Два «коронавирусных» обзора Верховного суда: как их применяют на практике
21 апреля Верховный суд опубликовал первый «коронавирусный» обзор практики, а уже 30 апреля – второй. Это были важные, но неоднозначные документы, как минимум потому что никакой «практики» для обобщения тогда не было. И то, что было формально оформлено в виде обзора, на самом деле стало скорее рекомендациями ВС для нижестоящих судов, как принимать решения по спорам, на которые так или иначе повлиял COVID-19.
В итоге сложилась ситуация, когда не обзоры были написаны со ссылкой на практику, а практика начала формироваться со ссылкой на обзор. С помощью сервиса для поиска судебных решений Caselook.ru мы изучили дела, при разрешении которых арбитражные суды сослались на разъяснения Верховного суда, и готовы рассказать о любопытных результатах.
Коронавирус – это не повод затягивать процесс
Ограничительные меры, введенные для борьбы с коронавирусом, могут стать поводом для отложения судебного разбирательства. Но Верховный суд подчеркивал, что судья должен принимать решение о переносе заседания не «автоматически», а с учетом конкретных обстоятельств.
В деле № А45-38296/2019 третье лицо, ООО «Экология-Новосибирск», попыталось отложить разбирательство. Заявитель сослался на необходимость ознакомления с материалами дела, потому что это было невозможно в период «нерабочих дней», а также из-за других ограничений. Но Арбитражный суд Новосибирской области отказался отложить заседание. Суд вспомнил, что компанию привлекли к участию в деле еще в конце января, а 26 февраля по делу состоялось заседание, в котором общество «Экология-Новосибирск» участвовало. Суд решил, что на подачу всех необходимых документов и ознакомление с материалами дела у компании было больше месяца с момента февральского заседания до начала «нерабочих» дней. Кроме того, заявитель не смог доказать, что меры, принятые в регионе для борьбы с коронавирусом, помешали ему реализовать свои процессуальные права. Поэтому судья отказал в ходатайстве и рассмотрел спор по существу.
Но и торопиться суды не хотят. Например, в рамках дела № А17-990/2020 суд отказался удовлетворить заявление третьего лица об ускорении рассмотрения. «Срок отложения не является чрезмерным и определен исходя из объективных обстоятельств», – указал суд, сославшись в том числе и на разъяснения ВС. А в деле № А50-1147/2020 АС Пермского края в ответ на аналогичное заявление указал: «С учетом сложившейся ситуации на территории РФ и Пермского края, связанной с ограничением личного приема граждан в судах, рекомендаций по рассмотрению дел и материалов безотлагательного характера, перечисленных в соответствующих разъяснениях высшей судебной инстанции, у суда отсутствуют основания для ускорения рассмотрения дела с установлением иной даты судебного заседания».
Неотложное банкротство
Некоторые категории дел отказываются откладывать сами суды. Например, дела о личном банкротстве. Так, Арбитражный суд Кемеровской области в споре № А27-3042/2020 сослался на свое право самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, указал на «социально-реабилитационную цель банкротства должника-гражданина» и на наличие в материалах дела документов, достаточных для рассмотрения заявления, и признал должника банкротом в отсутствие всех участников процесса.
Жалуйтесь в срок
Жалобы, поданные с пропуском срока и без ходатайства о его восстановлении, суды возвращают заявителям (например, дело № А64-8993/2012), ведь в соответствии с разъяснениями ВС пандемия не является безусловным поводом для восстановления пропущенных сроков.
Но и ходатайство об этом поможет не всегда. Так, в деле № А19-9064/2019 управляющий подал жалобу на решение от 19 марта, но сделал это с нарушением процессуального срока. Суд отказался его восстановить. У заявителя апелляции было достаточно времени для ее подготовки и направления в суд первой инстанции, в том числе и в электронном виде, указал суд. Кроме того, управляющий не доказал, что именно «коронавирусные» ограничения помешали ему отправить жалобу в суд вовремя.
Впрочем, иногда суды все же идут навстречу заявителям и восстанавливают сроки. Например, в деле № А55-3741/2020 суд согласился восстановить срок на подачу ходатайства о составлении мотивированного решения по делу, рассмотренному 17 апреля, то есть уже в период «нерабочих дней», по упрощенной процедуре.
А в деле № А12-7522/2020 Арбитражный суд Волгоградской области учел, что практически треть срока на подачу возражений относительно исполнения судебного приказа пришлась на период ограничительных мер. Поэтому суд признал причины пропуска срока на подачу возражений уважительными.
