В России вводится уголовная ответственность за нелегальный техосмотр
МОСКВА, 27 июля. /ТАСС/. C 27 июля вводится уголовная ответственность за осуществление деятельности по проведению техосмотра автомобилей без соответствующей аккредитации в национальной системе аккредитации или в сфере техосмотра ТС, если она необходима. Соответствующий законопроект был подписан президентом год назад.
Преступление наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
По словам руководителя экспертного центра «Деловой России» Екатерины Авдеевой, для интересов общества важно не то, что предприниматель получит еще одну лицензию, а важно качество товаров и услуг и безопасность. Должен быть четкий механизм регулирования и ответственность лиц, которые не осуществляли надлежащий контроль и не предпринимали соответствующие меры, уверена она.
«Уголовная ответственность, конечно же, должна быть. Но, во-первых, важно, чтобы было разграничение реальной общественной опасности или риска ее наступления и формального вменения состава без учета того, что некоторые элементы преступления могут практически отсутствовать. Во-вторых, важно, чтобы было предусмотрено привлечение к административной ответственности, что разгружало бы следствие при этом давало возможность предпринимателям привести все в соответствие», — отметила она.
Авдеева также считает, что новая мера может повысить давление на предпринимателей, особенно с учетом того, что нередко речь идет именно о субъектах микро, малого или среднего бизнеса.
«Поэтому с введением уголовной ответственности должна быть упрощена процедура получения такой лицензии и аккредитации не с точки зрения требований, а с точки зрения процедур, должен осуществляться надлежащий контроль с учетом риск-ориентированного подхода, а уголовная ответственность должна стать крайней мерой, поэтому должен быть механизм предупреждения, возможно, через административную ответственность», — резюмировала она.
За нелегальный техосмотр — уголовная ответственность
В МВД напомнили, что водители будут привлекаться к уголовной ответственности за сознательное обращение к компаниям, которые проводят техосмотр автомобилей без соответствующей аккредитации, пишет ТАСС.
C 27 июля в России вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, которыми вводится уголовная ответственность за проведение техосмотра автомобилей без соответствующей аккредитации. Это приравнивается к приобретению, хранению, перевозке заведомо поддельного официального документа.
Статья предусматривает лишение свободы на срок до одного года либо принудительные работы. А тем, кто работает без аккредитации, грозят штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы на 20 дней или арест на срок до шести месяцев. Безопаснее на дорогах от этого не станет, строже проверять машины не будут, появится еще одна формальность и подорожает диагностическая карта, считает заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский.
Глеб Виленский заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП «Мы сейчас имеем профанацию, которая просто станет немножко дороже после ужесточения всяких правил, которые сейчас есть. Я не понимаю, как я, гражданин, смогу верифицировать это — мне дали настоящую диагностическую карту или не настоящую? У нее нет никаких элементов защиты, которые хотя бы как-то позволили понять, что это не настоящая диагностическая карта. Представьте себе, вы прошли техосмотр, выехали из этого самого пункта, проехали километр, еще никто не успел внести данные в общую информационную систему, тут вас останавливает инспектор ГАИ и шьет вам уголовку за то, что вы приобрели заведомо подложный документ. Это бред полный. А если оператор этого самого пункта техосмотра опечатался и написал вместо буквы «О» букву «А» в госномере, опять за это должен отвечать автовладелец уголовной статьей? В современном варианте система техосмотра — это очень недорогой бизнес, не нужно ни больших помещений, ни какого-то сложного оборудования. Я не думаю, что в России сейчас какое-то засилье поддельных пунктов техосмотра, тем более что диагностические карты все-таки должны вноситься в единую информационную систему, и гораздо проще стать легальным оператором, чем таким образом подставляться. Ведь клиенты вернутся, ведь они не смогут без диагностической карты, внесенной в единую информационную систему, приобрести страховой полис. Сейчас всех, скорее всего, заставят эту абсолютно фиктивную процедуру проходить, на жизнь этого бизнеса существенным образом это не повлияет».
Сейчас техосмотр раз в два года должны проходить владельцы машин возрастом от четырех до десяти лет. Автомобили старше десяти лет нужно проверять каждый год. Исключение составляют такси: для них ТО проводится раз в год, если машина младше пяти лет, и раз в полгода, если старше. Из-за отсутствия документа автовладельцы не смогут приобрести страховой полис ОСАГО. Полностью освобождены от обязательного посещения пункта ТО машины младше четырех лет. В этом году из-за коронавируса техосмотр для оформления ОСАГО можно не проходить до октября текущего года.
Человек не обязан проверять наличие лицензии на проведение ТО у компании, говорит автоюрист, руководитель отдела расследований журнала «За рулем» Сергей Смирнов.
Сергей Смирнов автоюрист, руководитель отдела расследований журнала «За рулем» «Сознательно, специально купил, но опять же доказать это будет просто физически невозможно. Человек не обязан проверять, аккредитована эта организация или не аккредитована. Для него есть вывеска «Диагностические карты», как законопослушный гражданин, даже если он об этом знает, он полагает, что эта организация действительно имеет все необходимые допуски, разрешения, чтобы техосмотр проводить. Здесь уже задача правоохранительных органов, контрольных, надзорных органов, чтобы такие организации, если они существуют, действительно были аккредитованы и делали все в рамках закона. Если они этого не делают вот как раз МВД и предложило приравнять это к мошенничеству. Техосмотра как такового не проводится, то есть эта компания имеет все допуски, то есть она аккредитована, люди покупают, в лучшем случае приезжая просто на пункт диагностического осмотра, тем самым подтверждая, что я как бы здесь был. В реальности никакого техосмотра не проводится, им просто выдают диагностическую карту. Но на сегодняшний день около 90%, если не больше, диагностических карт покупается через интернет. Она везде зарегистрирована, вопросов к ней юридически нет, но техосмотр в реальности не проводится. Я не могу сказать, сколько аккредитация обходится, но чтобы эту аккредитацию получить, им необходимо подтвердить, что у них есть соответствующее оборудование и специалисты, чтобы было помещение соответствующее. В целом, я не могу сказать, что это суперзатратные какие-то мероприятия».
Госдума перенесла закон об обязательной фото- и видеофиксации ТО, а также оформлении диагностических карт в электронном виде на следующий год. Он должен был заработать с 7 июня этого года, но его введут лишь 1 марта следующего.
По данным Российского союза автостраховщиков, официально работают порядка 5 тысяч операторов ТО и свыше 5,5 тысяч пункт ТО. С начала этого года союз приостановил действие аттестатов аккредитации у 330 операторов, еще у 200 аттестаты аннулированы.
Уголовное наказание за проведение техосмотра без аккредитации с 27 июля 2020 года
В этой статье речь пойдет об изменении, которое вносится в Уголовный кодекс Российской Федерации с 27 июня 2020 года.
Основная суть нововведения заключается в том, что вводится уголовного наказание за проведение технического осмотра организациями, не имеющими соответствующей аккредитации.
В первую очередь обновление законодательства представляет интерес для организаций, которые занимаются проведением технического осмотра.
Информация о законе
26.07.2019 Федеральный закон №207-ФЗ «О внесении изменений в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации» опубликован на официальном интернет-портал правовой информации. Он вступает в силу через 1 год, то есть 27 июля 2020 года.
Наказание за техосмотр без аккредитации
Напомню, что в настоящее время каждая организация, которая проводит технический осмотр транспортных средств, должна получить соответствующую аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков. Если аккредитация отсутствует, то организация не имеет право проводить техосмотры.
Причем требование об аккредитации существует уже на протяжении многих лет. Еще в самой первой редакции закона «О техосмотре», которая начала действовать 4 июля 2011 года, требование о наличии аккредитации уже было.
Что касается наказания за нарушение этого требования, то оно вводится только с 27 июля 2020 года. Рассмотрим обновленную статью 171 Уголовного кодекса:
Статья 171. Незаконное предпринимательство
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 3 настоящего Кодекса, —
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Итак, если пункт техосмотра проводит процедуру без аккредитации и при этом причинил крупный ущерб (2 250 000 рублей) или извлек доход в крупном размере (2 250 000 рублей), то возможно одно из следующих уголовных наказаний:
- штраф до 300 000 рублей;
- штраф в размере дохода осужденного за период до 2-х лет;
- обязательные работы до 480 часов;
- арест до 6 месяцев.
Если же без аккредитации извлечен доход в особо крупном размере (9 000 000 рублей) или пункт создан организованной группой, то наказание может быть более серьезным:
- штраф от 100 000 до 500 000 рублей;
- штраф в размере дохода осужденного за период от 1-го до 3-х лет;
- принудительные работы до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей или в размере дохода за период до 6 месяцев.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что новый закон вводит очень серьезные наказания за проведение техосмотра без аккредитации. Так что пунктам технического осмотра нужно внимательно следить за тем, чтобы аттестат аккредитации не был аннулирован. А для этого организация, в том числе, должна постоянно соответствовать требованиям аккредитации и вовремя сообщать в российский союз автостраховщиков сведения, необходимые для ведения реестра операторов.
Что касается простых водителей, то для них введение уголовного наказания за отсутствие аккредитации должно привести к тому, что вероятность «нарваться» на «левый» пункт техосмотра станет гораздо ниже.
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).