Образование юридического лица
Общие положения об образовании юридических лиц содержаться в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 50_1 ГК РФ, юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.
В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.
В решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.
Порядок образования юридических лиц конкретных организационно-правовых форм определен в иных федеральных законах.
Так, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что учредителями некомммерческих организаций могут быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. При этом число учредителей некоммерческих организаций не ограничено.
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации — для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных учреждений и внесения в них изменений» установлено, что решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.
Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения должно содержать:
а) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
б) основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
в) наименование федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого федерального учреждения;
г) сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением;
д) предельную штатную численность работников (для казенного учреждения).
Образование коммерческих юридических лиц. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 7) установлено, что участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Число участников общества не должно быть более пятидесяти.
В случае, если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статьи 8 — 10) предусматривает возможность создания акционерного общества путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).
Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Учредителями общества могут быть граждане и (или) юридические лица. Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
Решение об учреждении акционерного общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Порядок образования юридического лица
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица, наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.
Государственная регистрация юридических лиц.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Государственная регистрация юридических лиц производится Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
С 1.07.02 г. порядок регистрации определяется ФЗ от 8.8.01.№129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(в ред. От 02.07.05 г.). Этот закон регулирует отношения, возникающие вы связи с гос. регистрацией юрид. лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы.
Государственная регистрация юрид. лица- это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в гос. Реестры сведений о создании, реорганизации, ликвидации, и иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом.
Постановка на налоговый учет производится на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Предприятия вносятся в ЕГРН. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет с присвоением ИНН и КПП.
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей),свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала предприятия.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Создание юридического лица
Создание юридического лица – это процесс учреждения или образования юридических лиц, который осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ст. 50-52) и Закона о регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Образование юридического лица происходит только в организационно-правовых формах, прописанных в ГК для коммерческих и некоммерческих организаций.
В зависимости от характера и степени участия органов государственной власти в процессе учреждения юридического лица выделяет несколько способов создания юридических лиц.
Способы создания юридических лиц:
- явочно-нормативный – учредители самостоятельно принимают решение о создании юридического лица, уполномоченный государственный орган имеет право контролировать процесс создания юрлица через процедуру государственной регистрации; законодательно установлены правила создания, перечислены документы, необходимые для регистрации;
- распорядительный — юридическое лицо учреждается на основе распоряжения учредителя, такой порядок применяют при создании унитарных предприятий, организаций и учреждений;
- разрешительный — для создания юрлица необходимо разрешение соответствующего уполномоченного государственного органа, осуществляющего проверку необходимости создания данного юридического лица, правомерности его учреждения.
Этапы создания юридического лица
В процедуре создания юридического лица выделяют несколько этапов:
- Принятие решения об учреждении юридического лица. При создании юрлица одним лицом достаточно единоличного решения учредителя. Если учреждение юридического лица происходит несколькими лицами, то решение о его создании должно быть единогласным. . Осуществляется соответствующим государственным органом непосредственно по месту нахождения действующего исполнительного органа юрлица, а в случае его отсутствия — по месту нахождения органа (лица), которое обладает правом действовать без доверенности от имени юридического лица.
Сведения, которые необходимо указать в решении о создании юридического лица:
- дата учреждения юридического лица;
- порядок утверждения устава;
- порядок, способы, размер, сроки образования имущества;
- назначение (избрание) его органов;
- результаты голосования учредителей, порядок их совместной деятельности по созданию юридического лица (ст. 50.1 ГК).
Учредительные документы определяют правовое положение юридического лица. Таким учредительным документом является устав. Хозяйственные товарищества функционируют на основании учредительного договора, который имеет юридическую силу устава. Государственные корпорации осуществляют свою деятельность на основании закона о соответствующих корпорациях.
Учредительные документы включают следующие сведения:
- наименование юридического лица;
- организационно-правовая форма;
- порядок управления деятельностью;
- место нахождения;
- сведения о правах акционеров;
- размер уставного капитала;
- размещаемые акции и др.
В уставе унитарных предприятий, некоммерческих организаций содержатся сведения о целях и предмете их деятельности.
Юридическое лицо регистрируют и при наличии типового устава. Уполномоченные государственные органы утверждают формы типовых уставов. В Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ) включены сведения, что юридическое лицо функционирует на основании типового устава.
Федеральная налоговая служба (включая территориальные органы) является государственным органом, который уполномочен в области регистрации коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций подобным органом является Министерство юстиции РФ (территориальные органы), для кредитных организаций – Банк России.
Регистрация юридических лиц
В законодательстве установлен единый порядок регистрации юридических лиц, вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида. Федеральные законы могут устанавливать особенности регистрации некоторых видов юридических лиц (страховых организаций, банков, религиозных организаций, политических партий и т.д.).
Закон исчерпывающим образом определяет перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица. Требования государственного органа предоставить другие документы – незаконно. Документы о создании юрлица подаются в территориальный регистрирующий орган или через центр государственных и муниципальных услуг.
До совершения государственной регистрации регистрирующий орган должен проверить содержащиеся в документах сведения на предмет их достоверности. Проверка документов происходит по формальному признаку (согласно законодательству) и по содержанию (их соответствие действительности). При выявлении несоответствия сведений в документах, поданных на регистрацию, производится отказ в государственной регистрации. Например, основанием для отказа может послужить недостоверность сведений об адресе юридического лица.
Государственная регистрация должна пройти не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Все сведения о вновь созданном юридическом лице и его регистрации фиксируются в ЕГРЮЛ, открытом для всеобщего ознакомления. В отношении сведений, касающихся юридического лица действует принцип публичной достоверности.
Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности перед контрагентом за недостаточность или недостоверность сведений, содержащихся в реестр, в следующих случаях: