Какие экономические споры подведомственны арбитражному суду

Статья 28 АПК РФ. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Комментарии к ст. 28 АПК РФ

1. Комментируемая статья детализирует общие правила подведомственности дел арбитражным судам. В принципе она не вносит ничего принципиально нового по сравнению с правилами, изложенными в ст. 27 АПК (см. комментарий к ней). Арбитражным судам подведомственны дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникшие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

2. АПК не приводит перечня дел, возникающих из гражданских правоотношений, которые подведомственны арбитражным судам, ограничиваясь лишь напоминанием общих критериев: определенные субъекты и определенный характер правоотношений, возникших между этими субъектами. Однако примерный перечень экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, может быть сформулирован с использованием перечня, приведенного ранее в ст. 22 АПК 1995 г., который включает споры:

— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

— об изменении условий или о расторжении договоров (следует дополнить постановкой требований о признании их недействительными);

— о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

— о признании права собственности;

— об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

— о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

— о возмещении убытков;

— о защите деловой репутации (для этих споров теперь установлена специальная подведомственность — см. ст. 33 АПК).

3. К подведомственности арбитражных судов относятся и другие дела по спорам между указанными субъектами, возникающие из отношений, регулируемых гражданским законодательством (ст. 2 ГК).

Следует иметь в виду, что субъектами гражданских правоотношений в спорах, подведомственных арбитражным судам, могут быть и такие субъекты, которые обычно воспринимаются как участники публичных правоотношений. Они участвуют помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных АПК либо иными федеральными законами, участниками спорных правоотношений могут быть другие организации и граждане.

Согласно ч. 2 ст. 2, ст. 124 ГК в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Как установлено ст. 124 ГК, указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Например, отношения, возникшие из причинения вреда юридическому лицу Российской Федерацией, регулируются гражданским законодательством, и дело по спору о возмещении этого вреда как возникшее из гражданских правоотношений в силу ст. ст. 27 и 28 АПК будет подведомственно арбитражному суду.

Статья 27 АПК РФ. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов.

1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7.1) по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. При обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие — суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений арбитражному суду

Помимо искового производства арбитражные суды рассматривают и разрешают по существу споры в иной процессуальной форме. Статья 29 АПК РФ называет такой порядок административным судопроизводством, отсылая к нормам раздела III АПК РФ.

Административное судопроизводство, как его понимает законодатель, представляет собой частный случай искового производства, осложненного рядом процессуальных требований, чье наличие обусловлено изначальным неравенством сторон возникшего спора (между публичной властью и частным лицом).

Статья 29 АПК РФ воспроизводит общее правило о том, что арбитражным судам подведомственны именно экономические споры, т.е. споры, вытекающие из осуществления какими-либо субъектами хозяйственной деятельности в широком смысле этого слова. Административное судопроизводство может применяться в качестве способа защита права там, где названная выше деятельность регулируется публичной властью в лице определенных ведомств, издающих разного рода нормативные и иные правовые акты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение субъективных прав и (или) обязанностей хозяйствующих субъектов.

Статья 29 АПК РФ закрепляет перечень дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, но подчеркивает (см. п. 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ), что этот перечень не является исчерпывающим: новые категории дел могут возникать в силу прямого указания на то в федеральном законе. Пример такого случая — ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В статье 29 АПК РФ перечислены пять категорий дел, разрешаемых арбитражными судами по правилам раздела III АПК РФ.

Во-первых, это дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Такие дела рассматривает Суд по интеллектуальным правам — единственный на настоящий момент специализированный арбитражный суд в судебной системе РФ. Для этой категории дел важно, чтобы оспариваемый акт имел нормативный характер. В действующем процессуальном законодательстве не раскрывается, что следует понимать под нормативными правовыми актами. Судебная практика отчасти разрешает данную неопределенность посредством разъяснения, данного ВС РФ в п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:

— издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

— наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, в Суде по интеллектуальным правам могут быть обжалованы нормативные правовые акты, например, Роспатента.

Во-вторых, это дела об оспаривании ненормативных актов указанных выше ведомств, если речь идет о сфере патентных прав и т.п. Законодатель уточняет: такие акты должны содержать разъяснения законодательства и обладать нормативными свойствами. Данное правило является юридической новеллой, в текст АПК РФ оно было введено Федеральным законом от 15.02.2016 N 18-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов». По нашему мнению, нормативные свойства акта, не делающие его самого нормативным, имеют место в случае, если изданный документ (содержащий разъяснения относительно порядка применения того или иного положения закона) не отвечает формальным признакам нормативного правового акта по порядку его принятия или опубликования, по наличию тех или иных реквизитов и пр. Однако в содержательном смысле такие документы схожи с нормативными правовыми актами: круг их адресатов заранее не определен, положения, содержащиеся в них, рассчитаны на многократное применение (исполнение, соблюдение).

В-третьих, это дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц, если такие действия затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Здесь, как видно, речь идет о конкретном нормоконтроле, осуществляемом арбитражными судами. Если законодатель говорит о том, что действия и решения могут затрагивать права и законные интересы отдельных субъектов, следовательно, подразумевается, что в ходе административного судопроизводства эти действия и решения сопоставляются с правовой нормой, дающей основание названным выше субъективным правам и законным интересам. Сфера проверки в данном случае широка, т.к. арбитражные суды используют все источники права в совокупности — начиная от Конституции РФ и заканчивая обычаями (вне зависимости от документированного характера последних).

О данном виде подведомственности неоднократно указывалось ВС РФ и Президиумом ВАС РФ по конкретным делам. Так были сформулированы позиции о том, что оспаривание постановления главы субъекта РФ по вопросу предоставления земельного участка, затрагивающего права и законные интересы сельскохозяйственных организаций, производится именно в арбитражный суд (см. Определения ВС РФ от 19.12.2002 N 87-Г02-13, от 29.05.2003 N 39-Г03-9); о том, что оспаривание администрацией публично-правового образования действий налогового органа по возврату из бюджета публично-правового образования налогоплательщику излишне уплаченного налога производится в арбитражный суд (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 6870/08 по делу N А21-5063/2007) и т.д.

В-четвертых, арбитражные суды рассматривают и разрешают дела об административных правонарушениях по правилам гл. 25 АПК РФ. Здесь необходима совокупность условий:

1) к административной ответственности привлечено юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель;

2) правонарушение, совершенное указанными лицами, должно иметь место в связи с осуществлением ими экономической деятельности;

3) о том, что дело о данном административном правонарушении подведомственно арбитражному суду, должно быть прямое указание закона.

В настоящее время компетенция арбитражных судов в данной сфере определена в ст. 23.1 КоАП РФ, согласно которой судьи арбитражных судов рассматривают дела о таких административных правонарушениях, как:

— обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 6.33 КоАП РФ);

— нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ);

— нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), если такие действия повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ) и пр.

В-пятых, арбитражные суды рассматривают и разрешают в порядке административного судопроизводства дела о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций. Судопроизводство в данном случае осуществляется по правилам гл. 26 АПК РФ. Следует заметить, что законодатель воздержался от формулирования исчерпывающего перечня такого рода санкций и платежей, выбрав вместо этого два приема юридической техники:

— либо в законе указываются случаи, когда взыскание осуществляется в судебном порядке (и тогда применению подлежит комментируемая норма);

— либо в законе напрямую говорится о том, что взыскание осуществляется во внесудебном порядке.

Например, согласно ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится:

— с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;

— в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:

— за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);

— с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика и т.д.

Что касается внесудебного порядка взыскания, то он предусмотрен в отношении следующих обязательных платежей и санкций:

— налогов (сборов), а также сопутствующих пеней и штрафов с налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. ст. 46, 47, 101.3 НК РФ). Внесудебный порядок взыскания сводится к обращению взыскания налоговым органом на денежные средства плательщика на счетах в банках (иных кредитных организациях) в бесспорном порядке, а при невозможности последнего полностью или в п. — к обращению взыскания на иное имущество плательщика — наличные денежные средства, неденежное имущество — в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю;

— таможенных пошлин, налогов, а также сопутствующих пеней и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 10 ст. 47 НК РФ).

Кроме того, о внесудебном взыскании говорится, например, в ст. 90 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, ст. 153 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий