Что предпринять, если неизвестны причины назначения налогов и сборов
Дата публикации 07.04.2023
Если налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты не заплатить вовремя, сальдо на едином налоговом счете будет отрицательное и налоговая инспекция направит должнику требование об уплате (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате необходимо исполнить в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если в нем не указан более длительный срок (п. 3 ст. 69 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В требованиях, которые направляются в апреле 2023 года, срок исполнения будет увеличен до 1 месяца.
Налоговая инспекция может довести до налогоплательщика требование следующими способами (п. 4 ст. 69 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ):
- передать руководителю организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку;
- по почте заказным письмом (считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления письма);
- в электронной форме по ТКС;
- через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления требования об уплате задолженности в электронной форме по ТКС должна утвердить ФНС России.
Задолженность превышает 3000 руб. | требование направляется не позднее 3 месяцев со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС (п. 1 ст. 70 НК РФ) |
Задолженность не превышает 3000 руб. | требование направляется не позднее 1 года со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС (п. 2 ст. 70 НК РФ) |
Обращаем ваше внимание, что предельный срок направления требований об уплате в 2023 году увеличен на 6 месяцев (постановление Правительства России от 29.03.2023 № 500).
Поступившие на ЕНС суммы единого налогового платежа будут в первую очередь направляться на погашение недоимки (начиная с наиболее ранней). Если денежных средств недостаточно для погашения текущих налоговых обязательств, оставшуюся сумму ЕНП налоговая инспекция пропорционально зачтет в счет платежей с одинаковым сроком (п. 8, 10 ст. 45 НК РФ). Так, к примеру, не получится заплатить налог на прибыль и не заплатить НДС.
Полагаем, что срок для направления требования об уплате будет исчисляться заново в случае возникновения нулевого или положительного сальдо ЕНС.
Если у организации (ИП) есть разногласия относительно суммы отрицательного сальдо ЕНС, до окончания сроков подачи деклараций за 2022 год в марте — апреле 2023 года можно провести сверку. До ее окончания задолженность взыскивать не будут. Также временно не будет ответственности за неуплату налогов, сборов, страховых взносов и неудержание сумм налоговым агентом (до 01.05.2023 и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов). Исключение составляют случаи, когда налоговая ответственность наступает по результатам налоговых проверок, которыми выявлено занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иное неправильное исчисление налога (сбора, страховых взносов) (письма ФНС России от 28.02.2023 № ЕД-26-8/4@, от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@).
Взыскание задолженности за счет денежных средств
В случае неисполнения организацией (ИП) требования об уплате налоговая инспекция вынесет решение о взыскании задолженности. Взыскание может быть за счет (п. 1, 3 ст. 46 НК РФ):
- денежных средств (драгоценные металлы) на счетах в банке 1 ,
- электронных денежных средств.
Решение о взыскании инспекция принимает после истечения срока, установленного в требовании об уплате, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока (в 2023 году предельный срок принятия решений о взыскании увеличен на 6 месяцев). В течение 6 рабочих дней решение о взыскании направят (п. 4 ст. 46 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ):
- по ТКС
- или через личный кабинет налогоплательщика,
- или по почте заказным письмом, если решение нельзя передать иными способами (решение считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма).
Налоговая инспекция размещает решение в специальном реестре (реестр решений о взыскании задолженности, далее – Реестр). Там же учитываются, в частности (п. 3 ст. 46 НК РФ):
- поручения банкам на перечисление задолженности в бюджет (указываются счета и сумма, которую нужно перечислить),
- поручения на перевод электронных денежных средств.
Если сумма задолженности меняется (в том числе при возникновении нулевого или положительного сальдо ЕНС), информация об этом отражается в Реестре. Порядок ведения Реестра утвердила ФНС России приказом от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1138@.
Включение поручения банку (информации об изменении сальдо ЕНС) в Реестр означает, что банк получил такое поручение (информацию). Банк должен исполнить поручение в очередности, которая предусмотрена в ГК РФ (п. 3, 6 ст. 46 НК РФ).
Сначала задолженность будут взыскивать с рублевых расчетных (текущих) счетов (поручение исполняется банком в течение 1 операционного дня). Если денежных средств нет или их недостаточно, взыскание будет последовательно осуществляться с (п. 8, 9, 10 ст. 46 НК РФ):
- с валютных счетов (поручение исполняется в течение 2 операционных дней),
- со счетов в драгоценных металлах (поручение исполняется в течение 2 операционных дней),
- за счет электронных денежных средств.
Решение о взыскании, принятое после истечения 2-месячного срока, считается недействительным. В этом случае налоговая инспекция вправе взыскать задолженность через суд. Заявление в суд можно подать в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Информация о вступившем в силу судебном акте размещается в Реестре вместе с поручениями на перечисление денежных средств (п. 4 ст. 46 НК РФ).
Взыскание задолженности за счет иного имущества
В случае, когда денежные средства на счетах организации (ИП) отсутствуют или их недостаточно, налоговая инспекция будет взыскивать задолженность за счет иного имущества (в т. ч. наличных денежных средств) (п. 11 ст. 46 НК РФ, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Постановление о взыскании задолженности налоговая инспекция направляет судебному приставу-исполнителю и размещает его в Реестре 2 . Это происходит в течение 10 месяцев (п. 2, 3 ст. 47 НК РФ):
- с даты размещения в Реестре решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС, превышающем 30 тыс. руб.
- либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному постановлению при наличии отрицательного сальдо на ЕНС в размере, превышающем 30 тыс. руб.,
- либо с даты возникновения новой суммы задолженности на ЕНС в размере, превышающем 30 тыс. руб., после размещения в Реестре предшествующего постановления,
- либо по истечении 3 лет с даты размещения в Реестре решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС, не превышающем 30 тыс. руб.
Судебный пристав должен исполнить постановление в двухмесячный срок. Взыскание с организации (ИП) производится в следующем порядке (п. 6, 7 ст. 49 НК РФ):
- 1-я очередь – наличные денежные средства, денежные средства и драгоценные металлы, кроме счетов в банках, в отношении которых направлены поручения на перечисление задолженности;
- 2-я очередь – имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров). Например, ценные бумаги, валюта, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений;
- 3-я очередь – готовая продукция (товары), иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
- 4-я очередь – сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства;
- 5-я очередь – имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение (без перехода права собственности), если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;
- 6-я очередь – другое имущество (кроме предназначенного для повседневного личного пользования ИП или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ).
Обязанность по уплате считается исполненной с момента погашения задолженности в пределах денежных средств, вырученных от реализации имущества (п. 9 ст. 47 НК РФ).
Если постановление о взыскании задолженности размещено в Реестре позднее срока, исполнять его не будут. Однако налоговая инспекция вправе взыскать задолженность через суд. Заявление в суд инспекция может подать в течение 2 лет со дня истечения указанных выше сроков. Если срок пропущен по уважительной причине, суд вправе его восстановить (п. 4 ст. 79 НК РФ).
1 Исключение – средства на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
2 При поступлении от судебного пристава постановления об аресте и (или) постановления об обращении взыскания на находящиеся в банке денежные средства (электронные денежные средства), поручение налоговой инспекции на перечисление задолженности приостанавливается до исполнения постановления полностью (или его отмены) (п. 2 ст. 47 НК РФ).
Что предпринять, если неизвестны причины назначения налогов и сборов
Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» подготовлены СК РФ и ФНС России, направлены нижестоящим налоговым органам письмом ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@
Комментарий
ФНС совместно со Следственным комитетом подготовили методические рекомендации для проверяющих, как установить факты умышленной неуплаты налогов и доказать их. Полагаем, что данные разъяснения будут полезны и плательщикам налогов (сборов, взносов) и помогут избежать претензий контролирующих органов.
Умышленная и неосторожная неуплата налога
Неуплата или неполная уплата налога (сбора, взносов) влечет ответственность по ст. 122 НК РФ. Причем от вида вины нарушителя (умысел или неосторожность) зависит размер штрафа. Если нарушение совершено неосторожно, то штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ), если умышленно – уже 40 процентов (п. 3 ст. 122 НК РФ). Поэтому налоговым органам важно установить форму вины нарушителя.
О неосторожном правонарушении говорит то, что нарушитель не осознавал противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, хотя должен был и мог это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ). Это справедливо в случае, когда к налоговому правонарушению приводит низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера организации. В таком случае организация понесет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Умышленные правонарушения характеризует то, что нарушитель осознавал противоправный характер своих действий (бездействий), но при этом желал либо сознательно допускал наступления вредных последствий (п. 2 ст. 110 НК РФ). Суды исходят из того, что об умысле налогоплательщика свидетельствует ряд неслучайных действий якобы независимых лиц, которые подчинены единой воле и приводят к незаконной неуплате налога. Например, искусственное «дробление» бизнеса с использованием фирм-однодневок, чтобы применять специальный налоговый режим и сэкономить на налогах. На деле налогоплательщик имитирует работу нескольких лиц, в то время как в реальности они действуют как одно лицо, т.е. построены искусственные договорные отношения. В таком случае нет элемента случайности, и первым признаком умышленности является имитация.
По мнению ФНС РФ об умысле могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
- участие налогоплательщика в согласованных действиях группы лиц, нацеленных на минимизацию налогов и обналичивание денежных средств при фиктивной хозяйственной деятельности компании (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2012 № А58-2460/2011, Западно-Сибирского округа от 24.10.2013 № А81-3524/2012, Уральского от 26.09.2013 № Ф09-8808/13);
- подконтрольность фирмы-однодневки налогоплательщику. Например, выполнение ряда функций фирмой-однодневкой с использованием материально-технической базы и рабочей силы проверяемого налогоплательщика;
- сложный, запутанный, продолжающийся во времени, повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы, исключающий их совершение в рамках обычной деятельности или по неосторожности;
- прямые улики противоправной деятельности: наличие «черной бухгалтерии», обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика, обналичивание денежных средств и расходование их на те или иные нужды налогоплательщика-организации, ее должностных лиц и учредителей (участников).
Как доказывают умышленную неуплату налога
Вина организации в совершении умышленного налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (п. 4 ст. 110 НК РФ). Поэтому в ходе проверки прежде всего проверяются действия конкретных должностных лиц, к которым относятся руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер, а также иные лица, уполномоченные подписывать отчетную документацию для налоговых органов и обеспечивающие уплату налогов и сборов. Для этого налоговый орган исследует:
- штатное расписание;
- приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
- договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
- доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
- должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации;
- пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки). Полый перечень вопросов к сотрудникам организации приведен в методических рекомендациях.
Эти документы вместе с первичными налоговый орган изучает на предмет «нетипичности» документооборота, несоответствия отдельных операций и договоров внутренними правилами компании, оформления отдельных операций «доверенными» лицами руководства, отсутствия информации об отдельных операциях у лиц, обычно ответственных за их оформление.
Для доказательства умышленной неуплаты налога применяют следующие мероприятия налогового контроля: получение пояснений, допрос, истребование документов (информации), осмотр, выемка, направление запросов в банки. Помимо этого, налоговый орган может использовать вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов (постановления ФАС Поволжского округа от 27.07.2012 № А12-17683/2011, Московского округа от 19.07.2011 № КА-А40/7341-11). При этом не допускается назначение экспертизы по вопросам виновности, в том числе наличия умысла.
Избежать ответственности компания сможет, если виновным лицом окажется рядовой сотрудник, не обладающий соответствующими полномочиями. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 № А12-16620/2011 суд принял во внимание, что директор общества был обманут и введен в заблуждение менеджером организации.
Схемы уклонения от уплаты налогов
В методических рекомендациях приведены наиболее распространенные схемы умышленного уклонения от уплаты налогов и доказательства их незаконности. Рассмотрим их.
- Применение фиктивных (мнимых, притворных) сделок с целью увеличить стоимость приобретения (завысить расходы) или занизить стоимость реализуемого (уменьшить налогооблагаемые доходы). Это классическая схема уклонения от уплаты налогов, сделки в которой могут быть заключены налогоплательщиком как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной организацией. Доказательствами данной незаконной схемы могут быть: фиктивный документооборот, связь должностных лиц организации-налогоплательщика с фирмами-однодневками, невозможность совершить хозоперацию при имеющейся материально-технической базе, неотражение или искаженное отражение операции в бухучете.
- Дробление бизнеса с целью применения специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД). Об этом свидетельствуют, в частности, следующие обстоятельства: разделенные организации осуществляют один и тот же вид деятельности, находятся по одному адресу, имеют одну и ту же материально-техническую базу, персонал, заказчиков, вовлечены в единый производственный процесс, бухгалтерскую и налоговую отчетность по нескольким организациям ведет одно лицо.
- Необоснованное применение налоговых льгот или пониженных ставок. Как правило фиктивно создается группа компаний, одна из которых заявляет налоговые льготы. Доказательством является тот факт, что участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и их согласованные действия направлены на уклонение от уплаты налогов.
- Подмена гражданско-правовых отношений с целью получения налоговой выгоды. То есть одни отношения документально заменяют другими. Например, реальный договор купли-продажи стороны заменяют на договор лизинга, комиссии или договор реализации доли в уставном капитале. В случае подмены купли-продажи договором лизинга оплата фактически производится в рассрочку и обозначается как лизинговые платежи. В результате налогоплательщик может применить ускоренную амортизацию и списать в расходы стоимость основного средства в три раза быстрее, чем по договору купли-продажи. При проверке таких сделок налоговые органы проводят анализ условий договора, реальность осуществления хозяйственной операции, взаимозависимость контрагентов сделки, движение денежных средств и пр.
ФНС отмечает, что на практике схемы редко применяются в чистом виде. Как правило встречается пересечение нескольких схем, что само по себе говорит о спланированных действиях налогоплательщика. Например, создание разветвленной структуры бизнеса с привлечением аффилированных организаций, в результате чего наращивается себестоимость продукции, отправленной на экспорт. Это обеспечивает экспортеру незаконное возмещение НДС.
В заключение
С помощью данных методических рекомендаций налогоплательщик может проанализировать свою деятельность на предмет наличия налоговых рисков и признаков схем уклонения от уплаты налогов.
Одним из доказательств добросовестности налогоплательщика, в том числе при выборе контрагента, может быть сервис «1СПАРК РИСКИ». Этот сервис предоставляет подробную информацию о ключевых аспектах материально-хозяйственной деятельности контрагента: показывает факторы риска, демонстрирует признаки реальности компании, сообщает о финансовых показателях и многом другом. Результат выдается в виде отчета, заверенного цифровой подписью. Если в отчёте есть много подтверждающих признаков и нет критических рисков – то легко сделать вывод о надёжности контрагента. Подробнее о сервисе см. на нашем Портале.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Требование ФНС об уплате налогов
Налогоплательщики обязаны вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Если налогоплательщик не выполняет свои обязательства перед бюджетом, ФНС направляет ему требование об уплате налога. Это мера принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не считается добровольным исполнением обязанностей по уплате налога и сбора. Расскажем о том, как выставляется налоговое требование об уплате налога, какие бывают налоговые требования, как на них реагировать и какие штрафы предусмотрены на тот случай, если налогоплательщик проигнорирует требование ФНС.
Виды налоговых требований об уплате налога
Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок. Правила, по которым налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа, содержатся в статье 69 НК РФ.
С 1 января 2023 года действует новая редакция статьи 69 НК РФ. Изменения внесены в связи с переходом на единый налоговый платёж (ЕНП).
В новой редакции требование об уплате налога, сбора, страховых взносов называется требованием об уплате задолженности, а суть документа определяется как «извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счёта и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности»
На первый взгляд может показаться, что есть множество видов налоговых требований: первоначальное, повторное и уточнённое, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. На самом деле вид требования об уплате налогов един, он определён в Налоговом Кодексе.
Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточнённого требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Налоговые органы не имеют права под видом уточнённого налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период.
Что содержится в требовании об уплате налога
В документе указываются:
- сумма задолженности по налогу и пени;
- меры, которые будут приняты по взысканию налога;
- основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
- срок уплаты налогов;
- срок исполнения требования.
Порядок направления налогового требования об уплате налога
Предоставление налогового требования адресату может осуществляться тремя способами:
- личная передача руководителю организации или физическому лицу, а также их уполномоченным представителям под расписку;
- направление по почте заказным письмом — в этом случае письмо считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несёт риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если не позаботится о том, чтобы получить эту корреспонденцию по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу № А72-8864/2010).
Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:
- личная передача руководителю организации или физическому лицу, а также их уполномоченным представителям под расписку;
- направление по почте заказным письмом — в этом случае письмо считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несёт риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если не позаботится о том, чтобы получить эту корреспонденцию по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу № А72-8864/2010).
Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:
- требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
- требования должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учёта.
Срок предоставления требования об уплате налога
Налоговое требование об уплате налога направляется налогоплательщику в течение 3 месяцев со дня обнаружения недоимки. Если она обнаружилась во время налоговой проверки, то требование будет направлено в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки. Если сумма недоимки меньше 500 рублей, требование направят в течение года.
С 1 января 2023 года по общему правилу требование об уплате задолженности направляется налогоплательщику в течение трёх месяцев со дня формирования отрицательного сальдо на едином налоговом счёте, а если задолженность не превышает 3000 рублей, то в течение одного года.
Если налоговая пропустила установленный срок направления требования, это не значит, что она не взыщет недоимку другими способами.
Срок исполнения требования об уплате налога
Минимальный срок на исполнение требования, который отводится налогоплательщику — восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный срок не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ). Это же правило сохраняется в новой редакции статьи, которая начнёт действовать с 1 января 2023 года.
До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять другие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.
Штрафы за неисполнение требования по уплате налогов
Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведёт к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры:
- пени — это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Для организаций ставка равна одной трёхсотой ставки рефинансирования за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) и начиная с 31-го календарного дня такой просрочки, одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
- поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определённые сроки этого не делает, оформляется договором);
- банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; банк должен отвечать требованиям, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
- залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определённые сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счёт стоимости заложенного имущества);
- арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).
Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочёты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточнённое требование об уплате.
Как получить требование об уплате налога в сервисе «1С-Отчётность»
На поступившие через ТКС требования нужно не только отвечать, но и подтвердить само получение документа. Отсутствие подтверждения грозит блокировкой счёта.
Пользователи сервиса «1С-Отчётность» могут не беспокоиться о том, что пропустят требование налоговой.
Как только требование от ФНС поступает оператору ЭДО, автоматически формируется уведомление для налогоплательщика и отправляется на его почту и телефон. В сервисе реализован новый порядок работы с требованиями: теперь при работе в сервисе или в учётной системе будет появляться окно, в котором отображается список требований, на которые нужно отреагировать.
Кроме того, при наличии просроченного требования или требования, которое скоро будет просрочено, в разделе Отчёты отображается красная плашка с предупреждением и напоминанием о том, что нужно подтвердить получение требования.
Подтвердить приём требования в сервисе «1С-Отчётность» очень легко. Достаточно зайти в требование или в списке требований найти нужное и нажать на кнопку «Подтвердить приём», а затем нажать кнопку «Подтвердить». Затем автоматически формируется квитанция о приёме, шифруется и направляется в налоговую. Больше ничего для подтверждения приёма делать не нужно.
В списке требований теперь отображаются сроки по требованиям. После подтверждения требования сервис показывает, сколько дней осталось на отправку ответа — документов, пояснений и т.д. Если требование не подтверждено, в сервисе отображается, сколько времени осталось на подтверждение. Для просроченных требований указывается срок просрочки.
Кроме того, если открыть требование, то в нём будет информационная плашка, посвящённая срокам ответа на данное требование с подробной выдержкой из законодательства. Срок может отличаться в зависимости от вида требования.