Статья 78 СК РФ. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (действующая редакция)
1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
Комментарий к ст. 78 СК РФ
1. Согласно п. 2 ст. 65 СК (см. комментарий к ней) все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Таким образом, родители могут выбирать обращаться им в орган опеки и попечительства либо сразу в суд. Однако в последнем случае, как следует из п. 1 комментируемой статьи, обязательно участие органа опеки и попечительства.
Споры о праве на воспитание можно подразделять: а) на споры родителей, совместно живущих; и б) споры родителей, раздельно живущих или стремящихся разойтись или развестись; в) споры о праве на воспитание детей между родителями и посторонними людьми.
Ввиду важности вопроса ВС РФ принял специальное Постановление N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», касающееся рассмотрения судом дел, связанных с воспитанием детей. Согласно п. 1 указанного Постановления, «к спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие».
Таким образом, в данном случае применено расширительное толкование и к спорам, связанным с воспитанием детей, отнесены вопросы, которые имеют к воспитанию детей только косвенное отношение.
2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности органа опеки и попечительства обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора.
Как отмечено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.
Статья 273 ГПК РФ. Рассмотрение заявления об усыновлении (действующая редакция)
Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
Комментарий к ст. 273 ГПК РФ
1. Так же как и по делам искового производства, стадия судебного разбирательства в делах особого производства, в том числе и по делам об усыновлении, занимает центральное место в гражданском судопроизводстве: в рамках этой стадии происходит рассмотрение и разрешение заявления об усыновлении по существу, достигаются задачи, стоящие перед гражданским судопроизводством, наиболее полно реализуются принципы гражданского процесса. Однако специфика дел об усыновлении, связанная с тем, что именно в этой стадии гражданского процесса решается судьба усыновляемого ребенка, определяется возможность реализации его конституционного права жить и воспитываться в семье, налагает определенный отпечаток на порядок рассмотрения и разрешения заявлений об усыновлении судом, которые и находят свое отражение в комментируемой норме.
Прежде всего, как следует из положений комментируемой статьи, при рассмотрении в судебном порядке дел данной категории не предполагается реализация конституционно установленного принципа гласности. По общему правилу разбирательство дел во всех судах открытое. Однако рассматриваемая норма, корреспондируя с нормами семейного законодательства (ст. 139 СК РФ) и положениями ч. 2 ст. 10 ГПК РФ, в целях сохранения тайны усыновления устанавливает исключение из общего правила рассмотрения дел в открытых судебных заседаниях. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных в ст. 155 УК РФ, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании указывается в протоколе судебного заседания, а также в решении суда.
2. Еще одной особенностью дел об усыновлении, отраженной в комментируемой норме, является особый субъектный состав. Безусловно, центральными фигурами процесса по делам об усыновлении являются усыновители, участие которых в процессе является обязательным. Исходя из положений комментируемой нормы, можно сделать вывод, что в отсутствие усыновителей дело не подлежит рассмотрению, несмотря на их надлежащее извещение. Данный вывод, основанный на нормах действующего законодательства, также является исключением из общего правила, характерного для дел особого производства. Так, по общим правилам при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие. При этом, как указано в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», суд не вправе признать обязательным участие сторон в судебном заседании, если они обратились к суду с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Исключением является право суда признать обязательной явку в судебное заседание заявителя, когда его участие является обязательным в силу закона, в том числе и при рассмотрении и разрешении дел об усыновлении.
Следует отметить, что даже наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, также не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства, при подготовке дела к судебному разбирательству давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.п. Однако при этом сам потенциальный усыновитель обязан лично присутствовать в судебном заседании.
Обеспечению соблюдения законности при рассмотрении и разрешении судом дел об усыновлении способствует обязательное участие прокурора в процессе. В соответствии с п. 2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 26 апреля 2012 г. N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» одной из основных обязанностей прокуроров, обеспечивающей участие в гражданском процессе, является вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам в случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.
Повышению эффективности рассмотрения и разрешения дел об усыновлении, а также качества выносимых судом решений, безусловно, способствует обязательное участие в судебном процессе органов опеки и попечительства. Указанные органы могут оказать значимую помощь суду в определении фактических семейных состояний, обследовании условий жизни и воспитания детей, оценке фактических обстоятельств с позиций педагогики и т.д. . Однако, как свидетельствуют материалы обобщения судебной практики, нередко представители органа опеки и попечительства, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не являются в судебное заседание, в нарушение ч. 1 ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки суд не извещают, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении слушания по делу не представляют, что приводит к неоднократному отложению слушания по делу и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел, к несвоевременному восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле. Кроме того, зачастую органы опеки и попечительства просят рассмотреть дело без их участия, несмотря на то что одной из обязанностей, возложенных на эти органы федеральными законами, является защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей (подробнее см. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.).
См.: Цепкова Т.М. Проблемы правового регулирования процессуального положения и деятельности лиц, участвующих в судебных семейных делах: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 23.
3. Особой чертой стадии судебного разбирательства по делам об усыновлении является участие усыновляемого ребенка в процессе, в том числе и в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
В соответствии со ст. 12 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды, в частности, предоставлена возможность быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Российский законодатель, конкретизируя нормы международного законодательства, в ст. 57 СК РФ также закрепляет право ребенка выражать свое мнение. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, обращено внимание на необходимость обеспечения доступа детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия, основными принципами и элементами которого являются, в частности, направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку.
Ввиду сказанного Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 ориентировал суды на то, чтобы в целях максимального учета интересов ребенка при рассмотрении дел об усыновлении выяснять мнение ребенка по вопросу его усыновления непосредственно в судебном заседании во всех случаях, в том числе применительно к детям в возрасте младше десяти лет, если суд придет к выводу о том, что ребенок способен сформулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления. При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд должен выяснить по этому поводу мнение органа опеки и попечительства. При этом, как свидетельствует судебная практика, в случае, когда опросить ребенка, не достигшего возраста десяти лет, в судебном заседании не представлялось возможным (в частности, в силу недостаточного уровня развития речи, психического, эмоционального состояния ребенка), мнение ребенка по вопросу его усыновления, а также его отношение к усыновителям по поручению суда может выясняться специалистом (психологом) детского учреждения, в котором находится ребенок.
Пример: судьи Иркутского областного суда при решении вопроса о возможности опросить ребенка, не достигшего возраста десяти лет, в судебном заседании выясняли у педагога-психолога, достиг ли ребенок достаточной степени развития и способен ли он сформулировать свои собственные взгляды по вопросам его усыновления, а также не отразится ли негативно опрос ребенка в суде на его психическом состоянии. В судебном заседании детям с учетом их возраста и степени развития задавались вопросы относительно условий их жизни, наличия любимых занятий, а также о том, знают ли они о существовании несовершеннолетних братьев и сестер (если таковые имелись), помнят ли они своих родственников, навещали ли их родственники в детском учреждении, есть ли у них друзья и желают ли они общаться друг с другом впоследствии, как они относятся к заявителям, почему им понравились усыновители, как они относятся к тому, чтобы усыновители стали их родителями, есть ли у них какие-то страхи, сомнения по этому поводу, хотят ли они уехать с ними и жить в их семье и понимают ли они, что им придется уехать из России и жить вдали от друзей и близких, и другие вопросы (подробнее см. Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 8 июля 2015 г.).
Вместе с тем, как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8, если по состоянию здоровья ребенок, даже достигший возраста четырнадцати лет, не может явиться в судебное заседание (например, ребенок является инвалидом с детства и ограничен в передвижении), суд с учетом интересов ребенка может выяснить его мнение относительно усыновления по месту его нахождения. Кроме того, суд, исходя из положений п. 2 ст. 132 СК РФ, вправе рассмотреть дело без участия ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, и без получения его согласия на усыновление, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.
Как показывает анализ судебной практики, суды следуют предлагаемым ориентирам, что позволяет рассматривать дела об усыновлении максимально с учетом интересов ребенка.
Пример: Владимирским областным судом рассматривалось дело по заявлению граждан Италии об удочерении девочки 2004 года рождения, не достигшей возраста десяти лет. Судом было установлено, что у девочки есть два родных брата 2000 и 1997 годов рождения, которые также остались без попечения родителей и воспитываются вместе с удочеряемой в детском доме. С целью наилучшего обеспечения интересов ребенка суд признал необходимым выяснить мнение удочеряемой и ее братьев по рассматриваемому вопросу. На вопросы суда девочка пояснила, что не согласна на удочерение гражданами Италии и не хочет ехать в Италию, желает остаться с братьями, которые ее любят, заботятся о ней, заступаются за нее. Опрос братьев показал, что они также возражают против удочерения своей сестры гражданами Италии, поскольку они постоянно общаются друг с другом, дружат, видятся каждый день, в случае же удочерения сестры они не смогут общаться.
Оценив в совокупности пояснения удочеряемого ребенка и ее братьев, а также учитывая иные установленные по делу обстоятельства, суд отказал в удовлетворении заявления граждан Италии (см. Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.).
4. Наряду с вышеперечисленными лицами суд при рассмотрении заявления об усыновлении может привлечь в процесс биологических родителей, а также иных заинтересованных лиц. Участие биологических родителей в судебном процессе может быть обусловлено необходимостью получения их согласия на усыновление ребенка в силу требований ст. 129 СК РФ. Как правило, согласие родителя на усыновление выявляется органом опеки и попечительства, однако может быть выражено непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении. В этом случае согласие родителя на усыновление должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания и подписано им лично, а также отражено в решении. При этом необходимо учитывать, что, исходя из приоритета прав родителей на воспитание ребенка, любой из них может до вынесения решения суда отозвать данное им ранее согласие на усыновление, независимо от мотивов, побудивших его сделать это.
Основываясь на положениях семейного законодательства, суд может привлечь в процесс и иных заинтересованных лиц. В частности, при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их законных представителей, а при их отсутствии — согласие органа опеки и попечительства. Если дети, имеющие родителей (родителя), находятся под опекой (попечительством), в приемных семьях, воспитательных учреждениях, медицинских организациях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных организациях, то письменное согласие на их усыновление, данное опекунами (попечителями), приемными родителями, руководителями организаций, в которых находятся дети, не исключает необходимости получения согласия родителей на усыновление ребенка.
В качестве заинтересованных лиц по делам об усыновлении, как следует из анализа судебной практики, суды рассматривают и лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания. Участие их в процессе по таким делам обусловлено необходимостью проверки достоверности сведений, представленных органом опеки и попечительства.
Пример: Омским областным судом при рассмотрении дела по заявлению гражданки Испании об удочерении несовершеннолетней с целью проверки представленной информации относительно лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от ее удочерения или семейного воспитания в иных формах, было направлено отдельное поручение в Большеуковский районный суд Омской области об опросе этих лиц в качестве свидетелей по поводу посещения ими ребенка и причин отказа от удочерения несовершеннолетней. Сведения, изложенные в справке Департамента образования города Омска, о том, что указанные лица посещали несовершеннолетнюю, однако свой выбор на ней не остановили в связи с состоянием ее здоровья и усыновили (удочерили) других детей, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства (см. Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 мая 2013 г.).
5. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», исходя из задач гражданского судопроизводства суду первой инстанции необходимо обеспечить правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в установленные законом сроки. По общему правилу дела об усыновлении должны быть рассмотрены и разрешены судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (см. ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).
В указанных временных рамках суд при всесторонней и тщательной оценке доказательств должен вынести решение, отвечающее интересам ребенка. Именно на стадии судебного разбирательства в большей степени проявляется роль суда: он руководит ходом судебного заседания, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании, наделяется особыми полномочиями по принятию законного и обоснованного решения, которым дело разрешается по существу.
При рассмотрении заявлений об усыновлении суды, руководствуясь интересами детей, прежде всего должны проверить, не имеется ли оснований, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем. При этом следует иметь в виду, что в каждом конкретном случае суд вправе отступить от отдельных требований, предъявляемых к усыновителю. В частности, в соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 суд вправе самостоятельно решить вопрос о возможности лица быть усыновителем независимо от размеров его доходов, если он с учетом интересов ребенка и других заслуживающих внимания обстоятельств придет к выводу о необходимости удовлетворения заявления об усыновлении (например, ребенка усыновляет его родственник; до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем; усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство). Обязательным условием принятия такого решения является необходимость его мотивировки, которая должна быть отражена в судебном решении. Кроме того, суд также в интересах усыновляемого ребенка вправе разрешить усыновление лицам, хотя и не прошедшим психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в усыновители, но, к примеру, имеющим педагогическое, психолого-педагогическое образование, опыт работы по воспитанию, обучению, социальной адаптации детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязательно мотивировав свою позицию.
При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае суду следует выяснять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, а также проживающих совместно с ним членов его семьи (обстоятельства, характеризующие их поведение на работе, в быту, факты привлечения к уголовной, административной ответственности и т.п.), состояние здоровья усыновителя и указанных лиц, сложившиеся в семье взаимоотношения, взаимоотношения, возникшие между усыновителем и ребенком, а также отношение к ребенку членов семьи усыновителя. Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками. Также суду следует исследовать обстоятельства общения заявителей с усыновляемым ребенком, убедиться в установлении между ними контакта. В стадии судебного разбирательства до принятия судебного решения по делу суду необходимо выяснить также, известно ли усыновителям об имеющихся у ребенка заболеваниях, а также смогут ли они обеспечить такому ребенку надлежащий уход и соответствующее лечение.
Давая оценку жилищным условиям заявителей, суды исследуют документы, подтверждающие право собственности или право пользования жилым помещением, выясняют условия предоставления жилья в пользование (срок, возмездность, размер платы), наличие согласия собственников жилого помещения (если заявители таковыми не являются) на проживание в жилом помещении усыновляемого ребенка, соответствие дома (квартиры) санитарным и гигиеническим нормам, наличие надлежащих условий для воспитания и развития ребенка, месторасположение жилья, наличие в данном населенном пункте объектов инфраструктуры (медицинских учреждений, аптек, детских садов, общеобразовательных школ, детских площадок, мест для отдыха с детьми и т.п.) (см. Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей).
В целях соблюдения всех требований законодательства суд обязан на стадии судебного разбирательства выяснить вопрос о наличии согласия биологических родителей или иных законных представителей ребенка на усыновление, за исключением случаев, когда усыновление допускается без такого согласия. Следует иметь в виду, что даже при наличии в материалах дела письменного согласия родителя на усыновление суд обязан проверить, не отозвано ли такое согласие на момент рассмотрения дела в суде. При этом отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителей воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных организаций, в которых находятся дети, дать согласие на усыновление, в отличие от отказа родителей, не препятствует положительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка.
6. При исследовании судом документов, подтверждающих невозможность передачи ребенка на воспитание в семью российских граждан или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, документов, подтверждающих наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документов, содержащих информацию о предпринятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, суд в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 должен проверить:
— с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке (о его возрасте, состоянии здоровья и другие);
— предлагался ли он на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление его родственникам и если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, патронатную семью).
В целях всесторонней проверки указанных обстоятельств суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка, а также лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания в иных формах.
Заключения об условиях жизни усыновителей — иностранных граждан, лиц без гражданства, а также российских граждан, постоянно проживающих за рубежом и не являющихся родственниками детей, и заключения о возможности быть усыновителями, составленные иностранными организациями по усыновлению детей (усыновительным агентством), также подлежат отдельной оценке со стороны суда, который должен проверить полномочия этих организаций на составление таких заключений от имени компетентного органа соответствующего государства. В случае представления указанными лицами — потенциальными усыновителями документов о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, суду, в частности, необходимо проверить, была ли осуществлена подготовка кандидатов в усыновители. Если суд придет к выводу о том, что указанные лица не прошли надлежащую подготовку на территории иностранного государства, суд вправе отложить разбирательство дела, предоставив данным лицам срок для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители на территории России.
Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.). В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь эксперта в области иностранного права, а также вправе предложить заинтересованным лицам представить документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке. При этом следует иметь в виду, что, если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на принятые меры, не будет установлено, суд применяет законодательство Российской Федерации.
«КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»
Статья 272 ГПК РФ. Подготовка дела об усыновлении к судебному разбирательству (действующая редакция)
1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.
2. К заключению органов опеки и попечительства должны быть приложены:
1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя);
2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;
3) медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка;
4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с федеральным законом не требуется);
5) согласие родителей ребенка на его усыновление, при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей согласие органа опеки и попечительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 130 Семейного кодекса Российской Федерации;
6) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;
7) при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
3. Суд при необходимости может затребовать и иные документы.
Комментарий к ст. 272 ГПК РФ
1. Соблюдение требований закона о проведении надлежащей подготовки гражданских дел к судебному разбирательству согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», является одним из основных условий правильного и своевременного их разрешения. Непроведение либо формальное проведение подготовки дел к судебному разбирательству, как правило, приводит к отложению судебного разбирательства, волоките, а в ряде случаев и к принятию необоснованных решений. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., свидетельствует о том, что формальное отношение судей к подготовке дела к судебному разбирательству, как правило, приводит к тому, что слушания по делам неоднократно откладываются, нарушаются сроки рассмотрения дел, вынесенные судебные постановления отменяются судом кассационной инстанции.
Учитывая особую социальную значимость процедуры усыновления, законодатель в комментируемой статье, в дополнение к общим правилам подготовки дела к судебному разбирательству, устанавливает специальные для рассматриваемой категории дел требования к этой стадии судопроизводства. Таким образом, при подготовке дела об усыновлении судья должен выполнить общие задачи, стоящие перед судьей на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (см. гл. 14 ГПК РФ), но с учетом требований комментируемой статьи, а также специфики дел особого производства. Так, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, уточнив фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определив закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установив правоотношения сторон, разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, а также о представлении необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
2. Разрешая вопрос о составе лиц, участвующих в деле, судья должен руководствоваться требованиями ч. 1 комментируемой статьи, основанной на положениях семейного законодательства (п. 1 ст. 125 СК РФ), а именно в обязательном порядке привлечь в процесс еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству орган опеки и попечительства. Как свидетельствует судебная практика, вопрос о процессуальном статусе органов опеки и попечительства, привлекаемых в процесс, в том числе и для дачи заключения по делу, судами решается неоднозначно. Обобщение судебной практики, отраженное в Обзоре, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., показало, что органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. По мнению Президиума Верховного Суда РФ, такая практика является неправильной, поскольку в указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по делу.
В судебной практике зачастую возникают вопросы о том, какой конкретно орган опеки и попечительства следует привлечь для дачи заключения. В комментируемой норме законодатель подошел к решению вопроса однозначно, определив в качестве такового орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Рассматриваемая позиция законодателя основана на нормах семейного законодательства и принятых в соответствии с ними подзаконных актов, логична и обоснованна, поскольку именно органу опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка должно быть достоверно известно об условиях жизни несовершеннолетнего, его интересах, желаниях и стремлениях, в том числе и о желании быть усыновленным, о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
При выполнении на стадии подготовки судебного разбирательства задачи, связанной с представлением необходимых доказательств, как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», судья обязан создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. По общему правилу доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. При этом по делам особого производства не исключается право суда истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Положения ч. 1 комментируемой статьи в части предоставления суду права истребовать от органов опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка отражают специфику дел особого производства, судопроизводство по которым должно содержать элементы как состязательного, так и следственного начала, что, по мнению ученых, свидетельствует об особой заботе государства о защите прав ребенка .
См.: Текеев А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 3; Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 144.
3. С правом суда истребовать от органов опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка корреспондирует обязанность органов опеки и попечительства представить такое заключение. К сожалению, ни действующее гражданское процессуальное законодательство, ни нормы семейного права не устанавливают каких-либо нормативных требований к форме и содержанию заключения, представляемого органом опеки и попечительства суду. При этом такая ситуация порождает проблемы в правоприменительной практике. Так, обобщение судебной практики, отраженное в Обзоре, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., показало, что зачастую заключения составляются органом опеки и попечительства формально, имеют место случаи, когда в заключениях органов опеки и попечительства вывод по существу спора не делается, а оставляется на усмотрение суда, встречаются случаи приобщения к материалам дела актов обследования условий жизни ребенка, составленных специалистами органа опеки и попечительства, не заверенных надлежащим образом. Кроме того, как отмечено в Обзорах практики рассмотрения в 2013, 2014 годах областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г., 8 июля 2015 г., встречаются случаи несвоевременного предоставления в суд заключения об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка, что влечет вынесение судами частных определений в адрес органов опеки и попечительства, глав муниципальных образований, что влечет продление проведения подготовки по делу, а затем объявление перерыва в судебном заседании.
4. Проблемы в правоприменительной практике, обусловленные пробелами законодательства, обусловили существование в юридической науке и судебной практике различных мнений о содержании и форме заключения органа опеки и попечительства. Так, по мнению ученых, заключение должно быть мотивированным, в нем должен быть сделан вывод, отражающий четкую позицию органа опеки и попечительства, а подготавливаться оно должно комиссионно . Как представляется, исходя из названия самого документа — заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка, — в нем должна содержаться информация:
См., например: Ситкова О.Ю. Правовое регулирование международного усыновления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 19.
— во-первых, об обоснованности усыновления, то есть должна отражаться информация о соответствии усыновителя требованиям закона (см. комментарий к ст. 272 ГПК РФ), а также его возможности обеспечить усыновляемому ребенку надлежащее воспитание и полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. В частности, при усыновлении ребенка, к примеру, мачехой или отчимом, в заключении, как следует из анализа судебной практики, должны содержаться данные, характеризующие отношения в семье, личностные качества потенциального усыновителя, данные о привязанности ребенка к мачехе (отчиму). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» отмечено, что в заключении органа опеки и попечительства должны быть указаны сведения о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком;
— во-вторых, о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Позиция органа опеки и попечительства в этом случае, думается, должна основываться на сведениях о состоянии здоровья усыновляемого ребенка, о его физическом и умственном развитии, мнении самого ребенка и сопоставлении этих данных с возможностями потенциальных усыновителей. Как следует из Обзора практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., в заключении также должно быть отражено мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму, и т.п.
Относительно формы заключения органа опеки и попечительства в правовой литературе указывается, что заключение оформляется в письменном виде, на бланке соответствующего подразделения органа, на которое возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних . При этом Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъяснил, что заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа либо уполномоченным на это должностным лицом органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.
См.: Дзугаева А.З. Организация работы по профилактике социального сиротства и разрешению споров, связанных с воспитанием детей, в г. Москве // Семейное и жилищное право. 2014. N 2. С. 26.
В целом, как представляется, заключение органа опеки и попечительства, истребуемое судом при подготовке дела, должно аккумулировать в себе все те сведения, которые отражены в документах, прилагаемых к заключению (ч. 2 комментируемой статьи).
5. Прежде всего орган опеки и попечительства должен основывать свои выводы, отраженные в заключении, на результатах обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), проведенного органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя). Результаты указанного обследования оформляются соответствующим актом (п. 1 ч. 2 комментируемой статьи).
Действующее законодательство не устанавливает требований к форме и содержанию акта обследования условий жизни именно усыновителей. В п. 9 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275, в достаточно лаконичной форме указано, что при обследовании условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. При этом в п. 7 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, содержится отсылочная норма к Приказу Минобрнауки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423», которым в приложении N 5 утверждена форма акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Анализ указанного документа позволяет сделать вывод, что в акте обследования условий жизни усыновителя с точки зрения содержания должны быть отражены следующие сведения:
а) личные качества усыновителя — предполагают выяснение органом опеки и попечительства не только паспортных данных потенциального усыновителя, его возраста, места жительства и места регистрации, сведений об образовании и профессиональной деятельности (с указанием места работы, занимаемой должности и даже рабочих телефонов), но и особенностей его характера, общей культуры, наличия опыта общения с детьми, семейных ценностей, традиций, круга общения и иных личностных сведений, позволяющих органу опеки и попечительства сделать выводы о способностях усыновителя к воспитанию ребенка;
б) жилищно-бытовые условия жизни усыновителя с указанием жилой площади, на которой он проживает, количества комнат и размеров каждой комнаты, количества людей, зарегистрированных и фактически проживающих в жилом помещении; информации о качестве дома, состоянии как самого дома, так и комнат в жилом помещении, о благоустройстве дома и жилой площади (водопровод, канализация, отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.); сведений о санитарно-гигиеническом состоянии жилой площади; сведений о наличии для ребенка отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий;
в) отношения, сложившиеся между членами семьи усыновителя. Орган опеки и попечительства должен определить и отразить в акте характер взаимоотношений между членами семьи, особенности общения потенциального усыновителя с детьми, детей между собой и т.д.;
г) мотивы усыновителя. Как отмечают исследователи института усыновления, зачастую, к сожалению, усыновителями преследуются такие личные цели, как решение вопроса статуса семьи в обществе, восстановление отношений друг с другом, обретение наследника, удовлетворение естественной потребности бездетных супругов иметь «собственного» ребенка . Ввиду этого органам опеки и попечительства следует подходить к выяснению этого вопроса особенно тщательно. Обследование условий жизни усыновителя органом опеки и попечительства, как представляется, должно проводиться не только путем визуального осмотра, но и посредством бесед, опросов не только самих усыновителей, но и их окружения (родственников, соседей). На основе комплексной оценки результатов проведенного обследования орган опеки и попечительства должен сделать вывод о действительных мотивах потенциального усыновителя, о соответствии их интересам не самого усыновителя, а именно усыновляемого ребенка.
См., например: Алфимова М.В. Влияние генетической наследственности на поведение // Детский дом. 2004. N 2. С. 18; Влаардингербройк П. Международное усыновление (удочерение) и принцип субсидиарности / Пер. О.А. Дюжевой // Семейное и жилищное право. 2006. N 4; Прудникова Л.Б. Психолого-правовые аспекты процесса усыновления в Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. N 1. С. 16, 17.
С точки зрения формы рассматриваемый документ должен быть оформлен на бланке органа опеки и попечительства, иметь обязательные реквизиты: дату составления акта, дату проведенного обследования, фамилию, имя и отчество должностного лица, проводившего обследование, его подпись, а также подпись руководителя органа опеки и попечительства, заверенную печатью организации.
6. В п. п. 2, 3 комментируемой части законодатель указывает на необходимость обязательного представления органом опеки и попечительства в качестве приложения к заключению документов, касающихся сведений об усыновляемом ребенке. Основным документом ребенка, отражающим не только его биографические данные (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения), но и его происхождение (фамилию, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей)), является свидетельство о рождении. Согласно ФЗ «Об актах гражданского состояния» этот документ оформляется органами ЗАГС, как правило, на основании заявления родителей и медицинского свидетельства о рождении, выданного медицинской организацией, в которой происходили роды. Родители ребенка, иные лица, уполномоченные в соответствии с ФЗ «Об актах гражданского состояния» заявлять о рождении ребенка, самостоятельно решают вопрос о присваиваемых ребенку имени, фамилии и отчестве.
Представляемое органом опеки и попечительства свидетельство о рождении, с одной стороны, позволяет идентифицировать ребенка, точно установить его возраст, получить сведения о лицах, указанных в качестве его родителей, а с другой — основываясь на положениях ст. ст. 134 — 136 СК РФ, данные, содержащиеся в рассматриваемом документе, могут быть изменены по решению суда на основании просьбы усыновителя. Таким образом, свидетельство о рождении ребенка является одним из основных документов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела об усыновлении, представление которого должно быть обеспечено еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
В соответствии с п. 11 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ кандидаты в усыновители имеют право получить подробную информацию о ребенке, включая сведения о состоянии здоровья ребенка, отраженные в соответствующем медицинском заключении. Как отмечено в Справке по материалам изучения дел об установлении усыновления и отмене усыновления, рассмотренных судами Кемеровской области за период 2002 — 2004 гг., от 1 января 2005 г. N 01-03/19-35, представление медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка обусловлено необходимостью обеспечить дополнительные гарантии соблюдения интересов усыновляемого ребенка при наличии у него заболевания или каких-либо недостатков в развитии. Более того, выявленные после усыновления умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении, в соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 могут стать основанием к отмене усыновления.
Ввиду указанного орган опеки и попечительства вместе с заключением об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка должен представить еще на стадии подготовки медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. Подготовка и выдача медицинского заключения на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, основанного на данных из истории развития ребенка, сертификата о профилактических прививках и других медицинских документов, осуществляется экспертной медицинской комиссией, создаваемой при органе управления здравоохранением субъекта РФ и организующей медицинское освидетельствование ребенка. Форма медицинского заключения на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, утверждена совместным Приказом Минздравмедпрома РФ N 369, Минобразования РФ N 641 от 25 декабря 1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» и предполагает подписание заключения всеми членами врачебной комиссии во главе с председателем — руководителем медицинского учреждения и удостоверение подписей печатью организации.
7. В соответствии с действующим законодательством в РФ, по общему правилу усыновление, а также изменение биографических данных ребенка возможно только при наличии согласия отдельных лиц, перечисленных в ст. ст. 129, 131 — 132 СК РФ, в том числе и самого ребенка, достигшего десятилетнего возраста. Положения п. п. 4 — 6 ч. 2 комментируемой статьи во исполнение норм семейного законодательства требуют представления в суд еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству документов, подтверждающих наличие такого согласия.
В соответствии со ст. 12 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды, в частности, должна предоставляться возможность быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Нормы международного законодательства конкретизируются в нормах законов РФ, в том числе в ст. 57 СК РФ, закрепляющей право ребенка выражать свое мнение, и п. 4 ч. 2 комментируемой статьи. Однако представление согласия ребенка на усыновление необходимо только при достижении возраста 10 лет. Законодатель не устанавливает форму выражения ребенком своего согласия. Исходя из анализа комментируемого пункта на стадии подготовки дела к судебному разбирательству такое согласие должно быть выражено письменно или закреплено в каком-либо документе. В частности, в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 указано, что согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на его усыновление выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении органа опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка.
С точки зрения содержания согласие ребенка должно отражать не только желание ребенка быть усыновленным конкретным усыновителем, но и, как следует из положений комментируемой нормы, его точку зрения на возможность изменения его имени, отчества, фамилии, а также записи о родителях.
В отличие от иных документов, рассмотренных в комментарии к настоящей статье, в нормах п. п. 1, 3 ст. 129 СК РФ установлены конкретные требования к форме и содержанию согласия родителей (законных представителей несовершеннолетних родителей) на усыновление ребенка, прилагаемого к заключению органа опеки и попечительства в соответствии с п. 4 комментируемой части. Законодатель требует оформлять согласие родителей на усыновление ребенка не только в письменной форме в виде соответствующего заявления, но и его путем его нотариального удостоверения. К нотариально удостоверенному заявлению родителей на усыновление ребенка согласно нормам семейного законодательства приравниваются заявления, заверенные руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Вопрос о соблюдении требований к форме согласия имеет принципиальное значение, поскольку заверение этого документа неуполномоченным лицом влечет его недействительность, о чем свидетельствует и судебная практика.
Пример: одним из оснований для отмены решения об усыновлении судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда стало отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих согласие матери на усыновление. Заявление об усыновлении было адресовано органу опеки и не по месту производства усыновления ребенка, и не по месту жительства его родителей. Соответственно, суд кассационной инстанции сделал вывод, что заявление заверено ненадлежащим органом (подробнее см. Определение Свердловского областного суда от 11 января 2007 г. по делу N 33-97/2007).
По содержанию заявление родителей ребенка на его усыновление может отражать их согласие на усыновление ребенка как конкретным усыновителем, так и любым другим лицом, желающим усыновить ребенка. Важной является позиция законодателя, согласно которой согласие родителей на усыновление может быть дано только в отношении родившегося ребенка. Согласие на усыновление, заявленное еще до рождения ребенка, является недействительным.
Следует также отметить, что суд не вправе требовать от органов опеки и попечительства представления согласия родителей на усыновление в случаях, если родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; более 6 месяцев лишены судом родительских прав; не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания более 6 месяцев по причинам, признанным судом неуважительными (п. 6 ст. 71, ст. 130 СК ПФ). По мнению судебных органов, усыновление может быть произведено при отсутствии согласия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в установленном порядке органами внутренних дел или органом опеки и попечительства, и родители этих детей неизвестны (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8). Следовательно, в качестве документа, прилагаемого к заключению органа опеки и попечительства, в соответствии с требованиями комментируемой статьи, как представляется, должен выступать соответствующий акт уполномоченных органов. Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 указанного Постановления обратил внимание судов на то, что повторное выявление согласия матери на усыновление ребенка в связи с рассмотрением вопроса об усыновлении этого ребенка в судебном порядке не требуется, если она отказалась от ребенка после его рождения и выразила согласие на его усыновление, о чем имеется ее письменное заявление, оформленное соответствующим образом.
Для согласия на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи), действующим законодательством предусмотрена простая письменная форма. Как представляется, если согласие исходит от руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оно должно быть оформлено на бланке соответствующего учреждения, подписано руководителем и удостоверено печатью учреждения.
Исходя из анализа комментируемой нормы, вышеперечисленные в п. п. 4 — 6 документы не заменяют друг друга и суд вправе при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать каждое из них.
8. Документы, указанные в п. 7 комментируемой части, обязательны к представлению в суд только в том случае, если речь идет об усыновлении российского ребенка иностранными гражданами, лицами без гражданства или российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории РФ, в случае если все они не являются родственниками ребенка. Прежде всего при усыновлении российского ребенка перечисленными лицами необходимо подтверждение наличия сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, поскольку усыновление российского ребенка вышеназванными лицами возможно, только если сведения о таких детях поступили в федеральный банк данных о детях более года назад (п. 4 ст. 124 СК РФ). Документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях и отсутствие возможности передачи его в установленные законодательством Российской Федерации сроки на воспитание в семьи российских граждан, составляется Минобрнауки РФ и направляется органу исполнительной власти субъекта РФ, на который возложены функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В качестве региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, могут выступать различные органы исполнительной власти субъектов РФ, в зависимости от регионального законодательства. К примеру, в Астраханской области эти функции возложены на Министерство социального развития и труда Астраханской области (п. 11.12 Положения о Министерстве социального развития и труда Астраханской области, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 21 марта 2005 г. N 21-П), в Саратовской области — на Министерство образования Саратовской области (подп. 36 п. 6 Положения о Министерстве образования Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 г. N 267-П) и т.д.
Форма подтверждения наличия сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Обязательное истребование рассматриваемых в комментируемом пункте документов основано на положениях международного и российского законодательства, согласно которым усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения ребенка (ст. 21 Конвенции о правах ребенка, п. 4 ст. 124 СК РФ). При этом должен соблюдаться приоритет усыновления ребенка его родственниками. Ввиду этого в качестве документов, подтверждающих невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, судебная практика предлагает рассматривать различные письменные документы, свидетельствующие о предпринятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами государственного банка данных о детях мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. В частности, как указано в Обзоре практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей, в качестве таковых могут выступать документы, содержащие информацию о том, когда и кому из российских граждан предлагался ребенок, по каким причинам данные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью), правильно ли были указаны сведения о ребенке в федеральном банке данных (о его возрасте, состоянии здоровья) и т.п. Такая информация может быть отражена в журналах учета кандидатов в усыновители из числа граждан РФ, письменных заявлениях родственников ребенка об отказе и причинах отказа взять ребенка на воспитание, направлениях, выданных российским гражданам (с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства) на посещение ребенка, где сделаны отметки об отказе взять ребенка на воспитание (с указанием причин отказа), анкетах ребенка и других документах. Кроме того, органы опеки и попечительства могут представлять суду сведения о размещении информации о ребенке на информативных стендах в помещениях органов опеки и попечительства, на региональном сайте органа опеки и попечительства, в средствах массовой информации и т.п.
9. Положения ч. 3 комментируемой статьи позволяют сделать вывод, что перечень документов, указанных в ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой нормы, не является исчерпывающим. Суд в целях наиболее полной и качественной подготовки дела к судебному разбирательству, учитывая особую социальную значимость дел об усыновлении, имеет право затребовать от участников процесса и другие документы, касающиеся сведений как об усыновителях, так и об усыновленном ребенке. В частности, во исполнение требований п. 3 ст. 124 СК РФ, не допускающих усыновления братьев и сестер разными усыновителями, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей, предполагается выяснение судом вопроса о наличии у усыновляемого ребенка сестер и братьев. В этих целях суды, как правило, могут затребовать документы, подтверждающие наличие родственных связей между детьми, личное дело ребенка из детского учреждения, заключение органа опеки и попечительства о возможности усыновления ребенка отдельно от его братьев и сестер. Также в этих случаях выясняются вопросы о том, относятся ли братья и сестры усыновляемого ребенка к категории детей, оставшихся без попечения родителей, где и с какого времени воспитываются несовершеннолетние братья и сестры усыновляемого, каковы причины раздельного проживания и воспитания детей, воспитывался ли усыновляемый ребенок вместе с братьями и сестрами, общался ли он с ними, какое состояние здоровья у детей и могут ли они по состоянию здоровья жить и воспитываться в одной семье, и другие обстоятельства .
См. подробнее: Обзор практики рассмотрения в 2014 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 8 июля 2015 г.
Большое значение при рассмотрении и разрешении дел об усыновлении имеет личность усыновителя. Ввиду этого еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен получить всю основную информацию о личности усыновителя, помимо той, которую должны представлять органы опеки и попечительства при обследовании условий его жизни. Формальный подход к решению этого вопроса на практике приводит к отмене решений об усыновлении.
Пример: Постановлением президиума Приморского краевого суда от 16 июня 2006 г. по делу N 44г-132 решение суда об усыновлении одиноким мужчиной П. несовершеннолетнего отменено и направлено на новое рассмотрение, так как в материалах дела отсутствовали сведения о всесторонней проверке судом личности усыновителя. В частности, судом первой инстанции не был выяснен вопрос о постоянном месте жительства усыновителя; в материалах дела не имелось справок об отсутствии судимости у П.; не было проверено судом семейное положение заявителя П.; не истребованы учредительные документы организации, которую возглавлял усыновитель; в характеристике, выданной по месту работы заявителя, содержались только его послужные данные и отсутствовали сведения, характеризующие его личные качества.
В соответствии с п. 1 ст. 166 СК РФ заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений. В свою очередь, суд, выполняющий задачи, стоящие перед ним на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, также вправе предложить заинтересованным лицам представить документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке. Как указано в подп. «е» п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8, суд в целях установления содержания норм иностранного семейного права может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и другие компетентные органы РФ либо привлечь эксперта в области иностранного права.
В целом на стадии подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству суд может осуществлять и иные действия, не предусмотренные рассматриваемой нормой, в силу положений ч. 1 ст. 263 и ст. 150 ГПК РФ, за исключением отдельных особенностей дел особого производства. Так, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд может назначить экспертизу.
Пример: Архангельским областным судом по трем делам о международном усыновлении в целях установления возможности разделения детей (помещение детей в разные семьи) психологам специализированных центров поручалось провести психологическую диагностику братьев (сестер) на выявление степени привязанности детей друг к другу, сформированности родственных отношений (см. подробнее Обзор практики рассмотрения в 2014 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, от 8 июля 2015 г.).
В то же время специфика дел особого производства, к каковым относятся и дела об усыновлении, исключает из задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству вопрос о примирении сторон путем заключения сторонами мирового соглашения.
Учитывая, что рассмотрение дела об усыновлении в закрытом судебном заседании обязательно в силу закона, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 рекомендовал судьям принимать решение о его слушании в закрытом заседании уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, указывая об этом в определении о назначении дела к судебному разбирательству со ссылкой на ст. 273 ГПК РФ.
«КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»