Финансовый управляющий делает запрос в загс

Финансовый управляющий делает запрос в ЗАГС?

Одним из наиболее проблемных вопросов для арбитражных управляющих и конкурсных кредиторов является получение информации от органов записи актов гражданского состояния (далее — органы ЗАГС). Сведения о родственных связях должника-гражданина и контролирующих лиц организаций-банкротов представляют особую ценность в связи с возможностью их использования при оспаривании подозрительных сделок, совершенных с целью причинения вреда имущественным правам кредиторам (п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве), и сделок с предпочтением (п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве). При банкротстве физического лица реализации подлежит все его имущество, в том числе принадлежащее ему и его супругу на праве общей собственности (п. 3 ст. 256 ГК РФ, п. 1 ст. 45 СК РФ, п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»).

Согласно п. 2 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, а также функции, осуществлять иные установленные Законом о банкротстве.

Во исполнение публично-правовых полномочий, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражный управляющий вправе запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну (абз. 7 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

Однако получение сведений об актах гражданского состояния: рождения, смерти, заключении и расторжении брака, усыновлении (удочерении), перемене имени, а также о родственных связях и отношениях свойства для арбитражного управляющего (а тем более для конкурсных кредиторов), представляет определенные сложности. Органы ЗАГС отказывают в удовлетворении внесудебных запросов арбитражных управляющий, ссылаясь на то, что новая редакция статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», действующая с 01.10.2018 не указывает арбитражных управляющих в числе субъектов, которым предоставляется информация из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

В апреле 2021 г. Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения: теперь органы ЗАГС обязаны предоставлять запрашиваемые сведения только на основании судебного акта.

1. В процедуре банкротства физического лица

До апреля 2021 г. финансовые управляющие в случае отказа в предоставлении сведений об актах гражданского состояния вынуждены были обращаться с заявлением об истребовании указанных сведений в рамках деле о банкротстве должника. В некоторых случаях финансовые управляющие пытались обжаловать незаконный отказ по правилам главы 24 АПК РФ. Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2020 г. по делу № А24-1528/2019 суд указал, что позиция агентства ЗАГС, ссылающегося на положения п. 3 ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния, об отсутствии у него права и обязанности предоставлять запрашиваемую информацию верно признана судами необоснованной и создающей препятствия в осуществлении финансовым управляющим его деятельности, поскольку Закон об актах гражданского состояния является специальным законом, предусматривающим круг прав и обязанностей финансового управляющего в отношении гражданина, признанного несостоятельным (банкротом).

При этом в силу п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, финансовый управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов.

Выполнение обязанностей финансового управляющего является публичной деятельностью, при этом в постановлении от 14.01.2010 (дело «Котов против Российской Федерации» N 54522/00) Европейский суд по правам человека отметил, что назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий является представителем государства, который под наблюдением суда осуществляет конкурсное производство.

Данные выводы, по мнению Арбитражного суда Дальневосточного округа, соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении ВС РФ от 31.01.2020 N 310-ЭС19-26768.

В Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 г. N 303ЭС20-9005 по делу № А24-1528/2019 еще раз разъясняется, что п. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве не устанавливает иной порядок получения финансовым управляющим сведений о должнике у иных лиц, отличный от того, который предусмотрен п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

07 апреля 2021 г. Президиум ВС РФ утвердил первый в этом году Обзор судебной практики, в котором указал, что финансовый управляющий при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вправе запрашивать во внесудебном порядке у третьих лиц, а также у государственных органов и органов местного самоуправления сведения, необходимые для проведения процедур банкротства. Между тем, порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния регламентирован Законом об актах гражданского состояния. Ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния содержит закрытый перечень государственных органов и должностных лиц, в частности, судов, по запросу которых органы записи актов гражданского состояния обязаны предоставлять сведения, содержащиеся в названном реестре. Финансовый (арбитражный) управляющий в данном перечне не состоит.

Следовательно, информация о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении должника и его супруга (бывшего супруга) выдается финансовому управляющему, если в резолютивной части определения арбитражного суда, которым в деле о банкротстве гражданина утвержден финансовый управляющий, указано на истребование судом соответствующих сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и выдачу этих сведений финансовому управляющему на руки (ч. 5 ст. 3, ч. 7 ст. 66 АПК РФ).

Если в определении суда об утверждении финансового управляющего такие указания отсутствуют, предоставление данному лицу сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния производится в общем порядке, установленном в ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния, на основании запроса по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Такое определение выносится по ходатайству финансового управляющего без проведения судебного заседания (ч. 5 ст. 3, ч. 7 ст. 66 АПК РФ).

Таким образом, теперь органы ЗАГС обязаны предоставлять финансовому управляющему сведения об актах гражданского состояния в отношении должников исключительно на основании судебного акта.

