будет суд с продавцом. Но для этого у автовладельца должен быть на руках хотя бы грамотно оставленный договор купли-продажи, объясняет юрист Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы Константин Кожевников.
«Нужно добиться признания сделки недействительной и расторгать договор. Здесь важно, чтобы в договоре была указана реальная сумма сделки. Очень часто продавцы просят ее занизить якобы для того, чтобы поменьше платить налогов. В этом случае трудно рассчитывать на возмещение реально уплаченной суммы. Очень часто бывает, что люди долго не перерегистрируют автомобиль на себя. Вот был недавно показательный случай: человек два года катался на машине, а потом решил ее продать, но в ГИБДД выяснилось, что у машины перебиты идентификационные VIN-номера. В суде не удалось доказать, что машина была куплена уже такой, потому что человек на ней очень долго ездил», — заключил Кожевников.