Статья 34 АПК РФ. Подсудность дел арбитражным судам
1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ.
3. Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
4. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
1.1) дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Комментарии к ст. 34 АПК РФ
1. Под подсудностью в арбитражном процессе понимается процессуальный институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
— Высший Арбитражный Суд РФ;
— федеральные арбитражные суды округов;
— арбитражные апелляционные суды;
— арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
В качестве судов первой инстанции в системе арбитражных судов действуют:
— Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ч. 2 ст. 34 АПК);
— федеральные арбитражные суды округов (ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в редакции Федерального конституционного закона от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ, ч. 3 ст. 34 АПК, в редакции Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ) применительно к рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
— арбитражные суды субъектов Российской Федерации (ст. 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ч. 1 ст. 34 АПК).
2. Подсудность конкретных категорий дел судам определенного звена судебной системы (для арбитражных судов — судам субъектов Российской Федерации, судам округов и Высшему Арбитражному Суду РФ) является родовой подсудностью.
Другой вид подсудности — территориальная подсудность, по правилам которой распределяются дела между судами одного уровня (для арбитражных судов — между арбитражными судами субъектов Российской Федерации; для арбитражных судов округов правила территориальной подсудности в комментируемой главе не устанавливаются в связи со спецификой дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, и особым порядком подачи в них заявлений — см. комментарий к гл. 27.1 АПК).
Родовую подсудность в АПК регулирует ст. 34, территориальную — ст. ст. 35 — 38 АПК.
3. Значение института подсудности очень велико. Оно обусловлено тем, что в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ в качестве одного из основных прав человека записано: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
Это право в полной мере распространяется на любую сторону в процессе, независимо от того, является она физическим или юридическим лицом, поскольку в силу ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон.
Следовательно, положения ч. 1 ст. 47 Конституции РФ имеют самое прямое отношение к регулированию института подсудности в арбитражном процессе и должны учитываться арбитражными судами в практике применения норм АПК, регулирующих подсудность.
Изложенное означает, во-первых, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе и, во-вторых, нарушение этих правил, в том числе произвольное, вопреки обоснованным возражениям стороны, изменение подсудности дела, само по себе может явиться основанием к отмене решения суда.
4. Как отмечалось выше, комментируемая статья устанавливает правила родовой подсудности.
Общее правило родовой подсудности дел арбитражным судам таково, что все дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов (ч. 1 комментируемой статьи).
5. Подсудность дел Высшему Арбитражному Суду РФ определена ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ч. 2 комментируемой статьи.
В настоящее время Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны три наиболее важные категории дел.
Первая категория — это дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (о подведомственности этих дел арбитражным судам см. комментарий к ст. 29 АПК).
Дела об оспаривании нормативных правовых актов (из числа подведомственных арбитражным судам), издаваемых на федеральном уровне как наиболее важные, отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Таким образом, применяя правила подсудности во взаимной связи с правилами подведомственности, можно сделать вывод о том, что Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны не все дела об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, а только те, оспаривание которых в соответствии с федеральными законами прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов.
О понятии нормативного правового акта см. комментарий к ст. 29 АПК. Дополнительно к нему следует отметить, что нормативные правовые акты, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду РФ, издаются:
— Президентом РФ — в форме указов (ст. 90 Конституции РФ);
— Правительством РФ — в форме постановлений (ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»);
— федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами) — в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, с последующими изменениями).
Вторую категорию дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, составляют дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственный комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, не соответствующих закону и затрагивающих права, законные интересы заявителей в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, а третью — дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации.
6. В связи с отнесением к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ столь важных категорий дел, особенно дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, возникает не менее сложная проблема, имеющая отношение и к арбитражному процессу, и к устройству судебной системы, а в конечном счете — к защите прав лиц, участвующих в делах, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ.
Совершенно очевидно, что уровень процессуальных прав, степень гарантий обеспечения законности и обоснованности выносимых судами решений должны быть одинаковы в гражданском и арбитражном процессах. Во всяком случае, между ними не должно быть принципиальных и неоправданных различий. Это обусловлено тем, что многие дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции в гражданском процессе и арбитражными судами — в арбитражном процессе, по своей правовой природе и значимости одинаковы.
В частности, отсутствуют принципиальные различия в делах, подсудных Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ (например, в делах об оспаривании нормативных или ненормативных постановлений Правительства РФ).
Однако решения Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в суд второй инстанции — в кассационную коллегию Верховного Суда РФ, а решения Высшего Арбитражного Суда РФ — нет (ст. ст. 180 и 181 АПК).
Следовательно, уровень гарантий прав участников процесса в Высшем Арбитражном Суде РФ при рассмотрении дел по первой инстанции значительно ниже, чем в Верховном Суде РФ. То обстоятельство, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 января 2008 г. N 1-П законодательный запрет на обжалование в кассационном порядке решений и определений Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции, признан не противоречащим Конституции РФ, положения не спасает. Лица, участвующие в делах, рассматриваемых по первой инстанции Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, оказываются не равными в очень важных для них процессуальных правах.
7. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2010 г. N 4-ФКЗ и Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ впервые в истории арбитражных судов России были наделены полномочиями по рассмотрению дел по первой инстанции суды округов, которые до этого рассматривали дела только в кассационном порядке. Ими были внесены соответствующие дополнения в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 34 АПК.
Эти изменения вызваны принятием Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Теперь согласно новой ч. 3 комментируемой статьи дела о присуждении компенсации за нарушения указанных прав в системе арбитражных судов должны рассматриваться по первой инстанции арбитражными судами округов.
Какие дела рассматривает арбитражный суд
Какие дела рассматривает арбитражный суд, определяется главой 4 АПК РФ. Несмотря на то что основным условием принятия материалов к производству является субъектный состав участников дела и экономическая направленность спора, имеется еще ряд нюансов, которые важно учитывать. О них мы и расскажем в нашей статье.
Подведомственность арбитражного суда
Положения ст. 27 АПК уточняют, что в компетенцию арбитража в РФ входит рассмотрение споров, связанных с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской или иной деятельности.
Несмотря на то что арбитраж является одним из видов гражданского процесса, он имеет свои особенности:
- Участниками разбирательства могут быть только организации, ИП, публичные образования и граждане, которые не имеют статуса ИП.
- Споры носят экономическую направленность, то есть все иски, поданные по иным основаниям, будут отклонены.
Материалы дела, которые принимаются судом на рассмотрение, в случае подачи без нарушения норм о подведомственности разбираются в общем порядке, даже если в дальнейшем к участию в деле были приглашены граждане, не являющиеся ИП. Однако правовой статус таких граждан ограничен: они вправе вступать в процесс только в качестве третьих лиц, не заявляя при этом никаких требований относительно заявленного предмета спора.
Кроме того, п. 5 ст. 27 АПК РФ содержит правило, согласно которому арбитражный суд рассматривает дела с участием не только компаний и ИП, зарегистрированных на территории РФ, но и лиц, которые зарегистрировали свой правовой статус на территории иностранного государства.
Какие дела рассматриваются в арбитражном суде
В п. 6 ст. 27 АПК РФ перечисляется, какие дела рассматривает арбитражный суд. К ним относятся следующие споры:
- о банкротстве (как организаций, так и граждан);
- о защите деловой репутации, которая связана с ведением гражданами и предприятиями предпринимательской или сопутствующей деятельности;
- корпоративные;
- связанные с невозможностью осуществления регистрации юридических лиц или граждан в качестве ИП;
- связанные с оборотом ценных бумаг;
- по защите прав в сфере интеллектуальной собственности;
- связанные с деятельностью публично-правовых компаний;
- иные, если они связаны с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности.
Законодатель не зря делает оговорку об иных спорах в последнем абзаце данного пункта, так как имеется ряд специальных законов, регламентирующих определенные сферы деятельности, спор в которых должен разрешаться арбитражем (например, ФЗ «Патентный закон РФ» от 23.09.1992 № 3517-1).
В ст. 28–32 АПК уточняется, какие дела рассматривают арбитражные суды в иных сферах. Речь идет о делах, связанных с административным производством, установлением фактов, имеющих юридическое значение и т. д. Главные условия, которые должны соблюдаться, — субъектный состав участников и экономическая направленность конфликта. Также арбитражный суд рассматривает гражданские дела в той части, в которой это не противоречит положениям ст. 28 АПК РФ.
Таким образом, несмотря на то что законодатель определяет компетенцию арбитражных судов, он делает оговорку о том, что подведомственность дел может быть расширена. Связано это с тем, что экономические реалии диктуют появление новых форм взаимоотношений в гражданско-правовом секторе и, соответственно, новых споров, возникающих в рамках взаимодействия сторон.
Виды и стадии арбитражного судопроизводства
В национальной системе судопроизводства одна из ведущих ролей отводится арбитражным судам.
Их специфика состоит в рассмотрении особой категории споров.
В основной своей массе это хозяйственные споры, дела, связанные с оспариванием различных актов, корпоративные конфликты, а также банкротство предприятий, предпринимателей и рядовых граждан.
В Российской Федерации арбитражное судопроизводство может осуществляться на 4 уровнях.
- Первый из них – это арбитражные суды первой инстанции. Туда непосредственно подаются иски и заявления с просьбой разрешить тот или иной спор. Структуру арбитражных судов первой инстанции составляют суды областей, республик, краев, городов федерального значения.
- В случае несогласия с принятым решением его можно обжаловать в апелляционном порядке. Для этого существуют апелляционные арбитражные суды.
- Если же и после этого сторона процесса не может смириться с принятым решением, то она вправе подать кассационную жалобу в кассационный арбитражный суд соответствующего округа РФ.
- Последним звеном в системе арбитражных судов РФ с недавнего времени является Верховный суд. Он главным образом играет роль надзорной инстанции.
Теперь рассмотрим основные виды судопроизводства, осуществляемого сегодня в арбитражных судах.
Исковое производство
Основная масса споров разрешается в рамках искового производства.
К ним, в частности, относятся все гражданские споры, возникающие между предприятиями и предпринимателями.
Например, если существует задолженность по договору, то обращаться следует в арбитражный суд.
Точно так же стоит поступить в случае необходимости признать договор недействительным.
Обращение в арбитражный суд по указанным категориям споров осуществляется путем подачи иска.
Он должен состоять из наименования суда и сторон, описания обстоятельств, побудивших обратиться с иском, а также из содержания исковых требований.
К иску прилагаются копии документов, подтверждающих требования, а также документ об уплате госпошлины в необходимом размере.
Если исковое заявление соответствует требованиям законодательства, то выносится определение об открытии производства по делу и назначении судебного заседания.
Рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в рамках искового производства схематично осуществляется следующим образом:
- Сначала судья озвучивает краткое содержание заявленных исковых требований. Затем слово дается истцу, который более подробно знакомит суд и ответчика со своим иском.
- После этого судья и оппонент могут задать истцу свои вопросы.
- Далее право выступить дается ответчику, который может выдвинуть свои возражения против иска.
- После изучения всех обстоятельств дела и имеющихся доказательств следуют судебные прения. В ходе них истец должен попросить суд удовлетворить иск, а ответчик, соответственно, отказать в этом.
- После этого суд удаляется для принятия решения.
- Объявляется решение сторонам в судебном заседании. Как правило, часто дело ограничивается только оглашением самой сути решения (то есть удовлетворить иск или отказать в нем).
- Получить сам полный текст решения стороны по делу могут через некоторое время.
В случае несогласия с принятым решением его можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке, а также пересмотреть в порядке надзора.
В решении суда каждой из инстанций содержатся сроки и порядок его дальнейшего обжалования.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Кредитный договор с банком», где подробно рассказано что банк должен сообщить клиенту
Или ТУТ вы узнаете в какой форме возможно участие прокурора в арбитражном процессе
А в этой СТАТЬЕ объясняется как подать заявление об обеспечительных мерах
Производство по делам, вытекающим из административных или публичных отношений
В рамках данной категории дел арбитражные суды рассматривают споры с участием государства или должностных лиц его органов:
- Дела, связанные с обжалованием нормативных и ненормативных актов, а также действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и местного самоуправления.
- Споры, связанные с привлечением предпринимателей к административной ответственности за некоторые виды правонарушений.
- Дела о взыскании с предприятий и предпринимателей налогов, сборов, а также иных просроченных санкций за нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности.
В отличие от искового производства здесь обращение в арбитражный суд осуществляется путем подачи заявления.
Причем обратиться с заявлением может не только предприятие, индивидуальный предприниматель или государственный орган, но и рядовой гражданин.
Рассмотрение заявления мало отличается от процедуры искового производства, однако и здесь существуют свои особенности.
Так, по делам, связанным с обжалованием принятых актов или действий, заявителем выступает пострадавшая сторона.
Если же речь идет о привлечении к административной ответственности или применении иных санкций, то заявление подается соответствующим государственным органом либо его должностным лицом.
Кроме того, в случае обжалования актов или действий бремя доказывания их правоты возлагается на соответствующий орган.
В заявлении об оспаривании того или иного акта, действия или бездействия должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда и сторон;
- реквизиты оспариваемого акта;
- суть нарушений прав и интересов заявителя;
- нормативная база, которой противоречит обжалуемый документ или действия;
- требование о признание акта или действий незаконными.
Для подачи такого заявления существует трехмесячный срок исковой давности, исчисляемый с того момента, когда лицо (юридическое или физическое) узнало о нарушении своих прав.
Как правило, решение о признании противоправным акта или действий подлежит незамедлительному исполнению. Что же касается судебных решений о привлечении к административной ответственности, то они могут быть обжалованы в апелляционном порядке в 10-дневный срок.
Дела, рассматриваемые в порядке особого производства
Наиболее распространенными из них являются:
- Обращения с целью установить факты, имеющие юридическое значение (принадлежность имущества или правоустанавливающих документов, факт государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и т. д.).
- Корпоративные споры с участием юридических лиц и их учредителей.
- Дела, рассматриваемые в порядке особого производства (сюда относятся споры, предметом которых являются незначительные суммы).
- Споры, направленные на защиту интересов группы лиц.
- Дела, связанные с признанием и исполнением решений третейских судов, принятых по хозяйственным спорам.
По большинству из этих дел также подаются заявления. Корпоративные споры предусматривают подачу иска.
Дела о банкротстве
Это особая категория дел, которая призвана урегулировать вопросы, связанные с несостоятельностью должника.
При этом должником может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Процедура банкротства может быть открыта в следующих случаях:
- если гражданин не может погасить свои обязательства в течение трех месяцев после наступления установленного срока и при этом их размер превышает стоимость его имущества;
- если предприятие не может в такой же срок оплатить свою задолженность независимо от ее суммы.
Правом на обращение в суд с целью начать процедуру банкротства обладает как кредитор, так и должник.
Само рассмотрение дела о банкротстве схематично состоит из нескольких этапов:
- Выявление всех кредиторов должника.
- Введение мер по управлению имуществом должника и его финансовому оздоровлению.
- Санация должника.
- Признание должника банкротом и открытие в отношение должника ликвидационной процедуры.
Признание предприятия банкротом оборачивается для него ликвидацией.
Что же касается граждан, то их банкротство влечет за собой продажу их имущества с целью удовлетворения требований кредиторов.