2. В процедуре банкротства юридического лица

29 апреля была опубликована мотивировочная часть Определения ВС РФ N 307-ЭС20-22954 по делу А26-8852/2019. В рамках дела о банкротстве карельской компании ООО «Сегежа Сети» конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об истребовании у Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия сведений о родственниках и свойственниках контролирующих должника лиц, указав на невозможность без этой информации выявить весь круг аффилированных по отношению к обществу лиц и проверить наличие оснований для оспаривания сделок общества, принять надлежащие меры к обнаружению его имущества. Орган ЗАГС отказал управляющему в предоставлении информации о родственниках, свойственниках участников общества со ссылкой на то, что конкурсный управляющий обществом не относится к числу лиц, которым могут быть раскрыты сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2020 в удовлетворении заявления было отказано. Суд первой инстанции посчитал, что конкурсным управляющим не представлено доказательств того, что участники должника, персональные данные которых он просил истребовать, совершали от имени общества сделки или одобряли таковые, а также, что существует возможность и вероятность оспаривания совершенных сделок, или обнаружения и истребования имущества должника у родственников. Более того, арбитражный суд посчитал, что статью 19 Закона о банкротстве («Заинтересованные лица»), которая неприменима к участникам общества-должника.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2020, указав, что:

1. истребуемые конкурсным управляющим сведения относятся к персональным данным и имеют ограниченный круг доступа;

2. истребуемая информация не связана со сбором доказательств в рамках дела о банкротстве должника;

3. конкурсный управляющий не обосновал необходимость получения истребуемых сведений для осуществления своих полномочий, не привел доводов о том, как истребуемые сведения объективно помогут управляющему пополнить конкурсную массу должника;

4. суд первой инстанции обосновано отверг довод апеллянтов о том, что участники общества должны представить доказательства не совершения им от имени должника сделок, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку отрицательный факт не подлежит доказыванию.

Конкурсный кредитор ООО «Сегежа Сети» обратился с кассационной жалобой на указанные судебные акты в Верховный суд Российской Федерации.

Один из руководителей должника просил отказать удовлетворении заявления конкурсного управляющего, ссылаясь на закрепленное в Конституции Российской Федерации право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, он также обратил внимание суда на немажоритарный размер его доли, неисполнение им полномочий единоличного исполнительного органа, недоказанность управляющим фактов совершения или одобрения сделок общества.

Верховный суд удовлетворил заявление конкурсного управляющего об истребовании сведений у органов ЗАГС. В Определении № 307-ЭС20-22954 по делу А26-8852/2019 Верховный суд разъяснил, что для достижения цели конкурсного производства – наиболее полного удовлетворения требований кредиторов конкурсный управляющий должен принимать меры к пополнению конкурсной массы, в том числе посредством оспаривания совершенных в преддверии банкротства сделок по выводу активов должника (подозрительных сделок, ст. 61.2 Закона о банкротстве), сделок, направленных на предпочтительное удовлетворение требований отдельных кредиторов (сделок с предпочтением, ст. 61.3 Закона о банкротстве), привлечения к ответственности контролирующих лиц, чьи действия стали необходимой причиной банкротства (ст. 61.11 Закона о банкротстве), их соучастников (ст. 1080 ГК РФ).

Законом на арбитражного управляющего возложена обязанность по сбору сведений о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, обязанность по подаче в суд заявлений об оспаривании сделок и о привлечении контролирующих лиц, их соучастников к ответственности (абз. 7 п. 2 ст. 20.3, абз. 6 п. 3, п. 5 ст. 129 Закона о банкротстве).

Заинтересованными по отношению к должнику являются не только контролирующие его лица, но и их супруги, родители, дети, сестры и братья (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 19, п. 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве).

Для проведения полноценного анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, в том числе его сделок, причин банкротства управляющий должен, помимо прочего, располагать информацией о родственных связях контролирующих лиц. Эта информация требуется управляющему для осуществления возложенных на него обязанностей. Открытие в отношении должника ликвидационной процедуры конкурсного производства говорит о недостаточности имущества должника для полного расчета со всеми кредиторами. Долги перед кредиторами остались непогашенными, а значит, в широком смысле право собственности кредиторов было нарушено. Обращение управляющего в суд преследовало цели защиты прав кредиторов, а именно интересу защиты прав кредиторов, а потому суды неправомерно отказали в удовлетворении заявления конкурсного управляющего.

Ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния содержит закрытый перечень государственных органов и должностных лиц, в частности, судов, по запросу которых органы записи актов гражданского состояния обязаны предоставлять сведения, содержащиеся в названном реестре, поэтому конкурсный управляющий был вправе обратиться в арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве с ходатайством об истребовании сведений о том, кто является родственниками, свойственниками контролирующих общество лиц.

