Налоговое законодательство в отношении сервиса по заключению сделок между пользователями

Содержание

Налоговое законодательство в отношении сервиса по заключению сделок между пользователями

На данный момент нам требуются предварительные, краткие ответы на наши вопросы. Среди ответивших мы выберем какого либо специалиста от которого нам потребуется подробная скайп консультация за вознаграждение по данным вопросам.

Вопросы юридического и, возможно, бухгалтерского характера.

1. Как должны проходить переводы, по каким правовым нормам, законам, пунктам?

2. Должен ли быть договор между пользователями или между сервисом и пользователями? Как лучше сделать?

3. Как производить выплату? Можно ли это сделать на карту или нужно на банковский счет по договору?

4. Какую систему налогообложения выбрать?

1. Как должны проходить переводы, по каким правовым нормам, законам, пунктам?

Аркадий

У Вас должны быть заключены агентские договора (ст. 1005 ГК РФ) с пользователями. Вы выступаете агентом, а они принципалами. Соответственно когда Вы получаете средства, которые должны отправить принципалу, они в Ващ доход не включаются и переправляются Вами по правилам, указанными в Вашем с ними договоре. Вознаграждение Вы оставляете себе, также по условиям договора. Поскольку Вы только агент по агентскому договору, то налоговым агентом ни для тех, ни для других Вы не являетесь, налоги платят они сами.

2. Должен ли быть договор между пользователями или между сервисом и пользователями? Как лучше сделать?

Аркадий

Договор должен быть обязательно, очень грамотно составленный и выложенный в качестве оферты, которая должна приняться тем, кто согласится на его условия.

3. Как производить выплату? Можно ли это сделать на карту или нужно на банковский счет по договору?

Аркадий

Это несущественно, лишь бы принципал указал куда конкретно должна пройти оплата. Вы ни в каком случае налоговым агентом являются не будете. А договор Ваш будет основанием для выплат в том числе и на случай, если вдруг банк Ваш посчитает операции подозрительными и заблокирует их до представления документов.

4. Какую систему налогообложения выбрать?

Аркадий

Я не знаю объема Ваших предполагаемых расходов. В зависимости от них следует выбрать либо УСН 6% (доходы) либо УСН 15% (доходы минус расходы)

Совершенствование налогового контроля – 2021

17 февраля 2021 года был опубликован Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вносит ряд существенных поправок в ч. I НК РФ. И если отдельные изменения затрагивают интересы узкого круга налогоплательщиков, то ряд новшеств интересен всем без исключения организациям и индивидуальным предпринимателям.

Личный кабинет налогоплательщика: расширение функционала

Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

Теперь в случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Обратите внимание: Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 17 марта 2021 года. При этом отдельные положения данного закона имеют особый порядок начала действия.

Хранение документов: сроки увеличены

Одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Аналогичная норма установлена для налоговых агентов: они обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Теперь срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен до пяти лет.

КИК и контролирующие лица: уточнена доля

В соответствии со ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в установленных случаях должны уведомлять налоговый орган как о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), так и о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

Теперь для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой. При этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

Введена новая обязанность для банков

Пунктом 2 ст. 86 НК РФ установлено, чтобанки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Статья 86 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:

копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);

копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.

Сделать это банки должны будут в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в установленных случаях.

Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:

в отношении организации (индивидуального предпринимателя) – в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;

в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) – на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Теперь практически никаких тайн от налоговых органов у налогоплательщиков не останется: банки расскажут все, что знают о своих клиентах.

Налоговикам дано право истребовать документы у держателя реестра ценных бумаг

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Теперь данный перечень лиц, у которых можно истребовать интересующую налоговиков информацию, расширен: в него вошли и лица, которые осуществляют (осуществляли) ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Кроме того, налоговыми органами могут быть запрошены документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Взаимозависимые лица и соглашение о ценообразовании: расширение полномочий налоговиков

Методы определения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

Методы, приведенные в ст. 105.7 НК РФ и используемые для определения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, распространены на случаи проведения налогового контроля при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (п. 1 ст. 105.7 НК РФ).

Кроме того, установлено, что при рассмотрении ФНС заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (СОЦ) в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства применение данных методов может осуществляться с учетом следующего. Особенности, установленные законодательством такого иностранного государства для аналогов указанных методов, могут учитываться при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке данных методов с результатами, полученными при применении указанных методов с учетом таких особенностей. При этом соответствующие результаты признаются сопоставимыми, если различия между названными результатами отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, обозначенных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.

Контролируемые сделки

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, к которым в том числе приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

В новой редакции данной нормы будут указаны сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ. В данном случае речь идет о следующих товарных группах:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Обратите внимание: новые положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Кроме того, уточнен п. 3 ст. 105.14 НК РФ: теперь сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) (ранее – по сделкам между указанными лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

Еще одно важное уточнение касается налогоплательщиков, которые не исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. В этом случае для целей налогообложения используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

В этом же порядке учитываются доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

Уведомление о контролируемых сделках

По общему правилу налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Теперь при выполнении данной обязанности нужно учитывать, что в случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, указанный налоговый орган самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет ей сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ). Ранее налоговый орган мог выявить факт непредставления уведомления о контролируемой сделке только в рамках налоговой проверки или налогового мониторинга.

Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится налоговым органом по месту его нахождения (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Теперь такая проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, необязательно проводящего выездную или камеральную налоговую проверку или налоговый мониторинг.

При этом решение о проведении проверки не может быть принято в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки, по которой такой налогоплательщик обратился в ФНС с заявлением о заключении СОЦ за тот же календарный год, в случае, если налоговым органом не принято ни одно из решений, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 5 ст. 105.22 НК РФ.

Также установлено, что налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении СОЦ, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых учитывались доходы (расходы) по соответствующей сделке.

Если речь идет о внешнеторговой сделке, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, то документы нужно хранить в течение десяти лет.

Кроме того, установлен срок представления истребуемых документов согласно п. 7 ст. 105.17 НК РФ – в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения

Российская организация – налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе обратиться в ФНС с заявлением о заключении СОЦ.

В порядок заключения СОЦ внесен ряд изменений (ст. 105.20, 105.21, 105.22 НК РФ):

уточнен порядок заключения СОЦ в отношении внешнеторговой сделки;

действие СОЦ в случае повторного обращения о его заключении может быть распространено на предыдущий период;

уменьшен перечень документов, которые нужно прилагать к заявлению о заключении СОЦ;

установлен порядок представления дополнительных документов;

введено требование о представлении вместе с заявлением о заключении СОЦ сведений о подаче контрагентом налогоплательщика в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения такого соглашения;

установлены новые сроки рассмотрения заявления и других документов;

расширены основания для отказа в заключении СОЦ;

установлен порядок представления повторного заявления о заключении СОЦ.

Установлен срок для представления страновых отчетов

Страновой отчет представляется участником международной группы компаний, который является налогоплательщиком в соответствии с НК РФ, по требованию ФНС. Теперь дополнено, что срок для представления данного отчета, установленный налоговым органом, не может составлять менее трех месяцев со дня получения налогоплательщиком указанного требования (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что обеспечение конфиденциальности информации из страновых сведений, представляемых в соответствии с требованиями гл. 14.4-1 НК РФ и (или) полученных от компетентных органов иностранных государств в рамках международного автоматического обмена страновыми отчетами, неразглашение сведений и иная защита указанной информации также осуществляются в соответствии с требованиями, предусмотренными международными договорами РФ по вопросам налогообложения, в порядке, аналогичном порядку защиты сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотренному ст. 102 НК РФ (п. 4 ст. 142.5 НК РФ).

Скорректирован порядок рассмотрения жалоб

В порядок досудебного обжалования актов налоговых органов, действий налоговиков внес ряд уточнений и новых норм.

Так, лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Уточнено, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям и в том же порядке (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Расширен перечень оснований, когда вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части (п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Налоговики откажут, если:

до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;

жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание;

до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Также уточнено, что налоговики откажут в рассмотрении жалобы, если ранее подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ.

Обратите внимание: обновленные положения ст. 138, 139.3 и 140 НК РФ применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после дня вступления в силу рассматриваемых изменений, то есть после 17 марта 2021 года.

Что касается порядка рассмотрения жалобы, теперь лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия по ней решения вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев (ст. 140 НК РФ).

В течение пяти дней со дня получения указанного ходатайства вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает одно из следующих решений: о приостановлении рассмотрения жалобы полностью или в части или об отказе в приостановлении рассмотрения жалобы. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия будет сообщено лицу, подавшему жалобу.

Установлен новый формат рассмотрения жалобы: с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС.

Вводятся основания для приостановления рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) по решению вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу:

до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве;

до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу.

Кроме того, признан утратившим силу п. 4 ст. 140 НК РФ, согласно которому документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 или 101.4 НК РФ, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматривались вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. Теперь такой возможности у налогоплательщиков не будет.

Уточнены и сроки рассмотрения жалобы в случае представления лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов – установленные п. 6 ст. 140 НК РФ сроки исчисляются с момента получения указанных документов вышестоящим налоговым органом, рассматривающим жалобу, а не со дня получения жалобы.

Внесены существенные поправки в налоговое администрирование, которые в основном направлены на устранение ряда вопросов, возникающих при определении цен для целей налогообложения и осуществлении налогового контроля за ценами, в том числе в процессе заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. В частности:

уточнены условия признания контролируемыми внешнеторговых сделок, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта РФ (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы);

устранена правовая неопределенность в отношении порядка исчисления суммы доходов по сделкам в ситуациях, когда лицо, получающее доход по таким сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ, а также в ситуациях, когда сделка совершена с участием комиссионера (агента);

налоговым органам предоставлена возможность направлять в ФНС извещение о контролируемых сделках, являющееся основанием для назначения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, вне рамок проведения налоговых проверок.

При этом выделим значимые изменения, касающиеся всех налогоплательщиков:

срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, увеличен до пяти лет;

введена обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, документов, документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета, копии карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.;

расширен перечень оснований, при которых вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения.

Работаем с самозанятыми: актуальные вопросы

Продолжается эксперимент, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ). По данным ФНС на 07.09.2021 зарегистрировавшихся самозанятых в России – около 3 млн человек[1]. Сейчас НПД действует на территории всей страны.

Организации все активнее работают с самозанятыми. Поэтому возникают вопросы, связанные с налогообложением доходов, получаемых такими физическими лицами, а также подтверждением расходов юридических лиц. Об этом и поговорим.

Вопрос:

Имеют ли право юридические лица (индивидуальные предприниматели) работать с самозанятыми?

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ объектами обложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При этом в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ не признаются объектами обложения НПД доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам (ГПД) при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим в виде уплаты НПД, могут оказывать услуги гражданско-правового характера как физическим лицам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с учетом требований Федерального закона № 422-ФЗ.

Вместе с тем нужно помнить о следующем.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15[2] суды при определении наличия (или отсутствия) трудовых отношений должны исходить не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (ГПД, штатного расписания и т. п.), но и из того, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. 15 и 56 ТК РФ, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.

Таким образом, при соблюдении положений Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, оказывающие услуги юридическим лицам, вправе применять специальный налоговый режим в виде уплаты НПД, если отношения между ними не имеют признаков трудовых отношений в соответствии с ТК РФ.

Следовательно, юридические лица (индивидуальные предприниматели) могут работать с самозанятыми при выполнении требований Федерального закона № 422-ФЗ (письма Минфина России от 28.07.2021 № 03-11-11/60233, от 25.08.2021 № 03-11-11/68525, от 08.09.2021 № 03-11-11/72631).

Вопрос:

Наша организация планирует заключить договор подряда с физическим лицом. Данный гражданин до заключения договора хочет зарегистрироваться как самозанятой, но он является гражданином одного из государств – членов ЕАЭС. Вправе ли он будет применять спецрежим в виде уплаты НПД?

Применять спецрежим в виде уплаты НПД могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ).

Плательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ или гражданами других государств – членов ЕАЭС, перешедшие на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в порядке, установленном Федеральным законом № 422-ФЗ.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на данный спецрежим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов ЕАЭС осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ.

Таким образом, регистрация в качестве плательщиков НПД граждан других государств – членов ЕАЭС осуществляется с помощью интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» (Письмо ФНС России от 23.09.2021 № АБ-3-20/6409@).

При этом граждане других государств – членов ЕАЭС вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление подается с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

Вопрос:

ООО заключило договор на оказание услуг с самозанятым. Потом выяснилось, что он не является налоговым резидентом РФ. Вправе ли в этом случае гражданин дальше применять НПД?

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим «НПД» в порядке, установленном данным федеральным законом, признаются плательщиками НПД.

Согласно п. 1–3 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на спецрежим в виде уплаты НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД. Постановку на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД осуществляют граждане РФ, а также граждане других государств – членов ЕАЭС.

Ограничения, связанные с применением Федерального закона № 422-ФЗ, установлены п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ.

Отметим, что возможность применения физическим лицом специального налогового режима в виде уплаты НПД не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ при осуществлении деятельности на территории РФ (Письмо Минфина России от 25.08.2021 № 03-11-11/68527).

Вопрос:

Юридическое лицо заключило с самозанятым договор на выполнение работ. В это время гражданин зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Вправе ли организация и дальше работать с данным гражданином как с самозанятым или он утратил названный статус после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ плательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в установленном порядке.

При этом при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя статус плательщика НПД не утрачивается.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ не вправе применять специальный налоговый режим лица, использующие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона № 422-ФЗ.

При этом согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель может уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в силу п. 2 ст. 84 НК РФ. В таком случае индивидуальный предприниматель признается налогоплательщиком, применяющим УСНО, с даты постановки его на учет в налоговом органе, отраженной в свидетельстве.

Следовательно, в случае если физическое лицо, применяющее спецрежим в виде уплаты НПД, зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя и представило уведомление о переходе на УСНО, оно перестает соответствовать условиям применения спецрежима в виде уплаты НПД и признается налогоплательщиком, перешедшим на УСНО с даты постановки его на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном согласно п. 2 ст. 84 НК РФ.

Вместе с тем, если после представления уведомления о переходе на УСНО индивидуальный предприниматель отказался от применения данного режима налогообложения, направив обращение в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты постановки его на учет в налоговом органе, отраженной в свидетельстве, ранее представленное уведомление о переходе на УСНО подлежит аннулированию. В указанном случае налогоплательщик вправе продолжить применять спецрежим в виде уплаты НПД при соблюдении положений Федерального закона № 422-ФЗ (Письмо ФНС России от 25.11.2021 № СД-4-3/16437@). Соответственно, организация может взаимодействовать с данным физическим лицом в статусе самозанятого.

Вопрос:

Юридическое лицо заключило ГПД с самозанятым (гражданином РФ). Является ли организация в данном случае налоговым агентом и должна ли она удерживать НДФЛ при выплате вознаграждения физическому лицу по договору?

На основании п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, – только от источников в РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ для целей налогообложения относится к доходу, полученному от источников в РФ.

При оказании физическим лицом организации услуг по ГПД на территории РФ получаемое им вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных данным договором, относится к доходам от источников в РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную по ст. 225 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 226.

Перечисленные лица именуются в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами.

При этом п. 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются согласно ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 228 и ст. 229 НК РФ физические лица, получающие вознаграждение от организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ в отношении указанных доходов производят самостоятельно.

Таким образом, положения пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ применяются при получении физическими лицами доходов от организаций, не признаваемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 226 НК РФ.

Организация, признаваемая налоговым агентом на основании ст. 226, должна исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, данной статьей.

В ситуации, указанной в вопросе, выплату подрядчику – физическому лицу (гражданину РФ) производит по ГПД заказчик – российская организация.

С учетом приведенных норм НК РФ данная организация признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и уплате сумм НДФЛ в отношении подрядчика – физического лица, в частности, в соответствии со ст. 226 НК РФ.

Вместе с тем согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», освобождаются от обложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения НПД.

Таким образом, исчисление и удержание сумм НДФЛ налоговым агентом в отношении доходов, являющихся объектом обложения НПД, не производятся (письма ФНС России от 12.08.2021 № КВ-4-20/11364@, от 28.08.2019 № СД-4-3/17127).

Вопрос:

Должна ли организация, заключившая ГПД с самозанятым, облагать страховыми взносами выплаты по этому договору?

В силу пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектами обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

При этом п. 1 ст. 15 Федерального закона № 422-ФЗ предусмотрено, что выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении базы по НПД, не признаются объектами обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного плательщиком налога на профессиональный доход в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ.

Соответственно, если упомянутое вознаграждение физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», подлежит учету при определении базы по НПД, при наличии вышеуказанного чека у организации не возникает обязанности по исчислению и уплате страховых взносов с данной суммы выплат (письма ФНС России от 12.08.2021 № КВ-4-20/11364@, Минфина России от 22.09.2021 № 03-04-06/76866, от 14.09.2021 № 03-15-06/74276).

Вопрос:

Каким документом самозанятой может подтвердить свой статус для того, чтобы не удерживать НДФЛ и не облагать выплаты страховыми взносами?

Регистрация физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве плательщиков НПД осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог», которое можно бесплатно установить на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика. Взаимодействие между плательщиками НПД и налоговыми органами происходит удаленно посредством использования названного мобильного приложения. Функционал мобильного приложения «Мой налог» позволяет самозанятым гражданам осуществлять онлайн постановку на учет и снятие с учета, вести учет доходов, формировать чеки и уплачивать НПД с использованием банковской карты.

Кроме того, при необходимости плательщики НПД для подтверждения своего статуса и доходов могут сформировать в мобильном приложении справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД и (или) справку о состоянии расчетов (доходах) по НПД (Письмо Минфина России от 01.02.2021 № 03-11-11/5970).

Вопрос:

Каким документом налогоплательщик-организация может подтвердить расходы для целей обложения налогом на прибыль, если контрагентом является самозанятой?

Согласно ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено указанным федеральным законом.

Вместе с тем для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают критериям ст. 252 НК РФ, то есть экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы,
и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе по договору).

В силу ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Соответственно, если законодательство РФ обязывает налогоплательщика при совершении операций оформлять определенный вид документа, то наличие такого документа обязательно для документального подтверждения расходов (Письмо Минфина России от 22.09.2021 № 03-11-11/76769).

Отметим, что плательщик НПД при расчетах, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектами обложения налогом на профессиональный доход, должен сформировать чек (независимо от формы осуществления расчетов), обеспечить его передачу покупателю (заказчику), а также передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган (Письмо Минфина России от 27.05.2021 № 30-01-15/41131).

При этом чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

Вопрос:

Можно ли учесть в целях налогообложения расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) у плательщика НПД, аннулировавшего чек без возврата денежных средств покупателю (заказчику)?

Согласно положениям п. 8–10 ст. 15 Федерального закона № 422-ФЗ организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО и уплачивающие ЕСХН, а также индивидуальные предприниматели, исчисляющие НДФЛ с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у плательщиков НПД, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона № 422-ФЗ плательщик НПД вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или через уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченных кредитных организаций пояснений с указанием причин корректировки.

При этом аннулирование плательщиком НПД чека, сформированного при произведении расчетов, связанных с получением доходов
от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), без возврата покупателю (заказчику) денежных средств, полученных от покупателя (заказчика), не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных (понесенных) покупателем (заказчиком), при условии наличия чека, отвечающего требованиям ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ.

Как сказано в Письме ФНС России от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213@, аннулирование плательщиком НПД чека без возврата покупателю (заказчику) денежных средств может считаться основанием для проведения мероприятий налогового контроля, направленных на установление полноты уплаты соответствующих налогов (сборов). Также покупатель (заказчик) вправе обратиться в налоговый орган с инициативой о проведении мероприятий налогового контроля в отношении плательщика НПД с приложением документов, подтверждающих реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также факт их оплаты.

Вопрос:

Какие налоговые риски нужно учесть при заключении договоров с самозанятыми?

Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, свидетельствующие о высокой степени вероятности отнесения контрагента налоговыми органами к категории проблемного (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, – к категории сомнительных (Письмо от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@).

При этом ст. 54.1 НК РФ предусмотрены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Ввиду того, что способ осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, определяется самим хозяйствующим субъектом с учетом действующего законодательства, обстоятельства организации бизнес-процессов налогоплательщика, в том числе в части привлечения к выполнению работ граждан, зарегистрированных в качестве плательщиков НПД, подлежат оценке налоговым органом исключительно в части правомерности отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствующей налоговой отчетности, устанавливаемой по результатам проведения мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган при проведении мероприятий налогового контроля оценивает, ведется налогоплательщиком и иными лицами деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно-единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации.

В свою очередь, налоговые претензии предъявляются налогоплательщикам в отношении их обязательств с контрагентами в случае выявления фактов злоупотребления, подтверждающих недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на неуплату налога.

Более того, исчерпывающий перечень документов, на основании которых сделки, совершенные налогоплательщиком, не квалифицируются в качестве злоупотребления согласно ст. 54.1 НК РФ, не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога и об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по сделке (операции).

Также ФНС сообщает, что рекомендации по проведению налогового контроля с учетом норм ст. 54.1 НК РФ приведены в Письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы, должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.

Дополнительно ФНС сообщает, что типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с «плательщиками НПД», а также оказании (принятии) услуг и выполнении (принятии) работ «человекоемких» отраслей, учтены в проекте изменений к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях ФНС.

В рамках указанных изменений проработан вопрос о характерных признаках применения схем уклонения от налогообложения, подразумевающих привлечение к выполнению работ «плательщиков НПД» в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и, соответственно, незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.

В данных случаях одними из признаков подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД являются:

1) организационная зависимость «плательщика НПД» от своего «заказчика», то есть:

регистрация физического лица в качестве плательщика НПД – обязательное условие «заказчика»;

«заказчик» распределяет «плательщиков НПД» по объектам (маршрутам) исходя из производственной необходимости;

«заказчик» определяет режим работы «плательщика НПД», в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;

работник «заказчика» непосредственно руководит и контролирует работу «плательщика НПД» на объекте (администраторы объектов);

2) инфраструктурная зависимость «плательщика НПД» от «заказчика», то есть «плательщик НПД» выполняет работу полностью с помощью материалов, инструментов и оборудования «заказчика»;

3) порядок оплаты услуг «плательщику НПД» и учета оказываемых услуг, который аналогичен порядку, установленному ТК РФ.

Указанные признаки характеризуют «плательщика НПД» как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

[1] Информация приведена на официальном сайте ФНС.

[2] «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий