Пленум ВС утвердил новые правила рассмотрения кассационных жалоб
WP_Term Object ( [term_id] => 2 [name] => Новости [slug] => news [term_group] => 0 [term_taxonomy_id] => 2 [taxonomy] => category [description] => [parent] => 0 [count] => 2608 [filter] => raw ) ) —> Валерий ВадимовПодробности 25.06.2019
Пленум Верховного суда РФ 25 июня утвердил постановление о применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции. Проект этого документа рассматривался на Пленуме ВС 4 июня и после этого был доработан (читайте об обсуждении документа на Legal.Report здесь).
Принятие постановления связано с началом деятельности надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, которое запланировано на предстоящую осень.
Как, в частности, отмечает ВС, судам следует иметь в виду, что статьей 401.3 УПК РФ предусмотрены два порядка производства в суде кассационной инстанции: с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании (далее – порядок сплошной кассации) и с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (далее – порядок выборочной кассации).
В порядке сплошной кассации, предусмотренном частью 2 статьи 401.3, статьями 401.7, 401.8 УПК РФ, могут быть пересмотрены:
судебной коллегией по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (кассационным военным судом) – приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; апелляционный приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке;
судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РФ, судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ – приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке; апелляционный приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого судебного решения.
В порядке выборочной кассации, предусмотренном частью 3 статьи 401.3, статьями 401.10–401.12 УПК РФ, могут быть пересмотрены:
судебной коллегией по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (кассационным военным судом) – промежуточные судебные решения, вынесенные мировым судьей, районным судом, гарнизонным военным судом, верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, апелляционным судом общей юрисдикции, апелляционным военным судом;
судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ, судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ – приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; апелляционный приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем абзаце.
Новые разъяснения должны применяться при кассационном пересмотре судебных решений со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. С этой же даты признается утратившим силу постановление ВС РФ от 28 января 2014 года № 2 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 3 марта 2015 года № 9).
Пленум ВС разрешил готовить жалобы в новые кассации
WP_Term Object ( [term_id] => 2 [name] => Новости [slug] => news [term_group] => 0 [term_taxonomy_id] => 2 [taxonomy] => category [description] => [parent] => 0 [count] => 2608 [filter] => raw ) ) —> Валерий ВадимовПодробности 09.07.2019
Пленум Верховного суда РФ 9 июля принял постановление о некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (эти надрегиональные инстанции должны будут приступить к работе не позднее 1 октября текущего года).
Как отмечается в документе, со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции судебные акты по гражданским и административным делам обжалуются в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Кодекса административного судопроизводства РФ, действующими в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 3 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 2 КАС РФ).
Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, а также определения, препятствующие дальнейшему движению дела об административном правонарушении, с указанного дня обжалуются в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), действующими в редакции Федерального закона от 12 ноября 2018 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (часть 3 статьи 1.7 КоАП РФ).
Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, со дня начала их деятельности должны подаваться в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
Заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления, поданное до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала их деятельности подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам статьи 112 ГПК РФ.
В случае признания причин пропуска указанного процессуального срока уважительными заявителю восстанавливается шестимесячный срок на подачу кассационных жалобы, представления, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, подается в кассационный суд общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, а также другие лица, права и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, реализовавшие в предусмотренном законом порядке право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобу, представление в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 390.2 ГПК РФ, часть 1.1 статьи 319 КАС РФ).
В этом случае кассационные жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, подаются в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
Продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, установленного частью 2 статьи 318 КАС РФ, с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции не изменяются.
Пленум ВС составил руководство по рассмотрению кассационных жалоб
WP_Term Object ( [term_id] => 2 [name] => Новости [slug] => news [term_group] => 0 [term_taxonomy_id] => 2 [taxonomy] => category [description] => [parent] => 0 [count] => 2608 [filter] => raw ) ) —> Марина ТрубилинаСудебный репортаж 04.06.2019
Пленум Верховного суда РФ 4 июня обсудил проект постановления о применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции.
Новое постановление должно заменить аналогичный документ о применении норм главы 47.1 УПК РФ, принятой в январе 2014 года. Необходимость разработки и принятия постановления, по словам заместителя председателя ВС РФ Владимира Давыдова, представившего документ, обусловлена образованием кассационных судов общей юрисдикции, а также существенными изменениями главы 47.1 УПК РФ о порядке производства в суде кассационной инстанции.
– Проект состоит из преамбулы и 30 пунктов и во многом сохраняет преемственность с постановлением 2014 года, – отметил Давыдов и перечислил принципиально новые положения документа.
Так, п. 2 постановления разъясняется два порядка производства в суде кассационной инстанции: сплошная и выборочная кассация. В порядке сплошной кассации кассационным судом может быть пересмотрен приговор или иное судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, а также приговор или иное судебное решение субфедерального суда, вынесенное в апелляционном порядке. Решения краевых, областных и равных им судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции, решения апелляционного суда по таким делам могут быть пересмотрены в порядке сплошной кассации судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ.
В порядке выборочной кассации могут быть пересмотрены кассационным судом промежуточные судебные решения, а Верховным судом – решения, которые были предметом рассмотрения кассационного суда и др.
– Законодатель усложнил процедуру пересмотра судебного решения в сторону ухудшения положения осужденного, – отметил зампред ВС, комментируя п. 6 проекта.
Документом разъясняется, что решение о повороте к худшему при пропуске заявителем годичного срока, предусмотренного статьей 401.6 УПК РФ, не может быть принято кассационным судом по истечении годичного срока и в тех случаях, когда постановление о назначении судебного заседания либо о передаче жалобы на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения. Кроме того, после принятия судьей кассационного суда решения о назначении судебного заседания вопрос об ухудшении положения подсудимого не может быть поставлен в дополнительных кассационных жалобах, если такое требование не содержалось в жалобах первоначальных.
– Второй абзац пункта седьмого нуждается в обсуждении, – сообщил Владимир Давыдов, продолжая обзор документа.
В п. 7 идет речь об отзыве кассационной жалобы заявителем. Одним вариантом устанавливается, что если просьба об отзыве жалобы поступит после принятия решения о назначении судебного заседания, то суд выносит постановление о прекращении кассационного производства. Другим – прекращение производства возможно лишь в случае, если для пересмотра судебного решения не имеется оснований, влекущих улучшение положения обвиняемого, осужденного, оправданного.
Лебедев рассказал о введении сплошной кассации с приглашением сторон
Принципиально новым назвал докладчик п. 9 проекта, где говорится о порядке действий судьи первой инстанции, которому поступила кассационная жалоба. Несколько иначе, с учетом судебной практики, изложен п. 16 проекта о том, что следует понимать под законностью судебных решений как предмета судебного разбирательства в кассационном порядке. В п. 28 разъясняется порядок рассмотрения кассационных жалоб в переходный период. В постановлении подчеркивается, что кассационные жалобы и представления, поступившие в президиумы судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции, подлежат рассмотрению по правилам, действовавшим до этого момента, президиумами краевых, областных и равных им судов.
– Настоящее постановление подлежит применению с даты начала работы кассационных судов общей юрисдикции и кассационного военного суда, – завершил свое выступление Давыдов.
Заместитель председателя Ивановского областного суда Дмитрий Гуськов, согласившись с тем, что данное постановление имеет очень важное значение для судей, высказал пожелания по внесению поправок в документ. Он, в частности, отметил, что положения п. 9 проекта обязывают судей суда первой инстанции проверять соответствие поступившей кассационной жалобы требованиям ч. 1 ст. 401.5 УПК РФ и в случае несоблюдения возвращать жалобу без рассмотрения.
– Судьи районных судов и тем более мировые судьи, зачастую не имеющие достаточный опыт работы, не вправе определять приемлемость принятия жалобы к рассмотрению! – подчеркнул Гуськов.
И добавил, что, по его мнению, возвращать жалобу без рассмотрения судьи первой инстанции могут лишь в одном случае – если в жалобе нет вообще никаких доводов, а только выражено несогласие с решением суда.
Пункт 7 Гуськов предложил принять в основной редакции. Противоположную позицию относительно этого пункта занял доктор юридических наук Александр Халиулин, завкафедрой Университета прокуратуры РФ, поддержавший второй вариант этого положения. Профессор также поддержал положения п. 8, которые касаются применения статьи 401.17 УПК РФ о недопустимости внесения повторных кассационных жалоб и представлений. В проекте оговаривается, что положения ст. 401.17 УПК РФ не могут рассматриваться в качестве основания, препятствующего выявлению и устранению ошибок, свидетельствующих о неправосудности принятого судом решения. Если из повторной кассационной жалобы, поданной в порядке выборочной кассации, усматриваются основания для отмены или изменения судебного решения, то она подлежит рассмотрению.
– Предполагалось дать такое разъяснение еще в прежнем постановлении пленума, которое было принято в январе 2014 года, но по ряду причин тогда это сделано не было, – сказал Халиулин.
Ряд пожеланий по внесению поправок в проект высказал заместитель генпрокурора РФ Леонид Коржинек. Он обратил внимание, в частности, на то, что в документах не предусмотрено, в течение какого срока судья первой инстанции может вести подготовку кассационной жалобы до направления ее в кассационный суд. Это, по словам Коржинека, «может привести к необоснованному затягиванию рассмотрения жалоб».
По итогам обсуждения проект постановления пленума был направлен на доработку редакционной комиссией.