Мораторий на неустойку
Согласно разъяснениям ВС и Постановлению Правительства РФ № 424, за период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года должнику по всем коммунальным платежам, включая капремонт, нельзя начислить неустойку. Это правило применил АС Якутии в деле № А58-12691/2019. Местная энергетическая компания взыскивала с ответчика долг по договорам энергоснабжения. Истец в числе прочего попросил взыскать в его пользу пени за период с 19 сентября 2019 по 13 мая 2020 года. Суд разрешил ответчику не платить эту сумму и отказал в удовлетворении иска в этой части.
Мораторий работает и на будущий период. Суды придерживаются общего подхода и отказываются начислить неустойку по день фактической выплаты долга. Например, так поступил Арбитражный суд Московской области в деле № А41-14328/2020. При этом суд разъяснил, что у истца есть право на подачу нового иска о взыскании неустойки, если долг так и не будет оплачен, но сделать это можно только после окончания моратория. То есть уже в 2021 году.
Штрафы не снизят
Решение по делу № А17-1758/2020 не опиралось непосредственно на разъяснения Верховного суда, но мы все же включили его в обзор. Компанию привлекли к административной ответственности со штрафом в 100 000 руб. Юристы компании попытались снизить размер штрафа ниже минимального по статье: в письменном отзыве они указали, что предприятие «находится в крайне тяжелом материальном положении, так как из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции не осуществляет своей деятельности, в связи с чем не имеет источника дохода».
Суд напомнил, что такое снижение возможно только в исключительных случаях (Конституционный суд заявлял об этом еще в 2014 году в Постановлении № 4-П). Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица имеет факультативное значение и само по себе, в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела, указал суд.
Кому уголовка, а кому отсрочка выплат: второй коронавирусный обзор ВС
24 февраля Россия начала военную операцию в Украине. Жители страны, обеспокоенные возможными масштабами действий, переживают, будут ли призывать мужчин из запаса, кто это может сделать и на кого распространяется мобилизация. Это отражают и поисковые запросы. «Толк» разбирался, что по этому поводу говорит законодательство.
Этот вопрос регулирует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ». Согласно ему, мобилизацию военных, в том числе из запаса, объявляет президент – главнокомандующий России.
«В случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, [президент] объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе».
«Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации».
В запасе по возрасту (по максимальному разряду) находятся:
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы – до 50 лет.
- Младший, старший лейтенанты, лейтенант, капитан-лейтенант – до 55 лет.
- Все старшие и высшие офицеры – до 60 лет.
Призыву не подлежат:
- те, у кого есть бронь,
- у кого неснятая или непогашенная судимость за тяжкое преступление,
- кто признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья – на срок до полугода,
- официально ухаживающие за родителями, супругом, родными братом или сестрой, дедушками/бабушками или усыновителем, если они нуждаются в таком уходе, согласно заключению медэкспертизы или если они инвалиды первой группы;
- те, у кого на иждивении четыре и более детей младше 16 лет, или те, кто воспитывает детей без матери;
- те, у кого беременная жена со сроком не менее 22 недель.
Военнослужащие-женщины, имеющие детей до 16 лет или беременные (срок – не менее 22 недель), могут досрочно уволиться с военной службы.
«Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций», – говорится в законе.
Бронируются не все военнообязанные и не на всех предприятиях — список должностей и компаний утверждает специальная Межведомственная комиссия по бронированию граждан ВС РФ и местные власти, пишет сайт Института профессионального кадровика.
Согласно презентации ЗАТО Александровск, бронированию не подлежат:
- те, кто находится в запасе первые пять лет после прохождения службы в армии,
- те, кто не был в армии по призыву по какой-то причине и кого зачислили в запас при достижении 27 лет,
- водители транспортных средств, предназначенных для поставки в Вооруженные силы,
- те, кто находится в запасе для формирования спецподразделений.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса минобороны перенесло летние военные сборы для студентов, которые обычно проводят в июне-августе, на июль-октябрь 2020 года, а в отдельных вузах – на 2021 год
Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу
Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу
- Форс-мажор. Отсутствие денег может признаваться обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами, например запретом на ведение деятельности или установлением режима самоизоляции.
- Сроки. Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. не являются основанием для продления процессуальных сроков, сроков исполнения обязательств и сроков исковой давности.
- Банкротство, исполнительное производство. В период действия моратория на банкротство могут рассматриваться иски к должникам, на которых он распространяется, выдаваться исполнительные листы по таким требованиям, приниматься меры по ограничению распоряжением имуществом.
- Ответственность за нарушение карантина и распространение ложной информации об эпидемии. Верховный суд дал подробные разъяснения по применению уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, в частности ст. 207.1 УК РФ, ч. 2 ст. 6.3, ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Подробнее в нашем обзоре.
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 1 от 21.04.2020
Минэкономразвития рассказало о деталях безвозмездной финпомощи малому и среднему бизнесу
- Ведомство на своем сайте разместило информацию о том, как будет работать система грантов для малого и среднего бизнеса. Соответствующих нормативных документов пока нет.
- Получатель гранта должен работать в наиболее пострадавших отраслях экономики, не иметь долгов по налогам по состоянию на 1 января 2020 года и сохранить не менее чем 90% персонала.
- Грант можно будет получить дважды — в мае и в июне.
- Чтобы определить сумму одного гранта, нужно умножить 12 130 руб. на фактическое количество работников.
- Заявление на грант нужно будет подать в налоговую службу. Грант можно будет потратить на любые цели.
- Подробнее в нашем обзоре.
- Информация Минэкономразвития России
- ТПП РФ: вместо заключения о форс-мажоре арендаторам следует требовать отсрочку платежей
- По мнению ТПП РФ, региональным палатам не следует оформлять заключения о форс-мажоре в отношении договоров аренды коммерческой недвижимости, на которые распространяются арендные каникулы.
Арендаторам из пострадавших отраслей, перечень которых определен правительственным постановлением N 434, следует обращаться к арендодателям с требованием об отсрочке платежей. О том, как работает этот механизм, читайте в нашем обзоре.
Напомним, что перечень пострадавших отраслей регулярно расширяется:
- с 21 апреля в него вошли стоматологическая практика и деятельность в области демонстрации кинофильмов;
- с 28 апреля — розничная торговля непродовольственными товарами, а также деятельность музеев и зоопарков.
Письмо ТПП РФ от 07.04.2020 N Пр/0349
Уточнили, кто выдает подтверждение для беспошлинного ввоза товаров для борьбы с коронавирусом
Правительство приняло постановление, чтобы упростить импорт медицинских товаров для борьбы с коронавирусом. Документ вступает в силу 28 апреля.
Как известно, чтобы ввезти такие товары без таможенных пошлин, нужно получить подтверждение целевого назначения. Ранее было установлено, что обращаться за этим следует в уполномоченные исполнительные органы субъектов РФ. Новым постановлением определили, что подтверждение также выдает Минздрав (на готовую продукцию) и Минпромторг (на сырье, материалы и комплектующие).
Напомним, что речь идет о ввозе с 16 марта по 30 сентября включительно, в частности, средств индивидуальной защиты, вакцин, лабораторных реагентов, боксов и носилок для транспортировки пациентов, систем для взятия и переливания крови.
Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 545
Перечень отраслей, которые получат господдержку, снова расширяется
Опубликованы поправки к постановлению N 434, которым утвержден перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики. Они вступят в силу 28 апреля.
Перечень дополняется, в частности, различными видами розничной торговли, включая торговлю автомобилями, электроникой, мебелью и иными видами непродовольственных товаров.
Кроме того, поправки предусматривают принципиально важное дополнение. Благодаря оговорке «в том числе», которая вносится в п. 2 постановления N 434, перечень пострадавших отраслей может применяться не только в рамках поддержки заемщиков, но и при реализации других мер, например налоговых и арендных каникул.
Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 540
Какие меры приняты для поддержки бизнеса в условиях распространения коронавируса
Составлять декларацию пожарной безопасности нужно будет по новой форме
28 апреля вступает в силу приказ МЧС, который содержит правила регистрации декларации пожарной безопасности и ее форму. Действующие форма и порядок регистрации утратят силу.
В новой форме по объектам защиты, введенным в эксплуатацию, нужно будет указывать сведения, которые сейчас в декларации не фиксируются:
- дату ввода объекта в эксплуатацию, проведения реконструкции, капремонта, изменения класса функциональной пожарной опасности;
- объем работ по реконструкции, капремонту;
- реквизиты документов, на основании которых эти работы выполнялись.
Изменится и структура разделов декларации. Так, в первом разделе нужно будет дать характеристику объекта защиты, в частности, по следующим параметрам:
- степень огнестойкости;
- классы конструктивной и функциональной пожарной опасности;
- высота и объем здания;
- количество этажей.
Оценке пожарного риска, проведенной на объекте, и оценке возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара будут отведены второй и третий разделы декларации соответственно.
В четвертом разделе потребуется привести сведения о выполнении обязательных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте. Таким образом, будет недостаточно перечислить нормативные документы, требования которых нужно выполнять на объекте (как сейчас).
Подать декларацию (в двух экземплярах) в соответствующее подразделение МЧС потребуется вместе с заявлением о ее регистрации. Сделать это можно будет лично, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или через Единый портал госуслуг.
Выплаты в связи с коронавирусом военнослужащим, МВД, МЧС
Утверждено новое Постановление Правительства РФ №1896 от 23.11.2020, которое в период коронавируса вводит выплаты для военнослужащих и сотрудников силовых и спасательных структур, которые участвуют в оказании медицинской помощи по лечению и диагностике covid 19.
Средства будут выплачиваться ежемесячно в период с 1 ноября 2020 по 31 декабря 2021 года, размер выплачиваемой суммы будет зависеть от отработанных нормативных смен в опасных условиях.
Кому положены новые специальные выплаты в связи с коронавирусом?
Установлены новые виды специальных доплат, которые положены в том случае, если военные, сотрудники различных силовых структур, а также спасатели привлекаются к взаимодейстию с зараженными коронавирусом (это может быть медицинская помощь, содействие и участие в ее оказании, транспортировка больных, контакт с заболевшими, проведение санитарных мероприятий) и выполняют функции врачей, среднего и младшего медперсонала.
Перечень лиц, которые получают возможность на доплату в связи с взаимодействием с больными covid 19, устанавливается Постановлением №1896 от 23.11.2020.
В целом, это сотрудники различных силовых структур, спасательных служб, военнослужащие как по контракту, так и по призыву.
Главное условие для назначение специальной выплаты — это непосредственное оказание помощи в лечении и диагностике ковид 19, участие либо содействие этому процессу.
То есть тем или иным образом должно присутствовать взаимодействие с коронавирусом.
Кто имеет право на выплату с 1 ноября 2020 года:
- военнослужащие по призыву;
- военнослужащие по контракту;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы;
- национальная гвардия;
- ОВД РФ;
- военные спасатели;
- пожарные;
- МЧС РФ.
Сколько будут получать военослужащие, сотрудники силовых структур?
Размер выплаты за месяц зависит от занимаемой должности и количества нормативных смен, отработанных в условиях оказания мед.помощи больным коронавирусом (лечение и диагностика). Одна нормативная смена представляет собой 1/5 рабочей недели, установленной для сотрудника.
Суммы выплат для военнослужащих и силовых структур сведены в таблицу:
Размер выплаты военнослужащим, МЧС, МВД, пожарным, сотрудникам силовых и спасательных служб, руб. за нормативную смену | |||
При выполнении функций врачей | При выполнении функций среднего мед.персонала | При выполнении функций младшего мед.персонала | |
При оказании скорой помощи | 2 430 | 1 215 | 950 |
При оказании помощи в стационарах | 3 880 | 2 430 | 1 215 |
При оказании первичной медико-санитарной помощи на дому | 2 430 | 1 215 | 600 |
При оказании помощи в патологоанатомических бюро | 3 880 | 2 430 | 1 215 |
При приеме вызовов скорой | 600 | ||
При выполнении транспортных услуг по вывозу больных коронавирусом | 1215 | ||
При контакте с заболевшими коронавирусом | 2 430 | 1 215 | 600 |
При осуществлении санитарно-эпидемиологических мероприятий | 3 880 | 2 430 | 1 215 |
Как выплачиваются средства?
Указанные выше суммы выплат полагаются военным, сотрудникам силовых и спасательных служб за каждую нормативную смену, отработанную в условиях:
- оказания медпомощи больным коронавирусом;
- участия в медпомощи заболевшим;
- контакта с зараженными ковид 19;
- осуществеления санитарно-профилактических мер по предотвращению распространения коронавируса.
Деньги выплачиваются один раз в месяц, за прошедший месячный период. Первая выплаты будет произведена в декабре 2020 года за ноябрь.
Если в регионе действуют повышающие районные коэффициенты, то они увеличивают суммы специальной доплаты.
Рекомендуем прочитать: Специальные выплаты медикам.
Выплата 7000 рублей переболевшим коронавирусом: кто получит деньги в феврале 2022 — разъяснение
В ряде СМИ появилась информация о том, что правительство РФ выделило деньги на выплаты переболевшим коронавирусом. Деньги, действительно, направлены в регионы, однако выплатят их не всем заболевших COVID-19.
Речь не идет о выплате дополнительных денег зараженным коронавирусом россиянам, а лишь о поддержке фонда, из которого оплачивают больничные гражданам. В феврале правительство РФ выделило еще 76,5 млрд рублей именно на эти цели, ведь количество заболевших резко выросло и всем нужно вовремя оплатить больничные, пишет gogov.ru.
На выплату пособий по февральским листкам нетрудоспособности и тем, которые будут выданы в первой половине марта, будет дополнительно направлено 76,5 млрд рублей. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Выделенные деньги предназначены для поддержки сбалансированности бюджета Фонда социального страхования.
Решение было озвучено Михаилом Мишустиным на заседании Правительства 10 февраля. «Эпидемиологическая ситуация непростая, много заболевших. Соответственно, стало больше людей, которые уходят на больничный», — отметил он.
Дополнительные средства, по словам Председателя Правительства, позволят таким гражданам получать положенные им деньги вовремя и в полном объёме
Сумма 7000 рублей называлась из расчета того, что на больничном по коронавирусу россияне в среднем проводят две недели. И примерно такая сумма будет выплачена тем кто болел вместо зарплаты. Так что назвать «вертолетными» деньгами эти выплаты нельзя — они вряд ли пополнят семейный бюджет, так как их размер у людей с опытом работы менее 10 лет меньше, чем зарплата за этот же период.
С 14 февраля россиянам начнут зачислять по 7000 рублей
С 14 февраля у миллионов российских граждан появится возможность получить новые денежные выплаты. Правительство выделило на это дополнительное финансирование. Об этом распорядился премьер-министр Михаил Мишустин.
Деньги получат россияне, заболевшие коронавирусом или любыми другими ОРВИ. Поскольку таких людей стало гораздо больше, кабмин принял решение направить дополнительные средства в бюджет Фонда социального страхования. Всего на эти нужды выделят 77 миллиардов рублей, которые пойдут на выплату больничных для граждан, переболевших в последнее время, пишет primpress.ru.
С этого года минимальный размер больничного должен составлять один МРОТ, то есть, около 14 тысяч рублей. За две недели, которые обычно отводятся на лечение от ковида, граждане получат порядка 7 тысяч рублей. Ожидается, что новая волна коронавируса, вызванная распространением штамма омикрон, который считается очень заразным, накроет Россию с 14 февраля.
Цена боя — Сколько получают участники специальной военной операции?
Минобороны в 2022 году предлагает потратить 5,01 млрд рублей из федерального бюджета на выплаты участникам специальной военной операции на территории Украины, Донецкой и Луганской народных республик с 24 февраля 2022 года. В военном ведомстве сообщают, что её участники получат статус ветеранов и право на меры социальной поддержки «в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе».
«Наша Версия» выясняла, на что ещё могут рассчитывать ветераны.
Льготы для ветеранов боевых действий предусмотрены на федеральном и региональном уровнях. В первую очередь это ежемесячная денежная выплата (в 2022 году – 3481,85 рубля). Также в зависимости от региона предусмотрены налоговые льготы, компенсация расходов на оплату ЖКХ в размере 50%, а в дальнейшем преференции по пенсионному обеспечению.
Не менее важен вопрос, сколько участники специальной операции получают в настоящее время. Официально об этом не сообщается.
При этом следует учитывать, что система денежного довольствия постоянно меняется и во время каждого военного конфликта с участием Российской армии она была разная.
Впервые дополнительные выплаты, причём достаточно серьёзные, появились во время войны в Чечне. Там солдатам и офицерам платили так называемые боевые за каждый день участия в контртеррористической операции.
Довольно серьёзные выплаты были положены солдатам и офицерам, которые выполняли боевые задачи в Сирии. Сумма дополнительных выплат у офицерского состава доходит там до 125 тыс. рублей, у рядового – 80 тысяч. В среднем заработная плата обычного солдата-контрактника на той войне составляла 150 тыс. рублей. Офицеры получают от 200 тыс.
рублей и выше – это зависит от многих факторов. Так, размер денежного вознаграждения у лётчиков при боевых вылетах с успешным выполнением задания составляет 400 тыс. рублей. По оценкам экспертов, примерно такие суммы могут получать и военнослужащие, которые участвуют в военной операции на территории Украины, Донецкой и Луганской народных республик: рядовой до 150 тыс.
, старший офицер от 250 тыс. рублей.
Также законом предусмотрены дополнительные меры финансовой поддержки в случае форс-мажорных обстоятельств. При вынужденном увольнении военнослужащего с военной службы вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие.
Как объявил на прошлой неделе Владимир Путин, военнослужащие, раненные при проведении операции, получат страховку и единовременное пособие за ранение, травму или контузию.
Если военнослужащий из-за ранения будет признан негодным, он получит единовременное пособие в размере 2,968 млн рублей, а в случае инвалидности – ежемесячную денежную компенсацию.
Всем членам семей военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции на Украине, будут перечислены предусмотренные по закону страховое обеспечение и единовременное пособие – это 7,421 млн рублей.
Также будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация каждому члену семьи погибшего.
Кроме того, устанавливается дополнительная выплата каждой семье погибшего военнослужащего Минобороны, военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, участвующих в операции, в размере 5 млн рублей.
Точный размер денежного довольствие военнослужащих ВСУ неизвестен. По имеющимся данным, в январе полковник в зоне АТО получал в месяц около 50 тысяч гривен – порядка 150 тыс. руб.
Коронавирусный обзор: Верховный суд РФ в третий раз высказался о пандемии
В Обзоре Верховного суда по коронавирусной инфекции отмечено:
- на федеральном уровне Правительство РФ продлило сроки уплаты налогов и других платежей для ряда налогоплательщиков — организаций и ИП;
- регионы и муниципалитеты в 2020 году могли установить для физических лиц другие сроки уплаты региональных или местных налогов, чем были установлены изначально.
Таким образом, если нормативным актом субъекта РФ или муниципалитета не принято решение о продлении срока уплаты налога, то сама по себе пандемия не является основанием, чтобы не платить налоги в срок. Оснований для освобождения от уплаты пеней не имеется.
При этом ВС РФ напомнил, что можно подать заявление о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. После вступления в силу решения об отсрочке или рассрочке пени не начисляются.
Обладают ли правом на выплаты медработники, которые непосредственно медицинскую помощь больным коронавирусом не оказывают
Речь идет о выплатах, предусмотренных постановлением Правительства РФ «О государственной социальной поддержке…» от 30.10.2020 № 1762.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
В третьем коронавирусном обзоре ВС РФ разъяснено, что право на выплаты по данному документу имеют в том числе медработники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным коронавирусом не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами, у которых установлен диагноз COVID-19.
Распространяется ли право на отсрочку внесения арендной платы на субарендаторов
Да, субарендаторы также обладают правом на отсрочку. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
- субарендатор — организация или ИП, которые арендуют недвижимое имущество, кроме жилых помещений;
- договор субаренды заключен до принятия региональными властями решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- субарендаторы осуществляют деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в пандемию.
Распространяется ли мораторий на начисление неустоек по коммунальным услугам на собственников нежилых помещений в МКД
Да, распространяется. ВС РФ отметил:
- мораторий на начисление неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы был установлен постановлением Правительства РФ «Об особенностях предоставления коммунальных услуг…» от 02.04.2020 № 424;
- согласно Жилищному кодексу РФ понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги применяется равным образом к собственникам и пользователям как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Является ли порядок возврата денег за сорвавшуюся путевку обязательным досудебным порядком
Нет, не является. Согласно обзору:
- Правительством утверждено Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристического продукта, заключенного по 31.03.2020 включительно;
- несоблюдение порядка, установленного данным Положением, не является препятствием для обращения в суд.
Можно ли приостановить производство по делу, если свидетель, специалист или эксперт не могут присутствовать в заседании из-за ограничений
Нет, нельзя. Суд может приостановить производство по делу, если ограничительные меры препятствуют явке в суд лиц, участвующих в деле.
Если ограничения сделали невозможными явку свидетеля, специалиста или эксперта, то возможно отложение разбирательства.
Может ли суд рассмотреть уголовное дело по видео-конференц-связи, если одна или обе стороны возражают против этого
Да, может. В обзоре отмечено, что:
- возражения — это не препятствия для принятия судом такого решения;
- порядок проведения разбирательства — исключительная компетенция суда;
- при принятии решения суд исходит из необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников судопроизводства.
Можно ли в целях предотвращения распространения ковида проводить закрытые судебные заседания по уголовным делам
Нет, это не допускается. Исходя из положений п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 3 ст. 11 УПК РФ, необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников заседания не может быть основанием для проведения закрытого судебного заседания.
- ***
- О первом обзоре Верховного суда РФ о применении «противовирусного» законодательства мы писали здесь.
- Ключевые моменты второго обзора ВС РФ по ковиду раскрыты здесь.
- Также смотрите статьи:
Коронавирус: Минтруд разъяснил кому из медработников положена специа
В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г.
№ ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г.
№ 1762 (далее — Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.
- «Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
- Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.
- Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г.
№ 894н (далее — Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее — Разъяснения).
В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.
С Приказом № 894н можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации, а также на официальном сайте Минтруда России.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно — Временный порядок, Приказ № 198н).
В соответствии с пунктом 1.
3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее — ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.
На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов. В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 — 17 к Приказу 198н. Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.
В соответствии с абзацем пятым подпункта «а» пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.
В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.
1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.
По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.
В соответствии с Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:
- положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
- положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
- U07.1 — Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).
При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:
- U07.2 — Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г.
№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.
- Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
- Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.
- Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.
Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно — организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья».
Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.
Кому уголовка, а кому отсрочка выплат: второй коронавирусный обзор ВС
С опозданием за аренду можно заплатить даже тем, кто арендует часть недвижимости. За «коммуналку» тоже разрешат заплатить не сразу без последствий. На все задержки по таким суммам до 1 января 2021 года никакие неустойки начислять не будут. Кроме того, в период банкротного моратория кредиторам нельзя обращаться в банки с исполлистами даже по тем долгам, которые возникли еще до такого отрезка времени. Объяснил Верховный суд и ситуацию, когда злоумышленников накажут уголовкой за распространение фейков о коронавирусе.
Применяются ли разъяснения из первого «пандемического» обзора ВС к очередным нерабочим дням (с 6 по 8 мая)?
Да, всё считаем так же, как и в предыдущем нерабочем периоде.
Чтобы получить отсрочку, нужно одновременно соблюсти такие требования:
– размер кредита – не больше максимального размера кредита, установленного правительством;
– доход заемщика или совокупный доход всех заемщиков за месяц, предшествующий обращению, снизился более чем на 30% по сравнению со средним доходом за 2019 год. Кредитор вправе запросить у заемщика подтверждающие это условие документы. Если заёмщик не представит документы в срок или они ничего не подтверждают, кредитор уведомляет заемщика, что в льготном периоде ему отказывают. Обязательства остаются прежними. Кредитор может сам запросить информацию у органов, указанных в законе (ч. 7, 8, 29, 30 ст. 6 ФЗ № 106-ФЗ);
– на момент обращения с требованием не действует льготный период, установленный в ст. 61–1 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» № 353-ФЗ.
Начало льготного периода устанавливается по указанию заемщика, но не ранее чем за 14 дней до даты обращения с требованием к кредитору. А если кредит обеспечен ипотекой, то льготный период начнется не ранее чем за месяц до даты обращения (ч. 4 ст. 6 ФЗ № 106-ФЗ). При потребительском кредите с лимитом кредитования (кредитной карте) – не ранее самой даты обращения (ч. 28 ст. 6 ФЗ № 106-ФЗ).
Условия льготного периода прописали в законе № 106-ФЗ. Льготный период по 106-му закону и льготный период по ст. 61–1 ФЗ № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», если необходимые условия соблюдены, можно предоставить одному и тому же заемщику в любой последовательности, но нельзя одновременно.
Независимо от того, есть ли основания для предоставления льготного периода по закону 106-ФЗ и изменил ли заемщик условия договора, его могут освободить от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если это случилось не по его вине (ст. 401 ГК). Например, если исполнить обязательства было невозможно из-за чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в том числе связанных с ограничительными мерами, если заемщик не мог платить ни онлайн, ни обычным способом.
Коронавирусные нерабочие дни – это не основание для применения ст. 193 ГК (об окончании сроков в нерабочий день). Но если последний день срока исполнения обязательств приходится на этот период, то днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день. Перенос срока на ближайший за рассматриваемым периодом рабочий день не будет считаться нарушением, следовательно, речь не будет идти о просрочке. Это разъяснили в Информационном письме ЦБ от 27 марта 2020 года № ИН-03-31/32 «О сроке исполнения обязательств».
Неуплата предусмотренных договором платежей по кредитам и займам с 30 марта по 3 апреля 2020 года не будет просрочкой исполнения обязательств. Но с 4 по 30 апреля банки работают – в этот период должники должны платить в предусмотренный договором срок.
Добросовестный кредитор должен учесть фактические возможности должника по исполнению обязательств. Например, есть ли у него возможность дистанционного обслуживания, а если ее нет – режим ограничительных мер и возможность клиента прийти в офис кредитора и заплатить вовремя. С какого момента обязательства сторон договора аренды считаются измененными, если арендатор получил отсрочку по ч. 1 ст. 19 «коронавирусного» № 98-ФЗ?
Отсрочку предоставят до 1 октября 2020 года с даты введения режима ПГ и ЧС на территории субъекта (независимо от даты заключения допсоглашения).
Обязательства сторон меняются с даты введения режима ПГ и ЧС в субъекте или с даты вступления в силу решения суда, заставляющего арендодателя заключить допсоглашение об отсрочке.
Можно договориться, что отсрочка будет с более раннего срока. Кроме того, если арендатор заплатил нужную сумму за аренду вовремя, а арендодатель не знал и не мог знать, что арендатор действует в пострадавших отраслях экономики, арендодатель информирует арендатора о праве на отсрочку. Если это сделано, арендодатель считается предоставившим отсрочку. Аналогичные последствия применяются, если арендодатель необоснованно уклонился от допсоглашения.
Является ли достаточным основанием для предоставления отсрочки за аренду то, что арендатор действует в наиболее пострадавших отраслях экономики? Надо ли установить, что имущество нельзя использовать по назначению?
Да, является. Другие основания не нужны. Но если арендодатель докажет, что арендатор на самом деле не пострадал, суд может отказать арендатору в его праве полностью или частично.
С какого момента обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части уменьшения размера арендной платы?
Арендную плату можно уменьшить с момента, когда стало невозможно использовать имущество по назначению (независимо от даты заключения допсоглашения по этому поводу или вступления в силу решения суда, обязывающего арендодателя его заключить). В качестве возражения на иск о взыскании арендной платы арендатор может указать, что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения допсоглашения о ее уменьшении. Тогда плату определят по ч. 3 ст. 19 ФЗ № 98-ФЗ. Например, с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в такой ситуации.
Можно ли применять правила об отсрочке платежей из-за последствий пандемии за аренду части недвижимости?
За какие периоды 2020 года должнику по всем коммунальным платежам (включая капремонт) нельзя начислить неустойку?
Такой мораторий распространяется на платежи, начисляемые с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года.
После того как банкротный мораторий закончится, нужно ли кредитору подавать повторное уведомление о намерении обанкротить должника?
В период банкротного моратория может ли кредитор добиться возбуждения банкротного дела против ликвидируемого должника?
Начисляются ли проценты по ст. 395 ГК в период банкротного моратория?
Нет, не начисляются.
Можно ли кредитору направлять в банк исполлисты по долгам контрагента, которые возникли до моратория?
За распространение какой именно ложной информации будет уголовка?
Речь идет о тех ситуациях, когда злоумышленник действовал с прямым умыслом и осознавал, что публикует неправду для большого числа лиц. Более того, нарушитель пытался придать этой информации достоверный вид с помощью ложных цитат публичных лиц и поддельных документов. При этом он мог распространять ее как в устной форме (на митингах), так и через интернет-каналы (мессенджеры, соцсети). Либо через СМИ.
Что следует понимать под «массовым заболеванием или отравлением людей», «созданием угрозы наступления таких последствий» для наступления уголовки?
Это оценочные категории, поэтому стоит учитывать не только количество заболевших или получивших отравление людей, но и тяжесть заболевания. Для определения масштабов заболевания или отравления суд вправе привлечь соответствующих специалистов.
Как разграничить уголовную и административную ответственность за нарушение самоизоляции?
Уголовная ответственность грозит нарушителям самоизоляции, только если их действия повлекли по неосторожности смерть человека, привели к массовому заболеванию или создали угрозу его наступления (ст. 236 УК). Административная ответственность наступает во всех остальных случаях, в том числе если нарушение причинило вред здоровью одного человека или нескольких граждан (ст. 6.3 КоАП).
Могут ли суды в период «коронавирусных ограничений» рассматривать уголовные дела онлайн?
Да, могут. Учитывая карантинные мероприятия в СИЗО, суд вправе рассмотреть по видео-конференц-связи любое уголовное дело или материал, который требует безотлагательного рассмотрения.
Можно ли отнести ходатайство об аресте имущества или о его продлении к безотлагательным?
Да, можно. Арест имущества защищает право пострадавшего от преступления на возмещение причиненного ущерба. Такое право гарантировано ст. 52 Конституции, поэтому рассматривать соответствующие ходатайства нужно безотлагательно.
Как рассматривать ходатайства об УДО, замене неотбытой части наказания и освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 79–81 УК)?
Такие ходатайства рассматриваются безотлагательно, поскольку право на смягчение наказания гарантировано ч. 3 ст. 50 Конституции и не может быть ничем ограничено.
Вправе ли суд при наличии оснований для заключения лица под стражу с учетом коронавируса избрать более мягкую меру пресечения?
Да, при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока действия этой меры при преступлении небольшой тяжести суд вправе учитывать факт проведения в СИЗО карантинных мероприятий.
Является ли обязательным проведение административного расследования по «коронавирусным» статьям (ст. 6.3 КоАП, ст. 20.6.1 КоАП)?
Нет, обязательным не является. Вопрос о проведении такого расследования решается в зависимости от необходимости установления всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, юридической квалификации и процессуального оформления.
Как квалифицировать действия водителя, управляющего машиной с правами, истекшими 1 февраля 2020 года или позднее?
Считается, что такие права еще действительны (п. 1 Указа Президента от 18 апреля 2020 года № 275). Поэтому административной ответственности за езду с ними не будет.
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2.