Нельзя отказать в увольнении в одиночку воспитывающего ребенка военнослужащего — КС
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Положения закона о воинской обязанности не предполагают произвольного отказа в увольнении военнослужащих, после расторжения брака в одиночку воспитывающих несовершеннолетних детей, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Таким образом, оспариваемый жительницей Ростова-на-Дону Олесей Селиной абзац 5 подпункта «в» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был признан соответствующим Конституции РФ. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Уход за ребенок не совместим со службой
Согласно оспоренной норме, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам — в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает один. Ссылаясь на это положение в декабре 2018 года Селина подала рапорт об увольнении из Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области в связи с невозможностью совмещать службу с воспитанием часто болеющей четырехлетней дочери. Женщина указала, что разведена, а отец девочки живет в другом населенном пункте. Но аттестационная комиссия посчитала, что изложенные причины неуважительны. Суды, куда она направляла жалобы, отметили, что при расторжении брака место жительства ребенка определено не было, а в представленных заявительницей медицинских документах не содержится вывода о том, что ребенок нуждается в постоянном уходе. При таких обстоятельствах за Селиной не было признано безусловного права на увольнение согласно вышеуказанной норме. Тогда Селина обратилась в КС, посчитав, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, эта норма не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.
Досрочное увольнение контрактника
КС РФ отметил, что особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения, например, с учетом необходимости сохранения боеспособности воинских подразделений и обеспечения безопасности страны у контрактников отсутствует право уволиться досрочно по собственному желанию.
«Однако это возможно при наличии определенных обстоятельств (в том числе семейных), а также уважительных причин, объективно не позволяющих военнослужащему в полном объеме выполнять условия контракта», — подчеркивает КС . По его мнению, предусматривая возможность досрочного увольнения для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей в одиночку, оспариваемая норма не содержит конкретики относительно этих лиц, а действующие в сфере государственной службы законы и разъяснения ВС РФ не устанавливают исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери либо отца.
КС указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ.
«Она не может расцениваться как противоречащая конституционным предписаниям, поскольку направлена прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.), отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет», — гласит постановление КС.
Закон запрещает увольнять матерей-одиночек из органов МВД по инициативе руководителя — КС
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 янв — РАПСИ, Михаил Телехов. Закон не предполагает возможность расторжения контракта по инициативе руководителя органа внутренних дел с сотрудником, если это одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Такое решение было принято после проверки конституционности положений статей 36 и 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой матери-одиночки Надежды Кургаевой, уволенной из органов внутренних дел с должности начальника отдела управления организации охраны общественного порядка (УОООП) и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления Главного управления МВД (ГУ МВД) России по Республике Башкортостан. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Как следует из материалов дела, после сокращения замещаемой ею должности Кургаева была зачислена в распоряжение ГУ МВД. От предлагавшихся ей вакантных должностей в территориальных и структурных подразделениях ведомства она отказалась, в связи с чем была уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 статьи 82 вышеупомянутого федерального закона (в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность), при том, что ей не были предложены нижестоящие вакантные должности в ранее возглавляемом ею отделе.
Считая свое увольнение незаконным, Кургаева обратилась в Ленинский районный суд города Уфы с иском к ГУ МВД, требуя отмены приказов о сокращении ее должности и увольнении, восстановления на службе, выплаты денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и так далее. В обоснование своих требований истица, в частности, указывала на то, что является одинокой матерью, самостоятельно воспитывающей малолетнего ребенка – дочь 2007 года рождения, а следовательно, на нее распространяется гарантия, установленная частью 4 статьи 261 Трудового кодекса (ТК) РФ для одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, увольнение которых по инициативе работодателя не допускается. Суд частично удовлетворил её требования — приказ об увольнении Кургаевой был признан незаконным и отменен, она была восстановлена на службе, также в ее пользу взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда. Но апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан решение первой инстанции было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении требований Кургаевой было отказано. Тогда женщина пожаловалась в КС, указав, что тем самым нормы закона препятствуют предоставлению одиноким матерям гарантий, предусмотренных ТК РФ, и позволяют руководителям увольнять сотрудников произвольно.
В своем решении КС напомнил, что прохождение службы определенного вида не может служить оправданием для отмены в отношении одиноких матерей гарантий защиты от увольнения по сокращению штатов. Поскольку увольнение в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность может производиться в тех случаях, когда законом не предусмотрено специальное основание увольнения, и оно «осуществляется по объективным причинам или по воле увольняемого сотрудника», это основание увольнения обосновано не включено в перечень оснований увольнения по инициативе руководителя.
«Закон не предполагает возможность применения предусмотренного им основания расторжения контракта по инициативе (по выбору) руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в отношении сотрудника органов внутренних дел – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, и тем самым – лишения ее гарантий, предоставляемых при увольнении со службы в целях защиты материнства и детства, в случае, когда при сокращении замещаемой ею должности в процессе осуществления организационно-штатных мероприятий она отказывается от перевода на иную вакантную должность», — сказано в постановлении КС.
Решения по делу Кургаевой КС постановил пересмотреть.
КС запретил увольнять одиноких матерей с государственной службы
Конституционный Суд РФ сегодня признал, что увольнение с государственной гражданской службы в связи с сокращением штата одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, противоречит Конституции.
Как сообщает пресс-служба КС, поводом к рассмотрению дела стала жалоба Виктории Боровик. Судьям Конституционного суда предстояло проверить конституционность положений статьи 31, части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Виктория Кобылинская (после обращения в КС сменила фамилию на Боровик), будучи одинокой матерью, воспитывающей семилетнего сына, работала старшим специалистом отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию в Воркуте. В мае 2010 года в связи с сокращением должности женщина уволена с госслужбы. Она оспорила увольнение в судах, ссылаясь при этом на положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ), запрещающие расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет по инициативе работодателя.
Однако отстоять свое право женщине не удалось: судебные инстанции указали, что эти гарантии «не распространяются на госслужащих в связи сокращением должностей, поскольку законом о государственной гражданской службе РФ такое увольнение не отнесено к увольнению по инициативе нанимателя или его представителя. Наниматель – Республика Коми, в лице компетентного органа (Агентство Республики Коми по социальному развитию) – установило предельную штатную численность отдела, на основании чего представитель нанимателя — отдел опеки и попечительства – издал приказ об увольнении.
Тогда Кобылинская обратилась в КС РФ. В заявлении она обратила внимание на то, что таким образом оспариваемые нормы закона о госслужбе „препятствуют получению госслужащими, являющимися одинокими матерями, гарантий, предоставляемых им трудовым законодательством. Заявительница указала, что, по ее мнению, оспариваемые нормы противоречат конституционному принципу равенства прав и свобод граждан и нарушают ее конституционное право на защиту семьи, материнства и детства.
Рассмотрев дело Кобылинской, в КС отметили, что, действительно, запрет на увольнение по инициативе работодателя (нанимателя) в связи с сокращением численности или штата в настоящее время предоставляется одиноким матерям с детьми до 14 лет, которые работают по трудовому договору или проходят военную либо правоохранительную службу. При этом на одиноких матерей, замещающих должности государственной гражданской службы, данный запрет не распространяется.
“Подобное регулирование, установленное взаимосвязанными положениями части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, не основано на особенностях государственной гражданской службы, не имеет разумного и объективного оправдания, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости и, таким образом, не соответствует Конституции РФ», — пришли к выводу в КС.
Конституционный суд РФ постановил внести соответствующие изменение в действующее законодательство «для соблюдение конституционного принципа равенства при предоставлении гарантий подлежащим увольнению в связи с сокращением штата одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет», которые являются государственными служащими.
«Впредь до внесения соответствующих изменений увольнение с государственной гражданской службы одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ не допускается», — говорится в решении КС.
Кроме того, по решению Конституционного суда правоприменительные решения по делу гражданки В. Боровик (Кобылинской) «подлежат пересмотру в установленном порядке».