Таким образом, Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики за 2021 (№ 1) от 07.04.2021 и Определении № 307-ЭС20-22954 по делу А26-8852/2019 разъяснил, что органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения арбитражному управляющему на основе судебного акта. Арбитражный управляющий для исполнения своих публично-правовых полномочий может ходатайствовать об истребовании сведений о родственниках и свойственниках руководителей организации-должника, так как они также являются заинтересованными лицами в соответствии с положениями Закона о банкротстве.

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021);

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020);

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021);

4. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021).

1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021);

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»;

3. Определение Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 303ЭС20-9005 по делу № А24-1528/2019;

4. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2020 г. по делу № А24-1528/2019;

5. Определение Верховного суда Российской Федерации от 31.01.2020 N 310-ЭС19-26768 по делу № А09-13320/2018;

6. Определение Верховного суда Российской Федерации N 307-ЭС20-22954 по делу № А26-8852/2019;

7. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по делу № А26-8852/2019;

8. Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2020 по делу № А26-8852/2019.

Финансовый управляющий делает запрос в ЗАГС?

Согласно ст.20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:
созывать собрание кредиторов;
созывать комитет кредиторов;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;
запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;
подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:
принимать меры по защите имущества должника;
анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение арбитражным управляющим иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, арбитражный управляющий обязан привлекать на договорной основе аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих лиц с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
выявлять факты нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые предусмотрены статьей 9 настоящего Федерального закона, и принимать меры по привлечению лица, виновного в нарушении, к ответственности, предусмотренной статьей 61.12 настоящего Федерального закона, а также сообщать о выявленном нарушении в орган, уполномоченный составлять протокол о соответствующем правонарушении;
осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
В случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.
Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.
Таким образом, финансовый управляющий вправе запрашивать сведения, в том числе, из органов ЗАГС.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Финансовый управляющий делает запрос в ЗАГС?

Не секрет, что близкие родственники должника часто принимают непосредственное участие в сокрытии принадлежащих ему активов. Что вполне логично: на кого же еще должник будет готов «переписать» свое имущество с целью его укрытия от «надоедливых» кредиторов, как не на близких ему людей – супруга, детей или родителей.

Порой определить круг таких лиц не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. К примеру, нередки ситуации, когда должник намеренно переоформляет имущество на родственников с другой фамилией. Выявить таких родственников позволяют сведения, содержащиеся в органах ЗАГС.

До октября 2018 года финансовые управляющие могли беспрепятственно запрашивать информацию из ЗАГС, причем без помощи суда или иного органа. Все изменилось с введением Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее – Реестр ЗАГС). Порядок выдачи сведений ЗАГС был ужесточен, и с 01.10.2018 финансовые управляющие потеряли право на запрос информации. Соответствующие разъяснения были опубликованы Министерством Юстиции РФ.

Тем не менее, некоторые управляющие продолжили обращаться в органы ЗАГС напрямую, минуя арбитражный суд. В обоснование они ссылались на ст. 20.3 Закона о банкротстве, закрывая глаза на коллизию с введенной ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния. Причем в некоторых случаях такие запросы получали поддержку судов апелляционной и кассационной инстанций (см., например, дело № А09-13320/2018 ФУ Э.Н. Бугров против Управления ЗАГС Брянской области).

В Обзоре судебной практики от 07.04.2021 Верховный Суд РФ прямо указал, что так делать нельзя: ЗАГС вправе предоставить финансовому управляющему сведения только с санкции суда, которая может быть выражена как в определении об открытии процедуры и утверждении финансового управляющего, так и в отдельном определении об истребовании доказательств (вопрос № 5 стр. 152-153 Обзора). Такое разъяснение следует общей логике порядка запросов охраняемой законом информации, установленного в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45.

С учетом разъяснения теперь логично заранее просить у суда включать положение об истребовании сведений из ЗАГС при открытии процедуры реструктуризации долгов / реализации имущества.

Дополнительно отметим, что в марте текущего года на рассмотрение экономической коллегии Верховного Суда РФ была передана жалоба по иной проблеме, также связанной с истребованием информации из Реестра ЗАГС. Суды отказали конкурсному управляющему в запросе сведений о родственниках КДЛ из органов ЗАГС, посчитав, что такие сведения не имеют прямого отношения к делу и подлежат защите в силу законодательства о персональных данных. Во многих ситуациях знать таких лиц конкурсному управляющему просто необходимо, прежде всего, чтобы выявить заинтересованность при совершении сделок, а также установить признаки корпоративного «семейного» контроля. Верховный Суд РФ рассмотрит этот вопрос в заседании, назначенном на 22.04.2021.

Участники

Дмитрий Чепуренко Управляющий партнер, руководитель Практики разрешения споров и банкротства и Практики уголовно-правовой защиты бизнеса, адвокат

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий