Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность
Незаконное возмещение НДС — широкое понятие, рамки которого постепенно сужаются в связи с новыми поправками, вносимыми в НК РФ. Если раньше правомерность якобы незаконного возмещения НДС чаще подтверждалась в судебном порядке, то сегодня порядок его возмещения в той или иной ситуации в большей степени стал регулироваться именно нормами налогового законодательства.
Что является незаконным возмещением НДС
Вопросы, касающиеся того, что является налоговым вычетом, кто может им воспользоваться и на основании чего он производится, регламентируются ст. 171 и 172 НК РФ. Согласно им, право на вычет имеет любой налогоплательщик, который является плательщиком НДС, но чтобы этим правом воспользоваться, необходимо:
- иметь оформленный в соответствии с действующим законодательством счет-фактуру;
- отразить в учете товары (работы, услуги);
- в дальнейшем товары (работы, услуги), в отношении которых НДС принимается к вычету, использовать в облагаемой НДС деятельности;
- в некоторых случаях (например, по вычетам, связанным с удержанием НДС в качестве налогового агента, таможенному НДС при импорте и некоторых других) налог должен быть уплачен.
Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, но НДС к вычету принят — это и называется незаконным возмещением НДС.
Положениями НК РФ предусмотрены различные специфические сценарии получения вычета. Так, в соответствии с п. 4.1 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные розничными продавцами по товарам, проданным иностранным гражданам, которые выезжают за пределы ЕАЭС и пересекают российскую границу. Необходимое условие для вычета — компенсация НДС таким физлицам (то есть возврат по схеме Tax Free).
Еще пример — возможность использования вычетов по НДС, исчисленному и уплаченному при получении налогоплательщиком оплаты в связи с выпуском им цифровых прав (абз. 3 п. 5 ст. 171 НК РФ). Условие для получения вычета — выкуп таких прав должен производиться денежными средствами либо передачей товаров в рамках реализации, при которой НДС не начисляется.
Соответственно, несоблюдение указанных специфических условий — отдельный повод для признания возмещения НДС незаконным.
О том, как проходит процедура, связанная с возмещением НДС, вы узнаете из статьи «Каков порядок и особенности возмещения ”входного“ НДС».
Кроме того, незаконным окажется возмещение, сделанное по документам, выданным неблагонадежным контрагентом, если будет выявлено отсутствие реальности осуществленных операций.
Когда незаконное возмещение можно признать законным
В некоторых спорных ситуациях налогоплательщики, принимая к вычету НДС, опираются на судебную практику. Например, по операциям с основными средствами многие из них принимают НДС к вычету после отражения основного средства на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», не дожидаясь его ввода в эксплуатацию и переноса на счет 01 «Основные средства».
Посмотрим, что по этому поводу говорит закон. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, вычет возможен только после принятия имущества на учет. Означает ли это необходимость перевода на счет 01 со счета 08? Минфин считает, что да. Соответствующая позиция нашла свое подтверждение в разъяснениях финансистов и налоговиков, например, письмах Минфина от 24.01.2013 № 03-07-11/19 и от 28.10.2011 № 03-07-11/290, а также письме ФНС России от 19.10.2005 № ММ-6-03/886. Некоторые арбитры также соглашаются с доводами этих ведомств (постановления ФАС Московского округа от 22.02.2012 № А40-56010/11-91-242 и 20.07.2012 № А40-108719/11-90-455).
Однако не всё так безнадежно: в связи с тем, что формулировка «принятие на учет» может трактоваться по-разному, возможность принять НДС по основному средству, учитывая его на счете 08, вполне можно обосновать. Так, в подтверждение данного факта существуют разъяснения того же Минфина — правда, в отношении объектов, в дальнейшем подвергшихся реконструкции.
Читайте подробнее о вычете по НДС при приобретении основных средств.
В своем письме от 16.07.2012 № 03-07-11/185 финансовый орган подтверждает, что у организаций есть возможность принять к вычету НДС по объекту основных средств, поступившему на счет 08, однако для этого должны быть выполнены общепринятые условия (о них мы говорили выше), позволяющие воспользоваться налоговым вычетом. Некоторые суды также признают такой вычет правомерным, обосновывая свои решения тем, что по основному средству, используемому в производстве, но оприходованному на счете 08 и оплаченному, организация имеет право на принятие НДС к вычету (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 № А56-10457/2011, Московского округа от 15.09.2011 № А40-113023/09-126-735, Уральского округа от 24.08.2011 № Ф09-5226/11).
Существует ряд типичных оснований для отказа в возмещении НДС. Подробнее — здесь.
Неоднозначна ситуация и при вычетах по НДС, связанному с не облагаемыми в целях исчисления налога на прибыль операциями. Какие же по данному вопросу существуют позиции? Их две:
- Принимать НДС к вычету в сумме, пропорциональной размеру норматива только по командировочным и представительским издержкам — именно это прямо прописано в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ.
- Принимать к вычету налог в размере норматива по всем существующим нормируемым расходам.
Само собой разумеется, что относительно второй позиции вопросов со стороны налоговых никогда не возникало и не возникает. А вот первый вариант воспринимался налоговикам как незаконное возмещение НДС.
Узнайте больше о порядке учета командировочных расходов в 2022 году.
Разъяснения Минфина о необходимости принимать налог к вычету с учетом вида нормируемого расхода отражены в письмах от 09.08.2012 № 03-07-08/244, от 13.03.2012 № 03-07-11/68 и от 17.02.2011 № 03-07-11/35. Судебные же инстанции, ссылаясь на абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ, как правило, приходили к выводу, что НДС следует принимать к вычету в пределах норм исключительно по расходам на командировки и представительские издержки. Примеры подобных решений: постановления ФАС Московского округа от 30.11.2012 № А40-135314/11-107-565, 9-го арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 № 09АП-20480/2012, 09АП-22473/2012 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 30.11.2012 № А40-135314/11-107-565) и постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10.
Узнайте больше о сущности и последствиях незаконного возмещения НДС из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Вычетом по НДС можно воспользоваться в течение трех лет
Введение в п. 1.1 ст. 172 НК РФ позволило использовать право на вычет в течение трех лет после принятия товаров (работ, услуг) на учет. Ранее (до 1 января 2015 года) налогоплательщики, взявшие НДС к вычету в периоде, следующем за периодом оприходования, сталкивались с проблемой обоснования данного вычета перед налоговыми органами, поскольку те трактовали его как незаконное возмещение НДС.
Кстати, по данному вопросу у Минфина были разъяснения в пользу налогоплательщика (письма от 04.03.2013 № 03-07-11/6418 и 01.03.2013 № 03-07-11/6112). Но также сказывалось и обратное — когда финансисты и налоговики не разрешали пользоваться вычетом в следующем периоде и настоятельно предлагали сдать уточненку за период, в котором возникло право (письма от 15.01.2013 № 03-07-14/02 и 31.10.2012 № 03-07-05/55).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Судебная практика по данному вопросу всегда была неоднозначной.
Одни арбитры вставали на сторону предприятий, утверждая, что нормы НК РФ не содержат запрета на перенос налогового вычета на другие периоды (постановления ФАС Московского округа от 07.12.2012 № А40-135284/11-20-556, Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 2217/10 и 11.03.2008 № 14309/07).
Другие же утверждали, что вычетом нужно пользоваться именно тогда, когда товары (работы, услуги) были приняты к учету. В противном случае необходимо обосновать причины, по которым это не было сделано вовремя (постановления ФАС ВВО от 07.06.2010 № А79-5798/2009 и 26.02.2010 № А82-4790/2009-37, ФАС СЗО от 14.11.2008 № А21-6798/2007).
Эксперты «КонсультантПлюс» рассмотрели ряд иных спорных ситуаций, связанных с возмещением НДС. Ознакомьтесь с публикацией на данную тему, оформив бесплатный пробный доступ к справочно-правовой системе.
Ответственность за незаконное возмещение НДС
Применяя неправомерный налоговый вычет, налогоплательщик занижает сумму уплаты налога в бюджет. Наказание за данное нарушение предусмотрено ст. 122 НК РФ, штраф за это составляет 20% или 40% неуплаченной суммы (в зависимости от тяжести и характера нарушения).
От штрафа может спасти наличие переплаты. Об этом — в материале «Налоговая переплата может избавить от штрафа по ст. 122 НК РФ».
Из норм п. 1 ст. 81 НК РФ следует, что если налогоплательщик выявит в декларации, представленной им в налоговую инспекцию, факт неотражения или неполного отражения данных, а также наличия ошибок, способствующих уменьшению суммы налога к уплате, то он обязан откорректировать неверную декларацию, представив уточненку. Причем при ее отправке в инспекцию до даты, предусмотренной в качестве последнего дня для сдачи декларации, уточненка считается поданной в день подачи (п. 2 ст. 81 НК РФ).
С учетом пп. 3 и 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщика освобождают от ответственности при представлении уточненки до периода уплаты налога или до момента, когда на занижение суммы налога ему указал налоговый орган. Однако в этом случае помимо сдачи уточненного расчета необходимо будет также уплатить доначисленные суммы налога и пеней в бюджет.
О том, какими будут последствия, если при возмещении применялся заявительный порядок, читайте в статье «За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф».
Итоги
Незаконное возмещение НДС в настоящее время стало встречаться реже, чем в предыдущие годы, по причине того, что в налоговом законодательстве соответствующие нормы стали прописываться более четко, тем самым предотвращая их двойное толкование. Однако есть ряд неоспоримых общеустановленных правил, дающих возможность воспользоваться вычетом, несоблюдение которых может привести к неправомерному возмещению НДС. В случае несоблюдения данных правил, делающего принятие к вычету налога незаконным, налогоплательщику предстоит не только доплатить налог, но и выплатить штраф в размере 20% или 40% от неуплаченной суммы.
Незаконный возврат НДС
В связи с нехваткой в бюджете денежных средств резко активизировалась деятельность налоговиков и правоохранительных органов по собираемости обязательных платежей. Если раньше к проверкам по возмещению НДС было придирчивое отношение, то теперь налоговики норовят отказать в возврате налога без веских на то оснований. При этом решение об отказе в возмещении НДС может послужить основанием для возбуждения уголовного дела, когда о хищении бюджетных средств никто и не помышлял.
С другой стороны многие клерки, бухгалтеры, директора работают только с документами, иногда не видя реальной картины происходящего движения товара. Эти лица, подписавшие подготовленные для них документы, могут и не подозревать, что стали вовлеченными в схему незаконного возврата НДС. При вызовах в органы старшие партнеры начнут убеждают, что все обойдется, а работник даже уже и не помнит, что подписывал, и не понимает, как эту проблему будут решать.
О своей защите следует озаботиться сразу же после первых вызовах на допросы в налоговую в рамках проводимой проверки обоснованности возмещения НДС. Это следует сделать, даже если вы уверенны, что возмещение происходит законно. И уж точно к адвокату следует обратиться, если вас приглашают для беседы в правоохранительные органы. Данное приглашение означает, что рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела, и у вас будут отбирать объяснение либо допрашивать.
Что такое незаконный возврат НДС?
Незаконный возврат НДС — это хищение из бюджета денежных средств под видом вычета по указанному налогу с использованием фиктивных схем, подставных компаний, номинальных директоров.
При этом данные действия прикрываются на первый взгляд вполне законными декларациями, документами и объяснениями, позволяющими получить в соответствии с Налоговым кодексом указанный вычет.
Как происходит незаконный возврат НДС?
Вообще возмещение (возврат) НДС, когда на него есть основания, является вполне законной процедурой.
Чаще всего это происходит при экспорте — государство таким образом уменьшает стоимость экспортируемого товара для повышения его конкуренции заграницей. Возмещение по НДС возможно при реализации льготных категорий товаров. Также возврат возможен, когда оплата приобретенных товаров или выполненных работ переносятся на последующие налоговые периоды.
С целью хищения НДС из бюджета выбирается одно из вышеуказанных законных оснований, под него разрабатывается схема, готовятся документы, проводятся подготовительные сделки, иногда и с реальным перечислением денежных средств, заполняется липовая декларация и сдается в налоговую инспекцию. При этом реального движения товаров, выполнения работ, услуг не происходит, выплат налога по каждой из сделок, увеличивающей стоимость конечного продукта не осуществляется.
Для усложнения последующих проверок в схемах возврата НДС используются несколько организаций (фирмы однодневки), чаще всего они приобретаются именно под данную сделку, а затем ликвидируются. В каждой организации необходимо обеспечить своего директора, который подпишет договоры, акты, счета-фактуры. Если предполагаются в последующем походы в налоговую для дачи объяснений при проверке, то привлекают номинала — своего человека, который выдаст заранее подготовленную версию.
Иногда номиналов предоставляют компании, специализирующиеся на регистрации фирм однодневок и поиску людей, готовых за небольшую плату подписать что угодно. Бывают случаи, когда в фирмах однодневках вписываются директора по утраченным документам, при этом граждане даже и не подозревают о вновь обретенной должности. Такие псевдо-директора, естественно в налоговую и к следователю не пойдут, а если и пойдут, то дадут скорее всего показания, нужные следствию.
К возврату НДС из бюджета, особенно в крупных суммах, государство относится очень внимательно и придирчиво, поэтому практически все возмещения, а особенно крупные, проверяются налоговиками. На настоящий момент налоговики научились достаточно эффективно определять обоснованным или необоснованным является требование о вычете НДС. При этом с целью пополнения бюджета фискалам присуще вставать на позицию отказа в возмещении, хотя вычет вполне может быть и обоснован. Не довольны — можете обратиться в арбитражный суд и обжаловать решение налогового органа.
Становится понятным, что в превалирующем большинстве случаев незаконного возмещения НДС данные преступления совершаются не без участия сотрудников налоговых органов, которые обеспечивают беспрепятственное прохождение налоговой проверки, принятия положительного решения, согласования его на комиссии с участием налоговиков из вышестоящих управлений. Конечной задачей является получение положительного решения, на основании которого денежные средства перечисляются из казначейства на расчетный счет организации, с которого впоследствии обналичиваются.
Какая ответственность предусмотрена за незаконный возврат НДС?
За незаконный возврат НДС можно получить до 10 лет реального тюремного заключения.
Практически все знают, что за незаконное возмещение НДС наступает уголовная ответственность. Но вот какая именно? Для ответа на этот вопрос нужно правильно квалифицировать преступление, то есть выбрать статью УК, и посмотреть предусмотренную по ней санкцию.
Дело в том, что многие полагают, что незаконный возврат НДС — это налоговое преступление, подпадающее под санкцию статьи 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации. Максимальное наказание по первой части данной статьи предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, а по второй части (неуплата налога в особо крупном размере или группа лиц) до 6-ти лет.
Однако по уже устоявшейся судебной практики незаконный возврат НДС квалифицируется по ст. 159 УК РФ — мошенничество.
Суды объясняют такую правоприменительную практику следующим. При использовании незаконных схем по возврату НДС предоставляются фиктивные документы, о том что суммы налога уже якобы уплачены в бюджет, хотя на самом деле этого не происходит. Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался. Поэтому когда НДС незаконно возвращается — поступает на счет организации, то по своей сути происходит его хищение из бюджета. Поскольку при этом предоставлялись фиктивные документы, делались лживые заявления (в том, числе в декларации, и последующих объяснениях), то хищение осуществляется путем обмана. Данная совокупность как раз и образует состав преступления — мошенничество.
Наказание за мошенничество более суровое. Так по части четвертой 159 УК (обычно она и применяется) предусмотрено лишение свободы до 10-ти лет со штрафом до 1 млн. руб.
Если незаконность возмещения НДС будет выявлена после положительного решения о возмещении НДС, и поступления денежных средств из казначейства на расчетный счет фирмы, то преступление будет считаться оконченным. Если деньги перечислены не будут, в том числе из-за отказа в возмещении НДС, то действия будут квалифицированы как покушение. Поскольку при покушении реального ущерба для государства не произошло, то можно будет рассчитывать на более мягкое наказание, которое тем не менее может оказаться реальным, а не условным.
Какое наказание может грозить за возмещение НДС из бюджета?
Исходя из последней судебной практики можно делать вывод, что за незаконное возмещение НДС фигуранты приговариваются к реальным срокам лишения свободы. За незаконны возвраты НДС на большие суммы приговаривают в районе 7 лет реального лишения свободы, за многоэпизодные возмещения наказания по совокупности могут превышать и 10 лет. Так достаточно показательно Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.2011 № 9-О11-59сп, которым оставлен в силе приговор в отношении одного из подсудимых, приговоренного по совокупности многоэпизодных возмещений к 14 годам лишения свободы.
В общем наказания за незаконный возврат НДС достаточно суровые, и самостоятельно без адвоката проводить свою защиту по таким составам конечно же не следует.
Какие мероприятия осуществляют налоговики при проведении проверки обоснованности возмещения НДС?
Основная задача налоговиков состоит в том, чтобы доказать схемность и фиктивность, заключенных сделок.
- запрашивать в налоговых инспекциях, на территориях которых зарегистрированы организации, включенные в схему возмещения НДС, информацию об открытых счетах, об уплаченном в проверяемом и предшествующих периодах НДС, учредителях и участниках, и иную информацию;
- получать в банках информацию по движению денежных средств на расчетных счетах проверяемых фирм;
- допрашивать директоров, бухгалтеров и иных работниковорганизаций, в цепочке сделок, по которым должен был уплачиваться НДС;
- осуществлять осмотры складов, помещений, строительных площадок с целью проверки наличия закупленной продукции, построенных зданий;
- направлять требования о предоставлении документов, подтверждающих реальное осуществление сделок: договоров, счетов-фактур, первичных документов бухгалтерского, складского, производственного учета.
Признаки незаконного возмещения НДС.
- недавняя регистрация юр. лиц «под сделку»;
- регистрация компании по массовым адресам;
- незначительный штат сотрудников;
- фактическое отсутствие фирмы по месту нахождения;
- отсутствие затрат на содержание офиса, закупку канцелярских принадлежностей, оргтехники.
- лицо в массовом порядке является руководителем или учредителем в других юр. лицах;
- лицо на допросе в налоговой, а чаще всего в правоохранительных органах, не может ответить на элементарные вопросы, которые должен знать руководитель данной организации (в каких банках открыты счета, у кого находятся ключи банк-клиента, кто ведет бухучет, какой штат, где расположен офис, и т. д.);
- использованы документы гражданина без его ведома;
- на допросе директор признается, что он номинал.
- выявление поддельных подписей в документах;
- не подтверждение лицами подписей, проставленных от их имени;
- отсутствие реального пересечения товаров границы РФ;
- отсутствие движений по счетам, сопоставимым с условиями договоров;
- отсутствие реального движения товаров, отсутствие на складах оборудования, не выполнение заявленных работ.
- отсутствие экономической целесообразности в заключении сделок;
- взаимозависимость юридических лиц — участников сделок;
- отсутствие до возмещения начислений НДС, сравнимых с заявленными в проверяемом периоде;
- перерегистрация фирмы (фирм) в другую инспекцию непосредственно перед возмещением НДС (к «своим» инспекторам);
- наличие в совокупности вышеуказанных факторов, позволяющих делать вывод, что умысел направлен только на создание формальных оснований для возмещения налога, без реальной экономической деятельности.
Что можно предпринять для своей защиты до возбуждения уголовного дела?
Особенностью дел по возмещению НДС является возможность организовать защиту еще до возбуждения уголовного дела. Надо учитывать, что все материалы, которые будут собраны в ходе налоговой проверки, в случае признаков незаконного возмещения будут переданы в правоохранительные органы, и в последствии станут основой уголовного дела. Поэтому на стадии проверки надо быть готовым, что в налоговую для пояснений будут вызваны директора всей цепочки юр. лиц, показания которых будут иметь существенные значения для дела. Надо анализировать вопросы, которые озвучивались на допросах, для определения «слабых мест» в позиции налогоплательщика, и предпринимать меры к ее усилению, предоставляя дополнительные документы либо пояснения.
Как уже указывалось, решение об отказе в возмещении НДС и привлечении общества к налоговой ответственности может послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Однако уголовные дела при наличии решения арбитражного суда об отмене решения об отказе в возмещении НДС уголовно-судебной перспективы не имеют. Вступивший в силу судебный акт является обязательным для всех организаций и государственных органов, в том числе и для правоохранительных. Соответственно, если отказ в возмещении НДС оспорить в арбитражном суде, и выиграть это дело, то у вас появится железобетонное доказательство того, что НДС возмещается законно.
Перед обращением в арбитраж в обязательном порядке необходимо пройти процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренные Налоговым кодексом — подать аргументированные возражения на акт налоговой проверки, обжаловать решение об отказе в возмещении НДС. Сами по себе эти действия иногда приносят желаемый результат, и могут исключить основания для возбуждения уголовного дела.
Подключение профессиональных юристов при составлении акта и оспаривании решения естественно является обязательным.
Что делать, если правоохранители начали проверку по незаконному возмещению НДС
- фабул поставленный о возбуждении уголовного дела и предъявления обвинения;
- вопросов, которые озвучивались на допросах;
- вопросов, постановленных эксперту, материалов, отправляемых на экспертизу;
- заключений специалистов;
- показаний на очных ставках свидетелей обвинения.
Основным направлением защиты, естественно, является доказывание отсутствия состава преступления. Для этого надо доказать, что все основания для возмещения НДС были реальными: товары пересекали границу, работы выполнялись, платежи осуществлялись. Если какие-то обстоятельства выбиваются из обычной деловой практики, то необходимо разработать четкие и убедительные объяснения, что это не является признаком схемы возмещения налога.
Также, как способ защиты, могут использоваться действия направленные на квалификацию действий не по 159 УК РФ, а по 199 УК РФ(уклонение от уплаты налогов). Несмотря на сложившуюся практику такие действия предпринимать возможно. Необходимо доказать, что умысел фигурантов был направлен не на хищение бюджетных средств, а на неполную уплату НДС либо получение по нему необоснованного вычета.
Эффективную защиту по делам о незаконном возврате НДС может проводить только высококвалифицированный адвокат, специализирующийся на экономических преступлениях.
Заявительный порядок возмещения НДС: штрафы и пени
Минфин России напомнил о возможных санкциях к организациям – налогоплательщикам НДС при применении ими заявительного порядка возмещения налога. Как вы знаете, заявительный порядок возмещения НДС — это возможность вернуть (зачесть) сумму налога, исчисленную к возмещению, до того, как будет завершена камеральная проверка декларации по НДС (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).
Кто применяет заявительный порядок
Этим правом могут воспользоваться организации – налогоплательщики НДС при выполнении следующих условий.
Организация предоставила в налоговый орган банковскую гарантию, в которой предусмотрено, что банк обязуется уплатить в бюджет возмещенные ей в ускоренном порядке суммы НДС, если решение о возмещении впоследствии будет полностью или частично отменено (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным пунктами 3, 5 статьи 74.1 и пунктом 4 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.
За три календарных года, предшествующих году подачи заявления о применении заявительного порядка, организация уплатила в совокупности не менее 7 млрд рублей НДС, НДПИ, акцизов и налога на прибыль (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Применить заявительный порядок по данному основанию можно, только если с момента создания организации до дня подачи декларации с суммой НДС к возмещению прошло не менее трех лет.
Организация является резидентом территории опережающего социально-экономического развития (подп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Чтобы применять заявительный порядок, она должна представить в налоговый орган договор поручительства управляющей компании либо его копию. Договор поручительства должен соответствовать требованиям пункта 4.1 статьи 176.1 НК РФ и предусматривать обязательство управляющей компании уплатить за организацию в бюджет по требованию налогового органа излишне возмещенные ей суммы НДС.
Организация является резидентом свободного порта Владивосток (подп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Чтобы применять заявительный порядок, такой организации следует представить договор поручительства управляющей компании, которая определена Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ, либо копию договора. Договор должен соответствовать требованиям пункта 4.1 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ и предусматривать обязательство управляющей компании уплатить за организацию в бюджет по требованию налогового органа излишне возмещенные ей суммы НДС.
Санкции при заявительном порядке
Если по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС сумма налога, возмещенная в заявительном порядке, признана не подлежащей возмещению, эту сумму налога следует вернуть в бюджет (п. п. 13, 14, 15 ст. 176.1 НК РФ). Такая сумма квалифицируется как излишне возмещенная и признается недоимкой по НДС. На излишне возмещенную сумму налога начисляются проценты исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами:
или начиная со дня фактического получения организацией средств — в случае возврата налога;
или начиная со дня принятия решения о зачете суммы НДС, заявленной к возмещению — в случае зачета налога.
Что касается штрафа, то он возможен, только если в результате применения заявительного порядка возмещения НДС произошла неуплата или неполная уплата налога, то есть у организации возникла задолженность по НДС (ст. 122 НК РФ, п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Такого не случится, если одновременного соблюдены следующие условия:
на дату окончания срока возврата НДС в бюджет у организации была переплата по НДС в размере, превышающем или равном сумме излишне возмещенного налога;
на момент вынесения налоговым органом решения по результатам камеральной проверки эта переплата не была зачтена в счет иных задолженностей организации.
Если размер переплаты был меньше суммы излишне возмещенного НДС, то организация освобождается от ответственности в соответствующей части.
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/37247 от 27.06.2016
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении отдельных положений статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации о заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
Статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Согласно данному порядку налогоплательщикам, у которых по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, предоставлено право возмещать указанную разницу до завершения камеральной проверки налоговой декларации.
На основании положений пунктов 13, 14 и 15 статьи 176.1 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной проверки сумма налога на добавленную стоимость, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, подлежит возврату в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам указанной проверки. При этом в соответствии с пунктом 17 данной статьи Кодекса на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования указанными бюджетными средствами.
Что касается вопроса о штрафах на сумму налога на добавленную стоимость, возмещенную налогоплательщику в заявительном порядке и подлежащую возврату налогоплательщиком по результатам камеральной проверки, то в соответствии с абзацем четвертым пункта 8 статьи 101 Кодекса в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).
При определении неуплаченной суммы налога рекомендуется учитывать разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В пункте 20 названного постановления указано, что в силу статьи 122 Кодекса занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 Кодекса, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.
Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 Кодекса, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.