Миноритарных акционеров ограничат в доступе к документам общества

«Ведомости» узнали о планах правительства реформировать механизм защиты миноритариев

Правительство подготовило законопроект, направленный на реформирование механизма защиты миноритарных акционеров от поглощений. Он введет понятие «связанные лица» вместо принципа аффилированности. Новация может дать миноритариям инструменты для корпоративного шантажа, считают юристы

Правительство подготовило поправки к закону об акционерных обществах (АО) в целях реформирования механизма защиты миноритарных акционеров от поглощений, сообщили «Ведомости» со ссылкой на соответствующий законопроект. Поправки вносятся преимущественно в статью 84 этого закона («Порядок оспаривания сделки, на совершение которой не было получено согласие»).

Разработка документа вызвана «давно назревшей необходимостью» балансировки интересов основных и небольших собственников, связанных с приобретением крупных пакетов акций ПАО, отмечается в пояснительной записке. Для этого правительство предлагает ввести институт связанных лиц.

Сейчас при оценке структуры собственности учитывается не только доля, принадлежащая мажоритарию напрямую, но и акции, которыми владеют близкие к нему граждане или компании (аффилированные лица). Такой подход слишком формализован и не отражает реального положения вещей, считают авторы законопроекта. И предлагают определять бенефициаров сделки с помощью связанных лиц.

Под ними понимаются: родители, дети, братья и сестры (в том числе неполнородные), усыновители и усыновленные, а также подконтрольные им лица; контрольные и контролирующие лица по всей цепочке корпоративных отношений; лица, действующие на основе договоров доверительного управления.

Связанных лиц предлагается считать единой группой, заинтересованной в поглощении ПАО. В случае повышения их доли до пороговых значений (30, 50 и 75%) они будут обязаны сделать миноритариям предложение о выкупе акций. Эта обязанность будет возникать, даже если стороной сделки будет выступать группа формально независимых, но фактически связанных между собой лиц.

Поправки также предлагают создать механизм принуждения группы связанных лиц направлять миноритариям обязательную оферту (бенефициары, в частности, не смогут использовать полученный ими контроль для давления на решения компании до направления другим акционерам предложения о выкупе) и расширить перечень акционеров, которые вправе требовать обязательной оферты, на обладателей привилегированных бумаг.

Принятие поправок может создать почву для будущих судебных разбирательств, считает советник Orchards Вадим Бородкин. Любое расширение и размытие критериев аффилированности в корпоративном праве может не только защитить интересы миноритариев, но и дать инструменты воздействия для корпоративного шантажа, отметил юрист.

Миноритариям придется раскрывать цель запросов информации у АО

Минюст представил законопроект, предлагающий ограничить доступ миноритарных акционеров к документам компаний. Владельцам менее чем двухпроцентного пакета акций, по замыслу Минюста, можно будет отказывать в запросе, если они требуют документ с коммерчески значимой информацией либо если цель запроса неясна. Сведения от миноритариев используются при рейдерских захватах, подтверждают бизнес-юристы. Представители антикоррупционных фондов заявляют, что проект будет губителен для расследований.

Минюст опубликовал для обсуждения законопроект, ограничивающий право миноритарных акционеров на доступ к информации о работе компании. В проекте поправок к закону об акционерных обществах предлагается предоставлять любому участнику в любое время лишь краткий список документов (устав, годовые отчеты, свидетельства о регистрации и т. п.). Ведомство предлагает ограничить доступ участников публичных акционерных обществ с пакетом меньше 2% к договорам о крупных сделках или к документам на имущество. Таким миноритариям предлагается отказывать в запросе, если, например, запрашиваемый документ содержит «коммерчески значимую информацию» или акционер не смог доказать «разумную деловую цель» запроса. Не смогут отказать в запросе лишь владельцам более чем 25% акций. Непубличным АО Минюст предлагает устанавливать в уставах свои правила предоставления информации. Разработчики ссылаются на европейские правила в этой сфере, позволяющие скрыть от акционера информацию, раскрытие которой грозит коммерческой тайне. В Минэкономики и ФАС «Ъ» сообщили, что с проектом пока не знакомы.

Сейчас в России миноритарий фактически вправе требовать у компании любую информацию, кроме разглашающей персональные данные. Такая практика сложилась благодаря упраздненному ныне Высшему арбитражному суду, разъяснившему в 2011 году в информационном письме N144, что участник общества имеет право на получение практически любого его документа и раскрывать свои цели не обязан. Разработчики проекта ссылаются на риски злоупотреблений, в том числе на «неконтролируемое распространение конфиденциальной информации». Отметим, у компаний есть право требовать от акционера расписку о конфиденциальности предоставляемых сведений (с ответственностью за разглашение). Опрошенные «Ъ» юристы подтверждают, что информация, полученная с помощью запросов миноритариев, может использоваться при рейдерских захватах и в гринмейле.

Юристы оценивают идеи по-разному. В Объединении корпоративных юристов (ОКЮР), участники которого входят в рабочую группу Минюста, проект поддерживают. Как отмечает президент ОКЮР Александра Нестеренко, за 20 лет с момента принятия действующего законодательства об АО в него вносились точечные правки, хотя за это время многое изменилось. «Полагаем, что установление в законе ограничений должно компенсироваться увеличением объема публично раскрываемой обществом информации»,— добавляет она. Как полагает партнер «Пепеляев групп» Роман Бевзенко, «деление прав в зависимости от объема пакета соответствует идее «больше инвестиций — больше прав»». Другие юристы считают, что проект особо не ухудшит и так плачевную ситуацию. По словам партнера ЮСТ Александра Боломатова, в системе корпоративных прав миноритарии и так практически бесправны. «Исключение одного из последних их прав ничего не изменит»,— полагает он. В РСПП поддерживают проект. «Баланс интересов в вопросе получения информации смещен в сторону миноритариев в ущерб эмитенту,— говорит вице-президент РСПП Александр Варварин.— Также необходимо ввести режим конфиденциальности информации, полученной акционером при ознакомлении с документами, прежде всего бухгалтерскими — по примеру США».

Проект осложнит антикоррупционные расследования, указывают в Фонде борьбы с коррупцией. Как заявила «Ъ» эксперт ФБК Любовь Соболь, миноритарии «не могут проверить обоснованность расходов компании даже в тех случаях, когда не получили дивидендов». Миноритарии, добиваясь открытости документов, могут противодействовать коррупции, подчеркивает госпожа Соболь: в пример она приводит опыт учредителя ФБК Алексея Навального, использовавшего в антикоррупционных расследованиях действующий механизм раскрытия информации как миноритарный акционер ВТБ, Сбербанка и «Транснефти». Ограничение прав миноритариев усилит закрытость компаний и будет губительно для общественного контроля, считают в ФБК.

В госкомпаниях, подпадающих под действие законопроекта, идеи Минюста называют «здравыми». При этом опрошенные «Ъ» представители миноритариев госкомпаний отметили: для них более принципиально получение нормального уровня дивидендов и цены выкупа их акций, чем доступ к информации.

Госдума приняла закон об ограничении прав миноритарных акционеров

Доступ к бухгалтерским документам, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более 25% голосующих акций.

Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении закон об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний.

Закон устанавливает, что для акционеров публичных обществ с долей владения более 1% акций компании определен ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

При этом при рассмотрении документа в первом чтении для таких акционеров с долей более 1% акций была предусмотрена возможность запрашивать «иные документы», то есть все те, к которым сейчас есть доступ у любого акционера. В принятой редакции закона возможности запрашивать «иные документы» для этих миноритариев нет.

В законе также определен перечень документов, которые эмитент обязан предоставить по требованию всех акционеров. К ним в том числе относятся договор о создании общества, документы о регистрации общества, решения о выпуске ценных бумаг и проспекты ценных бумаг, годовой отчет и финансовая отчетность, аудиторские заключения к ней, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизора общества.

Доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более чем 25% голосующих акций общества. При этом уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к этим документам.

Акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества, в требовании о предоставлении документов и информации должны указывать деловую цель, с которой запрашиваются документы. Под деловой целью предлагается понимать законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера. При этом деловая цель не будет считаться разумной, если общество обладает сведениями о недобросовестности акционера, если имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента.

Документ также предусматривает право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации. Такое право предлагается обеспечить посредством подписания между обществом и его участником соглашения о конфиденциальности.

В документе также определены случаи, когда общество вправе отказать в доступе к запрашиваемым документам. К ним относятся случаи, когда запрашиваемая информация размещена в Интернете, когда документ запрашивается повторно, когда документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием) или периодам, когда запрашивающее документы лицо еще не было акционером общества. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

Как сообщалось ранее, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) направила письма спикеру Госдумы Вячеславу Володину и министру экономического развития РФ Максиму Орешкину с просьбой не допустить принятия этого закона, поскольку при его подготовке текст не был доступен заинтересованной стороне — инвесторам, и их интересы не были учтены.

В настоящее время любой акционер публичной компании имеет право запрашивать у эмитента любую информацию, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления, общество при этом обязано предоставить ее.

В 2015 году ЦБ РФ обнародовал идею о том, чтобы расширить перечень информации, которую должны публично раскрывать эмитенты, при этом ввести порог владения акциями, который дает право запрашивать у общества дополнительную информацию. Целью этой инициативы было защитить российских эмитентов от необоснованных запросов информации со стороны миноритариев.

В 2017 году в дискуссию об информационных правах миноритарных акционеров вступили крупные российские компании. Так, «Роснефть» в феврале предложила предоставлять полноценный доступ к документам публичной компании, который сейчас есть у любого акционера, только владельцам 25%-ного пакета акций, остальным акционерам компания предлагала давать доступ только к раскрываемым документам, а акционерам с пакетом более 1% — еще и информацию о крупных сделках.

«Транснефть», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», а также госкорпорация «Ростех» подготовили свою версию законопроекта об информационных правах акционеров и в мае направили ее президенту РФ. Компании предложили ввести обязательное раскрытие закрытого перечня разумно детализированной отчетной информации; доступ к документам бухгалтерского учета общества для акционеров с пакетом более 25% акций; наличие разумной деловой цели использования запрашиваемой информации, а также право компаний отказывать в предоставлении сведений, если они не связаны с реализацией акционерных прав. При этом в законопроекте в редакции нефтяников предлагается полностью лишить акционеров права доступа к «иным документам» компании.

Крупные компании мотивировали свои предложения защитой интересов обществ от злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры считают, что предложения нефтяных компаний направлены на полное лишение акционеров права доступа к документам компании и, как следствие, лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы самого эмитента, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, причиненные компании.

В начале июля Николай Подгузов, занимавший тогда пост замминистра экономического развития, сообщил журналистам, что ведомство изучило эти предложения крупных компаний и учло их.

«Мы проанализировали то, что сказали компании, выработали с участием Банка России, Минюста согласованную позицию, в том числе и с участием этих компаний. Я считаю, что сейчас законопроект сбалансирован, в том числе и с точки интересов этих крупных компаний», — сказал тогда Подгузов.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий