Уполномоченный по правам человека
в Тверской области
Можно ли ребенка-сироту освободить от уплаты коммунальных платежей за жилье?
Вопрос:
Я опекун несовершеннолетнего ребенка, который является собственником жилого помещения умерших родителей. Можно ли ребенка-сироту освободить от уплаты коммунальных платежей за жилье, в котором он не живет и которым не пользуется? Кто должен ремонтировать это жилье?
Ответ:
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшение стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Учитывая положения указанного федерального закона, Вы, как опекун, обязаны заботиться о переданном Вам имуществе подопечного, а также способствовать извлечению из него доходов.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ) такая гарантия как оплата жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения, находящиеся в собственности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), не предусмотрена.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законодательством отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма поддержки как оплата жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение, принадлежащее ребенку-сироте. Однако законодательством Тверской области такая гарантия не установлена.
Сдача квартиры подопечного в наём, при наличии предварительного разрешения органов опеки и попечительства, может способствовать извлечению доходов из имущества подопечного и покрытия за счет этих доходов расходов по оплате коммунальных платежей за квартиру.
2. В соответствии со статьей 8.1 закона Тверской области от 09.12.2005 № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области» обеспечение сохранности принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, жилых помещений, включая их ремонт (в том числе капитальный), осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области в порядке и на условиях, установленных Правительством Тверской области, с учетом федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере опеки и попечительства.
Согласно пунктам 2, 3.1. постановления Правительства Тверской области от 20.01.2012 № 11-пп «Об утверждении Положения о порядке обеспечения сохранности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — постановление Правительства Тверской области № 11-пп) государственное казенное учреждение Тверской области — центр социальной поддержки населения (далее — ГКУ) по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам, осуществляет контроль за эксплуатацией, содержанием и обслуживанием данного помещения не реже одного раз в год.
Условием обеспечения сохранности принадлежащих детям-сиротам жилых помещений, включая их ремонт (в том числе капитальный), является принадлежность данных помещений указанной категории лиц исключительно на праве собственности.
ГКУ при выявлении необходимости проведения ремонта жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ребенку-сироте, направляет заявку в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (далее —жилинспекция) о проведении обследования технического состояния выявленного жилого помещения. Жилинспекция осуществляет обследование заявленного жилого помещения и по результатам обследования составляет акт технического состояния жилого помещения, который должен содержать меры, необходимые для сохранения его в состоянии, пригодном для проживания.
При подтверждении жилинспекцией необходимости проведения ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, ремонт осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
Таким образом, если квартира вашего опекаемого требует ремонта, вы можете обратиться в ГКУ по месту жительства ребенка-сироты с просьбой обследовать жилое помещение.
Оплата коммунальных услуг за закрепленное за несовершеннолетним ребенком жильё
Я с 2008 г. — приёмный родитель. За моей приемной дочерью закреплено жилое помещение. На момент оформления ребенка в приемную семью в квартире были зарегистрированы её бабушка (квартиросъемщик), отец и мать, лишенные родительских прав. После смерти отца и бабушки мною в интересах несовершеннолетней и от её имени в июне 2012г. был заключен договор соц. найма закрепленного за ней жилого помещения. Акта приема-передачи этого помещения не производилось, не подписывали, доступа в помещение не имеем, помещением не пользуемся, не сдаем, материальной выгоды не имеем. Приемная дочь зарегистрирована там с 2000г. На данный момент в этой квартире проживает её биологическая мать. Семья ассоциальная, долги по коммунальным платежам с 2000 года. Ребенок проживает с нами с 2008 г. в другом регионе России, имеет временную регистрацию по месту жительства приемных родителей. Из средств, выделяемых на содержание, производится оплата коммунальных услуг по месту пребывания ребенка. Вопрос: 1) с какого момента у меня, как у приемного родителя, возникают обязанности по оплате коммунальных услуг в квартире, в которой ребенок не проживает с 2006г., а проживают только его родственники. 2) В каком объеме. 3) Действителен ли договор найма без акта приема-передачи.
05 декабря 2014, 17:17
Права и обязанности сторон по договору социального найма, включая членов их семей, регулируются специальным законом – Жилищным кодексом РФ. Исходя из содержания ст.ст. 67 и 69 Жилищного кодекса РФ в том случае, если речь идет о (а) проживающих совместно с нанимателем супругом, детях и родителях, которые (б) прямо указаны в договоре социального найма жилого помещения; все эти лица несут равные с нанимателем обязанности, включая обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Но даже проживающий совместно с биородителями и указанный в договоре социального найма ребенок просто не имеет достаточной дееспособности, чтобы самостоятельно оплачивать свою долю коммунальных платежей. Поэтому в п. 3 ст. 28 Гражданского кодекса РФ прямо устанавливается, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Это означает, что каждый дееспособный наниматель и его родитель обязаны оплачивать свою долю коммунальных платежей, но при этом обязанность по оплате доли несовершеннолетних детей лежит на обоих биородителях поровну (ст. 61 Семейного кодекса РФ). И эта обязанность никак не прекращается с лишением биородителей прав, т.к. согласно п. 2 ст. 71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Более того, если в результате лишения родительских прав ребенок был изъят из биосемьи, то он уже не относится к членам семьи, проживающим с нанимателем совместно. Факт непроживания по адресу постоянной регистрации (у биородителей) может быть подтвержден временной регистрацией ребенка или в детском учреждении, или в семье опекуна/приемного родителя.
Правда, следует отметить, что в ст. 71 Жилищного кодекса РФ говорится, что «временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма». Это положение может быть истолковано как закрепление за ребенком обязанности по пропорциональной оплате коммунальных услуг даже после «временного» (т.е. до совершеннолетия) выбытия из жилья биородителей. Также, не вполне понятно, как следует решать вопрос оплаты коммунальных платежей, если биородители умерли и, кроме подопечного ребенка и его несовершеннолетних братьев или сестер, по месту закрепления жилья никто больше не зарегистрирован. Наконец, в п. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ буквально говорится, что «суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка», что также можно истолковать как разрешение направлять часть средств на содержание подопечного ребенка на оплату его доли коммунальных платежей по месту закрепления жилья
В некоторых субъектах РФ эти вопросы прямо разрешаются в пользу детей-сирот путем принятия соотвествующих региональных актов.
Права и обязанности сторон по договору социального найма, включая членов их семей, регулируются специальным законом – Жилищным кодексом РФ. Исходя из содержания ст.ст. 67 и 69 Жилищного кодекса РФ в том случае, если речь идет о (а) проживающих совместно с нанимателем супругом, детях и родителях, которые (б) прямо указаны в договоре социального найма жилого помещения; все эти лица несут равные с нанимателем обязанности, включая обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Но даже проживающий совместно с биородителями и указанный в договоре социального найма ребенок просто не имеет достаточной дееспособности, чтобы самостоятельно оплачивать свою долю коммунальных платежей. Поэтому в п. 3 ст. 28 Гражданского кодекса РФ прямо устанавливается, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Это означает, что каждый дееспособный наниматель и его родитель обязаны оплачивать свою долю коммунальных платежей, но при этом обязанность по оплате доли несовершеннолетних детей лежит на обоих биородителях поровну (ст. 61 Семейного кодекса РФ). И эта обязанность никак не прекращается с лишением биородителей прав, т.к. согласно п. 2 ст. 71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Более того, если в результате лишения родительских прав ребенок был изъят из биосемьи, то он уже не относится к членам семьи, проживающим с нанимателем совместно. Факт непроживания по адресу постоянной регистрации (у биородителей) может быть подтвержден временной регистрацией ребенка или в детском учреждении, или в семье опекуна/приемного родителя.
Правда, следует отметить, что в ст. 71 Жилищного кодекса РФ говорится, что «временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма». Это положение может быть истолковано как закрепление за ребенком обязанности по пропорциональной оплате коммунальных услуг даже после «временного» (т.е. до совершеннолетия) выбытия из жилья биородителей. Также, не вполне понятно, как следует решать вопрос оплаты коммунальных платежей, если биородители умерли и, кроме подопечного ребенка и его несовершеннолетних братьев или сестер, по месту закрепления жилья никто больше не зарегистрирован. Наконец, в п. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ буквально говорится, что «суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка», что также можно истолковать как разрешение направлять часть средств на содержание подопечного ребенка на оплату его доли коммунальных платежей по месту закрепления жилья.
В некоторых субъектах РФ эти вопросы прямо разрешаются в пользу детей-сирот путем принятия соотвествующих региональных актов.
По вопросу – Действителен ли договор соц. найма без акта приема-передачи. Регламентировано Жилищным кодексом РФ. В ЖК нет ни одной нормы относительно акта-приема передачи:
Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма
1. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Статья 63. Форма договора социального найма жилого помещения
1. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
2. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
1. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
3. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315 установлен Типовой договор социального найма жилого помещения
Обязан ли опекун оплачивать коммунальные услуги до совершеннолетия?
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата коммунальных услуг опекуном (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Оплата коммунальных услуг опекуном
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 61 «Равенство прав и обязанностей родителей» СК РФ(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия к ответчику — опекуну и дедушке несовершеннолетнего, действующему в интересах несовершеннолетнего, о взыскании долга за потребленный коммунальный ресурс, пени, расходов по оплате государственной пошлины. Как указал суд, в силу ст. 61 Семейного кодекса РФ родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. При этом, как указал суд, обязанность по оплате коммунальных услуг за несовершеннолетних собственников жилого помещения несут их родители до утраты этих прав и обязанностей по основаниям, установленным законом. В рассматриваемом случае у несовершеннолетнего есть отец, который лишен решением суда родительских прав. Являясь единственным законным представителем несовершеннолетнего, в связи со смертью его матери, отец несовершеннолетнего обязан был производить оплату за коммунальные услуги спорного жилого помещения за своего несовершеннолетнего сына. Заявляя требования о взыскании с опекуна несовершеннолетнего задолженности за соответствующий период, истец не привел оснований, позволяющих судебной коллегии возложить на ответчика такую ответственность, возникшую задолго до назначения его опекуном.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 82 «Изменение договора социального найма жилого помещения» ЖК РФ(В.Н. Трофимов)По мнению суда, несмотря на то, что в ч. 2 ст. 82 ЖК РФ упомянуто лишь право дееспособного члена семьи нанимателя в случае смерти последнего, потребовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя, тем не менее, положения указанной статьи подлежат применению и к недееспособным членам семьи. Отсутствие дееспособности свидетельствует лишь об ограничениях в реализации существующих прав, но не может явиться основанием к их прекращению, что соответствует как положениям ст. 9 ГК РФ, так и различию между понятиями дееспособности и правоспособности. При этом суд, ссылаясь на Определение ВС РФ от 07.02.2012 N 74-В11-12, отметил, что не влечет прекращение жилищных прав несовершеннолетнего ребенка и то обстоятельство, что он один остался лицом, зарегистрированным в жилом помещении после смерти родителя, проживавшего в этом жилом помещении. Вместе с тем, несовершеннолетний ребенок не обладает полной гражданской дееспособностью и не может самостоятельно исполнять обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поэтому его интересы представляют опекуны (попечители).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оплата коммунальных услуг опекуном
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(постатейный)(Аверина К.Н., Куропацкая Е.Г., Ситкова О.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)
Пример: опекун В.С., действующая в интересах несовершеннолетней Ф.К.В. обратилась в суд с иском к ответчикам ГБУ «Жилищник Алтуфьевского района», ГБУ «МФЦ района Алтуфьевский» и с учетом уточненных исковых требований просила взыскать с ответчиков сумму, переплаченную опекаемой Ф.К.С.
в связи с лишением льгот. Исковые требования мотивированы тем, что истец с 2004 года на основании распоряжения главы Управы района «Алтуфьевский» назначена опекуном несовершеннолетней Ф.К.В.
, проживающей совместно со своим опекуном в квартире государственного жилищного фонда (муниципальной), также на государственном регистрационном учете состоит муж истца В.А. До июня 2012 года несовершеннолетняя Ф.К.В.
была освобождена от оплаты коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения на основании Постановления Правительства города Москвы от 25 декабря 2007 г.
N 1169-ПП «О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве». С июля 2012 года Ф.К.С. была лишена вышеуказанных льгот, и в данный момент опекун ребенка полностью оплачивает коммунальные услуги.
Нормативные акты: Оплата коммунальных услуг опекуном
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22″О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6 — 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).
Уполномоченный по правам человека в Тверской области
Я опекун несовершеннолетнего ребенка, который является собственником жилого помещения умерших родителей. Можно ли ребенка-сироту освободить от уплаты коммунальных платежей за жилье, в котором он не живет и которым не пользуется? Кто должен ремонтировать это жилье?
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24.04.
2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшение стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Учитывая положения указанного федерального закона, Вы, как опекун, обязаны заботиться о переданном Вам имуществе подопечного, а также способствовать извлечению из него доходов.
Федеральным законом от 21.12.
1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ) такая гарантия как оплата жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения, находящиеся в собственности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), не предусмотрена.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законодательством отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма поддержки как оплата жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение, принадлежащее ребенку-сироте. Однако законодательством Тверской области такая гарантия не установлена.
Сдача квартиры подопечного в наём, при наличии предварительного разрешения органов опеки и попечительства, может способствовать извлечению доходов из имущества подопечного и покрытия за счет этих доходов расходов по оплате коммунальных платежей за квартиру.
2. В соответствии со статьей 8.1 закона Тверской области от 09.12.
2005 № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области» обеспечение сохранности принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, жилых помещений, включая их ремонт (в том числе капитальный), осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области в порядке и на условиях, установленных Правительством Тверской области, с учетом федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере опеки и попечительства.
Согласно пунктам 2, 3.1. постановления Правительства Тверской области от 20.01.
2012 № 11-пп «Об утверждении Положения о порядке обеспечения сохранности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — постановление Правительства Тверской области № 11-пп) государственное казенное учреждение Тверской области — центр социальной поддержки населения (далее — ГКУ) по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам, осуществляет контроль за эксплуатацией, содержанием и обслуживанием данного помещения не реже одного раз в год.
Условием обеспечения сохранности принадлежащих детям-сиротам жилых помещений, включая их ремонт (в том числе капитальный), является принадлежность данных помещений указанной категории лиц исключительно на праве собственности.
ГКУ при выявлении необходимости проведения ремонта жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ребенку-сироте, направляет заявку в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (далее —жилинспекция) о проведении обследования технического состояния выявленного жилого помещения. Жилинспекция осуществляет обследование заявленного жилого помещения и по результатам обследования составляет акт технического состояния жилого помещения, который должен содержать меры, необходимые для сохранения его в состоянии, пригодном для проживания.
При подтверждении жилинспекцией необходимости проведения ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, ремонт осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
Таким образом, если квартира вашего опекаемого требует ремонта, вы можете обратиться в ГКУ по месту жительства ребенка-сироты с просьбой обследовать жилое помещение.
Опекунам дают новые права
Парламентская газетаПарламентская газета
Как поможет единая база опекунов
В следующем году гражданам, которые взяли на себя заботу о детях недееспособных или ограничено дееспособных взрослых, не нужно будет предоставлять справку о праве опеки, чтобы оформить меры поддержки, сообщила журналистам замминистра труда и соцзащиты РФ Ольга Баталина во время визита в Пензенскую область 26 августа. Госорганы смогут сами проверить, кто является опекуном гражданина в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). В течение этого года должны успеть собрать полную базу опекунов и попечителей.
Читайте также: Можно ли и как признать СНТ или ОНТ населенным пунктом? Разъясняет Федеральная кадастровая палата
Например, опекуны смогут оформить пособие на ребёнка от трёх до семи лет через портал госуслуг. Сейчас это могут сделать только родители, а другим законным представителям приходится обращаться лично и предоставлять документ о праве опеки. Также можно будет отправить онлайн заявление на получение средства реабилитации или льготную парковку для человека, за которым ухаживает опекун.
По мнению Баталиной, новшество не только упростит законным представителям получение господдержки, но и оградит самих граждан, от лица которых действует опекун или попечитель, от незаконных действий и сделок.
Какие права и преференции есть у опекунов
Оформляя опеку или попечительство, человек принимает на себя целый ряд обязанностей — он разбирается за подопечного с бытовыми вопросами, общается за него с госорганами, защищает его права в суде, распоряжается его имуществом и деньгами, чтобы он был обеспечен всем необходимым. Делать всё это он должен под зорким наблюдением органов опеки и исключительно в интересах подопечного. А если речь идёт об опеке над ребёнком, опекун заботится о его воспитании, обучении, всестороннем развитии.
Чтобы упростить опекунам жизнь, для них предусмотрен ряд преференций, в том числе денежные выплаты, психологическая помощь и бесплатное проживание в квартире подопечного.
Опекуны и попечители имеют право:
Получать вознаграждение. По умолчанию опека безвозмездная, но в определённых случаях орган опеки может заключить с опекуном договор, по которому будет положено вознаграждение. Например, контракт на платную опеку могут заключить с приёмной или патронатной семьёй. Конкретные условия определяют в регионах. Выяснить их можно в местном органе опеки.
Получать пособие. Если опекун безвозмездно заботится об опекаемом, он имеет право на ежемесячную выплату, которую устанавливают в регионах. Например, в Москве опекуны получают на каждого ребёнка до 12 лет 17 424 рубля, от 12 до 18 лет — 23 232 рубля, а на ребёнка-инвалида 29 040 рублей. Если в семью устроили троих и больше детей, суммы увеличиваются.
Получить единовременное пособие за передачу ребёнка в семью. Его платят опекунам и усыновителям в качестве помощи семье. В законе установлен размер выплаты 8000 тысяч рублей, но в 2020 году с учётом индексации он составил 18 004 рубля. Если принять ребёнка старше семи лет, с инвалидностью или детей, являющихся братьями и сёстрами, заплатят 137 566 рублей.
Получить деньги за временное опекунство в связи с эпидемией COVID-19.
До 1 октября могут подать заявление на такую федеральную выплату граждане, которые с апреля по июнь этого года взяли на сопровождаемое или временное проживание инвалидов, престарелых людей и детей из детских домов.
Временным опекунам полагается 12 130 рублей в месяц за каждого человека, за которым они ухаживали. Оформить выплату можно через портал госуслуг, клиентскую службу Пенсионного фонда или МФЦ.
Жить в доме или квартире подопечного. Закон допускает, что орган опеки и попечительства может вместо выплаты вознаграждения разрешить опекуну в течение какого-то времени пользоваться имуществом подопечного в своих интересах.
Это возможно, если выполнены два условия: попечитель живёт далеко от человека, за которым ухаживает, или есть другие исключительные обстоятельства; он добросовестно исполняет свои обязанности. Если опекун перестанет справляться, пользование имуществом прекратят.
Разрешение на проживание в квартире подопечного продиктовано в первую очередь тем, что опекун обязан жить вместе с опекаемым, если тот младше 16, а если старше, это тоже желательно, допускается раздельное проживание с разрешения опеки.
Получать пособие за уход за инвалидом или престарелым человеком. На выплату могут рассчитывать только неработающие люди, которые не получают пособие по безработице, пенсию или вознаграждение за опеку. Зато не учитывается, о ком заботится человек — членом своей семьи или нет.
Размер выплаты для тех, кто ухаживает за инвалидом I группы, престарелым человеком, которому исполнилось 80 лет или который нуждается в постоянном уходе, — 1200 рублей. Признать пожилого гражданина нуждающимся в уходе должно лечебное учреждение.
За уход за ребёнком-инвалидом или инвалидом с детства I группы родителю или опекуну платят 1000 рублей, а другому человеку — 1200 рублей.
Чтобы пособие начали начислять, надо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда. Деньги будут приходить вместе с пенсией по старости или инвалидности, которую переводят нетрудоспособному человеку.
Пенсионный фонд предупреждает: если получатель пособия вышел на работу, начал получать пенсию или пособие по безработице, ему надо сообщить об этом в Пенсионный фонд в течение 5 дней, чтобы выплату пособия прекратили. «В противном случае гражданину придётся вернуть в ПФР неправомерно полученные денежные средства», — говорится на сайте ведомства.
Не терять пенсионный стаж. Время, которое человек не работает, чтобы ухаживать за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом и пенсионером старше 80 лет, засчитывается в страховой стаж в размере 1,8 пенсионных коэффициентов за каждый год ухода.
Пройти подготовку. Органы попечительства должны организовать для кандидатов в опекуны семинары и тренинги по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний. Обязательно должны пройти подготовку люди, которые собираются принять в семью ребёнка, близкие родственники ребёнка или люди с опытом опекунства посещают школу приёмных родителей по желанию.
Получать медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь. По закону об основах соцобслуживания опекунам должны оказывать содействие в предоставлении такой помощи. За ней можно обратиться в местный центр социального обслуживания. Часто там делают особый упор на сопровождение опекунов, которые приняли на воспитание ребёнка из детского дома.
Как и родители — получать детские пособия, налоговые вычеты и уходить в декрет. Опекуны во многих случаях пользуются родительскими правами, ведь они содержат, воспитывают детей и заботятся о них.
Они могут получать предусмотренные законодательством детские пособия и налоговые вычеты, предусмотренные для родителей.
А опекуны, которые приняли в семью ребёнка младше трёх лет, могут уйти в декретный отпуск и воспользоваться другими правами, которые даёт матерям и отцам Трудовой кодекс.
Отказаться от опеки. Для этого надо подать заявление в региональный орган опеки и попечительства.
В интересах подопечного опекуны и попечители также имеют право:
Заключать сделки и выступать в суде от имени подопечного. Для этого не нужно каких-то особых полномочий, они подтверждены самим статусом опекуна. Опекун подписывает документы за недееспособного подопечного или ребёнка до 14 лет, а ограниченно дееспособный подопечный и ребёнок старше 14 лет ставит подпись на бумагах сам с согласия попечителя.
При судебном разбирательстве, если опекун намерен совершить какое-то действие, из-за которого имущественное положение опекаемого ухудшится, понадобится разрешение органа опеки.
Речь может идти, например, об отказе от иска или его признании.
Кроме этого, суд будет обязан привлечь к процессу самого ребёнка, если ему исполнилось 14 лет, или опекаемого взрослого, признанного ограниченно дееспособным.
Распоряжаться деньгами подопечного. Опекун может получать пенсии, пособия, алименты, другие социальные выплаты и тратить их на содержание человека, о котором он заботится.
При этом ему нужно регулярно подавать в орган соцзащиты отчёт о своих действиях, в том числе о тратах и сделках. Для выплат подопечного опекун открывает специальный счёт в банке.
При этом тратить доходы, которые он получил от распоряжения имуществом опекаемого, например, сдавая его квартиру, можно только с разрешения органа опеки.
Распоряжаться имуществом подопечного. Можно продать его дом, обменять квартиру и так далее, но на это тоже нужно разрешение опеки, где обязаны следить, чтобы интересы подопечного были соблюдены и его имущественное положение не ухудшилось.
Распоряжаться маткапиталом. Его можно направить на цели, предусмотренные законодательством, но с разрешения органа опеки. В столице есть возможность оформить такое разрешение в электронном виде.
Оплата жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Администрации, должностного лица Администрации, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений;
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, предоставляющий государственную услугу (ИОГВ). Жалобы на решения, принятые руководителем ИОГВ, подаются в вышестоящий орган либо рассматриваются непосредственно руководителем ИОГВ.
Жалоба может быть направлена по почте, через Многофункциональный центр, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта ИОГВ, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
- наименование ИОГВ, должностного лица ИОГВ, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ИОГВ, должностного лица ИОГВ, либо государственного служащего ИОГВ;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) ИОГВ, должностного лица ИОГВ, либо государственного служащего ИОГВ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба, поступившая в ИОГВ, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа ИОГВ, должностного лица ИОГВ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы ИОГВ принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных ИОГВ опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке:
- в случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения Многофункционального центра, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга: 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга; e‑mail: [email protected]; телефон: 576‑70‑42.
- в случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия оператора Портала, жалоба (претензия) направляется в адрес Комитета по информатизации и связи: 191060, Смольный, Комитет по информатизации и связи; e‑mail: [email protected], телефон: 576‑71‑23.
- в случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Аминистрации (ОСЗН), предоставляющей государственную услугу или исполнительных органов государственной власти, участвующего в предоставлении государственной услуги, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга: 190000, Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д.6, т.(812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60, адрес электронной почты: [email protected] Вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, курирующему соответствующую отрасль: 191060, Смольный, Санкт‑Петербург, т.(812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑79‑55.
Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.
Если вы опекун (попечитель) ребёнка — выплаты и льготы в Москве
Многочисленные вопросы всегда связаны с тем, какие льготы, пособия, выплаты полагаются опекунам и попечителям на подопечного ребёнка. В каждом регионе действует своё законодательство по этому вопросу. Представленные данные верны для Москвы (суммы по состоянию на осень 2008 года).
Сводная таблица льгот и выплат опекуну (попечителю) ребёнка, включая список необходимых документов
Федеральные выплаты
1. Единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью
8000 рублей единовременно.
Обращаться: В Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы (Общественная приёмная по адресу: Таганская ул., 40/42, ст.м. «Марксистская». Часы приёма: понедельник 10—17, перерыв 13—13:45; среда 14—20, перерыв 16—16:45; пятница 10—16, перерыв 13—13:45. Выплачивается на счёт опекуна в Сбербанке или Банке Москвы или через почту.
Необходимые документы:
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (оригинал показать, копию оставить)
Кроме того, документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения (какие есть, по ситуации, оригинал показать, копию оставить):
- Свидетельство (свидетельства) о смерти родителей
- О признании родителей безвестно отсутствующими, умершими
- Решение суда о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, либо о признании родителей недееспособными
- Акт о подкидывании ребёнка (если ребёнок подкинут, родители неизвестны)
- Справка о нахождении родителей в местах лишения свободы или под стражей
- Медицинское заключение о состоянии здоровья родителей (если не могут воспитывать ребёнка по состоянию здоровья)
- Справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено
Допускается представление любого другого документа, из которого следует, что родители не по собственной воле передали ребёнка под опеку. Это может быть также решение суда о том, что ребёнок признан оставшимся без попечения родителей, либо постановление об этом органа опеки.
Городские выплаты
2. Денежные средства на содержания подопечного ребёнка до 18 лет (либо, обучающегося по очной форме в общеобразовательных учреждениях — до окончания обучения)
10000 рублей ежемесячно.
Назначается органом опеки и попечительства при вынесении решения об установлении опеки. Устанавливается со дня издания соответствующего распоряжения органа опеки.
При переезде ребёнка из другого региона назначается после постановки на учёт подопечного в органе опеки в городе Москве (не зависит от регистрации по месту жительства или пребывания ребёнка!).
После получения распоряжения органа опеки необходимо обратиться за выплаты в РУСЗН («собес» района).
Необходимые документы
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Постановление органа опеки об установлении опеки (попечительства) (оригинал показать, копию оставить)
- Распоряжение органа опеки о назначении денежных средств
- Справка с места жительства ребёнка о совместном проживании с опекуном (попечителем)
- Справку с места жительства о совместном проживании может выдать орган опеки и попечительства, либо жилищная организация.
- 3. Ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ на коммунальные платежи) на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний подопечный
- 700 рублейв месяц.
- Назначается РУСЗН (районный «собес») с месяца, в котором установлена опека (но не более, чем за предыдущие 6 месяцев).
- Необходимые документы:
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Постановление органа опеки об установлении опеки или попечительства (оригинал показать, копию оставить)
- Справка органа опеки и попечительства о месте фактического проживания подопечного
- Справка жилищных органов о совместном проживании ребёнка с опекуном или попечителем (из ЕИРЦ)
4. Ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) для отказных, подкинутых и оставленных детей.
- 1560 рублейежемесячно (в размере базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца для детей-круглых сироот)
- Назначаетсяв РУСЗН
- Необходимые документы
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Справка органа опеки о том, что ребёнок является отказным, подкинутым или оставленным.
- Документ о неполучении ребёнком алиментов (если имеется решение суда о взыскании алиментов — акт о невозможности взыскания алиментов)
- Справка о неполучении ребёнком пенсии (даст само РУСЗН)
Данная выплата полагается всем отказникам (то есть тем, кого мама оставила в роддоме по заявлению о согласии на усыновление любым лицом, т.е.
так называемый «отказ от ребёнка, при этом в графе «отец» свидетельства о рождении должен быть прочерк, либо нужен такой же «отказ» от отца ребёнка), всем подкинутым (то есть тем, у кого не установлен ни отец, ни мать — в свидетельстве о рождении оба «прочерка» вместо данных родителей), и всем оставленным (то есть тех, которых мама родила, а потом сбежала из роддома, не предъявив паспорта, в свидетельстве о рождении тоже должно быть два «прочерка»).
Читайте также: Индексация заработной платы в 2023 году – только для бюджетников, или для всех работников?
Льготы и натуральная помощь
- Бесплатный отпуск по рецептам врачей молочных продуктов детского питания (до 2-х лет)
- Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей (до 3-х лет)
- Скидка 50% по оплате содержания подопечного в дошкольном учреждении
- Бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте опекуну на основании Социальной карты москвича
- Льготный проезд обучающимся по очной форме обучения
- Бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и т.п. учреждений, находящихся в ведении Правительства Москвы (до 7 лет)
- Бесплатное посещение зоопарка, льготные ценына посещение музеев, выставок и т.п. учреждений, находящихся в ведении Правительства Москвы (детям от 7 до 18 лет или до конца очного обучения)
- Бесплатное двухразовое питание (в период обучения в общеобразовательных учреждениях)
- Бесплатное обеспечение учебниками ( в период обучения в общеобразовательных учреждениях)
- Обеспечение льготным или бесплатным горячим питанием (обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования)
Нормативные правовые акты, устанавливающие льготы и выплаты опекунам (попечителям)
По состоянию на 2008 год.
За жилищно-коммунальные услуги платят родители несовершеннолетнего ребенка
На практике можно встретить следующий ход мысли родителя, не желающего оплачивать жилищно-коммунальные услуги за своего ребенка: я в квартире не проживаю, там живет супруга (или бывшая супруга) и двое наших совместных несовершеннолетних детей. Поэтому я не обязан платить за ЖКУ там, где не живу и не зарегистрирован, а кроме того, на содержание детей я плачу алименты».
Однако суды не согласны с таким пониманием закона и указывают примерно следующее.
В соответствии со ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и по содержанию жилого помещения.
Уплата алиментов на несовершеннолетних детей не освобождает от обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг в полном объеме.
С ответчика подлежит взысканию половина расходов истца на содержание имущества несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетний — собственник жилого помещения. Кто платит за ЖКУ?
В п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» содержатся следующий разъяснения:
В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).
Судебная практика
Выполнение ответчиком обязанности по выплате алиментов на содержание детей не освобождает его от имущественной ответственности по гражданским обязательствам его несовершеннолетних детей, такая ответственность возлагается на обоих родителей в равных долях:
Как видно из материалов дела, К-ко Ю., К-ко С., а также их несовершеннолетние дети К.А. и К.Е. являются собственниками вышеуказанной квартиры в равных долях (по 1/4 доле у каждого), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Все собственники состоят на регистрационном учете в указанной квартире. С марта 2005 г. бремя содержания квартиры несет в полном объеме истица, ее расходы по февраль 2008 г. составили 65192,07 рубля.
Ответчик выплачивает алименты в размере 1/3 части своего заработка на содержание К.Е. и К.А.
Решением мирового судьи требования истицы удовлетворены частично, в ее пользу с ответчика взыскано 7975,69 рубля, что соответствует 1/4 доле ответчика в праве собственности на квартиру.
В возмещении расходов, приходящихся на доли несовершеннолетних детей, истице отказано по мотиву того, что ответчик посредством выплаты алиментов в полной мере обеспечивает содержание несовершеннолетних детей и не может быть привлечен к дополнительным расходам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Отменяя решение мирового судьи и удовлетворяя требования истицы в полном объеме, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что ответчик, являющийся собственником жилья, должен нести бремя содержания не только своей 1/4 доли в праве собственности на квартиру, но и, будучи законным представителем несовершеннолетних детей, бремя расходов по содержанию их имущества — в равных долях с истицей.
Данный вывод суда основан на правильном толковании и применении норм гражданского, жилищного и семейного законодательства. Согласно ст.
249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии со ст.
153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, обязанными по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются собственники жилого помещения, в том числе несовершеннолетние. Статья 28 ГК РФ возлагает на родителей имущественную ответственность по обязательствам малолетних детей, не достигших 14 лет.
Выполнение ответчиком обязанности по выплате алиментов на содержание детей не освобождает его от имущественной ответственности по гражданским обязательствам его несовершеннолетних детей, такая ответственность возлагается на обоих родителей в равных долях. Суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с ответчика требуемые истицей суммы в счет возмещения ее расходов на содержание имущества ответчика и половины ее расходов на содержание имущества несовершеннолетних детей.
При таких обстоятельствах принятое по делу апелляционное решение является законным, надзорная жалоба К-ко С. подлежит оставлению без удовлетворения (извлечение из Постановления президиума Красноярского краевого суда от 3 февраля 2009 г. по делу N 44Г-4/2009)
Учитывая провозглашенный ч. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ принцип равенства супругов в решении вопросов, возникающих в жизни семьи, обязанность по оплате начисленных платежей за предоставленные коммунальные услуги в равной мере должна быть возложена на каждого из родителей до момента исполнения ребенку 18 лет:
ТСЖ обратилось к мировому судье с иском к Новоселову О.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Ответчик является собственником жилого помещения – квартиры. Ответчик не оплачивает коммунальные услуги. Решением мирового судьи требования удовлетворены. Однако, как указал суд второй инстанции, мировым судьей не учтены следующие обстоятельства.
Как следует из пояснений ответчика и материалов дела, Новоселов О.А. является собственником жилого помещения – 1/3 доли в праве. Собственниками жилого помещения – квартиры являются также Н., В. (по 1/3 доли в праве).
Поскольку Новоселову О.А. принадлежит 1/3 доля в праве на жилое помещение, то взысканию подлежит задолженность соразмерная указанной доле в праве.
Учитывая провозглашенный ч. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ принцип равенства супругов в решении вопросов, возникающих в жизни семьи, обязанность по оплате начисленных платежей за предоставленные коммунальные услуги в равной мере должна быть возложена на каждого из родителей до момента исполнения 18 лет.
Согласно свидетельствам о рождении родителями Н. и В. являются Новоселов О.А. и Новоселова О.А. (Апелляционное решение Котласского городского суда Архангельской области от 13 февраля 2012 года по делу № 11-21)
Обязанность по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг, начисленной на несовершеннолетнего, должна быть возложена в полном объеме на отца ребенка, членом семьи которого является данный несовершеннолетний. Мать же ребенка в квартире не проживает и в силу положений ст. 292 ГК РФ каких-либо обязательств, вытекающих из пользования этим жилым помещением, не несет:
В пользу управляющей компании взыскана задолженность по оплате содержания и ремонта жилого помещения, коммунальным услугам.
Суд указал, что начисленные на Гатаулина Н. И. суммы задолженности по оплате коммунальных услуг неправомерно взысканы в равных долях с Гатаулина И. И. и Гатаулиной Н. М. как законных представителей несовершеннолетнего.
Доказательств того, что Гатаулина Н. М. является матерью несовершеннолетнего, в материалах дела не имеется. Из апелляционных жалоб и объяснений сторон в заседании судебной коллегии следует, что родителями являются Гатаулин И. И. и Гатаулина М. А.
Таким образом, обязанность по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг, начисленной на несовершеннолетнего, должна быть возложена в полном объеме на Гатаулина И. И., членом семьи которого является данный несовершеннолетний.
При этом непривлечение к участию в деле матери несовершеннолетнего – Гатаулиной М. А. – основанием к отмене решения не является. Последняя в квартире не проживает и в силу положений ст. 292 ГК РФ каких-либо обязательств, вытекающих из пользования этим жилым помещением, не несет (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 26 марта 2012 года по делу № 33-1526/12).